Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 77-п в приложение к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 19 апреля 2004 г. N 171-п
Требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды
на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
17 апреля 2006 г.
1. Настоящие Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования) разработаны с учетом особенностей территории автономного округа, характера расположения месторождений углеводородного сырья, большинство из которых находится в пределах водоохранных зон рек, относящихся к водоемам высшей категории рыбохозяйственного значения, озер и в заболоченных участках местности, формирующих стоки рек.
1.1. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды (далее - Планы) разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата на территории автономного округа.
1.2. Разработанные Планы для объектового и местного уровня представляются организациями один раз в три года, территориального уровня - один раз в четыре года, регионального и федерального уровней - один раз в 5 лет на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Департамент гражданской защиты населения автономного округа, Управление по охране окружающей природной среды автономного округа, Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа и на утверждение в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в указанной очередности.
Согласование Планов уполномоченными органами государственной власти осуществляется в срок не позднее 1 марта первого календарного года нового периода действия Плана в течение тридцати календарных дней с момента представления их организациями.
Для согласования Планов, с целью создания и ведения реестров загрязненных нефтью, нефтепродуктами, газовым конденсатом, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа, а также для определения причиненных размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды организации одновременно с Планами, разработанными в соответствии с приложением 3 к настоящим Требованиям, представляют материалы по формам согласно приложению 1 к настоящим Требованиям.
Планы, согласованные до вступления в силу настоящего постановления, подлежат обязательной корректировке и согласованию в уполномоченных исполнительных органах государственной власти в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в срок до 1 октября 2006 года.
Согласованные Планы подлежат корректировке (переработке) в случае изменения исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайную ситуацию, при изменении существенных производственных показателей организаций (увеличение объемов добычи углеводородного сырья; развитие новой производственной инфраструктуры, связанной с добычей, подготовкой, транспортировкой, хранением нефти, нефтепродуктов; изменение производственной структуры предприятия и другие существенные условия), изменении условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации разливов; изменении действующих требований (норм и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности, с обязательным уведомлением исполнительных органов государственной власти, указанных в приложении 5 к настоящим Требованиям, в срок до 1 марта текущего календарного года.
Откорректированный (переработанный) План утверждается в соответствии с порядком, установленным федеральными нормативными правовыми актами.
Организации ежегодно не позднее 1 марта текущего календарного года представляют в Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа и Управление по охране окружающей природной среды автономного округа на согласование:
1) программу природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Программа предварительно согласовывается с Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и включает в себя запланированные мероприятия по:
а) рекультивации нарушенных и загрязненных земель, очистке засоренных и загрязненных водных объектов, рекультивации нефтешламовых амбаров;
б) профилактике загрязнения окружающей среды;
в) обращению с отходами; охране земель, водных объектов и атмосферного воздуха;
г) повышению технической оснащенности;
д) ведению производственного экологического мониторинга;
а также другие организационные мероприятия;
2) программу работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включающую все работы по реконструкции, капитальному, текущему ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов, в соответствии с перечнем объектов, указанных в приложении 8 к настоящим Требованиям, в разрезе каждого лицензионного участка недр;
3) отчет с результатами фактического выполнения запланированных мероприятий согласно Плану за прошедший календарный год (в том числе согласно программе природоохранных и природовосстановительных мероприятий, программе работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры), с обоснованием причин невыполнения, если таковые имели место. К отчету прилагаются сведения по всем фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, повлекших загрязнение земель и водных объектов нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, и их последствиям за прошедший календарный год по каждому лицензионному участку недр. Материалы представляются на бумажных и магнитных носителях в соответствии с приложением 4 и формами, указанными в приложении 2 к настоящим Требованиям.
Отчет о выполнении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды на территории автономного округа представляется после окончания работ в порядке, установленном федеральными нормативными правовыми актами.
Информация представляется в разрезе каждого лицензионного участка недр.
1.3. В соответствии с федеральным законодательством и настоящими Требованиями Планами должны предусматриваться:
1.3.1. Прогнозирование возможных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, включая:
1.3.1.1. Организацию на предприятиях служб технического надзора за промысловыми трубопроводами.
1.3.1.2. Организацию лабораторий дефектоскопии нефтепромыслового оборудования при предприятиях или заключение договоров на проведение работ по дефектоскопии с другими организациями, имеющими такие лаборатории.
1.3.2. Количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды (далее - силы и средства); соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимости привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований.
1.3.3. Организация взаимодействия сил и средств, которая должна предусматривать:
1.3.3.1. Время доставки специализированных подразделений к местам аварий.
1.3.3.2. Расчет транспортных средств и схему доставки специализированных подразделений и оборудования к местам аварий различными видами транспорта (авиационным, автомобильным, водным, вездеходным).
1.3.4. Состав и дислокация сил и средств.
1.3.5. Организация управления, связи и оповещения включает схему оповещения о разливах нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды согласно приложению 7 к настоящим Требованиям.
1.3.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности, в том числе создание специализированных подразделений, аварийных бригад на предприятиях для выполнения работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.
1.3.7. Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.
1.3.8. Первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации.
1.3.9. Географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации; транспортная инфраструктура в районе возможных аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.
1.3.10. Обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.
1.3.11. График проведения операций по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.
1.3.12. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации и предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, в том числе:
1.3.12.1. Приобретение оборудования и приборов для организации работы лаборатории дефектоскопии.
1.3.12.2. Снабжение специализированных подразделений необходимым оборудованием и снаряжением, включая:
а) нефтесборные (насосные) агрегаты, вакуумные установки;
б) боновые заграждения, нефтеловушки;
в) резервуары мобильного развертывания (емкости для сбора нефти, нефтепродуктов);
г) суда - нефтесборщики;
д) моторные лодки;
е) комплекты гибких труб;
ж) установки по очистке нефтезагрязненных грунтов;
з) болотоходную технику;
и) аварийные запасы сорбентов для сбора нефти и нефтепродуктов.
1.3.13. Работы по предупреждению аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, которые должны включать:
1.3.13.1. Реконструкцию нефтесборных сетей, газопроводов и продуктопроводов, водоводов и замену трубопроводов на коррозионно-стойкие, в том числе металлопластиковые трубы.
1.3.13.2. Ревизию и замену задвижек на гидроциклонах, ревизию запорной арматуры и подводных трубопроводов.
1.3.13.3. Восстановление обваловок кустовых площадок, установок подготовки и перекачки нефти, товарных парков и нефтебаз.
1.3.13.4. Обеспечение надежной работы противовыбросного оборудования при бурении разведочных и эксплуатационных скважин.
1.3.13.5. Осуществление отработки и освоения законченных бурением нефтяных скважин, а также в процессе капитального и подземного ремонта скважин в нефтесборный коллектор или специальную емкость.
1.4. Для своевременной локализации и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды проводятся:
1.4.1. Мероприятия по локализации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, включающие:
а) остановку сброса нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в окружающую среду;
б) сбор разлившихся нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых технических средств;
в) размещение собранных нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, рекультивация мест разливов, очистка загрязненных водных объектов осуществляются в соответствии с проектами рекультивации загрязненных земель, очистки, восстановления засоренных и загрязненных водных объектов, утвержденных в установленном порядке. Засыпка мест разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды грунтами до проведения этапа технической рекультивации исключается.
1.4.2. Определяются:
а) местоположения карьеров грунта (песка и т.д.), используемого для прокладки временных подъездов к месту аварии в труднодоступных местах и обваловки места разлива;
б) необходимое количество автотранспортной и специальной техники для обеспечения эффективной работы по устранению разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды;
в) места установки боновых заграждений, нефтеловушек на водоемах;
г) местоположение полигонов промышленных отходов, предназначенных для размещения почв и земель, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, установок по переработке и очистке загрязненных почв и земель.
1.5. Рекультивация загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой почв и земель, восстановление и очистка загрязненных водных объектов осуществляются в соответствии с проектами рекультивации земель и восстановления водных объектов, согласованными в установленном порядке и получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы, на основании установленных нормативных требований и с обязательным учетом следующего:
1.5.1. Технический этап рекультивации (техническая рекультивация) является подготовкой земель для последующего целевого использования их в хозяйстве. Техническая рекультивация проводится преимущественно механическими методами и может включать в себя такие виды работ как планировочные работы, создание рекультивационного почвенного слоя, землевание, нанесение плодородного слоя, строительство подъездных дорог, устройство гидротехнических сооружений, коренную мелиорацию и другое.
1.5.2. Биологический этап рекультивации (биологическая рекультивация) представляет собой комплекс биомелиоративных мероприятий (агротехнических, фитомелиоративных, гидромелиоративных) по восстановлению плодородия нарушенных (загрязненных) земель.
2. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды в соответствии с федеральным законодательством и настоящими Требованиями должен содержать следующие сведения:
2.1. Причины и обстоятельства разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, которые должны содержать:
2.1.1. Акты технического расследования фактов разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.
2.1.2. Топографическую карту участка местности с нанесением мест разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды и границ (площади) загрязнения с привязкой к основным объектам инфраструктуры лицензионного участка недр, с указанием:
источника разлива - площадного объекта, трубопровода;
точки (места) разлива на данном объекте-источнике разлива.
2.1.3. Расчеты потерь нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, попавших в окружающую среду вследствие аварии.
2.2. Описание и оценку действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.
2.3. Оценку эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе принятые меры по ликвидации последствий разливов, включая откачку и сбор нефти, нефтяной эмульсии, обваловку грунтом загрязненного участка, обработку реабилитируемой территории биосорбентами, бакпрепаратами, отсыпку загрязненного участка торфом.
2.4. Затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и последующую реабилитацию территории, в том числе объем собранных нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды при ликвидации последствий разлива.
2.5. Расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам.
2.6. Уровень остаточного содержания нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в почвах территорий и в донных отложениях акваторий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, подтвержденный результатами химико-физического анализа.
2.7. Состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности.
2.8. Предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
2.9. Сроки окончательной рекультивации загрязненных земель, сдачи их землепользователю и срок очистки загрязненных акваторий, согласованные с Управлением по охране окружающей природной среды автономного округа и соответствующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами).
2.10. Иные сведения, предусмотренные федеральным законодательством.
К отчету должны прилагаться результаты фактического выполнения мероприятий организациями в соответствии с приложением 2 к настоящим Требованиям, с обоснованием причин невыполнения мероприятий, если таковые имеют место.
Дополнительно к отчету организации должны представлять информацию по всем авариям и их последствиям за прошедший календарный год по каждому лицензионному участку недр согласно приложению 2 к настоящим Требованиям.
3. Дополнительно к Плану и отчету прилагаются топографические карты территорий каждого лицензионного участка с обозначением техногенных объектов: сети трубопроводов - нефтепроводов, газопроводов, водоводов системы поддержания пластового давления; линий электропередач; автодорог; нефтешламовых амбаров; мест размещения карьеров, полигонов для временного хранения нефтешламов, загрязненной земли, полигонов по утилизации нефтешламов; мест размещения шламовых амбаров, площадных объектов - кустов скважин, одиночных скважин, УПН, ДНС, КСП, ЦПС, КНС, УПСВ, БПО, жилых поселков и т.д., а также их технических характеристик в масштабе 1:25000 или 1:50000 (в форматах Arcinfo либо Mapinfo или совместимых с ними). Карты представляются на бумажных и магнитных носителях.
На топографические карты, прилагаемые к Плану, дополнительно:
наносятся все места разливов, земли и водные объекты, загрязненные нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, на дату составления Плана;
выделяются источники разливов - площадные объекты, трубопроводы, с указанием точки (места) разлива на данном объекте-источнике разлива;
обозначаются места, на которых запланированы мероприятия по очистке, рекультивации, восстановлению и реабилитации земель и водных объектов;
перечисляются мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включая демонтаж трубопроводов, с указанием на карте конкретного места запланированных работ.
Топографическая карта, предоставляемая к отчету, является идентичной карте Плана, с нанесением дополнительной информации по выполненным мероприятиям за отчетный год.
4. Согласованные и утвержденные в установленном порядке Планы, а также корректировки к Планам, включая все приложения к ним, в одном экземпляре (оригинал) направляются каждой согласующей стороне. В Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа Планы, корректировки к Планам, отчеты и приложения к ним представляются на бумажных и магнитных носителях, с соблюдением идентичности материалов.
Ежегодные согласованные отчеты в соответствии с пунктом 2 настоящих Требований в одном экземпляре (оригинал) направляются в Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа, Управление по охране окружающей природной среды автономного округа, со всеми соответствующими приложениями к ним, на бумажных и магнитных носителях, с соблюдением идентичности материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.