Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 19 декабря 2009 г. N 336-п
Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
по стабилизации ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры на 2010 год (далее - Программа)
15 апреля, 24 июня, 9 октября 2010 г., 11 февраля 2011 г.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 февраля 2011 г. N 37-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 9 октября 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 год |
Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа |
Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Основные Разработчики Программы |
Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Ответственные за исполнение программных мероприятий |
Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; бюджетные учреждения автономного округа центры занятости населения |
Основание для разработки Программы |
статьи 7.1, 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Цель Программы |
принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |
Задачи Программы |
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения; 2) стимулирование работодателей к сохранению и созданию рабочих мест |
Основные мероприятия Программы |
3) организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; |
Срок реализации Программы |
2010 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составит 234 898,6 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 20 7051,1 тыс. руб.; средства бюджета автономного округа - 27 847,5 тыс. руб. |
Целевой показатель Программы |
недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 1,5% численности экономически активного населения, запланированного на 2010 год, коэффициента напряженности 1,4 человек на 1 свободное рабочее место. |
Показатели эффективности Программы |
622 работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) будут направлены на опережающее обучение; 2741 рабочее место будет организовано для общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; 500 рабочих мест будут организованы для выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; будет оказано содействие трудоустройству инвалидов посредством оснащения 150 специальных рабочих мест; 999 безработных граждан организуют предпринимательскую деятельность и дополнительно создадут 812 рабочих мест для трудоустройства граждан из числа безработных. |
Система управления и контроля за выполнением Программы |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляют: Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
программными методами
Ситуация на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сложилась в конце 2008 - начале 2009 года под влиянием негативного воздействия мирового финансового кризиса как на экономику региона, так и России в целом.
1. По оценочным показателям социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе - сентябре 2009 года снизился индекс промышленного производства и составил 98,5% к аналогичному периоду предыдущего года, при этом в добыче полезных ископаемых он снизился на 1,5%, в обрабатывающих производствах - 6,6%.
2. Объем инвестиций в основной капитал составил в январе-сентябре 2009 года 430815,9 млн. рублей, снизившись в сопоставимых ценах на 13,3% к аналогичному периоду предыдущего года.
3. По данным формы федерального статистического наблюдения "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", в январе - сентябре 2009 года среднесписочная численность работников по полному кругу организаций снизилась относительно соответствующего периода прошлого года на 1,3% (с 774,5 тыс. человек в январе-сентябре 2008 до 764,3 тыс. человек в январе-сентябре 2009 года). Наибольшее снижение занятых произошло в организациях видов экономической деятельности: на 6,5% - в обрабатывающих производствах, на 5,9% - в строительстве, на 4,2% - транспорте и связи, на 4,0% - в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (жилищно-коммунальное хозяйство) и гостиницах и ресторанах, на 2,7% - в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, на 1,0% - в добыче полезных ископаемых.
4. Увеличился поток клиентов в органы службы занятости населения в поиске подходящей работы, в январе-ноябре 2009 года в 1,5 раза против данных аналогичного периода предыдущего года.
5. Произошло резкое увеличение числа зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных, в январе-ноябре 2009 года зарегистрировано 59,5 тыс. безработных, в январе - ноябре 2008 года их число составляло 35,6 тыс. человек. По сравнению с 1 октября 2008 года (8776 человек) число безработных выросло на начало 2009 года до 12679 человек или на 44,5%, затем на начало мая до 22 588 человек или в 2,6 раза. На 9 декабря 2009 года число зарегистрированных безработных составляет 15 383 человека.
6. Увеличился показатель уровня регистрируемой безработицы с 1,0% на 1 октября 2008 года до 1,44% на 1 января и 2,49% на 1 мая 2009 года. В настоящее время (9 декабря) уровень регистрируемой безработицы составляет 1,67%.
7. Увеличился уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, - с 5,7% по данным обследования по проблемам занятости в ноябре 2008 года до 5,8% - в феврале, 7,2% - мае и 7,0% - в августе 2009 года. По итогам обследования, проведенного в октябре, уровень безработицы по методологии Международной организации труда составил 6,7% в сентябре-октябре 2009 года.
8. Резко сократилось количество свободных рабочих мест, сведения о которых работодатели сообщают в органы службы занятости населения, с 18831 на 1 октября 2008 года до 9674 на 1 января 2009 года до 7083 единиц на 1 апреля 2009 года. По состоянию на 9 декабря в органах службы занятости населения зарегистрировано 10 336 вакансий.
9. По данным с октября 2008 года (начала осуществления мониторинга) по 9 декабря 2009 года о предстоящем высвобождении работников (в том числе о введении режима неполного рабочего времени, приостановке работы и предоставлении неоплачиваемых отпусков) заявило 1216 организаций со среднесписочной численностью работников 271058 человек. Объем предстоящего высвобождения (из 939 организаций) составил 16831 человек или 2,2% от среднесписочной численности работников по полному кругу организаций за январь - сентябрь 2009 года.
Наиболее значительные высвобождения, запланированные организациями автономного округа, охватили такие виды экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство, транспорт и связь, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, обрабатывающие производства. В общем числе организаций, запланировавших высвобождения, 39 являются градообразующими.
Фактически из 16831 человека, запланированного к высвобождению, 9782 человека уволено. Увольнение 2156 работников не подтверждается организациями. Под риском высвобождения остаются 4983 человека.
10. По состоянию на 9 декабря 3553 человека в 144 организациях осуществляли трудовую деятельность в режиме неполного рабочего времени (наибольшее количество Ноябрьский филиал "Ханты-Мансийскгеофизика", "Тромаганская геофизическая экспедиция", Нижневартовский район, пгт.Новоаганск - 326 человек, ОАО "Сосьвапромгеология", Березовский район, пгт. Саранпауль - 180 человек, ЗАО "Няганьнефтемаш", г. Нягань - 150 человек, ООО "Березовский лесопромышленный комбинат", Советский район, п. Таежный - 140 человек, МУП "Управляющая компания "Территориальное объединение N 2", Сургутский район, г. п. Солнечный - 125 человек, ОАО "Ханты-Мансийскгеофизика", г. Ханты-Мансийск - 122 человека, ООО "Правдинская геологоразведочная экспедиция", Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск - 118 человек, "Серовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки", г. Серов (жители Советского района) - 100 человек.
11. Численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, - 76 человек в 7 организациях (наибольшее количество в ОАО "Ремдорстрой", г. Советский - 87 человек, "Эксплуатационное вагонное депо "Смычка", г. Советский - 35 человек).
12. В отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателей находятся 252 человека в 8 организациях (наибольшее количество в ОАО "Сосьвапромгеология", Березовский район - 55 человек).
Антикризисные меры, принятые и реализуемые в автономном округе в 2009 году, позволили не допустить значительного роста безработицы среди населения автономного округа. Удалось сдержать рост уровня регистрируемой безработицы в пределах 2,49% (на начало мая), в настоящее время он составляет 1,67%, по методологии Международной организации труда - 6,7% при среднероссийском уровне 7,6%.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализуются программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы", утвержденная Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2007 года N 141-оз и Программа по стабилизации ситуации на рынке труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 14 января 2009 года N 4-п.
В целях реализации Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год 3 марта 2009 года между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством автономного округа заключено соглашение и два дополнительных соглашения в соответствии с корректировками. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 марта 2009 года N 45-п утверждены порядки предоставления бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год (с изменениями на 12 октября 2009 г. ).
Подготовлены и приняты четыре постановления Правительства автономного округа о внесении изменений в Программу (от 26 февраля 2009 года N 34-п, от 18 августа 2009 года N 220-п, от 19 октября 2009 года N 276-п, от 16 ноября 2009 года N 299-п).
Подготовлены и согласованы Межведомственной рабочей группой по рассмотрению региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, две корректировка региональной программы, предусматривающие увеличение количества участников, суммарно на 803 человека и объема финансирования на 22 674,2 тыс. рублей.
По состоянию на 9 декабря 2009 года средства, предусмотренные на реализацию Программы, поступили в объеме 329 265,9 тыс. руб. или 98,7% от объема, предусмотренного Программой на 2009 год (333 675,9 тыс. рублей), в том числе субсидия федерального бюджета в объеме 301 411,4 тыс. рублей, средства бюджета автономного округа - 27854,5 тыс. рублей.
Заключено договоров на общую сумму 317 692,7 тыс. руб. или 98,7% от объема, предусмотренного Программой.
Рассмотрены заявки 670 работодателей и администраций муниципальных образований и 525 граждан на организацию 11133 рабочих мест (6097 - для граждан, находящихся под угрозой высвобождения), в том числе:
10279 - для общественных и временных работ;
215 - для стажировки выпускников учреждений профессионального образования;
639 - гражданами, организовавшими предпринимательскую деятельность, для себя и для безработных граждан.
Приступили к общественным и временным работам 11515 человек (114,6% от планового показателя), к стажировке - 206 человек (97,2% от планового показателя).
Договоры на получение субсидии в целях организации собственного дела заключены с 525 гражданами из числа безработных, субсидию получили 399 безработных (76,7% планового показателя).
Организовано опережающее обучение 1158 человек (64,0% от планового показателя), 780 человек закончили обучение и сохранили занятость по прежнему месту работы.
В связи с отсутствием заинтересованности граждан в переезде в другую местность, высокой привлекательностью проживания и осуществления трудовой деятельности в округе практически не востребован переезд с целью трудоустройства в другую местность, с начала реализации Программы адресная поддержка была оказана трем безработным.
В рамках реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы в 2009 году запланировано:
трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию оплачиваемых общественных оплачиваемых работ 3310 чел (по состоянию на 9 декабря 2009 года с привлечением средств бюджета автономного округа по Программе организованы общественные работы для 3472 человек);
трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 1026 чел. (по состоянию на 9 декабря 2009 года с привлечением средств бюджета автономного округа по Программе организовано временное трудоустройство 874 безработных);
трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, впервые получивших профессиональное образование соответствующего уровня и обратившихся в поиске работы по полученной специальности в органы службы занятости населения автономного округа в течение календарного года после получения документов о соответствующем образовании, - 300 чел. (по состоянию на 9 декабря 2009 года с привлечением средств бюджета автономного округа по Программе организовано временное трудоустройство 589 выпускников);
направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и граждан, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, - 550 чел. (в январе - сентябре на профессиональное обучение за счет средств Программы направлено 549 человек).
В связи с изменением ситуации на рынке труда в текущем году принят Закон автономного округа от 10 июля 2009 года N 111-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы", которым в целях стимулирования создания временных рабочих мест предусмотрена поддержка работодателей, организующих временные рабочие места для оплачиваемых общественных работ, несовершеннолетних, безработных граждан из числа выпускников и испытывающих трудности в поиске работы, в виде компенсации расходов по оплате труда работников, трудоустроенных по направлению центров занятости населения, расширены категории граждан, получающих услугу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, предусмотрено субсидирование материально-сырьевых затрат безработных граждан, направленных для трудоустройства органами службы занятости населения автономного округа на рабочие места, организованные с применением гибких форм занятости, включая надомный труд.
Объем финансирования из бюджета автономного округа программы "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы" в 2009 году составил 104,6 млн. рублей, сохранен на уровне утвержденного Законом, несмотря на сокращение финансирования большинства целевых программ округа.
На 2010 год в рамках реализации программы автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы" запланировано:
1) трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию общественных оплачиваемых работ около 3 тысяч чел;
2) трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 1000 чел.;
3) трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, впервые получивших профессиональное образование соответствующего уровня и обратившихся в поиске работы по полученной специальности в органы службы занятости населения автономного округа в течение календарного года после получения документов о соответствующем образовании, - 300 чел.;
4) направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан из числа незанятого населения, зарегистрированных в органах службы занятости населения автономного округа в целях поиска подходящей работы, под гарантированное рабочее место по заявкам работодателей или в целях самозанятости, безработных граждан, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и граждан, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, - 550 чел.
В 2010 году в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, планируется сохранить 754 рабочих места, создать 801 рабочее место.
Дополнительные меры позволят соблюсти приоритет использования местных трудовых ресурсов и сократить привлечение иностранной рабочей силы.
В 2009 году квота на привлечение иностранной рабочей силы снижена на 22,3% и составила 31169 разрешений на работу. На 2010 год Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы автономного округа принято решение о сокращении квоты на 52% (с 61 934 иностранных работников до 29 696 иностранных работников). Предложения о потребности в привлечении иностранных работниках направлены в Министерство здравоохранения и социального развития России. Постановлением Правительства Российской Федерации объем квоты на выдачу разрешений на работу в целом по Российской Федерации на 2010 год составит 1,9 млн. человек или 49% об объема квот на 2009 год.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры добывается 57% объема всей российской нефти, поэтому практически все крупнейшие города округа характеризуются доминирующей ролью добывающей отрасли в структуре экономики.
Исходя из критериев методики, разработанной Минрегионом России, на территории округа можно выделить 17 монопрофильных территорий, из которых 10 относятся к городам (Сургут, Нижневартовск, Урай, Мегион, Лангепас, Нягань, Когалым, Радужный, Покачи, Советский) и 7 - к поселкам (Барсово, Солнечный, Пойковский, Горноправдинск, Излучинск, Новоаганск, Мортка).
Во исполнение протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 12 мая 2010 года N АЖ-П12-29пр, поручения Минздравсоцразвития России согласно письму от 17 мая 2010 года N 23-2/10/1-2075 и в соответствии с положениями раздела III Программы вносятся изменения в Программу, учитывающие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда монопрофильных населенных пунктов (п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района, пгт. Мортка Кондинского района, пгт. Новоаганск Нижневартовского района).
В п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района проживает 5,6 тыс. человек. Число работающих в градообразующей организации ООО "Правдинская геологоразведочная экспедиция" составляет порядка 1,1 тыс. человек.
По данным на 1 июня 2010 года, численность безработных граждан поселка, состоявших на учете в Ханты-Мансийском центре занятости населения, снизилась по сравнению с началом года на 67 человек, или 20,7%, и составила 256 человек (на 1 января 2010 года - 323 человека). Уровень регистрируемой безработицы в поселке кратно превышает среднеокружной показатель, на начало июня он составил 6,7% против 1,32% среднеокружного показателя, по сравнению с началом года уровень регистрируемой безработицы значительно снизился (на 1 января 2010 года - 8,7%). Число вакансий, заявленных организациями, на начало июня составило 9 единиц (на 1 января 2010 года - 5 раб. мест), коэффициент напряженности, соответственно - 31,20 человек на 1 рабочее место (на 1 января 2010 года - 65,2 чел. на 1 раб. место) при среднеокружном уровне 0,65 человек на 1 вакантное рабочее место. По данным еженедельного мониторинга, с начала 2010 года по состоянию на 4 июня организации поселения о высвобождении работников не заявляли. Работников, осуществляющих трудовую деятельность на условиях неполной занятости, нет.
Ожидаемый показатель уровня регистрируемой безработицы при реализации Программы составляет 6,5% экономически активного населения.
Численность населения пгт. Мортка Кондинского района составляет 3,8 тыс. человек; 495 человек по данным на 1 июня 2010 года осуществляют трудовую деятельность на градообразующем предприятии ООО "Лесопромышленная компания МДФ"; численность работников градообразующего предприятия снизилась по сравнению с началом года на 13%, или на 72 человека.
По сравнению с началом года показатели регистрируемой безработицы снизились, но остаются более высокими по сравнению со среднеокружными. Численность безработных граждан поселка, состоявших на учете в Междуреченском центре занятости населения, составила 111 человек, что на 18 человек, или 14%, меньше, чем на начало года (на 1 января 2010 года - 129 человек). Уровень регистрируемой безработицы превышает среднеокружной, на начало июня составил 5,7% (на 1 января 2010 года - 6,6%), по округу - 1,32%. Свободные рабочие места практически отсутствуют. Число вакансий, заявленных организациями, на 1 июня составило 1 рабочее место (на 1 января 2010 года - 2 раб. места), коэффициент напряженности - 123 человека на 1 рабочее место (на 1 января 2010 года - 65 чел. на 1 раб. место) против среднеокружного показателя 0,65 человек на 1 свободное рабочее место.
Ожидаемый показатель уровня регистрируемой безработицы при реализации Программы составляет 5,2% экономически активного населения.
По данным еженедельного мониторинга, в 2010 году с начала года и по состоянию на 4 июня 2010 года о предстоящем высвобождении работников заявило 3 организации поселка. Объем предстоящего высвобождения составил 37 человек. На 4 июня 2010 года уволено 34 работника, 28 из них обратилось в центр занятости населения. В июне 2010 года состоится высвобождение 3 человек. В режиме неполного рабочего времени с 11 мая по 10 ноября работают 24 работника организации ООО "Морткинская транспортная компания" (вид экономической деятельности "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов").
Численность населения пгт. Новоаганск Нижневартовского района составляет 10,4 тысячи человек, на градообразующем предприятии занят 371 человек. По сравнению с началом года число работников данного предприятия увеличилось на 18 человек. По состоянию на 1 июня 2010 года численность безработных граждан поселка, состоявших на учете в Нижневартовском центре занятости населения, составила 109 человек (на 1 января 2010 года - 206 человек), уровень регистрируемой безработицы - 2,69% (на 1 января 2010 года - 4,7%) при среднеокружном 1,32%. Число вакансий, заявленных организациями, составило на начало июня 67 рабочих мест (на 1 января 2010 года - 10 раб. мест), коэффициент напряженности - 2,55 человек на 1 рабочее место (на 1 января 2010 года - 25,1 чел. на 1 раб. место) против 0,65 человек на 1 рабочее место в целом по округу.
По данным еженедельного мониторинга, с начала 2010 года по состоянию на 4 июня о предстоящем высвобождении работников заявило 2 организации поселка. Объем предстоящего высвобождения составил 49 человек; из них 38 человек трудоустроено в той же организации, которая заявляла об увольнении. Фактически состоялось увольнение 11 человек, 4 из которых обратились в центр занятости населения. На предстоящий период высвобождений введение режима неполной занятости по данным на начало июня не планируется.
Ожидаемый показатель уровня регистрируемой безработицы при реализации Программы составляет 2,5% экономически активного населения.
Таблица 1
Перечень монопрофильных населенных пунктов
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Муниципальное образование (наименование) |
Градообразующее предприятие (наименование) |
г. Сургут |
ОАО "Сургутнефтегаз" |
г. Нижневартовск |
ОАО "Самотлорнефтегаз" |
п. Солнечный |
ООО "Западно-Малобалыкское" |
г. Когалым |
ТПП "Когалымнефтегаз" |
г. Мегион |
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" |
г. Нягань |
ОАО "ТНК - Нягань" |
г. Радужный |
ОАО "Варьеганнефтегаз" |
г. Урай |
ТПП "Урайнефтегаз" |
г. Лангепас |
ТПП "Лангепаснефтегаз" |
пгт. Пойковский |
ОАО "НК "Роснефть" (ООО "Юганскнефтегаз") |
г. Покачи |
ТПП "Покачевнефтегаз" |
пгт. Излучинск |
ОАО "ОГК-1" (Нижневартовская ГРЭС) |
п. Горноправдинск |
ООО "Правдинская геологоразведочная экспедиция" |
пгт. Новоаганск |
ЗАО "Аган-Бурение" |
п. Мортка |
ООО "Лесопромышленная компания МДФ" |
г. Советский |
ООО "Лесопильные заводы Югры" |
п. Барсово |
ООО "Сургутмебель" |
В данных городах и поселках суммарно проживает около 1 млн. человек или 70% населения автономного округа.
По данным за январь - сентябрь текущего года среднесписочная численность работников крупных и средних организаций в городах с моноструктурной экономикой оставила более 400,0 тыс. человек, что составляет более половины общей численности работников автономного округа.
Основным монопрофильным видом деятельности в крупных городах автономного округа является нефтедобыча, где осуществляют свою деятельность ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "НК "ЛУКойл", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "Русснефть", ОАО "НГК "Славнефть", ОАО "НК "Роснефть", в поселках - геологоразведка, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В структуре работающих и объемах отгруженной продукции этих территорий монопрофильное производство составляет 25 и 55 процентов соответственно.
На 1 декабря 2009 года в муниципальных образованиях с моноструктурной экономикой зарегистрировано 8943 безработных или 58,1% от числа безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по округу (на 1 декабря 2009 - 15 401 безработный). Рост безработных в данных муниципальных образованиях по сравнению с началом года составил 49,6% (на 1 января 2009 года - 5979 безработных).
В 8 муниципальных образования с моноструктурной экономикой увеличение безработных произошло на 50 и более процентов: г. Сургут, п. Барсово (Сургутский район), г. п. Новоаганск (Нижневартовский район), г. Урай, г. Мегион, г. Нягань, г. Радужный, п. Мортка (Кондинский район).
В 3 муниципальных образованиях отмечалось снижение числа безработных: г. п. Излучинский (Нижневартовский район), г. п. Пойковский (Нефтеюганский район), г. Лангепас.
За период с октября 2008 года по 30 ноября 2009 года общий объем запланированного высвобождения работников организаций, расположенных на территории муниципальных образований, характеризующихся моноэкономической структурой, составил 10731 человек или 64,6% от общего объема запланированных высвобождений в целом по округу. Из числа работников, заявленных к высвобождению, фактически уволено данными организациями 6 510 человек или 67,1% от общего объема увольнений. Трудоустроено до обращения в службу занятости населения 2 195 человек. 2 030 человек обратилось в органы службы занятости населения автономного округа, из них 85 человек трудоустроено.
Организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включены в три списка системообразующих организаций:
список организаций автономного округа, включенных в перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития Российской экономики (19 вертикально-интегрированных компаний), - федеральный список;
список предприятий автономного округа, включенных в перечень предприятий регионального значения (22 организации), сформированный Минрегионразвития России, - региональный список;
перечень системообразующих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, одобренный рабочей группой по вопросам оздоровления в сферах деятельности финансового рынка, минимизации последствий его колебаний на финансовый и не финансовый секторы реальной экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (107 организаций), - окружной список.
Реализация Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год позволила не допустить значительного роста безработицы в автономном округе, способствовала сохранению кадрового потенциала работников организаций, созданию временных и постоянных рабочих мест для работников организаций, находящих под риском увольнения, и безработных граждан.
В связи с этим необходимо продолжить реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Югры, в 2010 году.
II. Сроки реализации Программы
Cрок реализации мероприятий Программы - 2010 год.
III. Система мероприятий Программы
Мероприятия Программы приведены в приложении 3 к Программе. Мероприятия предусматривают:
I. Разработку нормативных правовых актов:
проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении порядков предоставления бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 год";
проектов постановлений Правительства автономного округа о внесении изменений в "Программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 год".
II. По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения":
организацию опережающего профессионального обучения работников организаций, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников);
разработку Плана на 2010 год по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан по профессиям (специальностям), на которые планируется привлечение иностранных работников;
организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан по профессиям (специальностям), на которые планируется привлечение иностранных работников.
Перечень организаций, на которых предусматривается организация опережающего профессионального обучения и переподготовки работников, приведен в приложении 4 к Программе.
III. По задаче 2 "Стимулирование работодателей к сохранению и созданию рабочих мест":
организацию общественных работ, временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в том числе в моноструктурных муниципальных образованиях автономного округа и системообразующих организациях;
организацию стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, в том числе в моноструктурных муниципальных образованиях автономного округа;
содействие трудоустройству инвалидов, включающее возмещение работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида;
оказание финансовой помощи безработным гражданам, зарегистрировавшим предпринимательскую деятельность и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, организация профобучения безработных основам предпринимательской деятельности, информирование о самозанятости, оказание организационно-консультационных услуг, в том числе в моноструктурных муниципальных образованиях автономного округа.
Перечень организаций, в которых предусматривается организация общественных работ и временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу приведен в приложении 6 к Программе.
В приложении 7 приведена таблица "Общественные рабочие места в организациях дорожного хозяйства в 2010 году".
Перечень организаций, в которых будет осуществляться стажировка выпускников, приведен в приложении 8.
Перечень организаций (работодателей), где в 2010 году будут организованы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, приведен в приложении 9.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
IV. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственным за реализацию Программы, является Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент занятости населения), бюджетные учреждения автономного округа - центры занятости населения (далее - Центры занятости).
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, а также средств работодателей.
Главными распорядителями средств по Программе является Департамент занятости населения и Центры занятости. Получателями средств и участниками мероприятий Программы являются юридические лица независимо от организационно- правовой формы, индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления и физические лица.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета автономного округа местным бюджетам, предусмотренные настоящей Программой, предоставляются в порядке, установленном Правительством автономного округа (далее - Порядок).
4.1. Механизм реализации мероприятий "Организация опережающего
профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения
(простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление
отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей,
проведение мероприятий по высвобождению работников)", "Организация
общественных работ, временного трудоустройства работников организаций,
находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном
порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу", "Организация
стажировки выпускников образовательных учреждений
в целях приобретения ими опыта работы"
При реализации мероприятий Программы "Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)", "Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу", "Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы" средства до получателей доводятся в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета автономного округа местным бюджетам, выделения бюджетных ассигнований государственным учреждениям автономного округа.
Средства предоставляются получателям (далее - Работодателям), сообщившим в установленном порядке о возможном увольнении работников в связи с ликвидацией организации, сокращении численности или штата работников организаций, в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - находящихся под угрозой увольнения) и заявившимся на участие в Программе.
В целях получения средств Работодатели обращаются в Центры занятости по месту осуществления хозяйственной деятельности с заявками установленного образца на участие в Программе и получение средств с приложением соответствующих документов, установленных Порядком.
Критерии отбора участников мероприятий устанавливаются Порядком.
Средства работодателю выделяются на основании договора, заключенного между Центром занятости и Работодателем, согласно решению, принятому Департаментом занятости населения.
В случае, когда участниками Программы являются муниципальные учреждения и органы местного самоуправления, средства на реализацию мероприятий Программы выделяются в виде иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на осуществление поддержки муниципальных учреждений, соответствующих критериям отбора участников Программы. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований в соответствии с бюджетной росписью бюджета автономного округа в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных Департаменту занятости населения по указанной Программе, и в соответствии с соглашением, заключенным Департаментом занятости населения, органом местного самоуправления и Центром занятости.
Выделение средств бюджета автономного округа государственным учреждениям автономного округа, соответствующим критериям отбора участников мероприятий Программы, осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных Департаменту занятости населения по указанной Программе.
Опережающее профессиональное обучение работников организуется на базе учебных центров, образовательных подразделений организаций, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также на учебных рабочих местах в организациях по профессиям, специальностям, предполагающим гарантированное сохранение занятости работников в этой или в других организациях, в соответствии с Порядком.
Реализация мероприятий "Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу" и "Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы" осуществляется в форме сохранения существующих рабочих мест, в форме создания временных рабочих мест в организациях для занятых граждан, находящихся под угрозой увольнения, с целью сохранения кадрового потенциала организации и для незанятых граждан, зарегистрированных в Центре занятости в целях поиска подходящей работы и (или) в качестве безработных, на основании договоров, заключенных между Центром занятости и Работодателем в соответствии с Порядком.
4.2. Механизм реализации мероприятия "Содействие самозанятости
безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами,
открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для
трудоустройства безработных граждан"
При реализации мероприятия "Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" предоставляются субсидии гражданам из числа безработных на организацию предпринимательской деятельности и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Критерии отбора участников мероприятия устанавливаются Порядком.
Субсидии безработным гражданам предоставляются на основании договоров, заключенных между Центром занятости и соответствующим критериям отбора гражданином в соответствии с условиями, установленными Порядком.
4.3. Механизм реализации мероприятия
"Содействие трудоустройству инвалидов"
Реализация мероприятия "Содействие трудоустройству инвалидов" осуществляется в форме возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида на основании договоров, заключенных между Центром занятости и соответствующим критериям отбора работодателем в соответствии с условиями, установленными Порядком.
4.4. Заключительные положения
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство автономного округа.
Департамент занятости населения и Центры занятости осуществляют контроль целевого использования средств, выделенных на реализацию Программы, выполнения мероприятий, своевременной подготовки предложений по корректировке объемов финансирования и физических показателей мероприятий Программы.
Департамент занятости населения ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета автономного округа, источником финансового обеспечения которого является субсидия федерального бюджета, по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В ходе исполнения Программы Департаментом занятости населения могут вноситься изменения и дополнения в части изменения необходимых объемов финансирования мероприятий и состава участников основных мероприятий Программы или перечня получателей государственной поддержки, перечня организаций в рамках утвержденного объема финансирования Программы, с последующим внесением изменений в соответствующее постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
V. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидий Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на реализацию мероприятий настоящей Программы, средства бюджета автономного округа.
Общий объем финансирования Программы в 2010 году составит 234898,6 тысяч рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 207051,1 тысяч рублей (88,1% от общего объема финансирования);
средства бюджета автономного округа - 27847,5 тысяч рублей (11,9% от общего объема финансирования).
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
не допустить рост регистрируемой безработицы выше уровня 1,5% численности экономически активного населения, коэффициента напряженности 1,4 человек на 1 свободное рабочее место.
сократить объем высвобождений работников из организаций, расположенных на территории автономного округа;
сохранить кадровый потенциал в социально значимых отраслях экономики автономного округа.
В результате реализации Программы:
527 работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) будут направлены на опережающее обучение;
2492 рабочих места будет организовано для общественных работ, временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;
500 рабочих мест будут организованы для стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
будет оказано содействие трудоустройству инвалидов посредством оснащения 150 специальных рабочих мест;
983 безработных граждан организуют предпринимательскую деятельность и дополнительно создадут 775 рабочих мест для трудоустройства граждан из числа безработных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.