Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 9 апреля 2009 г. N 140-рг
Программа
антикризисных мер Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год
Экономика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является неотъемлемой частью российской и мировой экономики.
В структуре экономики Югры - основного нефтегазоносного региона России доминирующее положение занимает топливно-энергетический комплекс. В связи с чем резкое ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти напрямую оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие автономного округа.
В этой связи возникает необходимость принятия своевременных мер по поддержке реального сектора экономики, недопущения нарушения прав граждан, стабилизации финансового рынка.
Правительством автономного округа пересмотрен прогноз социально-экономического развития Югры на 2009 год, произведена оценка основных макроэкономических показателей в соответствии с реальностью. Валовой региональный продукт по оценке снизится в 2009 году на 1,2% по сравнению с 2008 годом.
В последние годы Правительством автономного округа многое сделано по развитию отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый комплекс.
Правительство автономного округа, как и Российской Федерации, будет осуществлять свою деятельность, ориентируясь на следующие основные приоритеты:
публичные обязательства автономного округа перед населением будут выполняться в полном объеме;
сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала;
активизация внутреннего спроса;
стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора;
создание благоприятных условий для экономического подъема предпринимательской деятельности;
экономика должна опираться на оптимальную бюджетную политику;
обеспечение макроэкономической стабильности.
1. Выполнение в полном объеме публичных обязательств автономного
округа перед населением
Остается неизменным стратегический курс Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на эффективную ответственную власть, на реальное улучшение жизни каждого живущего в Югре на основе структурных преобразований в экономике.
Первый безусловный наш приоритет - это выполнение социальных обязательств перед населением Югры. Это предполагает усиление адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, неснижение объемов и качества оказания социальных услуг.
Будут расширены масштабы деятельности автономного округа в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.
Главные усилия Правительства автономного округа будут сосредоточены на сохранении доступности образовательных, медицинских услуг, услуг учреждений культуры для городского и сельского населения региона.
Будет осуществляться оптимизация сети бюджетных учреждений - реорганизация учреждений профессионального образования, объединение учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения в один социокультурный комплекс.
В сфере образования, здравоохранения будут выполняться все задачи национальных проектов. В сфере образования поставлена задача сохранения запланированных объемов предоставляемых населению автономного округа образовательных услуг. В полном объеме будет удовлетворена потребность населения в услугах общего образования, специального (коррекционного) образования. Обеспечению равных стартовых возможностей по подготовке детей к школе будет способствовать развитие альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования: Продолжится внедрение современных программ обучения. В соответствии с прогнозной потребностью экономики автономного округа в специалистах с профессиональным образованием, а также демографическими показателями будет осуществлен набор в учреждения профессионального образования. Будут достигнуты оптимальные целевые показатели охвата молодежи профессиональным образованием.
Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, учреждений профессионального образования, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Приоритетом системы образования остается ориентация на развитие человеческого потенциала в интересах экономики и социальной сферы Югры.
В здравоохранении автономного округа будет продолжен интенсивный процесс внедрения современных организационных и лечебно-диагностических методик и технологий.
В сфере здравоохранения автономного округа в последние годы произошло значительное качественное преобразование. Возросло качество диагностики и лечения благодаря строительству специализированных медицинских центров, закупкам современного оборудования.
Укрепление материальной базы здравоохранения автономного округа направлено на строительство лечебно-профилактических учреждений в сфере охраны материнства и детства, строительство крупных профильных объектов окружного и муниципального значения, внедрение прогрессивных лечебных технологий с использованием новейшего медицинского оборудования.
Благодаря социальной направленности бюджета как основного приоритета расходования бюджетных средств продолжится решение главных задач системы здравоохранения автономного округа, обозначенных на среднесрочную перспективу, - это повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе специализированной, удовлетворение потребности населения в предоставлении высокотехнологичных видов медицинской помощи, а также лекарственного обеспечения, сохранение санитарно-эпидемического благополучия.
Бюджетные обязательства по ежемесячным денежным выплатам ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным, пособия на детей, а также социальная поддержка семей с детьми, льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, будут осуществляться своевременно, в размерах, установленных действующим региональным законодательством.
В целях снижения негативных социальных последствий от реализации мер в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства (в частности, повышения уровня тарифов на услуги жилищно-коммунальные услуги) будет совершенствоваться система адресных субсидий для населения.
Одно из негативных явлений, наиболее остро характеризующее влияние мирового финансового кризиса на экономику России, а соответственно и нашего региона, - это колебания рынка труда. Рост уровня безработицы, сокращение уровня заработной платы, просроченная заработная плата и т.д. будут подвержены постоянному контролю соответствующих надзорных органов.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда в автономном округе ранее принята и действует программа содействия занятости населения, объем финансирования которой составляет 104,6 млн. рублей.
В целях реализации антикризисных мер Российской Федерации, а также Югры принята программа по стабилизации ситуации на рынке труда, финансируемая из 2 источников:
федеральный бюджет - 289,5 млн. рублей,
средства бюджета автономного округа - 21,5 млн. рублей.
В соответствии с мероприятиями Программы по стабилизации ситуации на рынке труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
будет организовано опережающее обучение 1 809 работников, для которых существует угроза увольнения;
будут организованы временные рабочие места, в том числе для выпускников, и организованы общественные работы для 9 498 человек;
для 300 безработных, желающих зарегистрировать собственный бизнес, предусмотрено оказание финансовой помощи;
предусмотрено оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию переезда в другую местность с целью трудоустройства, для 100 человек.
В целом, реализация мероприятий программы позволит сдержать рост уровня регистрируемой безработицы до 2,2 - 2,4%.
Программа реализуется совместно с бизнес-сообществом. Об участии в программе по стабилизации ситуации на рынке автономного округа в части организации общественных работ заявило более 400 работодателей. Со многими из них центрами занятости населения заключены соглашения о взаимодействии.
Всего за первые три месяца 2009 года в Югре создано около 4000 новых временных рабочих мест. Только в рамках мероприятий программ по стабилизации на рынке труда в регионе планируется создать около 27 тыс. временных рабочих мест.
Будет предусмотрено финансирование организации деятельности молодежных трудовых отрядов на территории муниципальных образований автономного округа.
В целях обеспечения преимущественного права населения автономного округа на занятие вакансий на рынке труда Правительство автономного округа предпримет меры для снижения окружной квоты на иностранную рабочую силу.
Во всех муниципальных образованиях автономного округа организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в Югре", что способствует информированности работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, ситуации на рынке труда в автономном округе.
2. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала
Наша задача - сохранить и развить накопленный промышленный и технологический потенциал, оказать помощь предприятиям, которые вложились в выпуск новой продукции, в повышение конкурентоспособности, а сегодня испытывают трудности с кредитованием, сталкиваются с временными трудностями на рынке сбыта продукции.
Правительство автономного округа пристально следит за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для экономики автономного округа, в целях предотвращения как массовых увольнений, так и утрату накопленного предприятиями за годы роста производственного потенциала.
Правительство Югры не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие Правительства автономного округа в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.
На федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. В данный перечень включены 19 вертикально интегрированных компаний, дочерние предприятия и филиалы которых осуществляют хозяйственную деятельность на территории автономного округа.
В дополнение к федеральному перечню системообразующих организаций сформирован перечень предприятий регионального значения - 1148 организаций, мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти. В перечень предприятий регионального значения включено 22 организации автономного округа.
На уровне автономного округа сформирован перечень из 107 предприятий, являющихся системообразующими для экономики автономного округа. Организована система мониторинга за состоянием этих организаций. Принят порядок оказания государственной поддержки организациям, оказавшимся в трудной финансовой ситуации.
Для поддержки предприятий Правительство автономного округа будет использовать такие инструменты как предоставление субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам, госгарантии, имущественная и информационная поддержка.
В целях оказания поддержки предприятиям реального сектора экономики в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрены государственные гарантии для привлечения заемных ресурсов организациями автономного округа в размере 6,0 млрд. рублей.
Сохранены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на прибыль, имущество. Общий объем снижения налоговой нагрузки в 2009 году оценивается примерно в 16 млрд. рублей.
Будет продолжена работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность экономики Югры.
В результате корректировки бюджета объем инвестиций сокращен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны экономики автономного округа.
В целях оказания поддержки геологоразведочной отрасли Правительством автономного округа предпринимаются меры для стабилизации ситуации, в том числе для финансирования ГРР в 2009 году более 700 млн. рублей, в том числе 410,2 млн. рублей - из федерального бюджета.
Ряд мер Правительство автономного округа реализует в сфере поддержки лесопромышленного комплекса. В частности, государственная поддержка из бюджета автономного округа предприятиям лесопромышленного комплекса в 2009 году составит 60,5 млн. рублей.
3. Внутренний спрос - основа последующего поступательного развития
Правительство будет делать все возможное, чтобы поддержать местных производителей и одновременно создать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития.
Вместе с тем за счет бюджета невозможно полностью решить проблемы низкого спроса в экономике. Поэтому основной акцент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности.
По мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство автономного округа примет все необходимые меры к его наращиванию.
Правительство автономного округа реализует меры, направленные на недопущение негативных явлений в отдельных секторах экономики, а именно:
обеспечивающие основу для функционирования экономики в целом (топливно-энергетический комплекс, транспорт);
имеющие значительный мультипликативный эффект за счет развития смежных отраслей (геологоразведка, жилищное строительство и др.);
важные с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс).
Государственная поддержка агропромышленного комплекса из бюджета автономного округа предусмотрена на 2009 год в объеме 611,3 млн. рублей.
В 2009 году государственная поддержка транспорта из бюджета автономного округа через субсидирование пассажирских перевозок по всем видам транспорта составит 513,8 млн. рублей.
Жилищное строительство является одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики Правительства автономного округа. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций среднего класса - собственника.
Правительство автономного округа в целях поддержки окончания строительства жилищных объектов предпримет меры по финансовой поддержке для расселения аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе с привлечением средств государственной корпорации "Фонд содействия реформирования ЖКХ", предоставления государственных гарантий по привлеченным кредитным ресурсам организациям строительного комплекса.
С целью стабилизации рынка ипотечного кредитования и поддержки жилищного строительства на территории автономного округа будут внесены изменения в нормативные правовые акты автономного округа, определяющие условия и порядок реализации подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование", которые позволят стимулировать коммерческие банки на предоставление ипотечных кредитов населению.
Правительство автономного округа предоставит государственные гарантии Ипотечному агентству Югры по привлеченным кредитным ресурсам на сумму 1,65 млрд. рублей, что позволит осуществлять ипотечное кредитование населения автономного округа в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование".
Правительство автономного округа также будет разрабатывать и реализовывать дополнительные меры по поддержке жилищного строительства, в том числе в рамках следующих направлений:
содействие реструктуризации ипотечной задолженности;
выполнение обязательств государства перед военнослужащими и ветеранами Великой Отечественной войны;
организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по приемлемым ценам;
выполнение обязательств государства по реализации программы "Молодая семья";
участие в программах развития муниципальной инфраструктуры.
В качестве меры социальной поддержки Правительство автономного округа совместно с коммерческими банками и автономной некоммерческой организацией "Ипотечное агентство Югры" продолжит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам и льготным жилищным займам для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
4. Стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора экономики
Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года. Работа по ее реализации будет продолжена.
Будет продолжена работа по усложнению, диверсификации экономики, развитию не нефтяных секторов. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные проекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть реализованы, но за меньшие ресурсы.
К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства автономного округа на ближайшие годы относятся:
с одной стороны, поддержание нефтегазового комплекса посредством стимулирования вертикально интегрированных нефтяных компаний к геологоразведочным работам и передачи низкодебитных скважин малому и среднему бизнесу, увеличение глубины переработки природных ресурсов, модернизация действующих комплексов в рыбной, сельскохозяйственной, лесной промышленности, направленная на создание высокой добавленной стоимости в данных секторах;
с другой стороны, создание новых горнорудного, рекреационного, биологического кластеров, а также обеспечение данных секторов экономики высококонкурентной институциональной и инфраструктурной средой, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику автономного округа.
Диверсификация и инновационное развитие экономики включает в себя среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления в сфере развития нефтегазового сектора экономики, ненефтяных секторов экономики, транспортной и энергетической инфраструктуры, малого предпринимательства, создания технопарков, интеграции внешних связей Югры и ее пространственного развития, а также эффективной инновационной, инвестиционной и финансово-бюджетной политики.
5. Создание благоприятных условий для экономического подъема предпринимательской деятельности
В 2009 году активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и на региональном уровне. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке.
Правительством автономного округа в целях создания оптимальных условий для реализации предпринимательских инициатив населения, способствующих сокращению напряжения социальной ситуации, связанной с сокращением численности работающих на крупных предприятиях автономного округа внесены изменения в Программу развития малого и среднего предпринимательства Югры.
Изменениями предусмотрено увеличение финансирования Программы за счет средств бюджета автономного округа на сумму 235,0 млн. рублей для внесения имущественного взноса в Фонд поддержки предпринимательства Югры по следующим направлениям:
100 млн. рублей - увеличение гарантийного фонда;
100 млн. рублей - увеличение объемов микрофинансирования;
20 млн. рублей - на компенсации процентной банковской ставки;
10 млн. рублей - для возмещения затрат предпринимателей связанных с обучением;
5 млн. рублей - для грантовой поддержки начинающих предпринимателей (новое приоритетное направление).
Увеличение финансирования программы за счет средств автономного округа на 235 млн. рублей позволит привлечь для финансирования мероприятий программы не менее 235 млн. рублей из федерального бюджета.
В рамках реализации программы в 2009 году планируется создать 745 рабочих мест и сохранить 980.
Кроме того, в рамках стабилизации и смягчения социальной напряженности на рынке труда на территории автономного округа реализуется программа автономного округа по стабилизации ситуации на рынке на 2009 год. Одним из направлений программы является содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В соответствии с данной программой предусмотрены оказание финансовой помощи безработным гражданам, желающим зарегистрировать собственный бизнес, организация профобучения безработных основам предпринимательской деятельности, информирование о самозанятости, оказание организационно-консультационных услуг. Принимая во внимание, что малый бизнес является самой гибкой и мобильной группой среди хозяйствующих субъектов, сферой деятельности, в которой находится весомый потенциал социально-экономического развития региона, особенно в условиях финансового кризиса, Правительство автономного округа разрабатывает ряд антикризисных мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Среди них:
разработка механизма заинтересованности (стимулирования) хозяйствующих субъектов автономного округа в предоставлении собственных невостребованных площадей (мощностей), которые в связи с временным спадом производства не используются или используются не в полном объеме, для субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание индустриальных экономических площадок на территории автономного округа. Предполагается, что в современных экономических условиях индустриальные экономические площадки смогут поддержать процесс развития предпринимательства в автономном округе, обеспечат создание новых производств и новых рабочих мест. Субъектам малого и среднего предпринимательства, которые разместят свои производства на таких индустриальных площадках, могут быть предоставлены льготы по инфраструктурному подключению, что окажет благоприятное влияние на привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленное производство; в целях оптимизации налоговой нагрузки предлагается рассмотреть возможность корректировки (снижения) коэффициента К2, который применяется при исчислении единого налога на вмененный доход.
Следует серьезно работать над сохранением и расширением налогооблагаемой базы, а это, прежде всего, вопрос помощи малому и среднему бизнесу. Нужно создавать максимально благоприятные условия для предпринимательства. Среди возможных мер поддержки - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.
Данные меры окажут положительное влияние на развитие предпринимательства в существующих экономических условиях, что будет способствовать увеличению рабочих мест и соответственно самозанятости населения автономного округа.
6.Оптимальная бюджетная политика - опора экономики
В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства автономного округа. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета почти наполовину, по сравнению с 2008 годом расходы социального характера будут сохранены на уровне не ниже расходов 2008 года, и их доля в структуре расходов возрастет с 31,1 до 35,8 %, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой.
Сложившаяся финансово-экономическая ситуация, негативно сказывающаяся на экономике автономного округа, а также на динамике и наполняемости доходной части бюджета, безусловно, отрицательно повлияла на расходную часть бюджета автономного округа.
Учитывая сокращение доходной части бюджета автономного округа на 49,9%, сокращение расходов бюджета автономного округа на 2009 год произведено при соблюдении приоритетов финансирования в части обеспечения выполнения социальных обязательств перед населением Югры.
Главный финансовый документ сохранил свою социальную направленность.
Социально значимые и первоочередные расходы бюджета автономного округа составляют 76 % от общего объема расходов. С учетом сокращения публичные нормативные обязательства сохранены, что позволит в полном объеме обеспечить предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан автономного округа.
Под особым контролем находятся вопросы своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечения функционирования бюджетных учреждений.
Достойный уровень материального положения пожилых граждан в автономном округе также будет обеспечен за счет заблаговременно созданных пенсионных резервов через программы дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Сохранена социальная поддержка учащихся и студентов (питание и стипендии) в государственных образовательных учреждениях. Принятые ранее обязательства автономного округа по:
субсидированию процентной ставки по ипотечным кредитам;
сохранению и расширению форм поддержки агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства;
завершению строительства объектов жилищного строительства в целях обеспечения населения жильем социального найма, а также содействия занятости населения автономного округа
будут исполнены в полном объеме, а по отдельным программам будут увеличены.
Специальные меры предпринимаются по обеспечению доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности.
Приоритетные задачи в развитии финансовой системы автономного округа заключаются в формировании предпосылок для привлечения в регион стратегических инвесторов, создающих условия для диверсификации экономики и улучшении качества жизни населения.
Удельный вес расходов на предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям автономного округа практически не изменится и составит 42,1 % в общей сумме расходов бюджета.
При общем сокращении межбюджетных трансфертов в их составе предусмотрено увеличение дотаций на сбалансированность местных бюджетов в сумме 1,3 млрд. рублей на обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований.
Предоставление поддержки бюджетам муниципальных образований будет осуществляться также путем предоставления бюджетных кредитов на временный кассовый разрыв, возникающий в ходе исполнения местных бюджетов в 2009 году. На эти цели в бюджете автономного округа предусмотрены средства в сумме 1,4 млрд. рублей.
Важным направлением в решении задач повышения сбалансированности бюджетной системы станет реализация мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
В этой связи будет ускорена реализация решений, направленных на модернизацию бюджетного сектора экономики, включая развитие института автономных учреждений, механизмов финансирования социальных услуг из бюджетных источников, осуществляемого на конкурсной основе.
7. Обеспечение макроэкономической стабильности
Эффективная реализация антикризисных мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности.
Правительство автономного округа будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направленную на повышение качества жизни населения, стимулирование внутреннего спроса, развитие отраслей экономики. Обеспечение оптимального сочетания антикризисных мер и долгосрочных проектов позволит строить более эффективную экономику. Экономическая политика автономного округа предполагает не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития. Не только поддержать внутренний спрос, но и за счет реализации масштабных проектов, таких как "Урал промышленный - Урал Полярный" создать инфраструктурный задел на будущее, не только не допустить спада ВРП, но и качественно постепенно изменять структуру экономики, диверсифицируя ее, тем самым изыскивая дополнительные возможности наполнения доходной части бюджета.
В 2009 году и в последующие годы Правительство Югры намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической, бюджетной и социальной политики в целях стабилизации экономики.
Правительство автономного округа будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям с тем, чтобы не создавать предпосылок подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет продолжен.
Правительство автономного округа будет продолжать реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития.
Основные антикризисные меры Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по оздоровлению экономики автономного округа в 2009 году
N п/п |
Мероприятие |
Объем финансирования антикризисных мероприятий |
1. |
Социальная защита и поддержка сферы занятости |
|
1.1. |
Социальная защита |
|
Проведение еженедельного мониторинга по муниципальным образованиям увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации |
- |
|
Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" |
- |
|
Включение расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения |
- |
|
Реструктуризация ипотечных кредитов и займов, предоставленных в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование", для лиц, потерявших работу, через Ипотечное агентство Югры |
|
|
1.2. |
Поддержка сферы занятости |
|
Принятие и реализация Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
311,0 млн. рублей, в том числе: 289,5 млн. рублей - субсидия федерального бюджета; 21,5 млн. рублей - бюджет автономного округа |
|
Увеличение финансирования Программы содействия занятости населения" на 2008 -20 10 годы |
до 104,6 млн. рублей |
|
Снижение окружной квоты на иностранную рабочую силу |
- |
|
Развитие страхового принципа защиты от безработицы |
- |
|
Создание кадровых агентств в учреждениях профессионального образования, региональной службы содействия трудоустройству выпускников |
- |
|
2. |
Поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями. Поддержка отдельных отраслей экономики |
|
2.1. |
Поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями |
|
Проведение постоянного мониторинга финансово-экономического состояния предприятий, вошедших в федеральный и региональный перечни, а также предприятий, являющихся системообразующими для экономики автономного округа |
- |
|
Формирование перечня из 107 предприятий, являющихся системообразующими для экономики автономного округа |
- |
|
Формирование Министерством регионального развития РФ перечня предприятий регионального значения (1148 организаций), в который вошли 22 предприятия автономного округа |
- |
|
|
Утверждение перечня из 295 системообразующих организаций РФ, в который включены 19 вертикально интегрированных компаний, дочерние предприятия и филиалы которых осуществляют хозяйственную деятельность на территории автономного округа |
- |
Оказание содействия предприятиям, вошедшим в федеральный и региональный перечни в получении мер поддержки на федеральном уровне |
- |
|
Государственная поддержка предприятий, оказавшихся в трудной финансовой ситуации, путем: предоставления субсидий за счет средств бюджета автономного округа для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам; предоставление государственных гарантий автономного округа; участия автономного в уставном капитале организаций; компенсации убытков, возникающих у организаций, предоставляемых услуги населению по регулируемым тарифам; государственно-частного партнерства в форме концессии; предоставления субсидий за счет средств бюджета автономного округа для компенсации части затрат по строительству и (или) реконструкции инженерных сетей и объектов инфраструктуры; залога государственной собственности для обеспечения обязательств по привлеченным заемным средствам; информационного и консалтингового содействия |
6,0 млрд. рублей |
|
|
Создана экспертная группа, уполномоченная на проведение экспертизы представленных заявок на оказание государственной поддержки |
- |
В отраслевых исполнительных органах государственной власти автономного округа созданы комиссии по работе с обращениями организаций, оказавшихся в трудной финансовой ситуации |
- |
|
Сохранены льготы по налогу на прибыль организаций, уплачиваемого в бюджет автономного округа |
6,9 млрд. рублей |
|
Сохранены льготы по налогу на имущество организаций |
8,8 млрд. рублей |
|
Сохранены льготы по транспортному налогу |
18 млн. рублей |
|
Установлены льготы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, - налоговые ставки установлены в размере 5, 10 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков налога, по видам осуществляемой ими деятельности |
70,0 млн. рублей |
|
2.2. |
Поддержка отдельных отраслей экономики |
|
2.2.1 |
Сельское хозяйство |
|
Государственная поддержка агропромышленного комплекса |
611,3 млн. рублей |
|
Поддержка личных подсобных хозяйств (оленеводство) |
- |
|
Разработка и практическое применение механизмов, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -20 12 годы |
- |
|
2.2.2 |
Транспортный комплекс |
|
Субсидирование в 2009 году из бюджета автономного округа пассажирских перевозок по всем видам транспорта |
513,8 млн. рублей |
|
2.2.3 |
Жилищное строительство и ЖКХ |
|
Реализация инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе с привлечением кредитных ресурсов банков. Предусмотрена компенсация процентных ставок по кредитам |
- |
|
Субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам |
2,0 млрд. рублей |
|
Финансовая поддержка для расселения аварийного жилищного фонда |
836,13 млн. рублей, в т.ч.: 469,68 млн. рублей - федеральный бюджет, 366,45 млн. рублей - бюджет автономного округа |
|
Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов |
1,145 млрд. рублей, в т.ч. 912 млн. рублей - федеральный бюджет |
|
Государственные гарантии автономного округа по привлеченным кредитным ресурсам организаций для строительства объектов социальной сферы |
2,52 млрд. рублей |
|
Государственные гарантии автономного округа по привлеченным кредитным ресурсам для завершения строительств жилищных объектов |
1,4 млрд. рублей |
|
Предоставление государственных гарантий по привлеченным кредитным ресурсам организаций на цели социально-экономического развития автономного округа |
250 млн. рублей |
|
Разработка и принятие нормативно правового акта автономного округа "О тарифной политике в жилищно-коммунальной отрасли автономного округа в период финансового кризиса" |
- |
|
|
Формирование пакета мер и предложений по усилению социальной защиты "уязвимых" категорий граждан в части предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Внесены изменения в статью 31 Закона автономного округа "О регулировании отдельных жилищных отношений" |
- |
Разработка и принятие нормативного правового акта, устанавливающего предельный лимит для определения стоимости строительства на стадии формирования технического задания и заключения государственного контракта на выполнение проектных работ |
- |
|
Государственные гарантии автономного округа по привлеченным ресурсам для Ипотечного агентства Югры: внесение имущественного взноса в АНО "Ипотечное Агентство Югры"; создание современной инфраструктуры (открытого акционерного общества) по финансированию рынка ипотечного кредитования с привлечением инвесторов |
1,65 млрд. рублей |
|
2.2.4 |
Лесопромышленный комплекс |
|
Оказание государственной поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса в форме компенсации процентной ставки по кредитам |
60,5 млн. рублей |
|
2.2.5 |
Топливно-энергетический комплекс |
|
Государственная поддержка геологических предприятий путем финансирования территориальной Программы геологического изучения недр по нераспределенному фонду |
715,2 млн. рублей, в т.ч.: 410,2 млн. рублей - федеральный бюджет; 305 млн. рублей - бюджет автономного округа |
|
3. |
Поддержка малого предпринимательства |
|
3.1. |
Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности |
- |
3.2. |
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: |
- |
путем определения предельных значений площади имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности автономного округа или муниципальной собственности |
- |
|
рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого государственного или муниципального имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества |
- |
|
|
путем предоставления государственных гарантий Фонду поддержки предпринимательства автономного округа по привлеченным кредитным ресурсам |
180,0 млн. рублей - бюджет автономного округа |
увеличения гарантийного фонда, увеличения объемов для микрофинансирования, компенсации процентной банковской ставки |
235 млн. рублей - бюджет автономного округа |
|
увеличения финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |
235 млн. рублей - бюджет автономного округа |
|
3.3. |
Государственная поддержка развития инновационного малого и среднего предпринимательства |
- |
Предоставление льготной аренды малым (средним) инновационным предприятиям в Технопарке высоких технологий (г. Ханты-Мансийск) |
- |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 апреля 2009 г. N 140-рг "Об утверждении Программы антикризисных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.