Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Переход к устойчивому развитию экономики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Переход к устойчивому развитию экономики автономного округа предполагает рост ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности прежде всего на основе роста производительности труда во всех основных секторах, увеличения экспортного потенциала в новых видах экономической деятельности при обязательном совершенствовании транспортной инфраструктуры и наращивании энергетических мощностей. В течение рассматриваемого периода ведущая роль сохранится за нефтегазовым комплексом и усилия исполнительных органов государственной власти автономного округа будут направлены на подержание достигнутых объемов нефтедобычи до 2020 года, за счет применения инновационных технологий и эксплуатации низкодебитных скважин.
1. Повышение эффективности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) автономного округа на основе внедрения новых инновационных технологий
1.1. Формирование инновационно-технологического кластера в сфере высоких технологий
Особая роль в решении задачи по диверсификации экономики автономного округа и переходу на инновационный путь развития отводится интеллектуальным территориям (технопаркам, технико-внедренческим зонам, бизнес - паркам), которые должны способствовать созданию в автономном округе наукоемких технологий и производств.
Развитие инновационно-технологического кластера направлено на создание условий для формирования и развития высокотехнологичных производств в сфере добычи полезных ископаемых, товаров и услуг в других отраслях и отраслевых сегментах: медицины, социального обеспечения, новых видов коммуникаций и транспорта, логистики и торговли, глубокой переработки углеводородного сырья и др.
Конкурентными преимуществами кластера являются базирование технопарка в центре месторождений нефти, созданный научный и кадровый потенциал специалистов в области поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа, достигнутые договоренности с крупными исследовательскими центрами об их участии в становлении технопарка.
С целью создания системы венчурного инвестирования предусмотрен ряд мероприятий по созданию в первую очередь, системы венчурных фондов.
В целях обеспечения разумной достаточности нефтедобычи необходимо в первую очередь обеспечить высокую степень нефтеизвлечения, создавая условия для перехода на наукоемкие производственные технологии нефтедобычи, стимулируя рост наукоемкого промышленного сервиса в малом бизнесе, передачу нефтяными компаниями низкодебитных скважин малому бизнесу. Для реализации поставленных задач необходимо следующее:
стимулировать усиление государственного контроля за деятельностью нефтегазодобывающих компаний в операционно-производственной сфере;
создавать условия для законодательного закрепления контроля за разработкой месторождений, не относящихся к категории стратегических;
реализовать запланированные мероприятия по дальнейшему развитию нефтегазопереработки с целью оптимизации использования углеводородного сырья и обеспечения необходимого уровня диверсификации экономики автономного округа.
1.2. Формирование нефтегазохимического кластера в результате значительного углубления переделов нефтепродукции, добываемой на территории автономного округа
Основным ориентиром, отвечающим не только социально-экономическим приоритетам обозначенным на федеральном уровне, но и направленным на улучшение экологической составляющей в автономном округе, является перспектива повысить к 2020 году долю полезного использования попутного нефтяного газа до 95%.
Для решения этой задачи деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа необходимо сориентировать на создание условий для расширения и модернизации имеющихся и строительства новых газоперерабатывающих и газохимических предприятий.
Для создания в автономном округе нефтегазохимического кластера имеются все необходимые предпосылки: мощная сырьевая база, развитая инфраструктура трубопроводного транспорта, инженерная и социальная инфраструктура, наличие квалифицированного персонала и отечественных наукоемких технологий переработки углеводородного сырья, и в том числе наличие уже действующих производств.
Нефтегазохимический кластер включит уже действующие и новые мощности по производству полимеров (полиэтилен, полипропилен, ПВХ), комплексных химических удобрений, растворителей, метанола и продуктов его передела (меламин, карбамидоформальдегидные смолы и др.), битума, газойля, промышленных газов, широкой фракции легких углеводородов. Территориями его размещения станут Нефтеюганский, Сургутский, Нижневартовский районы, центром - город Сургут.
2. Диверсификация экономики автономного округа
Снижение зависимости экономики автономного округа от сырьевых рынков возможно благодаря ее диверсификации. К 2020 году планируется снижение доли нефтегазового сектора в валовом региональном продукте до 45-50 % за счет опережающего развития новых конкурентоспособных комплексов.
2.1. Формирование лесопромышленного кластера
В лесопромышленном комплексе основные усилия планируется направить на получение продукции с высокой добавленной стоимостью, создав благоприятные условия для развития лесопромышленного комплекса, обеспечив условия для выпуска широкой номенклатуры товаров, в том числе плитных и конструкционных материалов, продукции лесохимии, продукции целлюлозно-бумажного производства и других.
Основными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа станут следующие.
Первое - формирование конкурентной среды в лесопромышленном комплексе, в том числе:
развитие благоприятных институциональных структурных, правовых и финансовых условий ведения лесопромышленного бизнеса, в том числе малого и среднего;
разработку механизмов по обеспечению конкурентоспособности производимой продукции на основе развития инновационных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
создание условий для повышения конкурентоспособности продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью.
Второе - повышение эффективности использования лесных ресурсов, в том числе:
использование инструментов частно-государственного партнерства в сфере использования лесных ресурсов;
содействие разработке ресурсосберегающих технологий и оборудования для малоэтажного деревянного домостроения;
разработку мер по стимулированию развития переработки древесных отходов и неликвидной древесины;
формирование системы воспроизводства лесов;
содействие инновационности лесного кластера путем создания модельных лесов (площадок "правильного" лесопользования), как полигонов отработки технологий неистощительного лесопользования.
Процесс формирования лесопромышленного кластера неразрывно связан с развитием соответствующей инфраструктуры, в первую очередь транспортной, включающей строительство магистральных лесовозных дорог круглогодичного действия.
Создание и развитие целлюлозно-бумажной промышленности, как потребителя низкосортной древесины и отходов лесопиления и поставщика продукции пользующейся высоким спросом на внутренних и внешних рынках, позволит качественно развить лесопромышленный комплекс и сделать важный шаг по диверсификации экономики в целом.
2.2. Формирование горнорудного кластера
Формирование горнорудного кластера ориентировано на масштабную подготовку минерально-сырьевой базы для промышленного освоения, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей возможность реализации межрегионального проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", предусматривающего добычу и первичную переработку минерально-сырьевых ресурсов, потребует создания в автономном округе горнодобывающей промышленности в фактически неосвоенной части автономного округа, требующей так же создания и развития транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры. Разработка месторождений полезных ископаемых позволит удовлетворить растущие потребности промышленных производств Уральского федерального округа, снизить зависимость от экспортных поставок (по углю на 55%, железным рудам на 30%) и снизить стоимость сырья за счет экономии на транспортных издержках. К 2020 году автономный округ может обеспечить потребности перерабатывающих предприятий Свердловской и Челябинской областей по ныне дефицитным видам минерального сырья.
Предстоит разработать стратегию развития Приполярного Урала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, обеспечить подготовку минерально-сырьевой базы для промышленного освоения и комплексное использование ресурсов, сформировать долгосрочную программу геологического изучения недр, создать условия для развития транспортной инфраструктуры и развития электроэнергетики за счет использования буроугольных месторождений Северо-Сосьвинского угленосного района. Предстоит сформировать условия для развития новых горнопромышленных районов, обеспечив их развитой транспортной и социальной инфраструктурой.
2.3. Развитие рыбопромышленного комплекса автономного округа
Процесс развития рыбопромышленного комплекса в автономного округа состоит из пяти приоритетных направлений:
создание условий для формирования предприятий глубокой переработки, которые производят конкурентоспособную продукцию высокой добавленной стоимости.
стимулирование развития рыбодобычи.
создание условий для рыборазведения, аквакультуры, индустриального выращивание ценных видов рыб;
формирование условий для воспроизводства ценных рыбных запасов осетра, нельмы и муксуна;
стимулирование развития наукоемких услуг для рыбопромышленного комплекса.
В целях развития рыбопромышленного комплекса планируется повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала. Основные направления эффективного использования водных биоресурсов в рыбопромышленном комплексе предполагают техническое перевооружение уже имеющихся и строительство новых мощностей по глубокой переработке рыбы. Рыбоперерабатывающие заводы, наряду с общепринятой пищевой рыбной продукцией будут производить востребованную в автономном округе биотехнологическую продукцию, в том числе биологически активные и диетические добавки к пище.
Развитие ресурсного потенциала рыбопромышленного комплекса предполагает несколько направлений позволяющих создать условия для воспроизводства ценных видов промысловых рыб. К наиболее перспективному направлению относится рыборазведение, аквакультура, включая пастбищное рыборазведение и садковое выращивание рыбы, а так же индустриальное выращивание ценных видов рыб.
Исходя их общих тенденций динамики численности и состояния запасов водных биоресурсов предполагается развитие рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей базы в автономном округе и как результат доведение потенциально возможного вылова рыбы до уровня 16 тысяч тонн в год.
Развитие рыбопромышленного комплекса предполагает формирование условий для создания организаций, оказывающих наукоемкие услуги: логистические, маркетинговые, по воспроизводству рыбных запасов, по поставке посадочного материала и рыбных кормов, информационно-коммуникационные технологии и услуги, услуги экологического и правового консалтинга и другие.
2.4. Развитие агропромышленного комплекса автономного округа Основным перспективным направлением в развитии агропромышленного комплекса автономного округа является укрепление собственного сельскохозяйственного производства. С этой целью предусматривается внедрение инновационных технологий, стимулирование развития малых форм хозяйствования, формирование условий для развития собственного товарного пригородного молочного и мясного животноводства на базе действующих хозяйств автономного округа, стимулирование развития тепличного хозяйства, кратное увеличение площади защищенного грунта для тепличного выращивания овощей, развитие товаропроводящей инфраструктуры внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции.
Будет осуществлен постепенный переход от прямой бюджетной поддержки сельхозпроизводителей к косвенным методам регулирования - поддержке новых структур агросервиса автономного округа для личных и фермерских хозяйств в сфере ветеринарных и агрономических услуг, услуг аренды и продажи техники, услуг агрокредитования и агрострахования. Создание системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, привлечение в сельское хозяйство долгосрочных кредитов позволит переориентировать государственные субсидии, направляемые на поддержание сельхозпроизводителей. Предусматривается разграничить агропромышленные субсидии по целям, связанным с компенсацией транспортных издержек для доставки сельхозпродукции на ближайшие рынки сбыта, сохранением традиционного уклада коренных жителей и др.
2.5. Развитие рекреационного комплекса автономного округа
В рекреационном комплексе автономного округа основной приоритет - это содействие развитию въездного туризма. Сложившийся туристско-рекреационный потенциал автономного округа можно использовать для развития делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный), научно-экспедиционного, культурно-познавательного и этнографического (включая событийную составляющую), экологического, любительского (охота, рыбалка), круизного, спортивного (включая экстремальный и приключенческий), оздоровительного туризма.
Развитие въездного туризма потребует создания современной инфраструктуры, обслуживающей туристов. Строительство и реконструкция важнейших туристических объектов нового яруса - мотелей, мини-гостиниц, гостиниц в сельской местности, станет инфраструктурной основой для существенного количественного увеличения и пространственного расширения потока въездных туристов. Дополнительным импульсом для развития туризма станет формирование пакетных туров, в котором турпродукт автономного округа будет интегрирован с турпродуктами соседних регионов Урала и Сибири.
Формирование условий для развития туристской индустрии в автономном округе позволит, с одной стороны, предоставить широкие возможности для удовлетворения потребностей населения автономного округа, Российской Федерации и иностранных граждан в разнообразных туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, увеличить вклад в социально-экономическое развитие автономного округа.
Одной из составных частей любого тура выступает историко-культурное наследие. Поэтому предусматривается всемерно популяризировать и охранять объекты культурного наследия автономного округа, памятники архитектуры и градостроительства.
2.6. Развитие строительного комплекса автономного округа Развитие строительного комплекса автономного округа предполагает формирование условий для развития местной базы стройиндустрии и производства современных строительных материалов. С этой целью необходимо стимулировать снижение ресурсоемкости строительства и замещение ввоза в автономный округ строительных материалов. Предстоит создать условия для ввода новых мощностей по производству строительных материалов, теплоизоляционных материалов и переработке бытовых отходов.
Основными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа станут следующие:
стимулирование создания в автономном округе заводов по производству материалов, применяемых в стройиндустрии на основе собственной сырьевой базы;
создание условий для строительства мини-заводов по переработке бытовых отходов в строительные материалы;
создание условий для развития базы промышленности строительных материалов, в том числе с применением новых технологий и новых видов строительных материалов для нужд развития малоэтажного строительства;
осуществление мер по снижению ресурсоемкости строительства, включающих изменение применяемых конструктивных решений зданий и сооружений на основе внедрения научно-технических достижений, применения современных качественно новых строительных материалов;
стимулирование строительных компаний к последовательному уменьшению объемов применения ограждающих железобетонных конструкций;
формирование условий для создания в строительном комплексе организаций, работающих по принципу инжиниринга.
2.7. Развитие информационно-коммуникационного комплекса автономного округа
В развитии информационно-коммуникационного комплекса автономного округа исполнительными органами государственной власти автономного округа предстоит осуществить следующее.
Необходимо стимулировать расширение доступа к широкополосной связи.
Необходимо стимулировать предоставление интерактивных сервисов - высокоскоростного доступа в Интернет.
Содействовать развитию услуг телеметрии и пакетных услуг, включающих безлимитное потребление.
Предусмотрено построение высокоскоростных транспортных магистралей на базе волоконно-оптических линий связи в отдаленные от центра муниципальные образования и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в производственных отраслях, в целях интенсификации инновационного процесса и повышения конкурентоспособности экономики автономного округа.
3. Устранение инфраструктурных ограничений
3.1. Развитие транспортной инфраструктуры автономного округа Основные направления развития транспортного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры согласованы со Стратегией развития транспорта Российской Федерации и основаны на принципе опережающего развития транспортной отрасли по отношению к другим отраслям экономики автономного округа, что обеспечит условия для устойчивого экономического роста, безусловную транспортную доступность каждого населенного пункта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, качество транспортных услуг для домохозяйств и бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Необходимо обеспечить повсеместную транспортную доступность с использованием всех, имеющихся в автономном округе видов транспорта при одновременном повышении качества оказания транспортных услуг и самой транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию автомобильных дорог, существенно повышающих скорости транспортных потоков, делающих территорию инвестиционно привлекательной.
Предстоит создать благоприятные условия для появления и развития новых видов транспорта; развития уже имеющихся и создания новых транспортных и транспортно - логистических центров.
Необходимо разработать мероприятия по обеспечению:
создания инфраструктурных условий для развития потенциальных точек экономического роста, в том числе в рамках выделенных кластеров (зон опережающего развития);
формирования единой дорожной сети круглогодичного действия, доступной для 98% населения автономного округа и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа;
создания условий для формирования крупных транспортных узлов (центров) на основных направлениях перевозок и развития транспортных подходов к ним.
3.2. Развитие электроэнергетики автономного округа
В целях повышения пропускной способности сетей и создания условий для присоединения новых и увеличению мощности ранее присоединенных потребителей, предотвращения дефицита мощности в условиях роста электропотребления в энергосистеме планируется строительство и реконструкция генерирующих мощностей и электрических сетей на территории автономного округа.
К 2020 году будет сформирована единая зона централизованного энергоснабжения, благодаря созданию и последующему объединению крупных энергорайонов на правом и левом берегах реки Обь, строительству тепловых электростанций на базе буроугольных месторождений в целях обеспечения потребностей горнодобывающей промышленности на Приполярном Урале.
Для реализации данного направления необходимо стимулировать ускоренное развитие (наращивание мощностей) уже имеющихся и строительство объектов новой генерации, в том числе с привлечением крупных частных инвесторов.
Для достижения поставленных целей необходимо так же создать условия для развития инновационных и энергосберегающих технологий не только в электроэнергетике, но и во всех отраслях экономики автономного округа.
Основными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа станут следующие:
создание долгосрочных систем прогнозирования балансов спроса и предложения на электрическую энергию и мощность в рамках уральского федерального округа;
создание условий для осуществления координации развития электроэнергетики и программ социально-экономического развития соседних регионов;
разработка рекомендаций по обеспечению эффективного управления государственной собственностью в электроэнергетике при переходе к рыночным механизмам функционирования отрасли;
разработка стандартов взаимодействия хозяйствующих субъектов с исполнительными органами государственной власти автономного округа и инфраструктурными организациями;
создание условий для формирования механизма мониторинга состояния энергетического оборудования с целью своевременного вывода из баланса неэффективного морально устаревшего оборудования;
разработка и стимулирование реализации комплекса мероприятий направленных на развитие электроэнергетики, что позволит увеличить энергетические мощности более чем в 1,5 раза, предоставит возможность полного покрытия собственных потребностей и передачу мощностей в соседние регионы.
4. Развитие малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Развитие малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предполагает поддержку государством предпринимательской инициативы во всех секторах экономики:
в нефтегазовом - путем стимулирования создания сервисных нефтяных компаний и малых предприятий по добычи нефти и переработке углеводородного сырья,
в не нефтяных секторах экономики - путем оказания информационной и иных форм поддержки предприятиям малого бизнеса, особенно по оказанию ими наукоемких услуг.
В целях развития малого и среднего бизнеса исполнительным органам государственной власти автономного округа предстоит следующее:
создавать условия для повышения уровня знаний субъектов по ведению бизнеса путем развития соответствующей инфраструктуры - системы бизнес - парков и бизнес - инкубаторов, технопарков, технико-внедренческих зон, которые позволят обеспечить преемственность поддержки предприятий на всех этапах развития;
создавать условия для организации финансовой поддержки деятельности малых и средних предприятий посредством расширения и облегчения доступа к внебюджетным источникам финансирования банковским кредитным ресурсам, лизингу, и проч.
Необходимо стимулировать формирование и функционирование организаций, использующих новые принципы поддержки и формы финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
В рамках поддержки малого и среднего бизнеса в сфере коммерциализации инноваций, развития науки необходимо создание инфраструктуры венчурного финансирования; оказание содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений.
Необходимо создавать условия для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Оказывать содействие в продвижении товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего бизнеса на внешние рынки, стимулируя участие в выставках, ярмарках, в том числе за пределами автономного округа и Российской Федерации.
Уровень доходов и платежеспособный спрос населения создают возможности для развития торговли и платных услуг. Исполнительным органам государственной власти автономного округа предстоит направить усилия на развитие рынка социальных услуг (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании и услуги жилищно-коммунального характера), и развитие рыночной инфраструктуры.
В целях создания условий для минимизации утечек денежных средств из автономного округа необходимо стимулировать создание предприятий торговли и услуг современных форматов, позволяющих приобретать товары и услуги комплексно.
Качество человеческого потенциала создает благоприятные условия для формирования среднего класса как наиболее многочисленной экономически и социально активной группы населения. Необходимо предусмотреть возможные механизмы и формы стимулирования становления среднего класса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Важна поддержка активности, предприимчивости как главного качества представителей среднего класса.
5. Совершенствование инновационной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Совершенствование инновационной политики в автономном округе предполагается в результате создания системы поддержки инновационных компаний на этапе старта и разработки механизмов привлечения частных инвестиций.
Планируется разработка мероприятий, обеспечивающих:
организационное, информационно-аналитическое, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение научно-технической деятельности;
стимулирование развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, совершенствование условий и форм передачи технологий из науки в производство;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
поддержку изобретательской деятельности и технического творчества;
содействие межрегиональному сотрудничеству в научно технической и инновационной сферах.
Одним из новых направлений инновационной политики в автономном округе будет формирование биокластера, объединяющего производство широкого ассортимента экологических товаров и продуктов здорового образа жизни, предоставление наукоемких медицинских услуг, производство биотоплива и биоэнергетику.
6. Повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В целях повышения инвестиционной привлекательности автономного округа необходимо формирование системы сопровождения приоритетных инвестиционных проектов, начиная с проведения прединвестиционных исследований и разработки технико-экономических обоснований целесообразности производства и заканчивая подготовкой площадок для инвестирования (земельных участков с обеспеченной инфраструктурой) и государственной поддержкой в форме преференций, включая реализацию проектов на условиях государственно-частного партнерства.
Планируется продолжить укрепление материально - технической базы автономного округа для реализации инновационных технологий в образовании, здравоохранении, культуре, спорте, социальном обеспечении.
В качестве ориентиров государственной политики автономного округа на перспективу выступает перечень приоритетных инвестиционных проектов, которые будут пользоваться максимальной государственной поддержкой в направлениях, обеспечивающих диверсификацию экономики автономного округа: нефтегазохимия, нефтегазопереработка, развитие лесопромышленного комплекса с законченным циклом деревообработки, развитие горнодобывающий и перерабатывающей промышленности, внедрение новых технологий и материалов в строительстве, на транспорте, в дорожном строительстве.
Одним из инструментов, направленных на создание условий для инвестиционной привлекательности, является налоговая политика автономного округа, позволяющая стимулировать предприятия, реализующие инвестиционные проекты через льготное налогообложение.
В итоге мер, направленных на активизацию инвестиционных потоков на территории автономного округа, инвестиционная емкость Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2020 году составит 1879,5 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.