Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 22 августа 2006 г. N 196-п
Отчет
Департамента образования и науки автономного округа о результатах
проведения эксперимента в системе повышения квалификации работников
образования на основе именного образовательного чека
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" каждый педагог имеет право на повышение квалификации один раз в 5 лет.
К 2000 году Институт повышения квалификации и регионального развития образования (далее - ИПКиРРО) - единственное образовательное учреждение в округе - предоставляло услуги в области повышения квалификации педагогов. Отсюда ограниченное количество образовательных программ и отсутствие возможности повысить квалификацию каждого педагога округа в установленные законом сроки.
Основные проблемы в системе повышения квалификации педагогических работников автономного округа к 2000 году:
1. Отсутствие возможности всем педагогическим работникам повысить квалификацию один раз в пять лет.
2. Узкий спектр предлагаемых направлений для повышения квалификации педагогических работников.
Создание нового механизма повышения квалификации педагогических работников стало основной целью эксперимента по введению именного образовательного чека.
Именной образовательный чек - это механизм, обеспечивающий перевод системы повышения квалификации педагогических кадров автономного округа на основу государственного заказа. Результатом стало повышение качества образования в автономном округе (освоение современных технологий и методик педагогической деятельности).
Новая модель повышения квалификации педагогических работников в качестве эксперимента была введена постановлением Президиума Правительства автономного округа от 27 июля 2000 года N 138-пп. Указанным выше постановлением был установлен срок эксперимента с 1 сентября 2000 года по 1 сентября 2005 года.
Результаты промежуточных этапов формирования отношений между субъектами эксперимента в период с 2000 по 2005 год требовали их дальнейшего правового регулирования. В связи с этим при апробации модели повышения квалификации Правительством автономного округа в 2001 году (постановлением Правительства автономного округа от 27 июня 2001 года N 302-п) и в 2003 году (постановлением Правительства автономного округа от 1 декабря 2003 года N 492-п) были внесены изменения в постановление Президиума Правительства автономного округа от 27 июля 2000 года N 138-пп.
Постановлением Правительства автономного округа от 27 июня 2001 года N 302-п внесены изменения, которые позволили Департаменту образования и науки автономного округа:
издавать и приобретать научно-методические, учебно-методические, информационные материалы;
производить оплату за проживание, проезд по фактическим расходам слушателей, кроме проживания в одноместных номерах и номерах категории "люкс" ("полулюкс").
На первом этапе эксперимента всем категориям работников образования предоставлялась возможность повысить свою квалификацию по программе именного образовательного чека.
Далее постановлением Правительства автономного округа от 1 декабря 2003 года N 492-п внесены изменения и дополнения в Положение об именном образовательном чеке, касающиеся объема курса повышения квалификации (не менее 72 часов и не более 240 часов) и учебных блоков (сократили учебные блоки до четырех, оставив: теоретико-методологический; технологический; психолого-педагогический; вариативный). Определены категории работников, имеющих право повышать квалификацию на основе именного образовательного чека:
учителя учреждений общего среднего образования;
преподаватели и мастера производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования;
библиотекари.
Определена численность учебной группы - не менее 25 человек, кроме учителей информатики и иностранных языков (10-12 человек).
На повышение квалификации педагогических работников округа в рамках именного образовательного чека в течение 2000-2005 годов выделено чуть более семидесяти миллионов рублей. Выделенные средства были направлены в вузы автономного округа, которые осуществляли курсовую подготовку.
В эксперименте участвовали с одной стороны:
общеобразовательные школы;
дошкольные учреждения;
учреждения дополнительного образования.
С другой стороны - вузы автономного округа:
Институт повышения квалификации и регионального развития образования (Сургутский и Нижневартовский филиалы ИПКиРРО);
Нижневартовский государственный гуманитарный университет;
Сургутский государственный университет;
Сургутский государственный педагогический университет;
Югорский государственный университет.
Это обеспечило возможность выбора образовательных услуг.
В качестве механизма контроля выполнения обязательств участников эксперимента использовали именной образовательный чек.
Введением эксперимента были созданы условия для массового повышения квалификации педагогических работников и гарантированного финансового обеспечения этого процесса. В рамках именного образовательного чека в период с сентября 2000 года по сентябрь 2005 года повысили свою квалификацию более тридцати тысяч педагогических работников округа.
Апробированная в ходе эксперимента модель повышения квалификации педагогических кадров на основе именного образовательного чека дополнила традиционно сложившуюся модель. Сняла ограничения традиционной модели и обеспечила рост профессионального уровня педагогических работников при относительно невысоких затратах. Предоставила возможность пройти курсовую подготовку слушателям, работающим в территориях со сложной транспортной сетью, без выезда за пределы своего муниципального образования.
Введение новой системы повышения квалификации позволило приглашать непосредственных разработчиков педагогических и образовательных теорий и систем, технологий и методик.
Рост профессионализма работников образовательной сферы обеспечивал рост качества образования в автономном округе. Ежегодно растет количество выпускников, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями. Растет конкурс на бюджетные места в вузах.
Возможность получения знаний в области современных педагогических технологий стимулирует педагогов к творческому подходу в обучении школьников и позволяет выявить одаренных детей, в том числе посредством школьных предметных олимпиад.
Введение именного образовательного чека позволило учреждениям, занимающимся повышением квалификации, активизировать свою деятельности в области разработки и издания программ, учебников, учебно-методических и дидактических пособий. Так, за 5 лет, предшествующих эксперименту (до 2000 года), было издано 164 публикации, в период проведения эксперимента - 624.
Эксперимент показал необходимость:
повышения квалификации всех категорий работников образования на основе именного образовательного чека;
вузам автономного округа предоставлять возможность оказывать образовательные услуги в повышении квалификации работников образования в рамках именного образовательного чека на основе государственного заказа;
привлекать к проведению повышения квалификации работников образования автономного округа авторов учебников, разработчиков инновационных педагогических технологий и авторских программ, высококвалифицированных работников образования, педагогов - новаторов;
финансирования повышения квалификации работников образования в автономном округе на основе именного образовательного чека.
Учитывая положительные результаты эксперимента, проектом постановления Правительства автономного округа предлагается завершить с 1 сентября 2005 года проведение эксперимента в системе повышения квалификации педагогических работников на основе именных образовательных чеков, а также перевести систему повышения квалификации работников образования на территории автономного округа на основе именных образовательных чеков в режим штатного функционирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.