Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 23 ноября 2006 г. N 268-п
Уточненная Концепция
демографической политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на период до 2015 года
Введение
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в одном из первых субъектов РФ, в сентябре 2003 года постановлением Правительства автономного округа была утверждена Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года (далее - Концепция). Она явилась базовым документом в системе демографически ориентированного законодательства. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это один из немногих регионов России, где триединая схема демографической политики была выстроена логически правильно: Концепция - правовые акты (законы и другие нормы) - мероприятия (экономические, организационные, пропагандистские).
В Концепции нашли отражение четыре важных положения:
а) автономный округ, имея восходящую демографическую динамику, нуждается в привлечении постоянного населения, из которого черпаются основные ресурсы рабочей силы, дополняемые привлечением временных трудовых мигрантов и частичным использованием вахтового метода;
б) территория автономного округа относится к зоне обитания малочисленных коренных народов Севера, которым должны быть обеспечены нормальная жизнедеятельность и условия развития традиционных отраслей хозяйства;
в) экстремальные природные условия не только увеличивают издержки производства, но и существенно повышают затраты на содержание населения, в связи с этим вопрос проживания лиц, не занятых в экономике или воспитанием детей в многопоколенных семьях, требует дополнительного осмысления;
г) формирование постоянного состава жителей автономного округа - это основа жизнедеятельности и тех, кто временно занят в экономике, а это предполагает сохранение в жизнеобеспечении всего населения автономного округа преимуществ по сравнению с обычными районами.
В соответствии с Концепцией уже в октябре 2003 года Правительством автономного округа был принят план первоочередных мероприятий по сохранению демографического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2003-2004 годы. Эти меры включали пакет нормативных документов: законы автономного округа "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры" на 2003-2005 годы"; "О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы"; "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2003-2006 годы"; постановление Губернатора автономного округа "О программе МЖК в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре "Молодой семье - доступное жилье"; постановления Правительства автономного округа "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Были приняты и реализовались организационные и информационно-пропагандистские меры, направленные на совершенствование демографического развития автономного округа. В автономном округе был создан Координационный совет по вопросам демографической политики. В этом отношении автономный округ опередил не только почти все субъекты Федерации, но и Россию в целом.
С 2002 года - отправного года разработки и реализации Концепции демографической политики автономного округа - минуло более 4-х лет, в течение которых произошел ряд событий, повлиявших на характер траектории демографического развития страны и ее регионов. Изменилось и отношение к демографическим процессам со стороны государства и всего российского общества.
Исходя из того, что демографическая ситуация в стране продолжает оставаться критической (вслед за ростом рождаемости, вызванным, главным образом, структурными факторами, вновь продолжился ее спад, смертность достигла крайне высокого, недопустимого уровня, внешняя миграция перестала пополнять население) и численность населения (с 2007 года и его трудоспособная часть) ежегодно сокращается на 700-800 тысяч человек, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации сформулировал конкретную программу выхода России из демографического кризиса. Возможность принятия такой затратной программы стала возможной благодаря финансово-экономическому оздоровлению страны. К настоящему времени уточнена Концепция демографического развития РФ в свете Послания Президента страны и продолжается разработка на этой основе программы повышения рождаемости, сокращения смертности и проведения более активной миграционной политики, что делает целесообразным осуществление подобных шагов и на уровне субъектов Российской Федерации.
Важность проведения подобной работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, помимо выше приведенных аргументов, обусловлена также тем, что в прежней Концепции не были учтены возможные изменения траектории демографического развития автономного округа в период с 2005 по 2025 годы, обострение демографической ситуации в стране (особенно сокращение внешнего миграционного прироста), возникновение новых экономических возможностей и др. К тому же в Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, кстати, как и на федеральном уровне, не были прописаны конкретные пороговые значения демографических показателей, достижение которых могло бы контролироваться властными структурами. Всем этим и обусловлена необходимость уточнения цели и задач демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обоснования стратегии его демографического развития на период до 2025 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.