Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Проведение антикоррупционной экспертизы
2.1. Оценка правовых актов (проектов) на наличие коррупционных факторов в процессе антикоррупционной экспертизы проводится исходя из следующих принципов:
приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов;
обеспечение гласности и доступности информации о деятельности государственных органов;
прозрачность процесса принятия управленческих решений в условиях современной информированности граждан и участие общественности при подготовке и принятии правовых актов;
объективность проведения антикоррупционной экспертизы.
2.2. В процессе антикоррупционной экспертизы эксперт проводит оценку правовых актов (проектов) на наличие коррупционных факторов, делает выводы о их наличии (отсутствии), дает рекомендации по их устранению, учитывая в своей работе настоящие Методические рекомендации.
2.3. Эксперт при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов (проектов):
опирается на знание практики правоприменения, свои профессиональные навыки и опыт, использует положения науки, средства (инструменты) экспертного исследования (логика, сравнение, моделирование, юридико-технические приемы);
выявляет коррупционные факторы, в том числе косвенно способствующие коррупциогенности норм правовых актов (проектов);
устанавливает, относится ли конкретная норма (нормы) либо правовой акт к коррупциогенным, в том числе насколько правовой акт (проект) способствует коррупционному поведению либо не позволяет противодействовать коррупционной ситуации;
в случае применения широкого спектра анализа при проведении антикоррупционной экспертизы решает вопрос о привлечении лиц, обладающих специальными знаниями;
делает выводы о коррупциогенности либо некоррупциогенности норм правового акта (проекта), указывает коррупционные факторы, дает их описание (в случаях отсутствия в Перечне примерных коррупционных факторов);
высказывает рекомендации по изменению либо исключению коррупционных факторов из норм или коррупциогенных норм из анализируемого правового акта (проекта).
2.4. Эксперт при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта (проекта) на коррупциогенность также должен обращать внимание на смысл нормы (например: может ли быть использована для извлечения ненадлежащей выгоды, использование излишнего административного ресурса), последствия её принятия, а также учитывать общеправовые признаки, предъявляемые к правовому акту (проекту) на предмет:
соответствия положениям федеральных законов (иных федеральных правовых актов), закрепляющих полномочия субъекта Российской Федерации, обращая особое внимание на требование оценки компетенции государственного органа на принятие правового акта;
возможности принятия государственными органами актов и норм по предметам ведения Российской Федерации в случае, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации; невозможности принятия государственным органом актов и норм, нарушающих принцип разделения властей;
запрета включения в правовой акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и другим правовым актам Российской Федерации;
употребления одного и того же термина в данном правовом акте в одном и том же значении;
обеспечения единства понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве, в том числе наличие общепризнанного значения терминов;
запрета принятия правового акта во исполнение отмененного федерального закона (правового акта) либо фактически не действующего правового акта в силу издания более поздних актов, которым они противоречат (т.е. правовые акты во исполнение которых или со ссылкой на которые подготавливается проект правового акта, исходя из компетенции автономного округа, на момент проведения антикоррупционной экспертизы являются действующими и порождающими какие-либо права и обязанности у граждан, юридических лиц);
правильности выбора правового акта, во исполнение которого принят правовой акт (подготовлен проект), представленный на антикоррупционную экспертизу (согласование проекта);
отсутствия правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами являются необходимыми для издания правового акта (подготовки проекта);
запрета принятия правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, издания с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
недопустимости нарушения порядка принятия правового акта (подготовки проекта).
2.5. В случаях, когда по результатам антикоррупционной экспертизы эксперт приходит к выводам о наличии формальных признаков коррупционного фактора, которые не порождают, по мнению эксперта, коррупциогенности норм, то в Заключении эксперт излагает аргументы на предмет рекомендаций проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы (в том числе и о привлечении лиц, обладающих специальными знаниями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.