Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 14 августа 2009 г. N 131
Положение
о Службе по контролю и надзору в сфере образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Общие положения
1.1. Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим полномочия регионального государственного контроля и надзора в сфере образования и обеспечивающим реализацию отдельных полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в области образования.
1.2. Служба в своей деятельности подчиняется Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа, соответственно их компетенции и ответственна перед ними за выполнение порученных задач и полномочий. Координацию работы Службы осуществляет заместитель Председателя Правительства автономного округа, курирующий вопросы образования.
1.3. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также настоящим Положением.
1.4. Служба для реализации своих полномочий взаимодействует с федеральными органами государственной власти, их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественными объединениями и иными организациями.
1.5. Структура Службы утверждается Губернатором автономного округа по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
1.6. Служба является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета и бюджета автономного округа соответственно выполняемым полномочиям, возложенным на Службу.
1.7. Служба является юридическим лицом, имеет обособленное имущество в оперативном управлении, отдельную смету доходов и расходов, расчетные, лицевые и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа, печать с изображением герба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, изображением герба Российской Федерации, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием и иные реквизиты, необходимые для осуществления деятельности Службы.
1.8. Место нахождения Службы: 628012, Российская Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 124.
1.9. Сокращенное наименование Службы: Обрнадзор Югры.
2. Основные задачи Службы
2.1. Основными задачами Службы являются:
2.1.1. Предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации и прав граждан в области образования.
2.1.2. Осуществление лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории автономного округа (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования).
2.1.3. Обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена.
2.1.4. Развитие системы оценки качества образования автономного округа.
См. постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 декабря 2009 г. N 326-п о наделении Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области образования
3. Полномочия, функции Службы
Служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
3.1. Реализует единую государственную политику в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах компетенции Службы.
3.2. Организует и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении образовательных учреждений, их филиалов и представительств, а также ведущих профессиональную подготовку образовательных подразделений юридических лиц, за исключением образовательных учреждений, государственный контроль (надзор) за которыми отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
3.3.Осуществляет обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных автономного округа об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена.
3.4. Осуществляет научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
3.5. Осуществляет региональный государственный контроль и надзор:
3.5.1. За соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории автономного округа образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования, образовательных учреждений высшего профессионального образования), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
3.5.2. За качеством образования, в том числе качеством подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями, в образовательных учреждениях, расположенных на территории автономного округа, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением контроля качества образования:
в высших учебных заведениях, по всем реализуемым ими образовательным программам;
в научных организациях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования;
в федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, реализующих программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонных производств, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемких производств по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
3.5.3. За соблюдением образовательными учреждениями (организациями), расположенными на территории автономного округа, требований и условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, за исключением:
высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;
образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонных производств, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
3.6. Осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений (организаций), расположенных на территории автономного округа, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования).
3.7. Осуществляет оформление и выдачу лицензий на право ведения образовательной деятельности, свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций), расположенных на территории автономного округа, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования).
3.8. Обеспечивает приобретение, учет, выдачу и хранение бланков лицензий, свидетельств о государственной аккредитации.
3.9. Осуществляет в пределах своей компетенции оценку качества образования, в том числе оценку условий образовательной деятельности и оценку результатов образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории автономного округа.
3.10. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, по устранению несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям, несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям, учредителям образовательных учреждений, органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, осуществляющим управление в сфере образования.
3.11. Осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
3.12. При отсутствии действий по устранению выявленных нарушений принимает меры в соответствии с действующим законодательством.
3.13. Осуществляет в установленном порядке в пределах своей компетенции сбор, накопление и обработку отчетности и иной документационной информации, в том числе с ограниченным доступом, в области лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, контроля и надзора в сфере образования, исполнения федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образовательными учреждениями, расположенными на территории автономного округа, а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием.
3.14. Осуществляет информационное обеспечение деятельности по региональному государственному контролю и надзору в сфере образования, в том числе:
3.14.1. Ведение учета результатов надзора и контроля в области образования.
3.14.2. Формирование и ведение регионального электронного информационного ресурса (реестр, банк данных и др.) в соответствии с федеральным законодательством.
3.14.3. Осуществление информационного обмена и взаимодействия с образовательными учреждениями, муниципальными органами управления образованием, органами государственной власти автономного округа, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством образования и науки Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Службы.
3.14.4. Представление в средствах массовой информации и на официальном сайте Службы в сети Интернет справочно-информационных материалов по направлениям работы Службы.
3.15. По вопросам, отнесенным к компетенции Службы, осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов автономного округа.
3.16. Во исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округ - Югры издает приказы нормативного правового характера по вопросам:
установления критериев показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории при проведении Службой государственной аккредитации образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
установления размера и порядка оплаты затрат за проведение лицензионной экспертизы и изготовление бланка лицензии при лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений автономного округа;
установления размера и порядка оплаты за проведение государственной аккредитации образовательных учреждений автономного округа;
по иным вопросам, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Приказами нормативного правового характера утверждаются административные регламенты исполнения государственных функций и регламенты проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, а так же положения о государственной экзаменационной комиссии автономного округа, предметных, конфликтных и иных комиссий (подкомиссий) при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников, в том числе в форме единого государственного экзамена на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
К порядковому номеру приказа, имеющего силу нормативного правового акта, добавляется реквизит "-нп".
3.17. Готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
3.18. Готовит приказы и инструктивные письма о порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах полномочий Службы.
3.19. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.
3.20. Организует профессиональную подготовку государственных служащих Службы, повышение их квалификации и стажировку, включая мобилизационную подготовку.
3.21. Организует мероприятия по мобилизационной подготовке государственных гражданских служащих Службы.
3.22. Организует и проводит научно-практические конференции, совещания, семинары, конкурсы по вопросам, относящимся к компетенции Службы.
3.23. Создает и организует работу:
3.23.1. Экспертных комиссий по рассмотрению и экспертизе документов, представленных для лицензирования образовательной деятельности.
3.23.2. Аккредитационной комиссии для проведения государственной аккредитации образовательных учреждений.
3.23.3. Других совещательных и экспертных органов (коллегия, советы, комиссии, группы и др.) в установленной сфере деятельности.
3.24. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, сформированных в ходе деятельности Службы.
3.25. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, средств федерального бюджета, выделенных соответственно на осуществление полномочий автономного округа и осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования, включая содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.
3.26. Организует и проводит мониторинг эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с методикой и критериями, установленными Правительством Российской Федерации.
3.27. Осуществляет подготовку в установленном порядке предложений по награждению работников сферы образования государственными наградами и присвоению почетных званий, поощрение работников сферы образования автономного округа.
3.28. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4. Права Службы
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Служба имеет право:
4.1. Вносить в установленном порядке на рассмотрение Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа проекты нормативных правовых актов, по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы.
4.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также образовательных учреждений сведения, материалы и документы, необходимые для реализации функций Службы.
4.3. По вопросам, относящимся к компетенции Службы, в установленном порядке получать беспрепятственный доступ и посещать с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования образовательные учреждения (организации), расположенные на территории автономного округа.
4.4. Издавать в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, инструкции, инструктивно-методические письма и контролировать их исполнение.
4.5. Участвовать в разработке и (или) апробации международных, общероссийских и региональных:
4.5.1. Организационных моделей системы качества образования.
4.5.2. Функциональных и организационных моделей реализации функций по контролю и надзору в сфере образования.
4.6. Представлять по поручению Губернатора и Правительства автономного округа интересы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на международном, федеральном и региональном уровнях в части вопросов, относящихся к компетенцию Службы.
4.7. Организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, оценок и исследований по вопросам осуществления регионального государственного контроля и надзора в установленной сфере деятельности.
4.8. Проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке проверки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных учреждений, контроль и надзор за которыми отнесен к компетенции Службы.
4.9. Проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке совместные проверки с другими государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору.
4.10. Привлекать в установленном порядке для консультационного, методического и экспертного обеспечения деятельности Службы научные и иные организации, руководителей, ученых и специалистов образовательных и иных учреждений, в том числе и зарубежных, общественных деятелей и граждан, а также представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа.
4.11. Обеспечивать в установленном порядке, в том числе путем размещения государственного заказа или формирования государственного задания для автономного учреждения, подготовку и проведение мониторинга качества образования, включая мониторинг качества условий образовательной деятельности и мониторинг качества результатов образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории автономного округа.
4.12. Выступать на конференциях, семинарах и совещаниях различного уровня с докладами о положении дел в сфере образования в части вопросов, относящихся к компетенции Службы.
4.13. Давать юридическим лицам и гражданам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
4.14. Выполнять в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, функции государственного заказчика при размещении государственного заказа на выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров) для государственных нужд.
4.15. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Пункт 4.16 настоящего положения вступает в силу с 1 декабря 2009 г.
4.16. В случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях.
4.17. Вносить предложения по вопросам учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц - образовательных учреждений и иных организаций, их филиалов, представительств на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.18. Осуществлять руководство подведомственными Службе государственными учреждениями.
4.19. Организовывать в установленном порядке учебно-методические семинары для педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений по вопросам, относящимся к компетенции Службы.
4.20. Иные права в установленной сфере деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5. Организация деятельности Службы
5.1. Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность Губернатором автономного округа по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5.2. В период отсутствия руководителя Службы в связи с болезнью, отпуском, командировкой общее руководство Службой в полном объеме осуществляет один из заместителей на основании приказа руководителя Службы.
5.3. Руководитель Службы:
5.3.1. Осуществляет руководство Службой на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач и полномочий.
5.3.2. Несет ответственность за организацию и результаты работы Службы.
5.3.3. Действует от имени Службы без доверенности во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, с юридическими и физическими лицами, а так же в арбитражных судах и судах общей юрисдикции всех инстанций, правоохранительных органах.
5.3.4. В рамках компетенции Службы издает приказы, распоряжения, утверждает положения об управлениях, отделах Службы, должностные регламенты государственных гражданских служащих Службы и должностные инструкции других работников Службы, дает указания, поручения на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5.3.5. Заключает договоры, государственные контракты и соглашения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, выдает доверенности.
5.3.6. Назначает и освобождает от должности государственных гражданских служащих и работников Службы в установленном порядке.
5.3.7. Распределяет обязанности и полномочия между руководителями структурных подразделений Службы.
5.3.8. Представляет в установленном порядке ежегодный план работы и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности.
5.3.9. Ведет прием граждан, организует работу с письмами и обращениями.
5.3.10. На основе и во исполнение действующего законодательства в пределах своей компетенции издает приказы, инструктивные и методические письма, иные документы.
5.3.11. Реализует в установленном порядке полномочия по владению, пользованию имуществом, закрепленным за Службой, на праве оперативного управления.
5.3.12. Применяет к государственным гражданским служащим и работникам Службы меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством.
5.3.13. Обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, сохранность средств и материальных ценностей.
5.3.14. Открывает и закрывает счета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.3.15. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
6. Коллегия Службы
6.1. При Службе создается Коллегия под председательством руководителя Службы.
6.2. Персональный состав членов Коллегии утверждается, а их замена осуществляется приказом руководителя Службы.
6.3. Положение о Коллегии утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
6.4. К работе Коллегии Службы могут привлекаться представители органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, организаций различных форм собственности по согласованию с ними.
6.5. Заседания Коллегии проводятся в соответствии с планом ее работы, утверждаемым председателем коллегии.
6.6. Решения Коллегии оформляются протоколами, которые подписывает председатель Коллегии.
7. Имущество и финансирование Службы
7.1. Служба имеет имущество, закрепленное за ней Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на праве оперативного управления.
7.2. Имущество Службы также составляют денежные средства, отражаемые на самостоятельном балансе Службы.
7.3. Штатное расписание Службы утверждается Правительством автономного округа.
7.4. Финансирование Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете автономного округа, и за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в виде субвенций в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
7.5. Служба имеет на территории автономного округа структурные подразделения (г. Нижневартовск, г. Сургут).
7.6. Служба не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом.
8. Ответственность Службы
8.1. Служба отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами в пределах сметы.
8.2. За нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, искажение государственной отчетности, несвоевременное, некачественное исполнение документов руководитель и должностные лица Службы несут установленную законодательством ответственность.
8.3. Государственные гражданские служащие и работники Службы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера.
9. Заключительные положения
9.1. Осуществление реорганизационных и ликвидационных процедур по Службе проводится по решению Губернатора автономного округа в соответствии с действующим законодательством.
9.2. При реорганизации Службы имущество и документация передаются правопреемнику в установленном порядке.
9.3. Государственным гражданским служащим и работникам Службы в случае ее реорганизации или ликвидации в установленном порядке предоставляются гарантии и компенсации согласно законодательству о государственной гражданской службе и трудовому законодательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.