Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 25 мая 2005 г. N 91-п
Методика
по вопросам регулирования и формирования тарифов на услуги
водоснабжения и водоотведения в Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре
1. Общие положения
Методика по вопросам регулирования и формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (далее - Методика) разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с изменениями на 12.12.2004) и от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (с изменениями на 08.08.2003), Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20.06.2001 N 51-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями на 21.12.2004), постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.02.2001 N 17-п "О регулировании цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) в автономном округе" (с изменениями на 01.12.2004).
Методика применяется всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающими услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и эксплуатирующими инженерные сооружения и оборудование, используемое для оказания как полного комплекса услуг водоснабжения и водоотведения, так и отдельных услуг водоснабжения и водоотведения, и органами, осуществляющими регулирование тарифов и контроль за ними.
1.1. Основные цели:
установление единого методологического подхода к формированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
предотвращение установления монопольно высоких тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения;
оптимальное сочетание экономических интересов производителей и потребителей услуг;
учет особенностей, связанных с конкретными условиями производства услуг, климатических и других факторов;
выявление скрытых резервов снижения затрат по каждой стадии технологического процесса;
экономически обоснованное распределение затрат между видами услуг;
создание экономической заинтересованности у предприятий, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, в повышении эффективности использования ресурсов и снижении стоимости оказываемых услуг.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Методике
Абонент (потребитель) - юридическое лицо, предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства договор в установленном порядке на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном, муниципальном или частном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Баланс водопотребления и водоотведения - соотношение между фактически используемыми объемами воды из всех источников водоснабжения и отводимыми объемами сточных вод за год.
Водопотребление - использование воды абонентом на удовлетворение своих нужд.
Водоснабжение - комплекс инженерных сооружений, оборудования и санитарных мероприятий, обеспечивающий подъем, очистку и транспортировку воды абонентам.
Водоотведение (канализация) - комплекс инженерных сооружений, оборудования и санитарных мероприятий, обеспечивающий сбор и отведение сточных вод за пределы населенных мест и промышленных предприятий, а также их очистку и обезвреживание перед утилизацией.
Водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения.
Граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации по признаку обязанностей за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и канализации, устанавливаемые соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Канализационная сеть (сеть водоотведения) - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Общесплавная система канализации - система канализации, предназначенная для совместного сбора и отведения всех видов сточных вод, включая дренажные, поверхностные и поливомоечные сточные воды.
Питьевая вода - вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям, и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и производства пищевой продукции.
Производственная вода - вода, отвечающая требованиям технологического процесса, для которого она используется.
Полный комплекс услуг водоснабжения - совокупность услуг подъема, очистки и транспортировки воды.
Полный комплекс услуг водоотведения - совокупность услуг перекачки, транспортировки, очистки и утилизации сточных вод.
Потеря воды в системе - объем воды, теряющейся при ее транспортировке и очистке, а также при авариях на сети.
Регулирующие органы - органы, регулирующие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения:
Департамент тарифной и ценовой политики автономного округа - для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением муниципальной;
органы местного самоуправления муниципальных образований - для хозяйствующих субъектов муниципальной формы собственности.
Сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Уличный водоразбор - устройства для разбора воды непосредственно из водопроводной сети.
Хозяйствующий субъект - юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
1.3. Порядок изменения и установления тарифов
Изменение тарифов осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
Перечень материалов, необходимых для установления тарифов, представляется в регулирующие органы в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2002 N 59-п "О порядке утверждения цен и тарифов на продукцию, товары, услуги и работы на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (с изменениями и дополнениями на 03.03.2005).
Кроме того, предоставляются заполненные таблицы согласно Сборнику приложений к настоящей Методике и расшифровка выручки по видам деятельности (Форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" к бухгалтерскому балансу).
Если потребителями услуг являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бюджетные организации или население (не менее 1/3 объема реализации), расчетные материалы должны быть согласованы с органами регулирования цен и тарифов местного самоуправления муниципальных образований.
1.4. Перечень услуг водоснабжения и водоотведения
Услуги водоснабжения:
подъем воды;
очистка:
- хозяйственно-питьевой воды,
- производственной воды;
транспортирование воды.
Услуги водоотведения:
перекачка стоков;
очистка стоков;
транспортирование стоков.
1.5. Основные положения формирования тарифов
Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (предприятиям, оказывающим услуги водоснабжения и водоотведения) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения;
обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности;
учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формирование экономически обоснованных расходов по обычным видам деятельности организации и их отнесение на регулируемый вид деятельности основывается на ведении раздельного учета затрат по указанному виду деятельности в соответствии с:
частями первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации;
Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н;
Положением по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденным приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н (с изменениями на 30.03.2001);
Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н (с изменениями от 30.03.2001);
Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (с изменениями на 30.03.2001);
другими принятыми в установленном порядке нормативными документами.
2. Производственные показатели
Производственные показатели представляются по форме приложений 1-в (заполняется отдельно для хозяйственно-питьевой и производственной систем водоснабжения) и 1-к.
Все плановые производственные показатели определяются на основе анализа фактических показателей предшествующего года.
Учет количества отпущенной воды и пропущенных сточных вод производится в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167 (с изменениями на 08.08.2003).
Объемы отпущенной воды, а также объемы сточных вод, принятых в канализационную сеть от всех потребителей, должны корреспондироваться с показателями договоров на поставку услуг. Для этого в расчетных материалах предусматривается перечень потребителей с разбивкой объемов в зависимости от назначения получаемых услуг, в том числе и собственных объемов основного производства.
Утечки и неучтенный расход воды в системе определяется как итог суммарного количества поднятой воды и полученной со стороны за минусом количества воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений и отпущенной всем потребителям.
При формировании тарифов регулирующим органом принимается:
количество воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений, - не более 5 процентов в суммарном объеме воды, пропущенной через очистные сооружения в проектируемый период;
величина утечек и неучтенного расхода воды в системе - не более 10 процентов от отпущенной воды всем потребителям.
Если данные показатели у хозяйствующего субъекта складываются выше, их необходимо обосновать соответствующими расчетами:
а) количество воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений, и его долю в суммарном объеме воды, пропущенной через очистные сооружения в проектируемый период, исходя из принятой в организации технологии очистки воды согласно СНиП 2.04.02-84;
б) процент утечек и неучтенный расход воды в системе более 10 процентов от объема отпущенной всем потребителям воды;
а также представить план мероприятий по повышению качества ремонта сети и водопроводных устройств, по инвентаризации потребителей и установке средств измерений.
В расчетных материалах, прилагаемых к производственным показателям системы водоотведения, необходимо указать вид системы: общесплавная или раздельная. В случае общесплавной канализации объемы ливневой канализации должны быть выделены отдельно.
В населенных пунктах, имеющих общесплавные системы канализации, органами местного самоуправления должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке местные правила пользования такими системами канализации.
Учет объемов питьевой воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий, а также ее оплата осуществляются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
3. Формирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения
Формирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется по стадиям технологического процесса: подъем воды (перекачка сточных вод), очистка воды (очистка сточных вод), транспортирование воды (транспортирование сточных вод) в соответствии с балансовой принадлежностью или эксплуатационной ответственностью основных производственных фондов водоснабжения и водоотведения.
Затраты, включаемые в расчет тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, группируются в соответствии с экономическим содержанием на:
прямые расходы (связанные с производством и реализацией):
материалы (химические реагенты),
электроэнергия,
амортизация,
ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт,
затраты на оплату труда,
единый социальный налог,
прочие расходы;
накладные расходы:
цеховые расходы,
общеэксплуатационные расходы;
прочие расходы:
операционные расходы,
внереализационные расходы.
Группировка затрат по стадиям технологического процесса и статьям затрат позволяет рассчитать тарифы на каждом этапе технологического процесса.
Особенности формирования отдельных статей расходов по стадиям технологического процесса отражены в подразделах 3.2-3.5.
Если хозяйствующие субъекты оказывают полный комплекс услуг водоснабжения или водоотведения, то прибыль рассчитывается к сумме расходов по всем стадиям технологического процесса.
Если хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе расходы, связанны с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
В тарифы не включаются расходы хозяйствующих субъектов, связанные с привлечением ими избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.
3.1. Определение расходов на подъем воды
Расходы на подъем воды состоят из затрат на эксплуатацию:
а) водозаборных сооружений, к которым относятся сооружения для забора подземных вод или водоприемные сооружения (водозаборные скважины, шахтные колодцы, горизонтальные водозаборы, комбинированные водозаборы, лучевые водозаборы и т.п.) и сооружения для забора поверхностной воды (водозаборы);
б) зданий, сооружений и насосно-энергетического оборудования насосных станций.
Прямые расходы
Статья "Электроэнергия" (приложение 4-в,к) - определяются расходы по действующим тарифам на силовую электроэнергию, расходуемую на забор воды и создание необходимого напора в сети, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования (электродвигателей, трансформаторов, насосов и т.д.).
Электроэнергия, расходуемая на освещение, относится на соответствующие статьи цеховых расходов.
Предприятия, имеющие двигатели внутреннего сгорания, расходы на топливо выделяют в отдельную статью.
Затраты на электрическую энергию определяются как произведение суммарного расхода электрической энергии на ее стоимость, действующую на момент расчета или прогнозируемую (на основании нормативных документов или уведомления организации-поставщика).
По двухставочному тарифу расчет производится только в тех случаях, если потребитель имеет присоединенную электрическую мощность 750 кВт и выше.
Расход электрической энергии принимается только на технологические нужды, связанные с подъемом воды (перекачкой сточных вод), очисткой воды (сточных вод), транспортированием воды (сточных вод), но не более 1,5 кВт час/1 куб.м.
Из суммарного электропотребления исключаются расходы электроэнергии, необходимой для проведения ремонтных и других работ, не относящихся к технологическому процессу, а также для обеспечения работы вентиляционного оборудования и освещения, которые учтены в соответствующих статьях себестоимости.
Статья "Амортизация" (приложение 5-в,к) - определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, непосредственно участвующих в подъеме воды: насосных станций и других сооружений по забору воды (водозаборных сооружений, зданий насосных станций, насосно-энергетического оборудования, самотечных линий, резервуаров чистой воды).
Сумма амортизации основных средств для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, и зависит от способа начисления амортизации, принятого на предприятии. Кроме того, в регулирующие органы необходимо представлять план использования средств амортизационных отчислений на обновление основных средств.
Если сумма амортизации в регулируемом периоде значительно превышает сумму амортизации отчетного периода, затраты на капитальный ремонт должны включаться в регулируемом периоде в меньшем размере, чем были в отчетном периоде.
Если установленная мощность оборудования или сетей используется менее чем на 75 процентов, то регулирующий орган может поставить вопрос о включении амортизационных отчислений по статье затрат "Амортизационные отчисления", с понижающим коэффициентом с учетом степени использования мощностей (но не ниже половины 100-процентного начисления).
Если насосная и фильтровальная станции совмещены в одном здании, его амортизация относится на соответствующие стадии технологического процесса пропорционально занимаемой площади.
Статья "Ремонт и техническое обслуживание" (приложение 6-в,к) - расходы на проведение всех видов ремонта и техническое обслуживание сооружений и оборудования по подъему воды определяются исходя из следующих затрат:
амортизация оборудования, закрепленного за ремонтной службой;
электроэнергия, материалы, запасные части и горюче-смазочные материалы, используемые для выполнения работ;
оплата труда работников ремонтной службы, в том числе заработная плата водителей аварийных машин;
единый социальный налог для этой категории работников;
оплата услуг подразделений и сторонних организаций, связанных с выполнением ремонтных работ.
В расчетных материалах все элементы затрат должны быть обоснованы графиками планово-предупредительных ремонтных работ, расчетом численности ремонтного персонала, справкой о средней заработной плате основного технологического персонала, нормами расхода каждого конкретного вида материалов, топлива и т.д.
Доля размера средств, направляемых на ремонтные работы, в структуре себестоимости не должна превышать 10 процентов.
Расчет затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов составляется на основании:
аварийных актов, актов диагностического обследования, статистики и анализа повреждений;
смет капитального ремонта, выполненных организацией, имеющей лицензию на составление сметной документации;
плана капитального ремонта на текущий год с указанием источников финансирования и наименования служб, заключивших договор на выполнение этих работ;
актов приемки выполненных работ за предшествующий и расчетный периоды.
В затраты на проведение капитального ремонта основных производственных фондов не входят затраты на их приобретение в случае плановой замены.
При отсутствии перечисленных обоснований проектируемые суммы затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов не учитываются.
Статья "Затраты на оплату труда" (приложение 7-в,к) - определяется фонд заработной платы рабочих насосных станций водопровода, насосных установок для подкачки воды, водозаборов подземных вод, водозаборных сооружений из поверхностных источников следующих профессий:
машинист насосных установок;
оператор водозаборных сооружений;
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике;
другие профессии рабочих, непосредственно занятых на сооружениях по забору воды.
Наименования профессий рабочих определяются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 (с изменениями на 01.09.2003).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов: "утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163", следует читать:"утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367"
Работники автотранспорта (водители автомобилей и др.), подсобные рабочие и другой персонал, обслуживающий насосные станции, относятся к цеховому персоналу, и заработная плата по этой категории работников учитывается в статье "Цеховые расходы".
Для определения затрат на оплату труда необходимо определить численность, которая устанавливается отраслевыми федеральными и региональными нормативными документами (нормативы численности, нормы обслуживания, нормы времени). Нормативы численности определяются в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22.03.99 N 66.
Заработная плата рабочих, участвующих в заборе воды, складывается из основной и дополнительной заработной платы. Оплата труда и системы премирования не должны противоречить действующему законодательству.
Расходы, относимые на заработную плату по регулируемому виду деятельности и включаемые в расчет тарифа, определяются исходя из нормативной численности обслуживающего персонала и тарифных ставок, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации или утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований. Органы регулирования могут корректировать нормативную численность обслуживающего персонала в соответствии с результатом анализа использования численности за отчетный период.
Статья "Единый социальный налог" - определяются размеры отчислений по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда работников, определенных в статье "Затраты на оплату труда".
Статья "Прочие расходы" (приложение 8-в,к) - включаются другие расходы, связанные с производством и реализацией, не вошедшие в вышеперечисленные статьи:
расходы на освоение природных ресурсов;
расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
представительские расходы;
расходы на рекламу;
услуги связи и программного обеспечения;
расходы на канцелярские товары;
расходы на служебный транспорт;
прочие услуги непроизводственного характера (юридические, консультационные, аудиторские и иные аналогичные услуги).
Затраты на командировки и перемещения, рекламу, представительские расходы и другие не должны превышать установленных законодательством норм.
Накладные расходы
Статья "Цеховые расходы" (приложение 9-в,к) - расходы рассчитываются при оказании нескольких видов услуг одним цехом (подразделением) организации и включают расходы на:
содержание общих помещений цехов (подразделений);
содержание аппарата управления цеха;
содержание прочего цехового персонала;
единый социальный налог;
амортизацию основных производственных фондов цеха;
износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря;
прочие расходы.
Цеховые расходы по регулируемому виду деятельности включаются в расчет тарифа после их распределения по всем видам услуг, оказываемых цехом (подразделением) организации согласно принятой ею учетной политике, в доле, приходящейся только на данный регулируемый вид деятельности.
Статья "Общеэксплуатационные расходы" (приложение 10-в,к) - отражаются затраты, связанные с содержанием и управленческой деятельностью аппарата управления, а также затраты общего назначения, не относящиеся к определенному виду услуг - автотранспортного цеха с ремонтными мастерскими, отдела сбыта, абонентского отдела диспетчерской службы, затраты по содержанию центральных складов и т.п.:
затраты на оплату труда;
единый социальный налог;
затраты на командировки и перемещения;
затраты на содержание зданий и сооружений общеэксплуатационного характера;
затраты на содержание пожарной службы, сторожевой охраны;
прочие расходы.
Общеэксплуатационные расходы по регулируемому виду деятельности включаются в расчет тарифа после их распределения по всем видам деятельности организации согласно принятой ею учетной политике в доле, приходящейся только на данный регулируемый вид деятельности.
Если расчеты по сбору платежей от населения за услуги водоснабжения, водоотведения осуществляются в соответствии с заключенными договорами с организациями, выполняющими данные работы (расчетно-кассовые центры, структурные подразделения других предприятий и т.д.), то эти затраты также входят в состав общеэксплутационных расходов.
Прочие расходы
В данную статью включаются операционные и внереализационные расходы, а также налоги,
<< Назад |
Приложение >> к Методике. Сборник приложений |
|
Содержание Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 мая 2005 г. N 91-п "О вопросах государственного регулирования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.