Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 22 августа 2006 г. N 196-п
Положение
о порядке организации планового
повышения квалификации работников образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения качества программ повышения квалификации, наиболее полного и гибкого удовлетворения современных запросов работников образования, требований образовательных систем, общества, государства к квалификации педагогов и школьной администрации, создание условий для динамичного развития и модернизации региональной образовательной системы и регламентирует порядок организации планового повышения квалификации работников образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - автономного округа), осуществляемого за счет средств бюджета автономного округа.
1.2. Положение основывается на Законе Российской Федерации "Об образовании".
1.3. Положение устанавливает демократический характер участия образовательных учреждений (организаций) в осуществлении повышения квалификации работников образования автономного округа и самостоятельное построение работниками индивидуальной образовательной программы посредством реализации модельного подхода. Отбор образовательных программ (модулей) осуществляется на основании экспертизы.
1.4. В Положении приняты следующие понятия и обозначения:
Повышение квалификации работника (далее по тексту - ПК) - система непрерывного обучения работника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, повышения качества его профессиональной деятельности, включающая в себя три модели обучения:
модель 1 (до 80 часов) - теоретико-методологическая, технологическая (для учителей первой и высшей категории);
модель 2 (до 160 часов) - теоретико-методологическая, психолого-педагогическая, технологическая, вариативная (для работников образования различных категорий учреждений всех типов и видов, кроме учителей первой и высшей категории);
модель 3 (до 240 часов) - нормативно-правовая, теоретико-методологическая, управленческо-технологическая, психолого-педагогическая, научно-исследовательская, диагностическая (для руководителей образовательных учреждений и специалистов муниципальных органов управления образованием).
Плановое повышение квалификации работника - курсовая подготовка работника объемом 240 часов, осуществляемая за счет средств бюджета автономного округа один раз в пять лет.
Образовательный модуль планового повышения квалификации (далее по тексту - образовательный модуль ПК) - относительно завершенный учебный курс длительностью 36 - 40 часов, предоставляемый образовательным учреждением и относящийся по содержанию к одному из обязательных разделов индивидуальной программы планового повышения квалификации.
Индивидуальная программа планового повышения квалификации - программа, самостоятельно составляемая работником из шести образовательных модулей ПК, приведенных в каталоге, по одному из каждого обязательного раздела. Индивидуальная программа ПК работника образования утверждается руководителем образовательного учреждения.
Экспертиза образовательных модулей ПК (далее по тексту - экспертиза) - процедура проверки соответствия образовательных модулей ПК предъявляемым требованиям.
Каталог образовательных модулей ПК (далее по тексту - каталог ПК) - упорядоченный по разделам перечень образовательных модулей ПК, успешно прошедших экспертизу ПК и предлагаемых на выбор работникам образования для прохождения планового повышения квалификации.
Именной образовательный сертификат - именной и номерной документ установленной формы (приложение 1), дающий право работнику образования на прохождение за счет бюджета автономного округа цикла образовательных модулей ПК до 240 часов.
Портфолио ПК работника образования - накопительный документ (папка), который заполняет работник образования по собственному желанию или по решению работодателя, фиксируя в нем индивидуальное повышение квалификации в виде:
перечней (описаний) освоенных программ, проведенных и посещенных семинаров, мастер-классов, конференций и т.п. мероприятий (с указанием характера участия);
выполненных разработок и публикаций, рецензий на них, самоотчетов;
свидетельств, удостоверений, сертификатов и т.д.
Примерная структура портфолио ПК представлена в приложении 2 к настоящему Положению.
Учетно-зачетная ведомость ПК - лист (журнал) учета посещения и освоения программы, прохождения контроля по итогам изучения модуля ПК.
Координатор ПК - субъект (структурное подразделение Департамента образования и науки автономного округа или подведомственное ему учреждение), осуществляющий учет и координацию прохождения планового повышения квалификации работниками образования.
Организатор экспертизы - субъект (структурное подразделение Департамента образования и науки автономного округа или подведомственное ему учреждение), осуществляющий организацию экспертизы образовательных модулей и мониторинг качества планового повышения квалификации работников образования.
Обучающие организации - образовательные учреждения и организации, имеющие лицензии на право осуществления образовательной деятельности, образовательные модули которых успешно прошли экспертизу, на основании чего Департамент образования и науки автономного округа (далее - Департамент) заключил с ними договор на реализацию планового повышения квалификации.
Экспертная комиссия - группа профессионалов, утверждаемых приказом Департамента и осуществляющих независимую экспертизу модулей ПК, предъявленных образовательными учреждениями (организациями).
Экспертный совет - группа лиц, утверждаемая приказом Департамента, принимающая на основании заключений членов экспертной комиссии решение о включении образовательного модуля в каталог ПК на текущий год.
1.5. Именной образовательный сертификат изготавливается Департаментом, имеет единую форму для всех категорий работников образования и действителен только в случае соблюдения всех требований по его заполнению.
II. Порядок проведения экспертизы образовательных модулей программ
повышения квалификации работников образования
2.1. Отбор образовательных модулей ПК осуществляется ежегодно путем экспертизы на основании базовых требований к содержанию дополнительных образовательных программ (раздел 2 Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденных приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221), а также следующих требований:
соответствие содержания образовательного модуля ПК теме раздела;
соответствие основам государственной политики в области образования, актуальность;
использование новейших научных источников;
квалифицированные авторы и ведущие модуля;
предоставление помещения для обучения;
материально-техническая обеспеченность модуля;
дидактическая обеспеченность модуля;
региональный компонент составляет не менее 10% от объема модуля.
2.2. В состав экспертной комиссии входят независимые эксперты, секретарь (представитель организатора экспертизы) и председатель (представитель Департамента). В компетенцию секретаря входит техническая работа с конкурсными документами, консультирование заявителей по техническим вопросам, извещение заявителей о результатах экспертизы. В компетенции председателя экспертного совета находится организация работы экспертов.
2.3. Состав независимых экспертов утверждается приказом Департамента по предложению организатора экспертизы в соответствии с установленными требованиями к квалификации экспертов.
2.4. Экспертиза образовательных модулей ПК осуществляется в два этапа:
независимые эксперты - члены экспертной комиссии вырабатывают заключения о соответствии образовательных модулей ПК предъявленным требованиям;
на основании заключений членов экспертной комиссии экспертный совет на заседании принимает решение о включении образовательных модулей в каталог ПК на следующий календарный год.
2.5. Перечень образовательных модулей ПК, получивших положительное заключение экспертизы, утверждается приказом Департамента. Приказ служит основанием для публикации каталога ПК.
2.6. Размещение государственного заказа по плановому повышению квалификации проводит Департамент в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
III. Порядок прохождения планового повышения квалификации работников
образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
3.1. В соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (п.п. 1.4, 2), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (п.7) плановое повышение квалификации проводится на протяжении всей трудовой деятельности работника не реже одного раза в пять лет учреждениями (организациями), имеющими лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
3.2. Ответственность за своевременное повышение квалификации работника образования несут работодатель и учредитель образовательного учреждения.
3.3. Плановое повышение квалификации осуществляется путем освоения индивидуальной образовательной программы, составленной работником образования самостоятельно, включающей от двух до шести образовательных модулей ПК из числа представленных в каталоге, по одному из каждого обязательного раздела одной из трех моделей ПК.
3.4. Для программ планового повышения квалификации педагогических работников являются обязательными следующие разделы:
3.4.1. Модернизация содержания образования по специальности.
3.4.2. Использование новых педагогических технологий по специальности.
3.4.3. Концептуально-педагогический раздел (актуальные вопросы образовательной политики, философии образования, педагогической, возрастной психологии, общей, коррекционной педагогики, методы психолого-педагогических исследований, методы информатизации и т.п).
3.5. Для педагогических работников - учителей физики, химии, биологии, физкультуры, технологии, мастеров производственного обучения, воспитателей дошкольных образовательных учреждений (далее по тексту - ДОУ), преподавателей дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" кроме этого обязательным является обучение по охране труда и технике безопасности, методы психолого-педагогических исследований, методы информатизации. Модули, входящие в раздел 3.4.1., для этих категорий педагогических работников обязательно должны включать соответствующее содержание.
3.6. Для программ планового повышения квалификации руководящих кадров учреждений образования являются обязательными следующие разделы:
3.6.1. Основы и актуальные вопросы современной образовательной политики.
3.6.2. Кадровая политика образовательного учреждения.
3.6.3. Экономика образовательного учреждения.
3.6.4. Организация инновационной деятельности.
Модули, входящие в раздел 3.6.2., обязательно должны содержать разделы обучающих программ по охране труда и технике безопасности, методы психолого-педагогических исследований, методы информатизации.
3.7. Образовательные модули длительностью 36-40 часов предлагаются работникам образования на выбор при помощи каталога ПК.
3.8. Плановое повышение квалификации считается пройденным, если работник образования в течение календарного года успешно освоил от двух до шести образовательных модулей.
3.9. В случае наличия уважительной причины в силу которой работник не смог освоить запланированные образовательные модули в течение календарного года, руководитель образовательного учреждения ходатайствует перед координатором о продлении срока повышения квалификации работника.
Для педагогических работников, преподающих два и более предметов, повышение квалификации осуществляется по одному преподаваемому предмету в календарном году. По желанию работника повышение квалификации по модулю из обязательного раздела 3.4.3. может не осуществляться, если модуль пройден работником в течение двух предыдущих лет.
3.10. Координатор ПК в установленные сроки:
3.10.1. Осуществляет учет работников образования, которым предоставляется право в следующем календарном году пройти плановое повышение квалификации.
3.10.2. Извещает работников образования, указанных в п. 3.10.1., через соответствующие органы управления образованием о включении в план повышения квалификации на следующий календарный год.
3.10.3. Выпускает и направляет работникам образования, указанным в п. 3.10.1., через учредителей образовательных учреждений и работодателей соответствующие Именные образовательные сертификаты ПК.
3.10.4. Публикует каталог образовательных модулей ПК, успешно прошедших экспертизу, в соответствии с примерной структурой (приложение 3).
3.10.5. Обеспечивает своевременное поступление каталога ПК в образовательные учреждения.
3.11. Работник образования, которому предоставляется право пройти плановое повышение квалификации в следующем календарном году, знакомится с содержанием каталога ПК и в установленные сроки направляет письмом или представляет лично заполненный Именной образовательный сертификат ПК в обучающие организации в соответствии с каталогом ПК. Заполненный Именной образовательный сертификат ПК является заявкой на обучение работника образования по выбранному образовательному модулю.
3.12. Обучающие организации:
3.12.1. На основании поступивших заявок формируют группы, утверждают своим приказом их состав, расписание занятий и своевременно передают соответствующий приказ координатору ПК для размещения на официальном сайте.
3.12.2. Самостоятельно информируют работников образования, подавших Именные образовательные сертификаты, о месте и времени проведения обучения по выбранным ими образовательным модулям ПК.
3.13. Если группа не была сформирована из-за недостаточного количества заявок, обучающая организация извещает работника не позднее, чем за 10 дней до начала занятий. В этом случае работник забирает неиспользованный именной образовательный сертификат и направляет его на другой образовательный модуль из того же раздела. При этом работник имеет право обратиться за принятием на обучение в уже сформированную группу.
Если работник не прошел обучение по выбранному модулю по неуважительной причине, его Именной образовательный сертификат на этот модуль аннулируется. Обучение по недостающему модулю ПК для него осуществляется за счет собственных средств или за счет средств работодателя.
3.14. Координатор ПК на основании решения обучающих организаций размещает на официальном сайте Департамента (в разделе "Повышение квалификации") списки групп и расписание занятий в соответствии с приказом обучающих организаций.
3.15. Обучающая организация осуществляет как методическое (кадровый состав, учебные пособия), так и материальное (помещения, технические средства обучения) обеспечение реализуемых программ.
3.16. По окончании изучения образовательного модуля ПК обучающая организация осуществляет итоговый контроль. В случае его успешного прохождения обучающая организация выдает работнику Именной образовательный сертификат об освоении работником соответствующего образовательного модуля ПК с указанием названия, сроков и результатов освоения модуля, заверенный руководителем обучающего учреждения.
3.17. Именной образовательный сертификат учитывается на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе портфолио ПК работника образования (приложение 2) при его аттестации.
3.18. Портфолио ПК работника образования принимается и учитывается аттестационной комиссией при прохождении работником аттестации.
3.19. Организатор экспертизы по поручению Департамента разрабатывает порядок и содержание мониторинга качества планового повышения квалификации и осуществляет его. Результаты мониторинга учитываются при проведении отбора образовательных модулей ПК в последующие годы.
IV. Финансовый механизм планового повышения
квалификации работников образования
4.1. Стоимость планового повышения квалификации одного работника определяется приказом Департамента до начала экспертизы исходя из нормативных затрат на повышение квалификации работников образования по состоянию на 1 января 2006 года. Индексация образовательных услуг производится только по фонду оплаты труда при увеличении тарифной ставки первого разряда.
4.2. Учебная группа открывается обучающей организацией на основе поступивших Именных образовательных сертификатов ПК в зависимости от их количества.
4.3. Оплата проезда к месту планового повышения квалификации и обратно, а также проживания работника образования, производит направляющая сторона.
4.4. Обучающее учреждение ведет учетно-зачетную ведомость по каждой учебной группе (приложение 4). По завершении обучения группы обучающая организация представляет заверенную руководителем учетно-зачетную ведомость и акт выполненных работ по форме (приложение 5) в Департамент. Оплата обучающей организации за обучение группы по образовательному модулю ПК осуществляется Департаментом по количеству обученных в соответствии с учетно-зачетной ведомостью. Отчет обучающей организацией направляется в Департамент по итогам полугодия, девяти месяцев и года.
4.5. Перечисление финансовых средств осуществляется в сроки, установленные в договоре с обучающей организацией, на основании отчетной документации.
4.6. Работа независимых экспертов - членов экспертной комиссии оплачивается в соответствии с нормами оплаты труда работников образования.
4.7. Работники образования имеют право освоить образовательные модули ПК сверх плана за счет собственных средств или по направлению органов управления образованием, образовательных учреждений, за счет средств направляющей стороны. При этом стоимость обучения образовательного модуля ПК устанавливается обучающей организацией на договорной основе. Обучающая организация ведет отдельный учет работников, обучающихся на договорной основе, и не вносит их в отчетные документы, представляемые в Департамент.
4.8. Гарантированное финансирование планового повышения квалификации за счет средств бюджета автономного округа осуществляется ежегодно из расчета не более 20% от общей численности работников образования автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.