Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.4. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования
Одним из направлений реализации экономической политики Югры является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, которая требует совершенствования практики использования таких инструментов, как тарифное и нетарифное регулирование, налоговая политика, программы развития инфраструктуры, а также сферы государственных и муниципальных закупок и развития малого и среднего предпринимательства.
1.4.1. Тарифное и нетарифное регулирование
В пределах предоставленных полномочий Правительство автономного округа осуществляет государственную ценовую политику, используя методы прямого и косвенного регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в отраслях, где в соответствии с действующим законодательством применяется государственное регулирование.
Регулирование цен и тарифов, в установленном действующим законодательством порядке, в Югре входит в компетенцию Региональной службы по тарифам автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Основной задачей в реализации тарифной политики на тепловую и электрическую энергию, природный и сжиженный газ, услуги систем водоснабжения и водоотведения на территории автономного округа является последовательное проведение тарифной политики путем установления экономически обоснованных тарифов в рамках утвержденных предельных индексов роста тарифов и предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги, утверждаемых Федеральной службой по тарифам России.
Стоимость подключения к электрическим сетям в Югре находится в среднем ценовом диапазоне по сравнению с другими регионами России. Тем не менее, процедура предоставления услуг по подключению к сетям поставщиками носит длительный характер и сопровождается относительно высокими ценами на подключение, что ограничивает возможности по развитию бизнеса и являются препятствием для развития конкуренции на территории автономного округа.
Тарифы на тепловую энергию в автономном округе имеют разный уровень, который зависит от вида топлива котельных, объёма вырабатываемой и отпускаемой тепловой энергии, отношения подключенной нагрузки потребителей к установленной мощности котельных, технического состояния и протяженности обслуживаемых тепловых сетей. Дисперсия межмуниципальных цен на тепловую энергию за Гкал составляет 17238. Самый высокий уровень тарифов на тепловую энергию в г. Ханты-Мансийск (1063,3 руб. за Гкал), самый низкий - в Радужном районе (669,43 руб. за Гкал). Дифференциация уровня тарифов на тепловую энергию создает неравные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов, в себестоимости продукции или услуг которых относительно высокая доля соответствующих затрат.
Прямое государственное регулирование цен в автономном округе осуществляется на все виды пригородного пассажирского транспорта путем установления фиксированных, либо предельных размеров цен и тарифов. При изменении тарифов учитывается экономическая обоснованность размеров тарифов, финансово-экономическое положение предприятий, предоставляющих данные услуги, социальная значимость транспортных услуг.
В округе постоянно проводится мониторинг потребительских цен на основные продовольственные товары. Уровень цен на них выше среднероссийского, что обусловлено недостаточно высокой долей продукции собственного производства в совокупной потребности населения в продовольствии, которая составила в 2008 году 10%. В прогнозном периоде планируется доведение этого показателя до 20 %, что требует проведения взвешенной политики в отношении поддержки агропромышленного комплекса. В 2008 году предприятиям данного комплекса из окружного бюджета оказана поддержка в сумме 691,8 млн. рублей, предоставляются налоговые льготы производителям хлеба и молока, организациям, осуществляющим рыболовство, рыбоводство и производство пищевых продуктов.
В процессе установления тарифов на регулируемые виды деятельности практикуется процедура защиты тарифов поставщиками. Свидетельством эффективности данного механизма является тот факт, что ни одного решения по утвержденным тарифам не было отменено и оспорено в судебном порядке.
Обеспечение справедливого доступа потребителей к максимально качественным услугам общеэкономического значения достигается посредством информационной прозрачности деятельности субъектов регулирования и раскрытия потребителям основной информации о товарах и услугах. Для этого региональной службой по тарифам автономного округа:
публикуются в средствах массовой информации решения об установлении тарифов;
открыта страница на веб-сайте органов власти Югры, где размещается подробная информация об изменении цен (тарифов), их прогнозах, причинах изменения и возможных последствиях, аналитические материалы;
с 2007 года издается информационный бюллетень региональной службы по тарифам, где публикуются все решения по установлению тарифов.
В качестве перспективного направления следует рассматривать сбор и аккумулирование информации о наличии объемов свободных мощностей естественных монополий и выявление возможности их производственного использования хозяйствующими субъектами.
Вывод. Принимаемые меры по обеспечению сбалансированности цен и тарифов следует рассматривать как необходимое условие обеспечения социально-экономической стабильности. Однако перспективным следует считать создание условий активизации рыночных механизмов ценообразования с косвенными методами регулирования, в частности, стимулировать снижение себестоимости электро- и тепловой энергии за счет внедрения энергоэффективных инновационных технологий производства. Особое внимание следует уделить сбору и аккумулированию информации о наличии объемов свободных мощностей естественных монополий и выявление возможности их производственного использования хозяйствующими субъектами, а также обеспечению информационной прозрачности установления тарифов.
Сокращению дифференциации тарифов могут способствовать мероприятия, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения сетевых операторов оптово-розничной торговли.
1.4.2. Налоговая политика
В Югре проводится налоговая политика, максимально способствующая привлечению инвестиций, повышению инвестиционной активности и конкурентоспособности экономики. Доля Югры в общем объеме собранных налогов и сборов на территории Российской Федерации в 2008 г. составила 16,6%. В бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, за 2008 год поступило 1381,9 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей, что на 37,3% больше поступлений за 2007 год (по Российской Федерации рост поступлений налогов на 16,1%).
Налоговая нагрузка на экономику автономного круга, если ее измерять как процентное соотношение всех налогов, сборов и обязательных платежей в бюджетную систему страны к ВРП региона является достаточно высокой - 71%.
Законодательство автономного округа о налогах предоставляет преференции производителям продукции сельского хозяйства, предприятиям пищевой промышленности, рыболовства, рыбоводства и рыбопереработки. Также с целью стимулирования позитивных структурных изменений в экономике округа применяются пониженные ставки налогов для организаций строительства, транспорта (за исключением трубопроводного транспорта), обрабатывающего производства (за исключением производства нефтепродуктов) и других организаций. Расширена практика предоставления налоговых льгот организациям-инвесторам.
Вывод. Мероприятия налоговой политики, проводимой Правительством автономного округа, способствуют созданию благоприятных условий для развития экономики и привлечению инвестиций с учетом критерия оптимизации, в качестве которого выступает рост налогооблагаемой базы.
В целях стимулирования развития конкуренции необходимо следующее:
провести инвентаризацию льгот, предусмотренных действующим законодательством о налогах автономного округа, для устранения не использующихся и не соответствующих современным условиям хозяйствования;
повысить уровень доступности для восприятия хозяйствующими субъектами процедуры налогового администрирования;
создать условия для сокращения активности субъектов малого и среднего предпринимательства в неучтенном секторе экономики посредством дополнительной их мотивации за счет снижения налоговой нагрузки;
расширить практику применения упрощенной системы налогообложения на основе патента;
усовершенствовать инструменты налогового стимулирования в рамках регионального законодательства о налогах.
1.4.3. Программы развития инфраструктуры
Инфраструктурные ограничения конкуренции в настоящее время устраняются в ходе реализации программ развития инфраструктуры. Самым масштабным проектом развития инфраструктуры в Югре выступает "Урал Промышленный - Урал Полярный", реализация которого на территории автономного округа позволит достичь следующие цели:
обеспечить социально-экономическое развитие западной части Югры;
обеспечить энергетическую безопасность и закрыть дефициты мощностей в энергосистемах Урала и Западной Сибири;
обеспечить выход на глобальные транспортные коридоры - Северный морской путь, Трансазийский транспортный коридор, Северный Сибирский широтный транспортный коридор;
сформировать устойчивую экономическую базу для развития существующих и создания новых поселений, повысить уровень и качество жизни населения западной части округа;
способствовать развитию научно-исследовательской базы, новых технологий;
http://www.admhmao.ru/ural_prom/foto/3.jpg активно использовать имеющийся трудовой потенциал, а также создать более 60 тыс. новых рабочих мест, обеспечить ускоренное развитие системы подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров;
решить проблемы транспортной доступности и надежного энергоснабжения жителей населенных пунктов, попадающих в зону влияния проекта.
Сильной стороной проекта является то, что программы развития инфраструктуры и инвестиционные программы субъектов естественных монополий увязаны между собой и соотносятся с общей политикой развития конкуренции в автономном округе, направлены на создание инфраструктуры в западной части автономного округа, где наблюдается дефицит.
Решению проблемы развития транспортной инфраструктуры также способствует реализация программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2006-2010 годы", целью которой является создание условий для устойчивого развития Югры за счет развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования автономного округа.
Железнодорожная магистраль на территории Югры обеспечивает транспортно-экономическую связь с промышленными районами России и Ямало-Ненецким автономным округом. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 километров. На сегодняшний день распоряжением Правительства РФ N 877-р от 17 июня 2008 г. утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Для ускорения экономического роста автономного округа железнодорожный транспорт должен получить опережающее динамическое развитие в части расширения железнодорожной сети, модернизации существующей материально-технической базы. Указанной Стратегией предусмотрено строительство новых железнодорожных линий на территории автономного округа:
Ханты-Мансийск - Салым протяженностью 200 км;
Ханты-Мансийск - Приобье (продолжение линии Ханты-Мансийск - Салым), протяженность линии будет определяться при проектировании;
Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Нижневартовск - Белый Яр-Усть-Илимск) протяженностью 1892 км;
Полуночное - Обская - Салехард, протяженностью 885,5км. ;
строительство вторых путей на участке Тобольск - Сургут протяженностью 199 км и участке Сургут - Ульт-Ягун протяженностью 34,8 км.
Описанные мероприятия позволят обеспечить полное удовлетворение потребности региона в грузовых перевозках, создадут условия для сохранения положительных тенденций в развитии предприятий и реализации инвестиционных проектов на территории округа, а также позволят увеличить количество пассажирских поездов, что повышает уровень социальной защищенности населения Югры.
Меры, направленные на устранение ограничений, накладываемых состоянием производственной инфраструктуры, предусмотрены в таких программах как "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007-2015 годы", "Создание системы управления территориальными ресурсами, обеспечивающей развитие рынка объектов земли и недвижимости, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008-2011 годы", реализация которых позволит удовлетворить потребности населения автономного округа в предоставлении стабильного и качественного централизованного электроснабжения и сформировать развитую систему кадастра недвижимости и управления территориальными ресурсами в автономном округе.
Задачи стимулирования конкуренции в области развития информационной инфраструктуры решаются в рамках окружных программ "Создание единой сети связи и передачи данных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2007-2009 годы", финансирование которой временно не осуществляется, и "Электронная Югра на 2006-2009 годы".
Об эффективности реализации программы "Электронная Югра" свидетельствуют следующие показатели:
повышение открытости в деятельности органов государственной власти автономного округа - увеличение числа открытых информационных ресурсов органов государственной власти автономного округа в 4,8 раза за время реализации программы;
создание системы информационного обслуживания населения автономного округа, реализация прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа и активное участие в социально-экономической жизни автономного округа - увеличение числа точек доступа к открытым информационным ресурсам органов государственной власти автономного округа в 2,1 раза;
повышение качества образования, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий - увеличение объема образовательных информационных ресурсов в 2,8 раза;
создание благоприятных условий для развития инфраструктуры потребительского рынка и услуг, в том числе электронной торговли (внедрение и развитие региональной системы электронной торговли для муниципальных нужд);
повышение качества услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа населению и хозяйствующим субъектам за счет внедрения информационных технологий (экономия времени населения на получение социально-значимой информации, увеличение числа жителей округа имеющих доступ к окружным информационным ресурсам и т. д. );
создание условий для массового распространения информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
экономия бюджетных средств за счет оптимизации механизма формирования, расходования и учета бюджета автономного округа.
Развитию финансовой инфраструктуры способствует реализация программы "Государственная поддержка подготовки и (или) реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы. Её целью является создание благоприятных условий для российских и зарубежных компаний, осуществляющих или планирующих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Югры, формирование условий для диверсификации экономики автономного округа при сохранении высоких темпов ее развития, повышение доли инвестиций, направляемых на развитие производств с высокой долей добавленной стоимости и в высокотехнологичный сектор, усиление роли исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в осуществлении инвестиционной деятельности на территории автономного округа.
Совокупные сведения об объемах финансирования в разрезе программ развития инфраструктуры приведены в таблице.
Информация о ходе реализации программ развития инфраструктуры Югры
|
млн. рублей |
Наименование программы, подпрограммы |
Всего по программам, 2008 год |
Всего по программам, 9 месяцев 2009 года |
||||
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
|
19839,5 |
19777,8 |
99,7 |
19633,1 |
6043,4 |
30,8 |
|
17233,2 |
7076 |
41,1 |
30037,7 |
7523,5 |
25,0 |
|
81,1 |
79,5 |
97,9 |
28,5 |
28,5 |
100,0 |
|
317,9 |
0 |
0 |
0*(1) |
0,0 |
0,0 |
|
174,1 |
163,3 |
93,8 |
65,0 |
40,8 |
62,8 |
|
2485,5 |
832,4 |
33,5 |
215,6 |
0,0 |
0,0 |
Анализируя перспективы реализации вышеприведенных программ, следует отметить, что их исполнение повысит интенсивность и масштабы конкуренции, не вызывая при этом повышения потребительских цен и сокращения товарного ассортимента.
Вывод. Задача региональных органов власти заключается в рациональном использовании и управлении уникальными конкурентными преимуществами и устранении ограничений, влияющих на развитие конкурентных отношений на территории региона. В этой связи особую значимость приобретает развитие инфраструктуры на основе программно-целевого подхода. Действия органов исполнительной власти, связанные с реализацией программ, направленных на развитие инфраструктуры, выступают стимулом расширения конкуренции на территории Югры.
1.4.4. Государственные и муниципальные закупки
Действующая в Югре система государственных закупок опирается на использование современных информационных технологий, прогрессивные способы размещения заказов и способствует эффективному расходованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды, обеспечению гласности и прозрачности в управлении финансовыми ресурсами. Уполномоченным органом на размещение государственного заказа автономного округа является Управление государственного заказа Югры. Государственный заказ Югры представляет собой смешанную модель, в которой полномочия по размещению заказа распределены между Управлением и государственными (муниципальными) заказчиками в зависимости от суммы заказа. Такая модель характеризуется следующими преимуществами:
обеспечение возможности консолидации спроса;
эффективное использование ресурсов, в том числе посредством концентрации профессионалов для проведения наиболее сложных и значимых закупок;
адаптивность;
использование структурных преимуществ и накопленных в организации знаний и опыта.
Доступ к информации о государственном (муниципальном) заказе возможен, в том числе, и посредством Интернет-портала (http://www. ozhmao. ru), организация и функционирование которого были удостоены высокой оценки в сводном рейтинге информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации для размещения заказов.
В июне 2008 года была введена в работу электронная торговая площадка для размещения государственного заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме, разработаны соответствующие регламенты работы данной площадки. На электронной торговой площадке проведено 306 открытых аукционов в электронной форме на сумму 211,5 млн. рублей. Одновременно с внедрением электронной торговой площадки налажен механизм подписания участниками электронных аукционов своих предложений о цене контракта с помощью электронной цифровой подписи.
Единая электронная торговая площадка доступна и для муниципальных заказчиков. Органам местного самоуправления было предложено заключить соглашение с оператором, которым выступает Управление государственного заказа автономного округа. 26 муниципальных образований, из которых 17 муниципальных районов и городских округов, заключили такие соглашения.
Созданная в округе система планирования государственного заказа в настоящий момент представляет собой важнейший этап, предшествующий его размещению, который неразрывно связан с планированием бюджета автономного округа и является неотъемлемым элементом целевой модели закупочного процесса в Югре. План государственного заказа Югры, с учетом корректировок, в 2008 году, составил 51,9 млрд. рублей, по сравнению с 2007 г. рост составил 30 % (2007 год - 39 млрд. рублей), 84% от плана запланировано размещение заказа на торгах. Заказ автономного округа в 2009 году, с учетом корректировки на 01. 09. 2009 г. составил 23,7 млрд. руб. , (45,7% от плана государственного заказа автономного округа на 2008 г. ). В рамках сформированного плана госзаказа 2008 г. было проведено 3637 процедур торгов на общую сумму 47,8 млрд. рублей, в том числе, самостоятельное размещение заказа государственными заказчиками в соответствии с полномочиями составило 572 процедуры на сумму 4,2 млрд. рублей. Преимущество при размещении заказа в 2008 году было отдано аукциону - 71% (34 млрд. руб. ) от общего объема.
В 2009 году сохраняются тенденции, характерные для 2008 года. Так, по итогам 9 месяцев общее количество размещенного заказа путем проведения процедур торгов составило 1008 на общую сумму 15,35 млрд. руб. , в том числе, самостоятельно размещено государственными заказчиками 240 процедур на сумму 0,39 млрд. руб. Преимущество при размещении заказа в 2009 году было отдано аукциону - 70% (14,5 млрд. руб. ) от общего объема.
В рамках информатизации Управление государственного заказа обеспечивает функционирование и развитие системы автоматизации размещения государственного заказа, осуществляет администрирование, информационное и техническое развитие официального сайта Югры в сети Интернет для предоставления информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Югры, администрирование, информационное и техническое развитие автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (АИС "Государственный заказ").
Организационно-методическое обеспечение процесса размещения государственного заказа предполагает разработку обязательных для применения государственными заказчиками автономного округа единых процедур и регламентов подготовки и проведения закупок, обязательных для применения государственными заказчиками автономного округа типовых форм и документов в области размещения государственного заказа в рамках федерального законодательства и законодательства автономного округа.
В сфере кадрового обеспечения проводится обучение, повышение квалификации и аттестация кадров по вопросам организации и размещения государственного и муниципального заказа, а также анализируется уровень профессиональной подготовки членов комиссий по размещению заказов автономного округа. В результате организации в период 2007-09 гг. курсов повышения квалификации в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, прошли подготовку 696 человек (в 2007 году - 243 человека, в 2008-2009 - 453 человека).
Показателем, свидетельствующем о достижении высокого уровня прозрачности и публичности при размещении государственного заказа, является количество жалоб, поступивших на действия конкурсной, аукционной комиссии, со стороны участников размещения заказа. Так, в 2008 году от общего количества участников (5,5 тысяч) на действия конкурсной, аукционной комиссии, поступило 35 жалоб, из которых 6 признаны обоснованными. По итогам рассмотрения жалоб ни одного административного дела в отношении Управления или членов комиссий не было возбуждено. За 9 месяцев 2009 г. от общего количества участников (2,1 тысяч) в контрольные органы поступило 14 жалоб, из которых только 2 признаны обоснованными. В судебные инстанции поступило 13 заявлений, по которым были вынесены решения об отказе в удовлетворении. Ни одного административного дела в отношении Управления и (или) членов комиссий не было возбуждено.
Вывод. Действующая система государственного и муниципального заказа способствует созданию условий для экономического и социального развития автономного округа, муниципальных образований, соблюдения экономических интересов автономного округа, реализации законных прав и интересов физических и юридических лиц в области защиты конкуренции, организации и проведения торгов. Совершенствованию деятельности в области государственного заказа может способствовать дальнейшая автоматизация планирования всех процессов, а также обновление, модернизация автоматизированной информационной системы "Государственный заказ", автоматизированной системы "Бюджет" и обучение кадров работе с ней.
Перспективные задачи в области развития системы формирования и размещения государственного и муниципального заказа на территории автономного округа включают:
формирование системы защиты конкуренции, планирования и размещения государственного заказа, организации и проведения торгов, единой торговой площадки на основе единой информационной политики и единого подхода к их организационному, методическому и нормативно-правовому обеспечению;
координация и организационно-методическая помощь органам местного самоуправления автономного округа в области формирования и реализации конкурентной политики, планирования и размещения муниципального заказа;
координация и организационно-методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления, государственных заказчиков, подведомственных учреждений в области формирования и реализации конкурентной политики, планирования и размещения государственного заказа;
создание условий, обеспечивающих эффективное размещение государственного и муниципального заказа автономного округа;
обеспечение открытости и гласности процедуры планирования и размещения государственного и муниципального заказа автономного округа;
обеспечение оперативного контроля за использованием бюджетных средств при формировании и исполнении плана государственного заказа.
1.4.5. Развитие малого и среднего бизнеса
В 2008 году в Югре осуществляло свою деятельность 8,9 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
7,67 тыс. микропредприятий;
1,03 тыс. малых предприятий;
0,2 тыс. средних предприятий.
Ожидается, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства в округе в 2009 году увеличится до 12,2 тыс. единиц. В связи с ростом числа малых предприятий увеличится и численность занятых в данном секторе в 2009 году до 109,9 тыс. человек, что к уровню 2008 года составит 123,4%.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008 году составил 220,5 млрд. руб. (в том числе 176,4 млрд. руб. - малых и микропредприятий и 44,1 млрд. руб. - средних предприятий).
Нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства на территории округа осуществляется на уровне окружных законов о принятии программ: "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и "О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы", последняя из которых предполагает осуществление широкого перечня мероприятий, направленных на поддержку малых и средних предприятий:
микрофинансирование,
компенсация части уплаченных по банковским кредитам процентов,
предоставление гарантий,
предоставление грантов,
организация семинаров и консультаций,
иные способы поддержки.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса на территории округа создана сеть филиалов и представительств Фонда поддержки предпринимательства Югры, организована деятельность Торгово-промышленных палат, созданы АУ "Технопарк высоких технологий", ООО "Окружной бизнес инкубатор", иные организации и учреждения. В целях привлечения долгосрочных инвестиций для реализации инвестиционных проектов создано Некоммерческое партнерство "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Вывод. Наблюдается положительная тенденция в развитии малого и среднего бизнеса на территории Югры. Благополучная ситуация во многом обусловлена действиями региональных органов власти в области поддержки предпринимательства. В этой связи дальнейшее расширение и повышение эффективности деятельности институтов поддержки предпринимательства должно основываться на более широком охвате территории округа (расширение присутствия) и включать в себя проведение работы по информированию бизнеса о возможностях предоставления поддержки, расширение способов оказания поддержки (предоставление грантов, целевых займов, субсидий, содействие в сбыте и продвижении продукции).
В качестве направления дальнейшего развития деятельности малых и средних предприятий следует рассматривать их ориентацию на использование передовых технологий производства и повышение доли инновационной продукции в валовом выпуске. Способствовать развитию конкуренции в сфере малого и среднего предпринимательства будет проведение мероприятий по обучению специалистов, обеспечению беспрепятственного доступа к информационным ресурсам.
***
С учетом вызовов, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, политику в области обеспечения конкуренции следует признать одним из приоритетов экономического развития округа.
В регионе проводится активная деятельность по устранению административных барьеров и инфраструктурных ограничений, широко используются инструменты регулирования конкурентной среды.
Развитие малого и среднего бизнеса вне нефтегазодобывающей сферы происходит достаточно интенсивно. Так, в 2008 г. 68,8 % ВРП формировалось за счет добывающих предприятий, а 31,2 % приходилось на все остальные виды деятельности. Учитывая, что доля выпуска продукции малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП составляла 9,7 % и практически все данные хозяйствующие субъекты осуществляли свою деятельность вне нефтегазового комплекса, то оценочно в объеме ВРП, формируемом видами деятельности, несвязанными с нефтегазовым комплексом, на долю субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 31,1 %. Таким образом, анализ конкуренции на территории округа позволяет оценить уровень ее развития как высокий, если исследуемые показатели рассматривать без учета сырьевой составляющей.
Проведение в дальнейшем политики, направленной на развитие конкуренции в отдельных секторах экономики, - основной фактор повышения уровня их экономической эффективности. Открытые товарные рынки стимулируют инновации, являющиеся основной детерминантой конкурентной борьбы, выступая базой формирования новой экономики на территории Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.