Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 8 февраля 2007 г. N 31-п
Требования
к проектированию и ведению локального экологического мониторинга
в границах лицензионных участков недр на территории
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Общие положения
1.1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 4 и 6 статьи 6, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и применяются к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования).
1.2. Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков.
1.3. Проектирование и ведение локального экологического мониторинга осуществляется отдельно по каждому лицензионному участку.
1.4. Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений.
1.5. Проектирование локального экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом Требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1 к настоящему постановлению).
При проектировании систем локального экологического мониторинга на территориях длительно эксплуатируемых месторождений в границах лицензионных участков в качестве исходных концентраций загрязняющих веществ допустимо использовать результаты исследований компонентов природной среды, проводившихся ранее в рамках ведомственного контроля и научно-производственных работ. Материалы должны быть представлены в виде отчета или отдельной главы проекта системы локального экологического мониторинга и содержать следующую информацию в кратком объеме:
физико-географическое описание территории лицензионного участка;
сведения о техногенной нагрузке на момент проведения исследований по форме, приведенной в таблице 1 (приложение 3 к настоящему постановлению);
информацию о загрязнении территории с начала освоения месторождения (общее количество аварий, в том числе с попаданием загрязняющих веществ в водные объекты, площадь загрязненных и рекультивированных земель);
характеристику выполненных работ по обследованию, включая использованные методы анализа и отбора проб, обработки полученной информации;
фактические данные в виде таблиц, графиков, карт-схем;
оценку уровней загрязнения природных сред на основе нормативных и/или интегральных показателей с выделением наиболее загрязненных сред;
оценку масштабов распространения зон загрязнения компонентов природной среды, в том числе аварийных зон загрязнения, карты-схемы с выделением наиболее загрязненных участков;
рекомендации по организации сети наблюдений;
рекомендации по проведению приоритетных природоохранных мероприятий.
1.6. В проекте локального экологического мониторинга на основе анализа данных об источниках и масштабах техногенного воздействия на природную среду и исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка должны быть определены оптимальные (необходимые и достаточные):
количество и местоположение пунктов наблюдения за компонентами природной среды с учетом реальной доступности;
периодичность проведения наблюдения за компонентами природной среды с учетом природно-климатических особенностей территории лицензионного участка;
перечень определяемых показателей качества компонентов природной среды.
1.7. Перечень показателей и периодичность отбора проб для разных пунктов наблюдательной сети могут быть различными, в каждом конкретном случае должны быть обоснованы результатами предварительного исследования исходной загрязненности компонентов природной среды, производственного экологического контроля и техногенной нагрузкой в границах лицензионного участка.
1.8. Функционирование наблюдательной сети должно обеспечивать оценку текущей загрязненности компонентов природной среды.
1.9. Проект локального экологического мониторинга согласовывается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и подлежит обязательному согласованию в Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
1.10. Организация и ведение локального экологического мониторинга осуществляются в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом.
1.11. Прекращение наблюдений в пунктах наблюдательной сети локального экологического мониторинга, изменение местоположения действующих пунктов наблюдений, организация новых пунктов, изменение списка определяемых веществ и параметров, периодичности наблюдений подлежат обязательному согласованию с Департаментом.
1.12. Несанкционированная смена места расположения точек отбора проб и изменение периодичности наблюдений и набора контролируемых параметров не допускаются.
1.13. Пункты мониторинга закрепляются на местности опознавательными знаками. Отбор проб компонентов природной среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами, с учетом настоящих Требований. Лабораторный анализ проб проводится по методикам, внесенным в Государственный реестр методик количественного химического анализа и позволяющим получать объективные и сопоставимые данные о состоянии окружающей среды на территории автономного округа.
1.14. Определение текущей загрязненности компонентов природной среды при ведении локального экологического мониторинга могут проводить организации, имеющие лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Требования к ведению мониторинга атмосферного воздуха
и снежного покрова
2.1. Пункты наблюдений за атмосферным воздухом и снежным покровом организуются с учетом РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", РД 52.4.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". Места расположения пунктов наблюдения выбираются с учетом преобладающих направлений движения воздушных масс и зон разгрузки загрязняющих веществ.
2.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о состоянии воздушной среды на территории лицензионного участка, воздействии на атмосферный воздух крупных источников выбросов и трансграничном переносе загрязняющих веществ. Подфакельные наблюдения организуются с подветренной стороны от факела в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10-40 высот трубы факела.
2.3. Периодичность опробования атмосферного воздуха - 2 раза в год в бесснежный период (июнь, сентябрь). Периодичность подфакельных наблюдений - 2 раза в год (июнь, сентябрь) при условии, что выбросы от факела пронормированы в действующем томе предельно-допустимых выбросов и соблюдается технологический режим эксплуатации. В противном случае периодичность ежеквартальная.
2.4. Геохимическое опробование снежного покрова осуществляется в пунктах наблюдения атмосферного воздуха и в районах расположения крупных промышленных площадок, имеющих стационарные источники выбросов. Опробование осуществляется один раз в год в период максимального влагозапаса (март-апрель). В районе промплощадок пункты отбора проб снежного покрова располагаются с подветренной стороны с учетом преобладающего направления ветра в зимний период в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10-40 высот трубы источника выбросов.
2.5. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах атмосферного воздуха, снежного покрова, приводится соответственно в таблицах 2, 3 (приложение 3 к настоящему постановлению).
3. Требования к ведению мониторинга поверхностных вод
и донных отложений
3.1. Пункты мониторинга поверхностных вод организуются на водоемах и водотоках, подверженных техногенному загрязнению; кроме того, создаются пункты наблюдений на относительно незагрязненных водоемах и водотоках.
3.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в поверхностных водах и донных отложениях на территории лицензионного участка и их трансграничном переносе.
3.3. Параметры наблюдательной сети устанавливаются на основе выбранной программы исследований в зависимости от категории поста и с учетом требований ГОСТ 17.1.3.07.-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков".
3.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах поверхностных вод, и периодичность наблюдений приводятся в таблице 4 (приложение 3 к настоящему постановлению).
3.5. Отбор проб для определения хлоридов и нефтепродуктов как приоритетных загрязняющих веществ проводится ежемесячно с учетом гидрологических особенностей водных объектов и техники безопасности.
3.6. Обязательное опробование донных отложений осуществляется в пунктах отбора проб поверхностных вод 1 раз в год в летне-осеннюю межень.
3.7. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах донных отложений, приводится в таблице 5 (приложение 3 к постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно.
4. Требования к ведению мониторинга почв
4.1. Пункты мониторинга почв организуются в подфакельных зонах и зонах воздействия промышленных площадок с учетом ландшафтной дифференциации и направлений поверхностного стока. Кроме того, создаются пункты наблюдений на основных типах (подтипах) почв, не подверженных техногенному влиянию.
4.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в почвах на территории лицензионного участка.
4.3. Периодичность обязательного отбора проб почв - 1 раз в год (сентябрь), в период относительного покоя биоты.
4.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах почв, приводится в таблице 6 (приложение 3 к настоящему постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно.
4.5. В случае аварийных разливов загрязняющих веществ мониторинг состояния нефтезагрязненных земель проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и автономного округа.
5. Требования к ведению мониторинга ландшафтов
5.1. Мониторинг ландшафтов организуется для наблюдения за изменением состояния природных комплексов и их трансформацией.
5.2. В рамках проведения мониторинга ландшафтов 1 раз в пять лет осуществляется дистанционное зондирование территории лицензионного участка (аэрофотосъемка или спектрозональная космосъемка высокого разрешения). Аэрофото- или космическая съемка может быть заменена или совмещена с проведением полевых ландшафтных исследований.
5.3. Проведение мониторинга ландшафтов должно обеспечивать выявление антропогенной нагрузки, динамики площадей антропогенных изменений, степени деградации природных комплексов. Полученная информация отражается на ландшафтной карте (масштаба не менее 1:50000, в формате МарInfo или форматах, совместимых с ним) и представляется на бумажном и электронном носителях в Департамент один раз в 5 лет с результатами локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка.
5.4. На ландшафтной карте должны быть отражены:
а) природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;
б) антропогенные ландшафты:
вырубки и стадия их восстановления,
гари (независимо от причин возгорания) и стадия их восстановления,
лесопосадки и их возраст,
рекультивированные карьеры и стадия их рекультивации,
рекультивированные загрязненные ландшафты и стадия их рекультивации,
нерекультивированные территории, нарушенные при проведении строительных работ, перемещении оборудования, несанкционированном передвижении техники и пр.,
рекультивированные и нерекультивированные свалки;
в) геотехносистемы:
действующие трубопроводы, с разбивкой по категориям:
магистральные, межпромысловые, внутрипромысловые,
наземные и подземные;
г) нефтепроводы, газопроводы, водопроводы (техническая или питьевая вода);
д) разведочные и поисковые скважины;
е) кустовые площадки;
ж) другие промышленные площадки (с указанием дожимных насосных станций, установок подготовки сброса воды, установок подготовки нефти и т.д.);
з) шламовые амбары (с указанием стадии и сроков рекультивации);
и) автодороги;
к) линии электропередач.
6. Информация о результатах локального экологического мониторинга
в границах лицензионного участка
6.1. Результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и формами, определенными таблицами 2-6 (приложение 3 к настоящему постановлению), представляются в Департамент для ведения единой базы экологических данных на электронных носителях.
6.2. Кроме материалов, указанных в пункте 6.1 настоящих Требований, пользователь недр ежегодно представляет до 1 апреля, следующего за отчетным года в Департамент на бумажных и электронных носителях информацию о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка, которая должна содержать:
6.2.1. Наименование лицензионного участка с указанием владельца лицензии и номера лицензии.
6.2.2. Сводную информацию по техногенной нагрузке на окружающую среду (таблица 1 приложения 3 к настоящему постановлению) в формате Excel.
6.2.3. Информацию о количестве аварий за отчетный год, их местоположении, площади и экологических последствиях, мерах, принятых по их устранению.
6.2.4. Краткую характеристику экологического состояния территории лицензионного участка. Оценка загрязненности компонентов природной среды (атмосферного воздуха, снежного покрова, поверхностных вод, донных отложений, почв) осуществляется на основании сопоставления результатов количественного химического анализа с утвержденными федеральными и региональными санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами содержания загрязняющих веществ.
6.2.5. Сводные результаты проведения локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка (из протоколов количественного химического анализа), с указанием аккредитованной лаборатории, выполнявшей анализы проб компонентов природной среды, и наличия лицензии на вид деятельности. По всем пунктам наблюдений обязательно должны быть указаны географические координаты (в системе координат 1942 года).
Пользователь недр может проводить локальный экологический мониторинг по расширенной программе, включая наблюдения за состоянием подземных вод, почв в зоне антропогенного воздействия, состоянием биоты и других компонентов в соответствии с РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой".
6.2.6. Карту лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000, в формате МарInfo или форматах, совместимых с ним), на которую наносятся в том числе новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие крупные стационарные источники выбросов в атмосферу, нефтезагрязненные участки, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на природную среду, а также пункты наблюдений. Картографический материал представляется в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.