Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена программа
1.1. Современное состояние сети автомобильных дорог общего
пользования регионального или межмуниципального значения
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает лидирующие позиции среди регионов России по положительной динамике индикаторов социально-экономического развития, в первую очередь - по добыче нефти, объему промышленного производства и производству электроэнергии.
Население автономного округа составляет 1,1% от общей численности населения Российской Федерации, обеспечивает наполнение консолидированного бюджета государства в объеме 12,8% и создает валовый региональный продукт в объеме 5,2% от валового внутреннего продукта страны. Происходит устойчивое развитие производства автономного округа по основным отраслям и повышение уровня жизни населения.
Комплексное развитие автономного округа невозможно без единой развитой и надежной сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, которая в настоящее время характеризуется низкой плотностью. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на начало 2009 года составляет 2 230,2 км или 0,003 процента от протяженности автомобильных дорог Российской Федерации. Плотность автомобильных дорог общего пользования автономного округа ниже среднероссийского значения в девять раз на 1 000 кв. км и в 3,1 раза на 1 000 жителей.
Существенно различие плотности автомобильных дорог общего пользования по муниципальным образованиям автономного округа (от 1,06 км автомобильных дорог на 1 000 кв. км на территории Березовского района до 16,41 км в Нефтеюганском районе).
1.2. Основные проблемы дорожного комплекса
Объемы финансирования дорожной отрасли автономного округа в 2008 году снизились по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах почти в три раза, соответственно сократились объемы строительства новых автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с 213,6 км в 2001 году до 45,5 км в 2008 году. Также сократились объемы финансирования капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. При нормативных ежегодных объемах ремонта 150 - 200 км уже в 2011 году недоремонт достигнет 1 тыс. км, что приведет к ухудшению транспортно-эксплуатационных показателей и увеличению последующих финансовых затрат.
Рост автомобильного парка и значительное увеличение количества крупнотоннажных транспортных средств также приводят к преждевременному износу автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Значительную долю (до 75 процентов) в структуре транспортных потоков на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения составляют грузовые автомобили (на федеральных автомобильных дорогах в европейской части страны этот показатель находится в интервале 26-45 процентов).
По состоянию на 1 января 2009 года только 63 населенных пункта автономного округа имеют возможность выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. 16 населенных пунктов автономного округа имеют только "локальную сеть", то есть без возможности выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования автономного округа и других регионов страны.
Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности дорожного движения. Количество автотранспортных средств, приходящихся на 1 км автомобильных дорог общего пользования в автономном округе в 3,3 раза выше, чем по России, а темпы прироста автомобильных дорог почти в десять раз отстают от темпов прироста автомобильного парка.
Сложные природные и климатические условия требуют более высоких затрат на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
1.3. Значение автомобильных дорог в социально-экономическом
развитии автономного округа
Несмотря на то, что автомобильные дороги в автономном округе играют системообразующую роль, существующая сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения отстает от требований роста экономики и социальной сферы автономного округа. Данный факт порождает следующие негативные последствия:
из-за недостаточно развитой сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения затруднено использование мощного потенциала, которым располагает автономный округ (территориального, природно-сырьевого, топливно-энергетического и т.д.), что снижает инвестиционную привлекательность территорий автономного округа;
наряду с топливно-энергетическим комплексом требует развития лесопромышленный комплекс, горная промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера, эффективность которых во многом определяется своевременностью комплексного развития и совершенствования региональных, межмуниципальных, местных, лесных и промысловых автомобильных дорог.
Кроме того, назрела необходимость комплексного и скоординированного развития автомобильных дорог различных форм собственности. Данный процесс требует привлечения значительных финансовых ресурсов.
1.4. Направление развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения
В настоящее время развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в автономном округе осуществляется в рамках программы автономного округа "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2006-2011 годы, утвержденной Законом автономного округа от 2 декабря 2005 года N 117-оз. На ближайшую перспективу до 2015 года и, оценочно, до 2020 года приоритетные направления развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения определены Схемой развития и совершенствования сети автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы (с прогнозной оценкой до 2020 года) (далее - Схема), одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 25 ноября 2008 года N 502-рп. Цель, задачи, основные мероприятия и объемы финансирования долгосрочной целевой программы автономного округа "Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2012-2015 годы базируются на положениях Схемы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.