Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства информационных технологии и связи РФ
от 27 декабря 2005 г. N 147
Квалификационные требования
к государственным служащим в области использования информационных технологий
1. Введение
Квалификационные требования к государственным служащим в области использования информационных технологий (далее - квалификационные требования) разработаны Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р.
Разработка квалификационных требований осуществлялась с учетом положений федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)", а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Представленный документ определяет квалификационные требования к различным категориям гражданских государственных служащих в области использования информационных технологий.
2. Основные цели и принципы построения системы квалификационных требований
При построении квалификационных требований в основу положены следующие принципы:
1. Ориентация на знания и навыки технологий общего пользования.
2. Ориентация на знания и навыки, необходимые конечным пользователям.
3. Модульность структуры перечня требований.
4. Наличие нескольких уровней квалификационных требований.
5. Полнота и открытость стандарта требований.
6. Независимость от производителей программного и аппаратного обеспечения.
7. Соблюдение одновременности требований к теоретическим знаниям и к практическим навыкам.
Модульность структуры перечня требований дает возможность учитывать специфику деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти и позволяет:
выбирать необходимые модули из списка требований при составлении конкретных квалификационных требований к служащим, замещающим определенные должности;
расширять квалификационные требования за счет включения в них новых модулей, отражающих изменения в технологиях или специфические аспекты существующих систем.
Формирование списка модулей, за исключением модулей уровня "базовый", для включения в квалификационный экзамен для лиц, замещающих конкретные должности, проводится представителем нанимателя.
3. Квалификационные требования
Квалификационные требования состоят из трех разделов, в каждом из которых приведены требования для основных категорий служащих, перечисленных в федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Требования ко всем категориям разбиты на три уровня: "базовый", "расширенный" и "специальный".
3.1. Обязательные квалификационные требования (уровень "Базовый")
Модули уровня "базовый" квалификационных требований являются обязательными для включения в квалификационный экзамен, однако их набор для категорий государственных служащих различен.
3.1.1. Квалификационные требования уровня "Базовый", обязательные для всех категорий государственных служащих
Знание перечисленных ниже модулей уровня "Базовый" обязательно для всех категорий (руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов).
1. Аппаратное и программное обеспечение.
1.1. Внутренние и периферийные устройства компьютера, их назначение и основные характеристики.
1.1.1. Системный блок.
1.1.2. Устройства ввода-вывода информации.
1.1.3. Устройства хранения данных.
1.2. Программный принцип управления компьютером.
1.3. Виды программного обеспечения.
2. Компьютерные сети и Интернет.
2.1. Глобальные и локальные сети.
2.2. Понятие локальной сети. Навигация в сети к общим ресурсам, права доступа.
2.3. Использование общих ресурсов. Работа с файлами и принтерами в сети.
2.4. Глобальная сеть Интернет.
2.5. Способы подключения к Интернет.
2.6. Адресация в Интернет, веб-сайты.
2.7. Программные средства просмотра веб-страниц.
2.8. Основные принципы поиска информации в Интернет.
3. Общие понятия об информационной безопасности.
3.1. Внешние и внутренние угрозы в информационной сфере.
3.1.1. Опасные действия, осуществляемые авторизованными пользователями (повреждение данных в результате неосторожных действий; кража или уничтожение данных).
3.1.2. Несанкционированное проникновение в компьютерные сети, злонамеренные действия и нарушения в работе сетей.
3.13. Компьютерные вирусы.
3.2. Методы обеспечения безопасности.
3.2.1. Средства идентификации пользователей.
3.2.2. Средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям.
3.2.3. Межсетевые экраны и фильтрация содержания.
3.2.4. Средства антивирусной защиты.
3.2.5. Системы обнаружения уязвимости сетей и анализаторы сетевых атак.
3.2.6. Организационные методы обеспечения и поддержания информационной безопасности.
3.3. Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП).
4. Навыки работы в операционной системе.
4.1. Загрузка компьютера. Вход пользователя в систему.
4.2. Основные элементы интерфейса операционной системы (ОС).
4.3. Разновидности окон, их основные элементы. Работа с окнами.
4.4. Работа с мышью и клавиатурой.
4.5. Понятие файла и папки. Их типы и свойства.
4.6. Создание, переименование и удаление файлов и папок.
4.7. Навигация в файловой системе. Способы поиска файлов.
4.8. Запуск установленных прикладных программ. Просмотр существующих файлов. Создание, редактирование и сохранение файла.
4.9. Копирование и перемещение файлов и папок. Использование буфера обмена.
4.10. Выделение группы файлов или папок. Действия с группами.
4.11. Понятие о резервном копировании и восстановлении информации в случае аппаратных сбоев или других аварийных ситуаций.
4.12. Сжатие (архивация) файлов. Работа с архивом: создание; добавление, удаление, извлечение файлов.
4.13. Сбои при работе с компьютером. Действия при сбоях: аварийное прекращение работы программ, горячая и холодная перезагрузка.
4.14. Использование справочной системы.
4.15. Завершение сеанса, перезагрузка или завершение работы с ОС.
5. Основы офисных технологий.
5.1. Работа с электронной почтой.
5.1.1. Почтовый сервер, почтовый клиент, учетная запись и адрес электронной почты.
5.1.2. Назначение отдельных папок.
5.1.3. Получение сообщений. Просмотр полученных сообщений.
5.1.4. Создание и отправка нового сообщения.
5.1.5. Ответ на сообщение, пересылка и удаление сообщений.
5.1.6. Вложение файлов в сообщения.
5.2. Текстовый редактор.
5.2.1. Набор и редактирование текста.
5.2.2. Работа с фрагментами текста (копирование, перемещение, удаление).
5.2.3. Отмена действий.
5.2.4. Поиск и замена текста.
5.2.5. Шрифтовое оформление текста.
5.2.6. Создание списков.
5.2.7. Создание и оформление таблиц.
5.2.8. Работа с многостраничным документом.
5.2.9. Проверка орфографии.
5.2.10. Настройка параметров страницы.
5.2.11. Вывод документа на печать.
5.3. Электронные таблицы.
5.3.1. Назначение и основные функции электронных таблиц.
5.3.2. Ввод и редактирование данных.
5.3.3. Основные понятия: ячейка, диапазон, лист, форматы данных.
5.3.4. Простейшие вычисления.
5.3.5. Работа с табличными данными: сортировка, фильтрация.
5.3.6. Оформление и подготовка к печати.
5.4. Работа с базами данных.
5.4.1. Назначение и основные функции баз данных при хранении информации.
5.4.2. Основные объекты базы данных.
5.4.3. Понятие связанных записей и целостность данных.
5.4.4. Работа с существующей базой данных: ввод, редактирование и удаление информации.
5.4.5. Поиск, сортировка и отбор записей.
5.5. Подготовка презентаций.
5.5.1. Назначение и основные функции программы для подготовки слайдов презентаций.
5.5.2. Создание презентаций на основе стандартных шаблонов.
5.5.3. Управление показом слайдов.
5.6. Планировщики персональной деятельности.
5.6.1. Внесение расписания в электронный календарь. Напоминания.
5.6.2. Хранение контактной информации.
5.6.3. Создание задач.
5.7. Использование графических объектов в электронных документах.
5.7.1. Типы графических объектов.
5.7.2. Размещение графических объектов в документе.
3.1.2. Дополнительные квалификационные требования уровня "Базовый", обязательные для категорий руководителей, помощников (советников) и специалистов
Знание перечисленных ниже модулей уровня "Базовый" обязательно для категорий руководителей, помощников (советников) и специалистов.
6. Современные информационные технологии в государственных органах.
6.1. Использование информационных технологий в решении задач эффективного межведомственного взаимодействия.
6.2. Обеспечение предоставления государственных услуг населению и организациям с помощью современных информационных технологий.
6.3. Организация персональной и коллективной работы сотрудников федеральных органов государственной власти с помощью информационных технологий.
3.1.3. Дополнительные квалификационные требования уровня "Базовый", обязательные для категорий руководителей и помощников (советников)
Знание перечисленных ниже модулей уровня "Базовый" обязательно обязательные для категорий руководителей, помощников (советников).
7. Правовые аспекты в сфере информационных технологий.
7.1. Конституция РФ, в части прав граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
7.2. Представление об основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы использования информационных технологий.
7.3. Нормативные правовые акты в области обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов.
7.4. Конфиденциальность информации. Государственная тайна.
3.2. Вспомогательные квалификационные требования (уровень "Расширенный")
Модули уровня "расширенный" включаются в квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя в соответствии с должностными регламентами, особенностями и сложностью работ, возложенных на государственных служащих любых категорий (руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов).
8. Управление электронной почтой.
8.1. Поиск сообщений. Сортировка и группировка сообщений по дате, отправителю и теме сообщения,
8.2. Работа с адресной книгой. Создание списков рассылки.
8.3. Настройка уведомления о получении и прочтении сообщений.
8.4. Использование общих папок.
8.5. Создание автоматической подписи.
8.6. Автоматический ответ на сообщения.
8.7. Автоматическое управление входящей почтой.
8.8. Сообщения, являющиеся частью массовой рассылки рекламного и иного характера, не связанные с профессиональной деятельностью пользователя ("спам"). Идентификация таких сообщений и способы борьбы с ними.
9. Текстовый редактор.
9.1. Настройка среды текстового редактора в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя.
9.2. Профессиональное оформление документа (в том числе с использованием стилей и шаблонов).
9.3. Создание оглавлений, колонтитулов, сносок и гиперссылок.
9.4. Коллективная работа над документом. Внесение исправлений и вставка примечаний. Сравнение документов и объединение исправлений.
9.5. Использование объектов, созданных в других приложениях, в документе.
9.6. Слияние документов - автоматизация рутинной работы.
9.7. Настройка параметров страницы и свойств документа.
10. Электронные таблицы.
10.1. Настройка среды для работы с электронными таблицами в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя.
10.2. Вычисления в таблицах с использованием функций.
10.3. Группировка данных, подведение итогов, объединение (в том числе данных из разных источников).
10.4. Построение и оформление графиков и диаграмм.
10.5. Одновременная работа с несколькими файлами, связь данных.
10.6. Использование шаблонов.
10.7. Защита информации в электронных таблицах.
10.8. Статистический анализ данных, прогнозирование.
10.9. Настройка параметров печати и свойств файлов электронных таблиц.
11. Работа с базами данных.
11.1. Создание новой базы данных.
11.2. Создание и редактирование связей между таблицами.
11.3. Импорт данных в текущую базу из других источников.
11.4. Конструирование запросов к базе данных.
11.5. Создание и редактирование отчетов.
11.6. Создание и настройка форм.
12. Подготовка презентаций.
12.1. Изменение порядка слайдов, добавление и скрытие слайдов.
12.2. Оформление слайдов.
12.3. Создание шаблона для презентаций.
12.4. Включение в слайд иллюстраций, диаграмм, звуков и других объектов.
12.5. Добавление эффектов анимации и смены слайдов.
12.6. Управление демонстрацией. Презентация в автоматическом режиме.
12.7. Печатать слайдов и заметок для раздачи слушателям.
13. Планирование и управление персональной и групповой деятельностью.
13.1. Использование календаря для организации групповой деятельности.
13.2. Поручение задач другому пользователю.
13.3. Организация собраний: планирование времени, составление списка приглашенных, согласование времени.
13.4. Управление периодически повторяющимися элементами расписания.
13.5. Отчеты о ходе выполнения задач.
3.3. Специализированные квалификационные требования (уровень "Специальный")
Модули квалификационных требований уровня "Специальный" формируются представителем нанимателя с учетом функциональных обязанностей и специфики работы государственных служащих любых категорий (руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов) конкретного государственного органа, функциональные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, используемым в данном государственном органе.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 27 декабря 2005 г. N 147 "Об утверждении квалификационных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.