Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции
Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Югре) неразрывно связано с основными положениями Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года. Детерминантами конкуренции являются предпринимательская способность, состояние рыночной инфраструктуры, степень концентрации, наличие входных барьеров на рынки, характер взаимодействий хозяйствующих субъектов друг с другом, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, степень эффективности принимаемых мер по антимонопольному регулированию. Немаловажными факторами выступают уровень жизни населения и ситуация на рынке труда, которые определяют характер предпринимательской инициативы.
На сегодняшний день округ позиционирован в национальной экономической системе как регион, имеющий ярко выраженную сырьевую направленность: добыча полезных ископаемых формирует до 70 % валового регионального продукта, инвестиции в основной капитал направляются преимущественно в добычу и транспортировку углеводородов. Среди положительных сторон сложившейся ситуации можно выделить высокий уровень доходов бюджетной системы, которые на фоне относительно невысокой численности населения округа позволяют обеспечивать реализацию социально-ориентированных проектов.
Негативные аспекты сырьевой ориентации заключаются в следующем:
1) доминирующее положение в экономике округа крупных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, склонных к монопольному типу поведения. Так, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в сфере добычи нефти составляет 1841 (1000 < HHI < 2000), что соответствует умеренному уровню, тогда как коэффициент рыночной концентрации для трех крупнейших нефтедобывающих предприятий (CR-3) составляет 67,21, для четырех и пяти крупнейших - 83 и 90% соответственно;
2) обострение проблемы моногородов из-за угрозы резкого роста безработицы по мере рационализации политики прибылей на уровне вертикально-интегрированных компаний, что ведет к ликвидации непрофильных и вспомогательных подразделений;
3) существование значительной диспропорции доходов населения, занятого в различных отраслях экономики, жителей городской и сельской местности, что обусловливает относительную непривлекательность предпринимательской деятельности в городе и невозможность ее осуществления в сельской местности;
Существование таких проблем является дополнительным стимулом к диверсификации экономики, чему будет способствовать реализация Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.