Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стратегия демографического развития Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры до 2025
2.1. Уточненная концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Цель демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на перспективу до 2025 г. остается той, что была одобрена Правительством автономного округа в сентябре 2003 г. Ее обоснование исходит из следующих соображений:
1. В условиях всероссийской депопуляции, когда в 9/10 всех субъектов Федерации уже около 15 лет происходит естественная убыль населения, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сохраняется устойчивый естественный прирост. Естественная убыль населения страны в 1992-2004 гг. составила 10,4 млн. человек, или примерно 7 процентов его численности на начало 2005 г. Население в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 1994-2004 гг. за счет естественного прироста возросло на 59,5 тыс. человек, или на 4 процента. При этом, если естественный прирост в 1996-1998 гг. составлял 18,4 тыс. и в 1999-2001 гг. - 19,8 тыс., то уже в 2002-2004 гг. - 29,6 тыс. человек. Дальнейший рост естественного прироста населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры будет увеличивать вклад округа в общероссийскую демографическую динамику.
2. Несмотря на неблагоприятную с точки зрения геополитических интересов России и гуманитарных ценностей демографическую ситуацию, воспроизводственные показатели в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существенно лучше, чем в целом по России и в преобладающем большинстве ее районов. Более того, в последние годы в округе наблюдается и лучшая динамика показателей рождаемости и смертности населения. Даже конъюнктурное увеличение рождаемости в 2001-2004 гг. (процент прироста) оказалось больше, чем почти во всех остальных субъектах РФ. Во многом это связано со значительными расходами автономного округа на социальные нужды. Очевидно, что наметившаяся благоприятная динамика в демографической сфере должна быть сохранена и преумножена.
В отличие от большинства районов России, где стратегия демографического развития определяется или геополитическими интересами страны, или кризисным состоянием демографических процессов (обезлюженные центральные и юго-восточные приграничные районы), или тем и другим одновременно, в северных территориях вообще и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в частности цель демографической политики обусловливается преимущественно балансовыми соображениями - потребностью автономного округа в трудовом потенциале. При этом необходимо учитывать следующее обстоятельство. В автономном округе самая высокая среди всех северных, да и иных территорий доля отраслей специализации. На долю топливно-энергетического комплекса приходится свыше 97 процентов промышленного производства.
Схема развития и размещения производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2025 года предполагает создание отраслей переработки, в первую очередь, нефтегазо-, лесопереработки и освоения полезных ископаемых Северного Приполярного Урала, что позволит снизить темпы сокращения численности трудящихся в основных градообразующих отраслях, увеличить миграционный прирост, привлечь дополнительные инвестиции в реконструкцию и развитие основных инфраструктурных сетей и комплексов.
Необходимо учитывать, что Ханты-Мансийский автономный округ - Югра отличается не только самой высокой долей отраслей специализации, но и самым низким удельным весом пищевой промышленности (0,3% промышленного производства, что значительно ниже, чем в иных регионах со схожими природно-климатическими характеристиками). Как и в других северных районах, здесь ограничена собственная сельскохозяйственная база. Очевидно, что потребность АПК в рабочей силе должна возрастать, как и насыщение отраслей социальной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена. Однако вклад этих отраслей в рост населения округа не может быть большим. Тем не менее, рост занятости в этих отраслях должен позволить в большей мере удовлетворять потребности постоянного населения округа, а также тех, кто работает в округе вахтовым методом и прибывает на временные работы.
Происходящий рост доли лиц пенсионного возраста в населении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до начала ХХI в. сменился его снижением (с 7,9 процента к 2002 г. до 7,4 процента - к началу 2005 г.). Тем не менее, расходы на содержание пожилых в районе с крайне высокими затратами на жизнеобеспечение населения остаются значительными. Здесь не только выше размеры пенсии (ее средний уровень все равно недостаточен для жизни человека на севере), но и иные расходы на социальные цели. Поэтому проблемы пребывания на территории автономного округа пожилого населения, не выполняющего экономически активных и семейно-воспитательных функций, требуют отдельного осмысления. Это же следует отнести и к безработным, принимая во внимание, что заявленная потребность предприятий и организаций в рабочей силе на порядок меньше числа безработных.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, будучи регионом Российского Севера, представляет часть его обширной территории, на которой испокон веков обитают малочисленные народы Севера. Перепись 1989 года зафиксировала 19,6 тыс. ханты и манси, или 60 процентов от общего числа представителей этих народностей, что составляет 10 процентов от числа всех малочисленных народов Севера, проживавших в Российской Федерации.
К 2002 г. численность манси и ханты увеличилась до 28,4 тыс. человек или возросла в 1,44 раза при общем сокращении численности населения страны. Видимо, имело место изменение национальной принадлежности теми, у кого была смешанная кровь. Ныне доля коренных народов хотя и выросла до 1,9 процента против 1,5 процента в 1989 г., но остается самой низкой в населении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры среди всех автономных округов и национальных республик, относимых к северным районам.
Несмотря на столь незначительный удельный вес в населении автономного округа, ханты, манси и ненцы - это его исконные жители. Территория округа - это место их исторического обитания, осуществления хозяйственной деятельности и потому освоение природных ресурсов, и связанный с ним рост населения и его размещение по территории не должны нарушать условия расселения коренных жителей этой местности, подрывать традиционные промыслы. Для этих народов наиболее сложными остаются проблемы смертности, решение которых относится к приоритетным задачам демографической политики не только для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но и для Российского Севера в целом.
Место, занимаемое Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой в геополитическом пространстве Российской Федерации, его значение как северной территории страны и собственная социально-экономическая и демографическая специфика - вот все те обстоятельства, которые обусловливают цель и соответственно задачи демографической политики автономного округа. Специфика северных территорий, в числе которых и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, обусловливает необходимость при выработке стратегии демографического развития учитывать следующие принципиальные положения:
1) в условиях всероссийской депопуляции, когда происходит обезлюживание прежде всего приграничных, а также районов Европейского центра, северные регионы с восходящей демографической динамикой (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ) должны увеличить свое участие в оздоровлении демографической ситуации страны, путем увеличения вклада собственного воспроизводства в пополнение населения и трудовых ресурсов;
2) наряду с повышением значимости нестественного движения в демографической динамике важное значение для автономного округа имеет увеличение в его населении доли постоянных жителей как за счет роста численности местных уроженцев, так и за счет лиц, проживающих в регионе 10 и более лет;
3) на Севере численность населения определяется потребностью в трудовых ресурсах, а она - темпами и характером экономического развития, а также целесообразностью ее удовлетворения использованием "заемного" труда, т.е. привлекаемого из других регионов (вахтовики, трудовые мигранты);
4) выработка соотношений между собственными и заемными трудовыми ресурсами, как и регулирование демографической динамики, должны учитывать перемещение демографической волны, возникшей в 80-90-е годы ХХ в., в частности, ее негативное воздействие на объемы трудового потенциала, особенно во втором десятилетии нового столетия.
Итак, цель демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2025 г. состоит6
в поддержании демографической динамики, соответствующей по своим параметрам (численность и состав экономически активного населения) потребностям устойчивого экономического развития региона (в первую очередь, отраслей специализации, а также агропромышленного комплекса, в том числе традиционных промыслов и социальной сферы);
в достижении в ближайшие несколько лет таких объемов естественного прироста за счет роста рождаемости и сокращения смертности, который полностью исключит роль миграционной компоненты;
в неукоснительном сохранении преимуществ в жизнеобеспечении населения и повышения в нем доли постоянных жителей.
2.2. Задачи и приоритеты демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В сфере рождаемости и семьи
Цель демографической политики в этой сфере состоит в повышении в ближайшие 5-10 лет суммарного коэффициента до 1,6-1,8, что создаст в этот период условия для существенного роста естественного прироста населения и заложит основы для увеличения рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения (последнее актуализируется в связи с исчерпанием демографического потенциала возрастного состава населения после 2018 г.), уменьшая зависимость региона от миграционного прироста.
В соответствии с этой общей целью основными задачами и приоритетами демографической политики являются:
1. Создание условий в семьях для рождения и воспитания не менее двух детей. Приоритетными направлениями поддержки семей являются:
расширение и совершенствование системы содействия молодым семьям в решении социально-экономических, прежде всего, жилищных проблем с учетом имеющегося в автономном округе положительного опыта содействия молодым семьям в рождении детей путем улучшения жилищных условий;
поэтапное повышение ежемесячных пособий на детей, обеспечивающее гарантированную помощь на весь период развития и воспитания детей и позволяющее нейтрализовать инфляционный фактор и фактор привыкания к постоянному размеру пособий, снижающий их стимулирующее влияние на рождение детей;
обеспечение наиболее благоприятных условий совмещения воспитания детей с профессиональной деятельностью путем создания возможности за счет средств окружного и муниципальных бюджетов повышения квалификации, переподготовки для женщин, имеющих двоих и более детей и выходящих (вновь устраивающихся) на работу после отпуска по уходу за ребенком, а также усиления гарантий соблюдения прав беременных и работников, имеющих детей;
оказание целевой адресной социально-экономической помощи семьям коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, позволяющей поддерживать у них уровень рождаемости, обеспечивающий их воспроизводство.
2. Формирование установки семей на рождение троих детей и поддержка семей в ее реализации. Приоритетными направлениями содействия трехдетности являются:
использование социальной рекламы, средств массовой информации для систематической пропаганды, направленной на формирование ценности семьи с тремя и более детьми;
усиление дифференциации всего комплекса социально-экономической поддержки семей с детьми в сторону более действенных мер, направленных на стимулирование и поддержку трехдетности.
3. Укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства. Этому может способствовать реализация следующих приоритетных направлений:
содействие повышению общественной значимости родительского труда по воспитанию детей;
формирование у детей и подростков позитивного имиджа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей;
создание системы подготовки детей и подростков к семейной жизни, способствующей повышению прочности будущих семей;
проведение психологического консультирования лиц, подающих заявления на регистрацию брака, по различным вопросам семейной жизни, их тестирование с целью корректировки возможных нарушений супружеских отношений.
4. Улучшение репродуктивного здоровья как необходимого условия, обеспечивающего возможность иметь желаемое число детей. В этой связи необходимы прежде всего:
разработка и реализация окружной программы охраны репродуктивного здоровья;
профилактика абортов путем повышения культуры регулирования деторождения и обеспечения доступности эффективных средств предупреждения нежелательной беременности.
Обоснование предлагаемых приоритетов
Создание условий для рождения и воспитания не менее двух детей может быть обеспечено, прежде всего, через социально-экономическую поддержку семей с детьми. Если в отношении однодетных семей необходимо обеспечение минимальных социальных гарантий, то поддержка вторых и последующих рождений должна быть более существенной, так как принятие семьями решений в отношении них в большей степени, чем в отношении первенцев, связано с условиями жизни. Их улучшение у двухдетных семей будет способствовать облегчению для них принятия решения о рождении третьего ребенка. Наибольшее влияние на семьи окажет содействие в улучшении жилищных условий и повышение ежемесячного пособия на ребенка (в соответствии с законодательством его размер определяется субъектом Российской Федерации). Существенную роль в повышении рождаемости будет также иметь усиление гарантий женщинам, имеющим детей, по сохранению места работы и поддержанию должного квалификационного уровня.
Формирование установки семей на рождение троих детей и поддержка семей в ее реализации имеет особое значение, так как именно эти дети обеспечивают воспроизводство населения. В то же время семьи с тремя и более детьми находятся в наиболее сложных социально-экономических условиях и нуждаются в наибольшей поддержке. Существующая малодетность, нестабильность браков, изменение отношения к их регистрации и устойчивости супружеских союзов являются проявлением общего кризиса семьи как социального института. Его преодолению способствует повышение престижа материнства и отцовства. В современных условиях актуализируется задача улучшения репродуктивного здоровья в связи с тем, что все большее число рождений, в том числе первых, происходит у женщин старше 25 и даже старше 30 лет.
В сфере здоровья и продолжительности жизни населения
Общая цель политики в сфере улучшения здоровья и снижения смертности заключается в сокращении разрыва в продолжительности жизни населения автономного округа с территориями, обладающими аналогичным социально-экономическим потенциалом, путем реализации стратегий, обеспечивающих наиболее экономичный в возрастном, нозологическом и социальном плане путь роста трудового, репродуктивного и в целом - жизненного потенциала населения. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Сближение по продолжительности жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с территориями, обладающими аналогичным социально-экономическим потенциалом, с тем, чтобы обеспечить снижение смертности населения до уровней продолжительности жизни населения стран Центральной и Восточной Европы. Для этого необходимо разработать и принять как законодательный акт стратегию снижения смертности в автономном округе, основанную на идеологии человеческого развития, что определяет межведомственный подход к ее формированию и адекватное финансирование.
2. Снижение масштабов сверхсмертности от причин и в возрастах, которые обеспечивают наиболее экономически эффективный путь роста продолжительности жизни населения:
детей раннего возраста - мерами охраны и укрепления репродуктивного здоровья родителей, повышения их знаний и ответственности за рождение и воспитание детей;
детей школьного возраста и подростков - мерами образовательной и просветительной работы и с помощью других средств, способствующих развитию чувства самоуважения, а также навыков, способностей и умений;
взрослого населения - мерами оздоровления образа жизни, прежде всего в отношении алкоголя и табака, путем регулирования их предложения, ограничения спроса и формирования общественной поддержки принимаемым мерам;
пожилых - мерами вовлечения, путем создания соответствующих возможностей и стимулов, в активную общественную и культурную жизнь общества.
3. Сокращение разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин за счет опережающего снижения сверхсмертности мужчин от предотвратимых причин.
Для этого необходимо определить как приоритет задачи снижения рисков преждевременной смертности от причин, дифференцированных по гендерному признаку, прежде всего, неестественных и насильственных причин.
4. Уменьшение различий в смертности разнородных по уровню доходов, образования, профессии социальных групп с тем, чтобы обеспечить устойчивое сокращение потерь продолжительности жизни населения в целом - во всех возрастах от предотвратимых при современном уровне развития общества причин, в том числе обеспечить снижение предотвратимой смертности среди малочисленных народов Севера, прежде всего, за счет алкогольной и насильственной компоненты.
5. Создание адекватной поставленным задачам системы информационного обеспечения их решения и мониторинга, которая должна включать:
модернизацию статистики смертности в направлении, позволяющем оценивать масштабы и причины смерти в разных социальных группах, а также осуществлять мониторинг хода выполнения поставленных задач по сокращению масштабов потерь в этих группах;
разработку системы верификации случаев смерти от неточно обозначенных состояний, создание системы переобучения медицинского персонала правилам установления и кодирования причины смерти;
создание взаимосвязанной информационной системы о случаях смерти, позволяющей осуществлять интеграцию информации о патологоанатомических и судебно-медицинских исследованиях.
Обоснование предлагаемых приоритетов
С учетом достигнутых к настоящему времени уровней смертности Ханты-Мансийский автономный округ - Югра находится в числе лидеров среди российских территорий по продолжительности жизни населения, войдя в 2004 г. в пятерку регионов с наиболее высокими показателями в общероссийском распределении. В автономном округе резервы по сокращению смертности в соответствии с общероссийскими критериями для отдельных возрастных групп и причин смерти уже практически исчерпаны, для других - близки к исчерпанию. Автономный округ нуждается в установлении иных ориентиров по сокращению смертности, которые и определят соответствующие задачи. Достаточно реалистичным является достижение уровней продолжительности жизни, подобных тем, что в странах Центральной и Восточной Европы. Средние для них показатели продолжительности жизни составляют в настоящее время 70,2 года для мужчин и 78,5 года для женщин. Однако, при существующем отставании в продолжительности жизни населения, которое накапливалось десятилетиями, ставить такие ориентиры до 2025 г. нецелесообразно, поскольку существующий в настоящее время отрыв округа, составляющий около 13 лет для мужчин и около 8 лет для женщин не может быть преодолен.
Более реалистично достижение уровней продолжительности жизни в странах Центральной и Восточной Европы. Средние для них показатели продолжительности жизни составляли в 2003 г. 70,2 года для мужчин и 78,5 года для женщин. Разброс внутри этой группы стран значительно 64,5-72,3 года для мужчин и 75,4-80,8 лет для женщин, что определяется, прежде всего, различиями в уровнях их социально-экономического развития. С учетом сложившегося отставания в продолжительности жизни населения автономного округа (7,2 - 4,4 года соответственно для мужчин и женщин), ориентирами для снижения смертности мужчин и женщин автономного округа могут выступать средние для указанной группы стран показатели. Отставание по продолжительности жизни от стран, выбранных в качестве ориентиров, не в одинаковой степени формируется на возрастной шкале за счет различных причин, и сокращать его можно различными способами.
Проблемы российской смертности - это, прежде всего, проблемы мужской смертности. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России в начале XXI в. достигает 13 лет, тогда как в группе стран с близкими к общероссийским параметрами экономического развития различия составляют 8-9 лет, а в большинстве развитых стран вариация не превышает 6 лет. Прогресс сокращения смертности и роста продолжительности жизни в мире определяется опережающим снижением сверхсмертности мужчин и сокращением разрыва в показателях по гендерному признаку. В Ханты-Мансийском автономном округе разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин приближается к 11,5 годам. Он меньше, чем в среднем по России. Вместе с тем, разрыв все же больше, чем в странах с аналогичным экономическим потенциалом. Поэтому приоритет в разработке направлений снижения смертности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре должен быть отдан опережающему сокращению мужских потерь. В этом случае в автономном округе могут быть достигнуты современные уровни стран Восточной Европы (69-78 лет) и типичный для них разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин (около 9 лет).
В сложившихся социально-экономических условиях население все менее является однородной массой лиц, которые одинаковым образом реагируют на осуществляемую деятельность по укреплению здоровья и снижению потерь за счет преждевременной смертности. С одной стороны, это требует учета специфики отдельных групп населения с точки зрения постановки задач и разработки путей их реализации. С другой - необходим акцент на те категории, которые находятся в наиболее бедственном положении, поскольку масштабы таких групп с учетом сложившихся у них параметров здоровья, являются значимым неблагоприятным фактором развития ситуации со смертностью населения в целом. Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры одной из таких приоритетных групп являются, в том числе, малочисленные народы Севера.
В сфере постоянной и временной трудовой миграции
В современных условиях основным источником формирования населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры становится не миграция, а собственное воспроизводство. Отсюда целью миграционной политики автономного округа является снижение масштабов миграционных процессов и эффективное использование имеющегося демографического потенциала. Исходя из происшедшей в последнее десятилетие трансформации миграционной ситуации в автономном округе, приоритетными задачами демографической политики в сфере миграции выступают:
формирование постоянного состава жителей и стабильных кадров с растущей долей уроженцев в генетической структуре, обусловленной снижением миграционной активности населения;
повышение результативности миграционного обмена за счет снижения миграционного оборота, направленное на усиление процесса приживаемости мигрантов;
дифференцированное регулирование миграции по различным признакам миграционных потоков (возраст, направление, квалификационная, семейная, этническая структура и т. д.), способствующее эффективному формированию состава населения, отвечающего задачам социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития автономного округа и сбалансированного рынка труда на основе пресечения нелегальной миграции с целью защиты рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов;
формирование условий для снижения роли внешней для региона вахтовой миграции на рынке труда, обусловленное тем, что эта категория мигрантов не стимулирует формирование стабильных кадров в автономном округе.
2.3. Пороговые значения основных демографических показателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2025 г.
Дальнейшая активизация демографической политики, усиление принимаемых мер в области воспроизводства населения будут способствовать достижению в прогнозном периоде до 2025 г. пороговых значений демографических показателей. Они представлены в таблицах 2.3.1-2.3.2.
Показатели рождаемости*
Таблица 2.3.1
Показатели | 2004 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. |
Число родившихся (тыс.) | 20,4 | 21,9 | 22,3 | 20,3 | 19,1 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,59 | 1,65 | 1,80 | 1,85 | 1,90 |
*См. параграф 1.2
Показатели смертности и продолжительности жизни*
Таблица 2.3.2
Показатели | 2004 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. |
Число умерших (тыс.) |
9.8 | 11,0 | 11,9 | 13,2 | 14,7 |
ОПЖ** (оба пола) | 68,2 | 69,6 | 71,0 | 72,2 | 73,5 |
Мужчины | 62.76*** | 64.34 | 65.92 | 67.43 | 68.95 |
Женщины | 74.18*** | 75.21 | 76.23 | 77.24 | 78.23 |
*См. параграф 1.2 и 1.3.
**Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
***2005 г.
Реальным представляется среднегодовой рост продолжительности жизни в предстоящие два десятилетия на 0,33-0,21 года, что обеспечит общий прирост продолжительности жизни мужчин на 6,2 года, женщин на 4,1 года к 2025 г. Подобные уровни могут быть достигнуты при дальнейшем снижении к 2025 г. младенческой смертности до уровней 5,0-4,0 на 1000 родившихся живыми и при сокращении смертности в молодых трудоспособных возрастах до 310-70 на 100 тыс. лиц 20-39 лет, в старших трудоспособных - до 810-260 на 100 тыс. лиц 40-59 лет.
Показатели демографического развития (тыс. человек)*
Таблица 2.3.3
Показатели | 2004 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. |
Естественный прирост населения |
10.6 | 10,9 | 10,4 | 7,1 | 4,4 |
Естественный прирост за 5 лет |
48** | 54 | 53 | 44 | 29 |
Численность населения на конец года*** |
1469**** | 1527.3 | 1573.9 | 1605.3 | 1620.1 |
Численность населения в трудоспособном возрасте*** |
1053**** | 1045.9 | 980.6 | 921.6 | 893.3 |
Пороговые значения численности населения |
1470 | 1525-1530 | 1570-1580 | 1600-1610 | 1615-1625 |
* См. параграф 1.5
** 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и т.д.
*** 3 вариант - прогноз при усилении демографической политики
**** На конец 2004 г.
Миграционное сальдо поменяет пороговые значения численности как всего населения, так и особенно его трудоспособной части. Его величина будет зависеть от темпов экономического развития автономного округа и возможностей роста производительности труда. По данным таблицы 2.4 сделаны прикидки на этот счет.
За 2000-2004 гг. объем промышленного производства возрос в 1,536 раза. За это же время численность занятых в промышленности возросла в 1,305 раза. Стало быть, производительность труда увеличилась менее чем на 18 процентов (17,7), что в расчете на год дает 3,3 процента. Удвоение ВВП по стране предполагает среднегодовой рост производительности труда в 7,2 процента. Очевидно, что даже увеличение производительности труда в промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 1,5-2 раза существенно сократит при набранных темпах роста промышленного производства потребность в приросте занятых. При том, что численность безработных составляет 1/3 от численности занятых в промышленности, становится очевидным, что автономный округ имеет достаточные резервы, чтобы сократить приток трудовых ресурсов извне. Собственно, и потребность в новых работниках, заявляемая в службу занятости, составляет не более 3 процентов от численности занятых в промышленности и менее 1 процента ко всем занятым в экономике. Следовательно, период бурного роста занятости в экономике, особенно, в промышленности больше не предвидится. Не ожидается и быстрый рост населения.
Показатели экономического развития и занятости населения
Таблица 2.3.4
Показатели | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Динамика промышленного производства, % к предыдущему году |
100 | 102 | 106 | 106 | 109 | 113 | 111 |
Динамика ВРП, % к предыдущему году |
... | ... | ... | 109.3 | 102.4 | 109.3 | ... |
Занятые в промышленности, тыс. человек |
(164)* | (160)* | (161)* | (176)* | 222 | 216 | 214 |
Динамика занятых в промышленности, % к предыдущему году |
98 | 97.6 | 100.6 | 109.3 | 126.1 | 97.3 | 99.1 |
Занятые в экономике, тыс. человек |
803 | 793 | 792 | 869 | 878 | 880 | 874 |
Экономически активное население, тыс. человек |
679 | 789 | 771 | 785 | 793 | 834 | 827 |
Безработные, тыс. человек |
99 | 90 | 86 | 87 | 81 | 77 | 80 |
Уровень экономической активности населения, % |
64.6 | 75.1 | 72.9 | 72.8 | 71.5 | 72.5 | 72.5 |
Зарегистрированные безработные, тыс. человек |
35.7 | 23.7 | 16.9 | 15.1 | 20.5 | 23.4 | 23.6 |
Уровень безработицы, % |
14.6 | (11.4) ** |
11.2 | 11.0 | 10.2 | 9.2 | 9.7 |
В том числе зарегистрированной, в% |
5.5 | (3.0)** | 2.2 | 1.9 | 2.6 | 2.9 | 2.8 |
Потребность в работниках, заявленная в службу занятости, человек |
4677 | 9362 | 11409 | 5417 | 4866 | 5903 | 6686 |
* В источниках указана не цифра занятых, а их доля в численности занятых в экономике -20,4 и 20,2 процента соответственно. Для 2000 и 2001 гг. принята средняя в 20,3 процента.
** Найдено как отношение числа всех безработных и в том числе зарегистрированных к численности экономически активного населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.