Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 13 октября 2009 г. N 439-рп
Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности
деятельности органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов автономного округа за 2008 год
Введение
Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа за 2008 год (далее также - органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа) подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", на основании распоряжения Правительства автономного округа от 1 апреля 2009 года N 118-рп "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты Мансийского автономного округа - Югры", а также по результатам рассмотрения докладов глав городских округов и муниципальных районов автономного округа о результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования, достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2008 год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Раздел 1 . Социально-экономическое развитие муниципальных
образований автономного округа
Итоги социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа были оценены по 13 макро-экономическим показателям и сформированы в рейтинг развития муниципальных образований автономного округа. Учитывая, что показатели являются макроэкономическими, значения которых напрямую не зависят от деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, рейтинговая оценка в разрезе муниципальных образований автономного округа по достигнутому уровню социально-экономического развития была рассчитана отдельно и сложилась следующим образом:
"Итоги социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа"
Нефтеюганский район - 1 город Нягань - 12
Город Ханты-Мансийск - 2 Ханты-Мансийский район - 13
Сургутский район - 3 город Мегион - 14
Город Нижневартовск - 4 город Нефтеюганск - 15
Город Когалым - 5 город Радужный - 16
Город Югорск - 6 город Лангепас - 17
Город Сургут - 7 город Урай - 18
Город Пыть-Ях - 8 Октябрьский район - 19
Белоярский район - 9 Березовский район - 20
Город Покачи - 10 Советский район - 21
Нижневартовский район - 11 Кондинский район - 22
Лучший результат среди всех муниципальных образований автономного округа по разделу "Социально-экономическое развитие" по итогам 2008 года достигнут в Нефтеюганском районе, на последнем месте по итогам ранжирования находится Кондинский район.
В целом, характеризуя итоги социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа необходимо отметить, что развивающийся со II полугодия 2008 года мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, затормозив темпы роста по отдельным макроэкономическим показателям по сравнению с предыдущими годами, поэтому экономическое и социальное развитие территорий можно охарактеризовать как умеренное. При этом, положительными тенденциями 2008 года можно назвать следующие:
В 2008 году в автономном округе коэффициент естественного прироста составил 8,59 промилле на 1000 среднегодового населения, в то время как по Российской Федерации показатель имел отрицательную динамику и составил "-2,6" промилле. В разрезе муниципальных образований автономного округа в 2008 году везде рождаемость превысила смертность, при этом максимальное значение естественного прироста сложилось в городе Ханты-Мансийске - 11,7 промилле, самое низкое в Кондинском районе - 1 промилле. Также необходимо отметить, что Ханты-Мансийский район переступил отрицательную динамику естественного прироста с "-0,8" промилле в 2007 году до 1,8 промилле в 2008 году. Реализация основных направлений Концепции демографической политики автономного округа, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, мер, направленных на стимулирование рождаемости, позволили в 2008 году продолжить тенденцию увеличения рождаемости в автономном округе, что и обеспечило сложившийся естественный прирост муниципальных образований автономного округа.
Объем отгруженной продукции собственного производства крупных и средних предприятий в расчете на душу населения в среднем по автономному округу составил 1822,2 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 18 %. Максимальное значение показателя зафиксировано в Ханты-Мансийском районе - 7140 тыс. рублей, минимальное значение - в Кондинском районе - 73,4 тыс. рублей. Анализируя объем отгруженной продукции в разрезе муниципальных образований автономного округа, необходимо отметить, что в лидеры по показателю вышли те муниципальные образования автономного округа, где осуществляет свою деятельность топливно-энергетический комплекс, и наоборот в "традиционные аутсайдеры" - районы, где промышленность представлена лесозаготовкой, лесопереработкой. Без усложнения структуры экономики, ее диверсификации ситуацию в рейтинговой таблице по данному показателю изменить не представляется возможным.
В 2008 году, несмотря на снижение темпов, по сравнению с 2007 годом отмечен рост индекса промышленного производства, который составил 101,2 % (по Российской Федерации - 102,1%). Анализируя показатель в муниципальном разрезе, можно отметить, что у большинства муниципальных образований автономного округа (15) данный показатель составил более 100%, при этом пятерка лидеров с индексом более 110% состоит : из города Югорска (127,6%), Белоярского района (126,1%), города Нижневартовска (120,3%), города Ханты-Мансийска (117,%) и Нефтеюганского района (110,4%). За анализируемый период в автономном округе определились 7 муниципальных образований автономного округа, индекс промышленного объема которых ниже 100 %, наименьшие значения при этом отмечаются в муниципальных образованиях, ставших аутсайдерами: город Когалым - 93,6%, город Мегион - 92,4%, Советский район - 71,4%. В целом на снижение темпа роста индекса промышленного производства по автономному округу повлиял объем добычи нефти, который в 2008 году составил 277,6 млн.тонн, снизившись по сравнению с 2007 годом на 0,3%. Учитывая, что города Сургут и Когалым в совокупности занимают 45% в объеме промышленного производства автономного округа, индексы, полученные ими в размере 97,6% и 93,6% соответственно, повлияли на среднеокружной показатель.
В автономном округе уровень потребления населением товаров и услуг за январь-декабрь 2008 года составил 245 900 рублей, отмечен рост на 25% к аналогичному периоду 2007 года. Ситуация по показателю "Уровень потребления населением товаров и услуг" характеризуется тем, что первые 13 мест по данному показателю занимают города, а последние 9 - районы. Лидирующие позиции закономерно занимают крупные муниципальные образования автономного округа - это города Сургут, Нижневартовск, Когалым и Нефтеюганск. Для данных территорий характерна развитая сеть предприятий общественного питания, широкий спектр предлагаемых услуг, острая конкуренция между предприятиями сферы торговли и услуг. Аутсайдерами являются районы, находящиеся вблизи крупных городов (Нижневартовский, Советский, Нефтеюганский районы), либо изолированные и не имеющие постоянных дорог (Кондинский, Октябрьский районы).
В 2008 году рост реальных располагаемых денежных доходов населения существенно замедлился по сравнению с 2007 годом и составил 7,9% против 17,4% в 2007 году, вместе с тем рост в автономном округе был выше, чем в среднем по Российской Федерации, где реальный уровень жизни увеличился всего на 2,7% и составил 102,7%. К числу муниципальных образований автономного округа, где уровень жизни реально улучшился по сравнению с 2007 годом, относятся девятнадцать территорий. Из них значительный рост доходов произошел в Нефтеюганском районе и составил 114,9 % к уровню 2007 года. Снижение реального содержания денежных доходов зафиксировано в Нижневартовском районе - 94,5%, Кондинском районе - 96%, городе Лангепас - 98,2%.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в группу регионов Российской Федерации с наименьшей долей бедного населения, которая в 2008 году составила 7,4% от всего населения, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 0,1 процентный пункт (2007 год - 7,5%). Основная доля населения со средними душевыми доходами ниже прожиточного минимума приходится на северо-западную часть. Высокий уровень бедности населения наблюдается в Советском районе, который в 2008 году составил 24 % от всего населения района, Ханты-Мансийском и Кондинском - почти 17%. Низкий уровень бедности населения (менее 3 %) наблюдается в Нефтеюганском районе, городах Ханты-Мансийске, Когалыме, Сургуте, Нижневартовске, Пыть-Яхе и Югорске.
В 2008 году на территории автономного округа сохранилась тенденция сокращения преступности. Так количество зарегистрированных преступлений на 1000 среднегодового населения по сравнению с 2007 годом снизилось на 19,2 % и составило 25,6 единиц на 1000 среднегодового населения, в том числе снижение произошло в 19 муниципальных образованиях автономного округа. Лидером по "количеству зарегистрированных преступлений" стал Ханты-Мансийский район, где зафиксировано наименьшее число противоправных действий - 11,8 на тысячу населения. Наиболее криминогенная ситуация продолжает оставаться в городах Сургуте - 33,5 единиц, Нягани - 34 единицы и Нижневартовске - 37,5 единиц, которые вошли в число аутсайдеров по анализируемому показателю и занимают соответственно 20, 21 и 22 места.
Основные сдерживающие факторы развития автономного округа и его муниципальных образований можно обозначить посредством следующих показателей:
По привлечению инвестиций в основной капитал автономный округ является одним из лидеров в Российской Федерации и занимает второе место после Москвы, так по итогам 2008 года в среднем на душу населения инвестиции составили 278,6 тыс.рублей. Вместе с тем, темп прироста инвестиций в сопоставимых ценах по крупным и средним организациям в целом по автономному округу составил 98 %, снизившись на 2 процентных пункта к уровню 2007 года. В 2008 году инвестировано в экономику ниже уровня 2007 года в 12 муниципальных образованиях автономного округа, при этом наибольший спад объемов инвестиций в сопоставимых ценах (на 53%) отмечен в городе Урае. В 10 муниципальных образованиях автономного округа инвестиции отмечены с положительным приростом относительно 2007 года, при этом наибольший рост инвестиций на 70% - в городе Пыть-Яхе.
В автономном округе в 2008 году численность населения, занятого в экономике, от численности экономически активного населения сократилась по сравнению с 2007 годом на 0,7 процентных пункта и составила 92,4%. Максимальное значение доли численности занятых в экономике отмечено в Сургутском районе (100%), минимальное значение отмечено в городе Пыть-Яхе (65,6%). Развивающийся с начала октября 2008 года финансовый кризис оказал свое влияние на рынок труда автономного округа, где уровень безработицы увеличился, а соответственно и снизилась численность населения, занятого в экономике.
Соответственно, в 2008 году уровень безработицы в автономном округе вырос на 0,19 процентных пункта по сравнению с 2007 годом и составил 1,4 % от экономически активного населения. Тройкой бессменных лидеров по показателю "Уровень регистрируемой безработицы" на протяжении нескольких лет являются города: Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск, в которых отмечен самый низкий (в диапазоне 0,2-0,4%) уровень безработицы. Традиционно высокие показатели уровня регистрируемой безработицы отмечаются в районах автономного округа: Ханты-Мансийском - 9%, Березовском - 6,4%, Кондинском - 6,3%, Октябрьском - 4,7%. Увеличился в 2008 году уровень безработицы в 12 муниципальных образованиях автономного округа, снизился уровень безработицы в отчетном периоде в 5 муниципальных образованиях автономного округа.
В 2008 году сохранилась значительная дифференциация муниципальных образований автономного округа по уровню социально-экономического развития, а по некоторым макроэкономическим показателям усилилась, данные приведены в расчете на 1 жителя:
- объем инвестиций в основной капитал - 109 раз (2007 год - 41 раз);
- объем отгруженной продукции собственного производства крупных и средних организаций - 97,3 раза (2007 год - 159 раз);
- оборот предприятий малого предпринимательства - 7,3 раза (2007 год - 8,3 раза).
Таким образом, учитывая такую межмуниципальную дифференциацию и тот факт, что муниципальные образования, где осуществляет свою деятельность топливно-энергетический комплекс или зарегистрированы его головные предприятия, занимают лидерские позиции в рейтинговой оценке, и наоборот "традиционными аутсайдерами" являются территории, где промышленность представлена - лесозаготовкой, лесопереработкой, итоговый ранг по разделу "Социально-экономическое развитие" не вошел в расчет оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Раздел 2. Эффективность деятельности органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа
Эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа за 2008 год была определена на основании значений 84 показателей, характеризующих деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, сгруппированных по следующим 5 сферам: обеспечение здоровья; образование; физическая культура, спорт и культура; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления и эффективность органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области экономического развития.
Кроме того, в каждой сфере была предусмотрена возможность оценить деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по результативности, эффективности расходования средств местных бюджетов, результатам опросов населения, проводимого в муниципальных образованиях автономного округа.
В результате была сформирована ранговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (приложение 1), в соответствии с которой лучшие модели муниципального управления выявлены: в городе Нижневартовске, Белоярском районе, городах Лангепасе, Пыть-Яхе и Когалыме. Низкий уровень управленческих технологий и качества менеджмента по итогам 2008 года наблюдается в Октябрьском, Кондинском и Ханты-Мансийском районах.
В результате проведённой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа выявлен значительный объем неэффективных расходов, который составил в целом по муниципальным образованиям 5 594 млн. рублей или 5,1% в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа (на эти средства можно было, построив детские дошкольные учреждения, обеспечить 5 600 детей местами).
Неэффективные расходы присутствуют у всех муниципальных образований автономного округа (приложение 2).
Наибольший удельный вес неэффективных расходов в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований имеют: Ханты-Мансийский район - 14,6%, Кондинский район - 13,3% и Нижневартовский район - 12,0%.
2.1. Оценка эффективности деятельности органов местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа
Мониторинг показателей, которые непосредственно взаимоувязаны с полномочиями муниципальных образований автономного округа, позволил объективно оценить тенденции и проблемы муниципального управления Ханты - Мансийского автономного округа - Югры:
2.1.1. В сфере обеспечения здоровья
В среднем удовлетворены качеством оказания медицинской помощи более половины опрошенных в муниципальных образованиях автономного округа, за исключением Октябрьского - 47,8% и Кондинского районов - 45 %.
В результате работы системы здравоохранения в 2008 году можно отметить сокращение числа умерших на 1000 населения в 11 муниципальных образованиях автономного округа, в том числе снижение показателей младенческой смертности, смертности от 1 года до 19 лет, смертности населения трудоспособного возраста по сравнению с 2007 годом, что является, в первую очередь, следствием системного улучшения социально-экономической ситуации, увеличения финансирования сферы здравоохранения, реализации приоритетного национального проекта, а также программ, направленных на улучшение здоровья населения.
Вместе с тем необходимо отметить недостаточное применение современных финансово-экономических механизмов управления здравоохранением: не начат перевод учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, на оплату медицинской помощи по результатам.
Объем неэффективных расходов по сфере составил 1,9 млрд.рублей или почти 9% от расходов местных бюджетов по статье "Здравоохранение, физическая культура и спорт", при этом более половины объема неэффективных расходов в муниципальной системе здравоохранения (57,7 %) сформировано за счет избыточной численности в основном среднего медицинского персонала. Выявленные неэффективные расходы могли быть направлены на повышение качества медицинской помощи и оплату труда того же среднего медицинского персонала, которая практически во всех муниципальных образованиях автономного округа, за исключением 2 территорий, не дотягивает до средне-муниципального уровня, при этом межмуниципальный разрыв составляет от 43% до 2%.
2.1.2. В сфере образования
В среднем качество оказания образовательных услуг население оценивает позитивно. Так около половины опрошенных в муниципальных образованиях автономного округа удовлетворены качеством услуг, в большой степени - качеством услуг общего образования - 65% от опрошенных, средний процент удовлетворенности приходится на качество дополнительного образования детей -51,9% от опрошенных, в меньшей степени - качеством образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста - 44% от опрошенных.
Результаты социологических опросов объясняются результативностью работы по соответствующим направлениям органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Так доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, по автономному округу составила 67,8% в общей численности детей от 3 до 7 лет, при этом процент обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях по автономному округу составляет 60 мест на 1000 детей. Дополнительным образованием в автономном округе охвачено 56,8% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Рост расходов на оплату труда работников образования на 15,4% не привел к существенному сокращению разрыва в оплате труда работников образования и работающих в крупных и средних организациях. Так самое большое отставание от средне-муниципального уровня за 2008 год сложилось у работников детских дошкольных учреждений - 54%, у прочих работающих в общеобразовательных учреждениях - 47,4%, меньший разрыв у учителей - 17%.
Значителен размер неэффективных расходов по сфере, который составил 2, 6 млрд.рублей или 7,5% от расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа по разделу "Образование", при этом практически весь его объем (95%) сформировался за счет излишней численности кадров, в основном за счет персонала общеобразовательных учреждений, включающего в себя административно - управленческий персонал, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс. Выявленные неэффективные расходы могли быть направлены на повышение качества общеобразовательных услуг и оплату труда учителей и работников детских дошкольных учреждений, что позволило бы довести во всех муниципальных образованиях автономного округа средний уровень оплаты труда соответствующих категорий работающих в системе образования до среднего уровня заработной платы в экономике.
2.1.3. В сферах физической культуры, спорта и культуры
В большей степени, чем в других сферах деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, население муниципальных образований автономного округа удовлетворено качеством культурного обслуживания. Так удовлетворенность качеством предоставляемых услуг в сфере культуры составила 78,4% от числа опрошенных. В то же время, по данным замеров ФСО России, удовлетворенность населения автономного округа условиями для занятия физической культурой и спортом зафиксирована на уровне 48,4% опрошенных.
Несмотря на высокий уровень удовлетворенности культурным обслуживанием, деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области организации библиотечного обслуживания населения, обеспечения комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований автономного округа не носит стабильного, системного характера. Низким остается уровень обеспеченности населения автономного округа библиотечными фондами, обеспеченность местами в учреждениях культурно-досугового типа составляет 55 мест на 1000 среднегодового населения.
В сфере физической культуры и спорта необходимо отметить, что обеспеченность спортивными залами автономного округа от норматива, установленного в Российской Федерации (3500 кв. м. на 10 000 населения), составляет 53, 4%. Вместе с тем, к систематическим занятиям физической культурой и спортом в муниципальных образованиях автономного округа привлечено почти 16% от всего населения, что выше аналогичного среднероссийского показателя на 2%.
2.1.4. В сфере жилищно-коммунального комплекса
Результативность работы в сфере жилищно-коммунального комплекса можно измерить показателями, характеризующими снижение издержек производства и себестоимости услуг. Так, в среднем удельный вес жилищного фонда муниципальных образований автономного округа, оборудованного центральным отоплением, составил 92,8%, канализацией - 90,6%, горячим водоснабжением-82,7%. Осуществляется внедрение приборного учета, где наибольший охват отмечен в сфере электроснабжения - 97,9%, газоснабжения - 96%. Средний охват в сфере холодного и горячего водоснабжения - 47,3% и 44,6% соответственно, низкий охват в сфере теплоснабжения - 23%.
Вместе с тем существенного улучшения в части проведения ключевых реформ в сфере добиться не удалось: преобладает административно-командное регулирование деятельности коммунальной сферы - доля организаций коммунального комплекса, в которых "участие власти" не превышает 25%, по-прежнему остается очень низкой и по итогам 2008 года составила 37,5%; медленно внедряются современные методы управления многоквартирными домами - доля многоквартирных домов, где выбраны способы управления ТСЖ и ЖК, управляющими организациями - 20,1%; значительный износ основных фондов - более 55% - приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов - потери воды составили 12,3%, тепловой энергии - 11,1%; слабо осуществляется государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома -9,8% в среднем по муниципальным образованиям автономного округа.
Объем неэффективных расходов на управление в области жилищно-коммунального хозяйства составил 1,1 млрд.рублей или 4,4% от расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", при этом основной объем расходов сформирован за счет обеспечения населения отдаленных сельских поселений централизованным электроснабжением и сжиженным газоснабжением.
2.1.5. В сфере организации муниципального управления и эффективности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области экономического развития
Оценка населением результатов деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по итогам 2008 года свидетельствует о снижении удовлетворенности населением деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа от уровня 2007 года. Доля населения, положительно оценивающего деятельность главы муниципального образования автономного округа, в среднем в 2008 году составила 62,4%.
При существенном расширении применения программно-целевых методов управления степень их внедрения все еще остается крайне низкой: лишь в 5 муниципальных образованиях автономного округа более 10% расходов формируется с применением индикаторов результативности, при этом максимальный процент составляет 16,2, в то время как доля расходов консолидированного бюджета автономного округа формируемая в рамках программ в общем объеме расходов составила по итогам 2008 года 26,1%. Таким образом, низкий уровень внедрения программно-целевого метода свидетельствует об отсутствии в муниципальных образованиях автономного округа четко сформулированных целей, задач, индикаторов достижения результатов, а также механизмов, обеспечивающих их достижение, что резко снижает эффективность расходования ресурсов.
Степень внедрения нового типа учреждений, предоставляющих социальные услуги (автономных учреждений), остается недопустимо низкой, лишь в четырех городах автономного округа: Лангепас, Нижневартовск, Покачи, Сургут начат процесс изменения типа бюджетных учреждений на автономные. Реформа сети бюджетных учреждений, направленная на развитие конкурентной среды в сфере оказания социальных услуг населению, увеличение степени самостоятельности сети таких учреждений и привлечение организаций частной формы собственности к оказанию указанных услуг населению не проводятся. Это, в конечном итоге, сужает возможности граждан выбрать "поставщика", предоставляющего наиболее качественные услуги.
Недостаточными темпами развивается малый бизнес, что говорит о необходимости активизации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в данном направлении, снижении административных барьеров при оформлении разрешительных документов на ведение бизнеса.
В 2008 году неэффективные расходы в сфере организации муниципального управления во всех муниципальных образованиях автономного округа отсутствуют. В то же время отмечено увеличение штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в 2008 году на 7,1%; расходов на содержание органов местного самоуправления автономного округа - на 21,2% по сравнению с 2007 годом. Наличие значительной межмуниципальной дифференциации по количеству муниципальных служащих в расчете на 1000 жителей требует тщательного анализа и принятия мер по оптимизации как численности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, так и расходов на содержание управленческого аппарата.
2.2. Анализ эффективности деятельности органов местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа
в сфере обеспечения здоровья
Высокий уровень эффективности показали: город Радужный, Нижневартовский район, город Нижневартовск.
В области здравоохранения основным приоритетом остаётся обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг. В результате работы системы здравоохранения в 2008 году число умерших на 1000 населения за год сократилась в 11 муниципальных образованиях автономного округа (города: Лангепас, Мегион, Радужный, Сургут, Урай; районы: Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Сургутский и Белоярский). Низкие показатели по общей смертности имеют следующие муниципальные образования автономного округа: г. г. Покачи, Когалым, Радужный, Лангепас и районы Сургутский, Нефтеюганский и Белоярский - от 3,5 до 5,5 случаев на 1000 населения. Высокие показатели - Октябрьский, Советский, Березовский, Ханты - Мансийский и Кондинский районы - от 10,1 до 14,5 случаев на 1000 населения.
Эффективность использования кадровых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения характеризуется сбалансированностью структуры медицинских кадров. В 2008 году число всех работающих в расчете на 10 тыс. человек населения сократилось в муниципальных образованиях автономного округа: г. Лангепасе - на 7,6%, г. Покачи - на 1,8 %, г. Нефтеюганске - на 0,2%, г. Нижневартовске - на 0,5%, г. Урае - на 4%, г. Сургуте - на 14,9%, г. Югорске - на 1,8%, Нижневартовском районе - на 0,3% и Советском районе - на 1,1%; врачей: в г. Лангепасе - на 2,4%, г. Покачи - на 2,3%, г. Радужном - на 0,7%, г. Сургуте - на 12,7% и Советском районе - на 1,1%.
Вместе с тем, фактическую численность всех работников муниципальных учреждений на 10000 населения ниже целевого норматива имеет только город Сургут и районы: Нижневартовский и Сургутский. На данных территориях (исключая Сургутский район) кроме муниципальных учреждений здравоохранения присутствуют государственные учреждения.
В 2008 году остаются несбалансированными объемы медицинской помощи, связанные с превышением фактических объемов стационарной, амбулаторной и скорой медицинской помощи в сравнении с нормативами. Выше нормативных показателей по объему медицинской помощи по муниципальным учреждениям здравоохранения имеют муниципальные образования автономного округа: по одному виду медицинской помощи - города Нижневартовск и Радужный (стационарной); г. Урай, г. Югорск и Нижневартовский район (амбулаторной), г. Сургут (скорой). По двум видам медицинской помощи (стационарной и амбулаторной) - города: Мегион, Нефтеюганск, Покачи, Белоярский район. Город Нягань и Березовский район - по амбулаторной и скорой медицинской помощи. По трем видам медицинской помощи (стационарной, амбулаторной и скорой) - Кондинский и Советский районы. В связи чем объем неэффективных расходов сформировался у г. Сургута - 2,0 млн. рублей, Березовского района - 14,1 млн. рублей, г. Покачи - 19,8 млн. рублей, г. Югорска - 32,0 млн. рублей, г. Нягани - 46,0 млн. рублей, Белоярского района - 46,1 млн. рублей, г. Радужного - 54,9 млн. рублей, Мегиона - 56,5 млн. рублей, Советского района - 57,6 млн. рублей, г. Урая - 63,8 млн. рублей, Кондинского района - 67,1 млн. рублей, г. Нефтеюганска - 114,8 млн. рублей, г. Нижневартовска - 175,6 млн. рублей.
Доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов бюджета муниципальных образований автономного округа увеличилась по сравнению с 2007 годом в городах: Мегион, Покачи, Югорск и Нижневартовском районе. Наибольшую долю расходов на здравоохранение (более 20%) в общем объеме расходов имеют города Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Радужный и Урай.
Меньше всех (менее 2%) от общих расходов на здравоохранение используют на увеличение стоимости основных средств муниципальные образования автономного округа города Пыть-Ях, Покачи, Нягань, Советский и Березовский районы.
В 2008 году у половины муниципальных образований автономного округа отмечается рост расходов на оплату труда работников здравоохранения в общих расходах на здравоохранение (наибольший рост- 12,9% в г. Лангепасе, Березовском районе - 12,1%). Оплата труда врачей во всех муниципальных образованиях автономного округа (кроме г. Сургута) выше оплаты труда работников крупных и средних предприятий. Оплата труда среднего медицинского персонала ниже уровня оплаты труда работников крупных и средних предприятий, кроме Березовского и Кондинского районов.
Общий объем неэффективных расходов по муниципальным образованиям автономного округа в сфере "Обеспечение здоровья" в 2008 году составил 1 млрд. 885 млн. 249 тыс. рублей, в том числе за счет управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения 1 млрд. 087 млн. 611 тыс. рублей (доля в общем объеме неэффективных расходов составляет - 58%), управления стационарной медицинской помощью - 408 млн. 637 тыс.рублей (22%), управления амбулаторной медицинской помощью - 325 млн. 813 тыс.рублей (17%), управления скорой медицинской помощью - 63 млн. 188 тыс.рублей (3%).
В структуре общего объема неэффективных расходов лидирует г. Нефтеюганск - 14% (261 млн. 839 тыс.рублей), на втором месте г. Нижневартовск - 11% (201 млн.588 тыс.рублей), далее следуют Советский (162 млн.236 тыс.рублей) и Кондинский (167 млн. 689 тыс.рублей) районы - 9%.
Удовлетворенность населения предоставлением услуг в сфере медицинской помощи
В шести муниципальных образований автономного округа (Кондинский, Октябрьский, Сургутский, Нижневартовский и Советский районы, город Пыть-Ях) показатели удовлетворенности не превышают значения 57%, то есть в этих городах и районах удовлетворенность населения медицинской помощью достаточно низкая. Минимальное значение показателя имеет Кондинский район - 45% от числа опрошенных. Показатели 5-ти территорий (Радужный, Ханты-Мансийский район, Ханты-Мансийск, Когалым, Нижневартовск) находятся в пределах медианы - там отмечаются средние значения удовлетворенности. Выше среднего значения удовлетворенности населения медицинской помощью имеют следующие города: Югорск, Нефтеюганск, Урай, Мегион, Сургут, Покачи. Лучшие показатели зафиксированы в городе Лангепасе, Нягани, Белоярском, Нефтеюганском и Березовском районах. При этом максимальное значение показателя удовлетворенности населения качеством медицинских услуг отмечено в городе Лангепасе - 78,7%.
2.3. Анализ эффективности деятельности органов местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа
в сфере образования
Высокий уровень эффективности деятельности показали: город Нижневартовск, Белоярский район, Берёзовский район.
Одной из основных проблем на территории муниципальных образований автономного округа является обеспечение доступности дошкольного образования. В муниципальных образованиях автономного округа не уделяется достаточного внимания созданию условий для привлечения к выполнению муниципального заказа по содержанию детей, дошкольному образованию негосударственных организаций и учреждений, в том числе субъектов малого предпринимательства. Услуги дошкольного образования населению оказываются в основном муниципальными образовательными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования.
Возможность получать услуги дошкольного образования имеют 67,8% детей в возрасте от 3 до 7 лет. Наиболее сложная ситуация в следующих муниципальных образованиях автономного округа: г. Пыть-Ях (60,9%), г. Ханты-Мансийск (61,6%), Нефтеюганский район (67,3%), г. Радужный (72%), г. Нефтеюганск (74,4%), Нижневартовский район (74,8%), Сургутский район (75,8%).
В среднем по автономному округу дошкольным образованием охвачено 91,3% детей "предшкольного" возраста (от 5 до 7 лет). Открытие групп кратковременного пребывания, в том числе на базе школ и учреждений дополнительного образования, групп по подготовке к школе позволило увеличить охват детей 5-6 летнего возраста дошкольным образованием в 17 муниципальных образованиях автономного округа. Однако по итогам 2008 года в 60% муниципальных образований автономного округа данный показатель ниже среднеокружного значения, что характеризует дифференциацию в предоставлении данной услуги и отсутствие равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей, проживающих на разных территориях автономного округа. Особого внимания требует решение данной проблемы в городах Пыть-Ях, Радужный, Нефтеюганском и Ханты-Мансийском районах.
В течение года уровень заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений повысился в среднем по автономному округу на 17% и составил 17 163 рубля. Однако, несмотря на рост заработной платы, она составляет только 46,1% от среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий муниципальных образований автономного округа. Причем в городах Когалым, Покачи, Югорск, Сургутском и Ханты-Мансийском районах данное отношение не превышает 40%.
В 2008 году в 13 муниципальных образованиях автономного округа увеличился объем и спектр предоставляемых дополнительных образовательных услуг. Планомерная работа отразилась на снижении доли преступлений, совершенных подростками, в общем количестве зарегистрированных преступлений во всех муниципальных образованиях автономного округа, за исключением городов Когалым, Покачи, Югорск, Белоярский, Советский и Сургутский районы, что является проявлением эффективности межведомственного взаимодействия по вовлечению детей и молодежи в организованные формы досуга.
В 2008 году прохождение итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике было обязательным. Кроме того, впервые в форме ЕГЭ сдавали экзамены выпускники вечерних общеобразовательных школ (11,4% от общего числа). Доля сдавших экзамен в среднем по автономному округу составляет 74,5%. В 8 муниципальных образованиях автономного округа он не превышает 70%.
В 2008 году доля образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, превышает среднеокружное значение более чем в 60% муниципальных образований автономного округа. Наиболее сложная ситуация складывается в городах Лангепасе, Нягани, Покачи, Радужном, Урае, Югорске, Нефтеюганском, Октябрьском, Советском районах. Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях автономного округа это привело к увеличению доли учащихся, обучающихся во вторую смену, что в свою очередь нарушает эффективную организацию здоровьесберегающего режима работы, отрицательно сказывается на вовлечении детей в систему дополнительного образования.
По итогам 2008 года в большинстве муниципальных образований автономного округа отношение числа учащихся, приходящихся на 1 учителя, составляет от 4,7 до 14 человек. Наполняемость классов в городской местности колеблется от 18,8 до 24,7 человек, в муниципальном районе - от 7,9 до 19,8 человек. Работа по оптимизации сети образовательных учреждений в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Нягани, Радужный, Сургуте, Белоярском, Нефтеюганском, Советском, Сургутском районах позволила избежать неэффективных расходов на управление наполняемостью классов. При этом в 17 муниципальных образованиях автономного округа зафиксирован высокий показатель объема неэффективных расходов на общее образование. В первую очередь это связано с излишней численностью в школах автономного округа работников, не осуществляющих учебный процесс. В Кондинском, Нижневартовском, Октябрьском и Ханты-Мансийском районах доля таких расходов в общем объеме расходов бюджета муниципального образования автономного округа на общее образование превышает 30%.
Объем неэффективных расходов на общее образование в 2008 году по муниципальным образованиям автономного округа составил 2 587 359 тыс. рублей или 14,6% от объема расходов консолидированного бюджета на общее образование.
Снижение неэффективных расходов в сфере общего образования является предметом совместной работы Департамента образования и науки автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по введению новой системы оплаты труда, оптимизации численности работников общеобразовательных учреждений, сокращению числа классов с низкой наполняемостью и оптимизации сети учреждений общего образования.
Следует отметить, что в 6 муниципальных образованиях автономного округа доля неэффективных расходов на общее образование в 2008 году превышает 20%: Ханты-Мансийский район - 38,8%; Нижневартовский район - 38,6%; Октябрьский район - 30,5%; Кондинский район - 30,1%; Березовский район - 26,6%, г. Покачи - 21,5%.
Значительная часть неэффективных расходов в муниципальных районах автономного округа объективно обусловлена особенностями расположения поселений внутри муниципального образования автономного округа и их транспортной доступностью. Однако в большинстве муниципальных образований автономного округа имеются внутренние ресурсы для оптимизации объема неэффективных расходов. Особенно это касается городских округов: Сургут, Югорск, Мегион, Ханты-Мансийск, а также Сургутского района.
Неэффективные расходы на общее образование включают расходы на управление кадровыми ресурсами и расходы на управление наполняемостью классов.
Неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами за 2008 год составили 2 447 571,4 тыс. руб. или 96,4% от всего объема неэффективных расходов в общем образовании.
В городах Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургутском районе в 2008 году неэффективные расходы, связанные с излишней численностью учителей, отсутствуют.
Меры по приведению числа учеников, приходящихся на одного учителя, в соответствие нормативу позволили:
городам Радужный, Сургут, Советский район избежать неэффективных расходов;
в районах со сложной транспортной схемой и инфраструктурой: Березовский, Нефтеюганский, Октябрьский и Ханты-Мансийский - показать средний уровень неэффективных расходов, связанных с излишней численностью учителей.
При этом в 10 муниципальных образованиях автономного округа в 2008 году зафиксирован достаточно высокий уровень неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами.
В городе Нижневартовске отсутствуют неэффективные расходы, связанные с излишней численность прочего персонала. В 2008 году за счет снижения штатной численности прочего персонала также удалось избежать неэффективных расходов в городе Пыть-Яхе.
В остальных муниципальных образованиях автономного округа наблюдается достаточно высокий показатель неэффективных расходов на излишнюю численность прочего персонала в общеобразовательных учреждениях. При этом следует отметить проблему высоких значений данного показателя не в сельских муниципальных районах со сложной инфраструктурой, сетью пришкольных интернатов, а в городах Мегион, Сургут, Югорск и Сургутском районе.
Неэффективные расходы на управление наполняемостью классов за 2008 год составили 139787,4 тыс. руб. или 5,4% от всего объема неэффективных расходов в общем образовании.
За счет принятых мер по оптимизации образовательной сети отсутствуют в 2008 году неэффективные расходы, связанные с наполняемостью классов, в городах Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Урай, Белоярский район, Нефтеюганск, Нягань, Сургутский район, которым удалось избежать неэффективных расходов в 2008 году.
Удовлетворенность населения предоставлением услуг в сфере дошкольного образования детей
Минимальное значение данного показателя имеет город Нефтеюганск - 33% от числа опрошенных. В пяти муниципальных образованиях автономного округа (город Урай, Сургут, Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский, Нижневартовский район) показатели удовлетворенности дошкольным образованием не превышают значения 41%. Здесь уровень удовлетворенности качеством дошкольного образования ниже среднего значения. В пределах медианы, то есть на среднем уровне, находятся шесть территорий: город Пыть-Ях, Радужный, Нягань, Мегион, Октябрьский, Березовский район. Достаточно хорошим результатом по автономному округу может считаться тот факт, что десять территорий (города Лангепас, Когалым, Югорск, Нижневартовск, Покачи, Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Советский, Сургутский районы) имеют показатель выше 51%, то есть там население больше удовлетворено качеством предоставляемого дошкольного образования. Наибольшее значение показателя удовлетворенности дошкольным образованием зафиксировано в городе Покачи - 61,1% от числа опрошенных.
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей
Минимальное значение показателя имеет Ханты-Мансийский район - 40% от числа опрошенных. В шести территориях (город Ханты-Мансийск, Мегион, Сургут, Советский, Октябрьский, Ханты-Мансийский район) удовлетворенность качеством дополнительного образования не превышает значения 50%. Показатели ниже среднего зафиксированы в городах Нижневартовск, Нефтеюганск, Урай, Нефтеюганском, Нижневартовском районах. Средние значения этого показателя имеют города Когалым, Радужный, Покачи, Сургутский, Кондинский районы. Выше среднего значения показателя удовлетворенности дополнительным образованием достигли шесть территорий: города Лангепас, Югорск, Пыть-Ях, Нягань Белоярский, Березовский районы. Эти муниципальные образования автономного округа имеют высокий уровень качества дополнительного образования. А максимальное значение показателя имеет город Лангепас - 76,5% от числа опрошенных.
Удовлетворенность населения качеством общего образования
Наименьшее значение показателя удовлетворенности общим образованием отмечается в городе Ханты-Мансийске - 60%. Еще в пяти территориях (городах Нефтеюганске, Мегионе, Сургуте, Октябрьском, Нефтеюганском районах) этот показатель не превышает значения 62%. Ниже среднего значения показатель удовлетворенности общим образованием отмечается в Сургутском, Березовском, Кондинском, Нижневартовском районах, городе Пыть-Яхе. Средние показатели имеют города Радужный, Югорск, Урай, Нягань, Ханты-Мансийский, Советский районы. Выше среднего значения показателя удовлетворенности общим образованием зафиксированы в Белоярский районе, городе Покачи, Когалыме, Нижневартовске и Лангепасе. При этом максимальное значение зафиксировано в городе Лангепасе (74,1%).
2.4. Анализ эффективности деятельности органов местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа
в сфере физической культуры, спорта и культуры
В сфере физической культуры и спорта высокий уровень эффективности показал город Ханты-Мансийск, город Покачи, город Сургут.
В 2008 году количество занимающихся физической культурой и спортом составило 242 221 человек, что на 5% (11 596 человек) больше, чем в 2007 году. Количество занимающихся физической культурой и спортом от общей численности населения автономного округа составляет 16, 0%, что на 0,6 % больше, чем в 2007 году.
Наиболее результативными по удельному весу систематически занимающихся физической культурой и спортом стали: города Ханты-Мансийск (30,6%), Сургут (21,7%), Урай (21,5%), Покачи (19,9%), Когалым (19,8%), Лангепас (19,0%), Белоярский район (18,3%).
Низкие показатели: город Мегион (7,3%), Кондинский район (8,4%), Березовский район (10,5%), город Нижневартовск (10,8%), город Нефтеюганск (11,0%).
Организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы занимались 5 050 физкультурных работников, что на 3,4% (172 человека) больше чем в 2007 году. 14,3% (724 человека) из общего количества штатных работников осуществляют свою деятельность в сельской местности. Наблюдается качественный рост штатных физкультурных работников: из общего числа штатных физкультурных работников - 91% имеют высшее и среднее специальное образование. Обеспеченность тренерско-преподавательским составом составила 37, 1% (1 453 человека), что на 1,5% (79 человек) больше, чем в 2007 году. Лидерами в этом показателе стали: города Югорск (72,4%), Ханты-Мансийск (60,7%), Покачи (54,6%), Советский район (50,3%), Нижневартовский район (46,7%), Березовский район (45,8%) и город Сургут (43,1%). Низкие показатели в Ханты-Мансийском районе (0,0%), городах Нижневартовске (25,0%), Нефтеюганске (25,9%), Когалыме (26,0%), Октябрьском районе (27,6%).
В сфере культуры высокий уровень эффективности показали: Советский район, Берёзовский район, город Ханты-Мансийск, город Югорск, Кондинский район, Белоярский район, Ханты - Мансийский район.
В 2008 году учреждения культуры и искусства автономного округа предложили населению автономного округа и провели более 100 тыс. мероприятий по основной деятельности, что на 5,4 % больше, чем в 2007 году.
Наиболее результативными по предоставлению культурно-досуговых услуг населению и удельному весу населения, принимающего участие в мероприятиях, организованных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, стали: город Лангепас, Ханты-Мансийский и Кондинский районы.
Удовлетворенность населения предоставлением услуг в сфере культуры
Минимальное значение показателя удовлетворенности населения услугами в сфере культуры имеет Октябрьский район - 56,3%. Ниже среднего значения этого показателя имеют города Пыть-Ях, Покачи, Радужный, Ханты-Мансийский, Сургутский, Нефтеюганский, Кондинский районы. Средние значения показателя удовлетворенности населения услугами культуры отмечены в городах Нягань, Нефтеюганск, Мегион и Нижневартовском районе. Выше среднего значения этот показатель зафиксирован в таких городах как Нижневартовск, Лангепас, Когалым, Ханты-Мансийск, Югорск, Сургут и районах: Белоярский, Советский, Березовский. Максимальное значение показателя удовлетворенности населения услугами культуры зафиксировано в двух городах: Лангепас и Урай - 88,2%.
2.5. Анализ эффективности деятельности органов местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа
в сфере жилищно-коммунального комплекса
Высокий уровень эффективности показали: город Югорск, Нефтеюганский район, город Лангепас.
Основными задачами жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований автономного округа является жизнеобеспечение населения, формирование эффективной, конкурентно-способной системы хозяйствования, обеспечивающей качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Уровень обеспеченности населения жильём в муниципальных образованиях автономного округа, по-прежнему, остается ниже среднего по стране. В четырех муниципальных образованиях автономного округа он выше среднероссийского: Березовский район (28,2 м2/чел.), город Югорск (25,6 м2/чел.), Советский район (22,5 м2/чел.) и Ханты-Мансийский район (22,2 м2/чел.). Наиболее низкие значения данного показателя в Нефтеюганском районе (12,02 м2/чел.), городах Пыть-Яхе (14,2 м2/чел.) и Нефтеюганске (15,4 м2/чел.).
Ввод жилья за год на душу населения в среднем по автономному округу остался на уровне прошлого года - 0,59 м2/чел. Минимальный показатель - 0,2 м2/чел.: в городах Когалыме, Мегионе и Нефтеюганском районе, максимальные: в Советском районе - 1,7 м2/чел., городах Ханты-Мансийске - 1,4 м2/чел. и Югорске - 1,3 м2/чел.
Положительным индикатором улучшения ситуации является увеличение доступности приобретения жилья. Отношение средней цены 1 кв. м. общей площади жилья к среднедушевым доходам населения составляет в среднем по округу 0,13 года, по муниципальным образованиям - от 0,25 (город Нефтеюганск) до 0,09 года (Ханты-Мансийский район), что значительно выше среднего значения данного показателя в целом по России.
Расходы на сферу жилищно-коммунального хозяйства составляют значительную часть расходов в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа и имеют устойчивую тенденцию к росту у половины муниципальных образований автономного округа. Наименьшую долю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство имеют: г. Лангепас (13,6%), г. Мегион (15,0%), г. Урай и Нижневартовский район (15,2%). Наибольшую долю - Белоярский район (29,5%), г. Нягань (36,9%), г. Ханты-Мансийск (45,1%).
Общий объём неэффективных расходов в жилищно-коммунальном комплексе составил 1 121 744 тыс. рублей или 4,4 % от общего объёма бюджетного финансирования и 3,3% от общего объема расходов предприятий жилищно-коммунальной сферы. В целом по автономному округу наблюдается тенденция снижения неэффективных расходов в жилищно-коммунальной отрасли за счет поэтапного повышения уровня платежей жилищно-коммунальных услуг за счет потребителей. Основная доля неэффективных расходов приходится на обеспечение населения отдаленных сельских поселений централизованным электроснабжением и сжиженным газоснабжением.
По мере введения в эксплуатацию газопроводов, высоковольтных линий электропередач и обеспечения сельских поселений сетевым газоснабжением и централизованным электроснабжением неэффективные расходы будут снижены.
Наибольший уровень неэффективных расходов в области жилищно - коммунального хозяйства приходится на муниципальные районы автономного округа: Березовский (18,6%), Кондинский (12,7%), Нижневартовский (24,9%), Октябрьский (10,0%), Советский (9,1%), Ханты - Мансийский (19,4%).
Несмотря на существенное увеличение бюджетного финансирования, в большинстве муниципальных образований автономного округа отрасль по-прежнему остается зоной повышенных социально-экономических рисков:
сохраняется убыточность отрасли - более половины предприятий работают с отрицательным финансовым результатом, часть из них - на грани банкротства;
сохраняется административно-командное регулирование деятельности коммунальной сферы;
износ основных фондов составляет более 55%;
предоставление льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в денежной форме привело к снижению уровня фактических сборов платежей за оказанные услуги, что приводит предприятия жилищно-коммунального комплекса к повышению задолженности предприятий за энергоресурсы, газ и другие виды обязательных платежей;
низкая инвестиционная привлекательность не позволяет проводить масштабный капитальный ремонт и строить новые объекты.
2.6. Анализ эффективности деятельности органов местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа
в сфере организации муниципального управления и эффективности
в сфере экономического развития
Высокий уровень менеджмента в сфере муниципального управления по итогам 2008 года показали управленцы городов: Пыть-Ях, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, низкий уровень качества, предоставляемых муниципальных услуг отмечен в Нефтеюганском районе и городе Урае.
Создание автономных учреждений является одним из направлений повышения эффективности муниципального управления, в 2008 году лишь в четырех муниципальных образованиях автономного округа (города: Лангепас, Нижневартовск, Покачи, Сургут) были созданы муниципальные автономные учреждения.
В 2008 году девять муниципальных образований автономного округа добились роста собственных доходов. Наибольший темп роста собственных доходов сложился в городе Нижневартовске (с 37 % в 2007 году до 39,8 % в 2008 году). Снижение собственных доходов зафиксировано в тринадцати муниципальных образованиях автономного округа, из них наибольшее снижение в Нижневартовском районе (с 56,9 % в 2007 году до 47,6 % в 2008 году), Белоярском районе (с 26,6% в 2007 году до 20,4% в 2008 году). В целом, несмотря на ежегодное совершенствование системы межбюджетных отношений, доля собственных доходов бюджетов муниципальных образований автономного округа остается на низком уровне, так по итогам 2008 года она составила 30%.
Расходы, формируемые в рамках муниципальных целевых программ, в общем объеме расходов бюджета муниципального образования автономного округа (за исключением субвенций на исполнение делегированных полномочий) варьируются от 0,6 до16,2 %. Самая высокая доля расходов (более 10%) отмечена в 5 муниципальных образованиях автономного округа: г. Ханты-Мансийске, г. Пыть-Яхе, г. Лангепасе, г. Когалыме и Березовском районе. Самая низкая доля расходов (менее 1 %) отмечена в 3 городах: Мегионе, Покачи и Нягани, что говорит об отсутствии четко сформулированных целей, задач и механизмов, обеспечивающих их достижения.
Рост числа субъектов малого предпринимательства на 10 000 среднегодового населения в 2008 году зафиксирован в 21 муниципальном образовании автономного округа, за исключением города Сургута, что свидетельствует о реализации механизмов поддержки малого бизнеса со стороны муниципальных образований автономного округа. Вместе с тем доля занятого населения на малых предприятиях в муниципальных образованиях автономного округа колеблется от 5% до 18,5%. Наибольшие значения показателя зафиксированы в г. Нижневартовске (18,5%), Белоярском районе (18,3%), г. Нефтеюганске (17,8%), а в городе Покачи отмечено сокращение доли занятого населения на малых предприятиях. В среднем удельный вес среднесписочной численности работников малых предприятий в численности работающих всех организаций автономного округа остается низким, и по итогам 2008 года составил 12,4%, что говорит о необходимости активизации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в направлении развития малого бизнеса, снижении административных барьеров при оформлении разрешительных документов на ведение бизнеса.
Так, в частности, площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию объектов жилищного строительства в течение 3 лет зафиксирована в 16 муниципальных образованиях автономного округа, на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства в течение 5 лет - в 15 муниципальных образованиях автономного округа.
Доля объектов капитального строительства муниципальной формы собственности, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию, в общем количестве объектов капитального строительства муниципальной формы собственности имеется у пятнадцати муниципальных образований автономного округа. Самая большая доля объектов капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные сроки, отмечена в Сургутском районе - 50%, Нефтеюганском районе - 43%, городе Югорске - 40,5%.
Одним из индикаторов активности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, развития экономики территории является показатель площади земельных участков, предоставленных для строительства. Самые высокие темпы роста предоставления площадей земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства по сравнению с 2007 годом отмечены в Октябрьском районе (с 2,3 кв.м. на человека в 2007 г. до 7,6 кв.м. на человека в 2008 г. ). Снижение объемов предоставления площадей земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства по сравнению с 2007 годом наблюдается в Нефтеюганском районе (с 11,9 кв.м. на человека в 2007 г. до 2,1 кв.м. на человека в 2008 г. ).
Автомобильные дороги местного значения с твердым покрытием в течение 2008 года не передавались на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям а автономном округе, за исключением города Пыть-Ях.
В 2008 году неэффективные расходы в сфере организации муниципального управления во всех муниципальных образованиях автономного округа отсутствуют. В то же время по итогам 2008 года было отмечено увеличение штатной численности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Так по состоянию на 1 января 2009 года штатная численность должностей муниципальной службы и должностей по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа составила 7 227 единиц (1 января 2008 года - 6748,8 единиц), увеличение произошло на 7,1%, в том числе в городских округах - на 8,7% и муниципальных районах - на 4,3%.
Наибольшее увеличение штатной численности в 2008 году прослеживается в городах Урае - 54,8%, Ханты-Мансийске - 19,5%, Нефтеюганске - 19,2%. Вместе с тем, в 5 муниципальных образованиях автономного округа была зафиксирована оптимизация штатной численности: город Мегион - на 4,4%, Октябрьский район - на 3,2%, город Радужный - на 1,8%, Сургутский район - на 0,5%, город Сургут - на 0,3%.
С увеличением штатной численности, произошел и рост расходов на содержание работников органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, который за год увеличился в целом по муниципальным образованиям автономного округа на 21,2%, составив 7 102,1 млн.рублей. При этом самые высокие уровни расходования бюджетных средств на содержание аппарата управления отмечены в городе Урае - 55%, Кондинском районе - 50%, городе Когалыме - 48%, городе Нягани - 45%, а низкий уровень расходования - в городе Покачи - 4%, Нижневартовском районе - 2% по сравнению с объемами финансирования 2007 года.
Учитывая увеличившееся финансирование, отношение среднемесячной заработной платы лиц, замещающих выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы к средне-муниципальной заработной плате по итогам 2008 года колеблется от 265,6% в Кондинском районе до 107,7% в городе Нижневартовске.
Вместе с тем, при среднем показателе, характеризующем на 1 января 2009 года численность работников органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в расчете на 1000 жителей, сложившемся в размере 4,75 единицы, дифференциация количества муниципальных чиновников на 1000 населения колеблется от 20,4 единиц в Ханты-Мансийском районе до 2,77 единиц в городе Нижневартовске.
Сложившаяся ситуация требует тщательного анализа и принятия мер по оптимизации как численности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, так и расходов на содержание управленческого аппарата.
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа
Менее всех удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа жители города Мегиона (51%). Достаточно низкие значения этого показателя еще в пяти территориях автономного округа, в г. Советском, Октябрьском, Сургутском районах, в городах Урае и Нягани. Ниже среднего значения показатель удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отмечен в Ханты-Мансийском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Кондинском районах и городе Пыть-Яхе. Средние значения зафиксированы в городах Нефтеюганске, Когалыме, Сургуте, Ханты-Мансийске, Березовском районе. В целом жители удовлетворены деятельностью глав в этих муниципальных образованиях автономного округа и это средне-стабильный результат по общеокружной шкале. Выше среднего значения этот показатель отмечен в таких городах и районах, как Нижневартовск, Покачи, Белоярский район, Лангепас, Югорск, Радужный. Максимальное значение показателя удовлетворённости деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования автономного округа имеет город Нижневартовск - 84%.
Доверие к главе муниципального образования автономного округа
Худшие показатели доверия населения главе муниципального образования автономного округа зафиксированы в городе Мегионе - 25,3%. Низкие значения показателя доверия отмечены в Октябрьском, Советском районах, городах Урае, Нягани и Пыть-Яхе. Ниже среднего значения показатели доверия главам муниципальных образований автономного округа в городах Когалыме, Сургуте, Нефтеюганском, Кондинском, Сургутском районах. Доверие населения главе на среднем уровне в городах Покачи, Радужном, Нефтеюганске, Березовском, Ханты-Мансийском районах. Высокого доверия населения смогли достичь главы города Нижневартовска, Белоярского района, городов Лангепаса, Югорска, Ханты-Мансийска и Нижневартовского района. Самые высокое доверие населения имеет глава города Нижневартовска - 86,2%.
Таким образом, оценка деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа являясь, с одной стороны, инструментом внешнего аудита исполнительных органов государственной власти автономного округа по определению эффективности формирования и использования органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа бюджетных средств, степени достижения ими конечных результатов деятельности, выявлению лучших моделей муниципального управления, с другой стороны, инструментом внутреннего аудита органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по выявлению узких мест в управлении и определению причин отставания по отдельным социально-экономическим показателям от других территорий предоставляет органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа возможность скорректировать политику и перейти к более эффективным управленческим технологиям.
Приложение 1
к Сводному докладу о результатах мониторинга
эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов
автономного округа за 2008 год
Оценка эффективности деятельности органов местного
самоуправления в 2008 году
Муниципальные образования автономного округа |
Оценка эффективности деятельности ОМСУ |
1. Обеспечение здоровья |
2. Образование |
3. Физическая культура и спорт |
4. Жилищно-коммунальный комплекс |
5. Организация муниципального управления и эффективность ОМСУ в области экономического развития |
||||||
коэффициент |
место |
коэффициент |
место |
коэффициент |
место |
коэффициент |
место |
коэффициент |
место |
коэффициент |
место |
|
г. Нижневартовск |
1 |
1 |
9,92 |
8 |
1 |
1 |
20,22 |
20 |
4,97 |
11 |
2,56 |
3 |
г. Белоярский район |
3,19 |
2 |
16,21 |
17 |
1,67 |
2 |
7,38 |
6 |
3,04 |
5 |
9,74 |
7 |
г. Лангепас |
3,69 |
3 |
6,03 |
4 |
10,92 |
9 |
11,2 |
9 |
2,31 |
3 |
10,55 |
8 |
г. Пыть-Ях |
6,11 |
4 |
10,27 |
9 |
9,15 |
4 |
18,4 |
18 |
10,89 |
17 |
1 |
1 |
г. Когалым |
6,7 |
5 |
5,37 |
3 |
13,43 |
14 |
12,2 |
12 |
3,57 |
9 |
13,71 |
10 |
г. Покачи |
7,23 |
6 |
10,64 |
12 |
12,05 |
12 |
14,33 |
14 |
3,53 |
8 |
9,62 |
6 |
г. Ханты-Мансийск |
7,38 |
7 |
- |
- |
15,49 |
17 |
5,79 |
3 |
13,48 |
18 |
2,11 |
2 |
г. Радужный |
7,49 |
8 |
4,96 |
2 |
11,69 |
11 |
19,51 |
19 |
2,84 |
4 |
14,1 |
11 |
Советский район |
8,08 |
9 |
18,95 |
19 |
10,68 |
7 |
1 |
1 |
7,9 |
13 |
7,51 |
5 |
г. Югорск |
8,12 |
10 |
10,59 |
11 |
14,55 |
15 |
6,52 |
4 |
1 |
1 |
15,97 |
15 |
г. Нягань |
10,38 |
11 |
14,92 |
15 |
9,78 |
6 |
17,18 |
16 |
3,29 |
7 |
13,45 |
9 |
г. Сургут |
10,99 |
12 |
7,65 |
6 |
21,86 |
21 |
15,55 |
15 |
10,36 |
16 |
3,85 |
4 |
г. Мегион |
12,4 |
13 |
10,4 |
10 |
10,8 |
8 |
20,24 |
21 |
8,66 |
14 |
14,5 |
12 |
Нижневартовский район |
12,67 |
14 |
4,33 |
1 |
18,84 |
18 |
10,17 |
8 |
9,73 |
15 |
17,57 |
16 |
Сургутский район |
12,78 |
15 |
9,02 |
7 |
14,7 |
16 |
17,38 |
17 |
4 |
10 |
19,07 |
19 |
Нефтеюганский район |
13,88 |
16 |
6,72 |
5 |
21,28 |
20 |
14,13 |
13 |
1,84 |
2 |
21,24 |
21 |
Березовский район |
14,64 |
17 |
19,01 |
20 |
6,95 |
3 |
4,49 |
2 |
16,59 |
20 |
15,5 |
14 |
г. Нефтеюганск |
14,65 |
18 |
15,68 |
16 |
9,16 |
5 |
22 |
22 |
5,98 |
12 |
17,72 |
17 |
г. Урай |
17,0 |
19 |
21 |
21 |
12,53 |
13 |
11,21 |
10 |
3,24 |
6 |
22 |
22 |
Кондинский район |
19,51 |
20 |
18,0 |
18 |
11,08 |
10 |
6,82 |
5 |
18,13 |
21 |
20,66 |
20 |
Октябрьский район |
19,68 |
21 |
12,64 |
13 |
20,4 |
19 |
12,06 |
11 |
13,79 |
19 |
18,56 |
18 |
Ханты-Мансийский район |
22 |
22 |
13,6 |
14 |
22 |
22 |
7,64 |
7 |
22 |
22 |
15,49 |
13 |
Весовые коэффициенты |
|
|
0,22 |
|
0,22 |
|
0,12 |
|
0,22 |
|
0,22 |
|
Упорядочение |
|
|
возр |
|
возр |
|
возр |
|
возр |
|
возр |
|
Средние значения по МО |
|
|
11,95 |
|
12,73 |
|
12,52 |
|
7,78 |
|
13,02 |
|
Приложение 2
к Сводному докладу о результатах мониторинга
эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов автономного
округа за 2008 год
Свод неэффективных расходов по муниципальным образованиям
автономного округа за 2008 год
N п/п |
Муниципальные образования автономного округа |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере "Обеспечение здоровья" |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере "Образования" |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере "Жилищно-коммунальный комплекс" |
Всего |
||||||||
исполнено за 2008 год по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт", млн.руб. |
объем неэффективных расходов, млн.руб. |
доля неэффективных расходов в общих расходах по разделу,% (гр.4/гр.3*100) |
исполнено за 2008 год по разделу "Образование", млн.руб. |
объем неэффективных расходов, млн.руб. |
доля неэффективных расходов в общих расходах по разделу,% (гр.7/гр.6*100) |
исполнено за 2008 год по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", млн.руб. |
объем неэффективных расходов, млн.руб. |
доля неэффективных расходов в общих расходах по разделу,% (гр.10/9*100) |
фактическое исполнение расходов в целом за 2008 год по расходам в целом, млн.руб. |
объем неэффективных расходов (гр.4+гр.7+гр.10), млн.руб. |
доля неэффективных расходов в общих расходах, % (гр.13/гр.12*100) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Нефтеюганск |
1 676,7 |
261,8 |
15,6 |
1 801,9 |
131,5 |
7,3 |
1 106,6 |
48,0 |
4,3 |
6 093,4 |
441,3 |
7,2 |
2 |
Сургут |
3 673,1 |
2,0 |
0,1 |
6 258,0 |
353,6 |
5,6 |
3 593,8 |
67,8 |
1,9 |
18 193,5 |
423,4 |
2,3 |
3 |
Ханты-Мансийск |
212,0 |
23,4 |
11,1 |
1 631,1 |
47,5 |
2,9 |
2 625,3 |
58,4 |
2,2 |
5 820,0 |
129,3 |
2,2 |
4 |
Нижневартовск |
2 694,5 |
201,6 |
7,5 |
4 532,8 |
0,0 |
0,0 |
3 343,2 |
117,1 |
3,5 |
13 912,8 |
318,7 |
2,3 |
5 |
Мегион |
783,7 |
125,8 |
16,0 |
1 434,3 |
152,6 |
10,6 |
534,5 |
26,9 |
5,0 |
3 573,1 |
305,3 |
8,5 |
6 |
Урай |
766,8 |
157,1 |
20,5 |
929,6 |
60,0 |
6,5 |
435,5 |
24,5 |
5,6 |
2 872,7 |
241,6 |
8,4 |
7 |
Когалым |
896,3 |
17,6 |
2,0 |
1 028,9 |
39,1 |
3,8 |
895,0 |
4,0 |
0,4 |
4 067,7 |
60,6 |
1,5 |
8 |
Радужный |
875,2 |
119,1 |
13,6 |
1 021,8 |
62,4 |
6,1 |
764,7 |
16,6 |
2,2 |
3 323,4 |
198,1 |
6,0 |
9 |
Лангепас |
855,4 |
67,9 |
7,9 |
817,1 |
69,8 |
8,5 |
368,1 |
0,0 |
0,0 |
2 700,1 |
137,7 |
5,1 |
10 |
Нягань |
627,9 |
48,2 |
7,7 |
1 183,2 |
77,3 |
6,5 |
1 732,5 |
4,1 |
0,2 |
4 690,3 |
129,7 |
2,8 |
11 |
Пыть-Ях |
542,8 |
55,6 |
10,2 |
960,9 |
5,1 |
0,5 |
546,0 |
21,8 |
4,0 |
2 817,1 |
82,6 |
2,9 |
12 |
Покачи |
392,1 |
52,4 |
13,4 |
470,5 |
32,9 |
7,0 |
364,0 |
13,3 |
3,6 |
1 529,8 |
98,6 |
6,4 |
13 |
Югорск |
783,3 |
99,3 |
12,7 |
754,0 |
71,9 |
9,5 |
657,2 |
5,5 |
0,8 |
2 843,4 |
176,8 |
6,2 |
14 |
Белоярский |
650,7 |
114,2 |
17,6 |
1 021,0 |
78,7 |
7,7 |
1 091,9 |
10,7 |
1,0 |
3 705,3 |
203,6 |
5,5 |
15 |
Берёзовский |
771,8 |
78,6 |
10,2 |
851,4 |
108,9 |
12,8 |
694,2 |
129,0 |
18,6 |
3 268,7 |
316,5 |
9,7 |
16 |
Кондинский |
706,8 |
167,7 |
23,7 |
1 138,1 |
222,1 |
19,5 |
664,5 |
84,1 |
12,7 |
3 555,9 |
473,9 |
13,3 |
17 |
Октябрьский |
645,3 |
67,1 |
10,4 |
1 095,2 |
227,5 |
20,8 |
748,4 |
74,8 |
10,0 |
3 409,5 |
369,4 |
10,8 |
18 |
Сургутский |
1 182,8 |
0,0 |
0,0 |
2 934,5 |
122,2 |
4,2 |
2 153,4 |
62,1 |
2,9 |
8 656,5 |
184,3 |
2,1 |
19 |
Советский |
915,9 |
162,2 |
17,7 |
1 441,9 |
75,3 |
5,2 |
1 153,2 |
104,5 |
9,1 |
4 433,4 |
342,0 |
7,7 |
20 |
Ханты-Мансийский |
326,9 |
26,2 |
8,0 |
947,4 |
273,0 |
28,8 |
539,0 |
104,8 |
19,4 |
2 768,2 |
404,0 |
14,6 |
21 |
Нижневартовский |
597,0 |
23,7 |
4,0 |
1 109,5 |
284,0 |
25,6 |
571,0 |
142,0 |
24,9 |
3 746,3 |
449,7 |
12,0 |
22 |
Нефтеюганский |
602,1 |
13,5 |
2,2 |
910,3 |
92,0 |
10,1 |
679,3 |
1,7 |
0,2 |
3 321,2 |
107,2 |
3,2 |
|
Итого |
21 179,1 |
1 885,2 |
8,9 |
34 273,4 |
2 587,4 |
7,5 |
25 261,3 |
1 121,7 |
4,4 |
109 302,4 |
5 594,3 |
5,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.