Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 17 сентября 2010 г. N 4962
Юридико-технические требования
к оформлению проектов законов и законов
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
22 февраля 2011 г.
I. Структурные элементы проекта закона и закона Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
1. Юридико-технические требования к оформлению проектов законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - законопроект), указанные в настоящих требованиях, распространяются на оформление законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением положений, изложенных в пункте 8 настоящего раздела.
2. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст законопроекта.
3. Содержательная часть законопроекта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
Содержательная часть законопроекта может иметь следующие основные элементы (структурные элементы текста законопроекта):
1) преамбула;
2) разделы;
3) главы;
4) статьи или пункты;
5) части, пункты статей или подпункты (абзацы) пунктов.
Текст законопроекта может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида законопроектов.
Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью законопроекта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.
4. Реквизиты законопроекта - обязательные сведения, включаемые в текст законопроекта.
Законопроект должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) сведения об инициаторе (инициаторах) внесения законопроекта либо дата принятия законопроекта в первом (втором, третьем) чтении;
2) полное наименование субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра);
3) наименование вида нормативного правового акта (закон);
4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
5) место для указания регистрационного номера;
6) место для указания даты и места подписания законопроекта;
7) наименование должности лица, подписывающего законопроект (Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), а также его фамилия и инициалы.
5. Тексты законопроектов печатаются на листе формата А4 шрифтом Times New Roman в текстовом редакторе Microsoft Word размером шрифта 14 через один межстрочный интервал. Поля должны иметь следующие параметры: левое - 3 сантиметра, правое - 1,5 сантиметра, верхнее - 2 сантиметра, нижнее - 2 сантиметра.
Тексты, расположенные в таблицах, графиках, схемах, чертежах, рисунках, картах, могут печататься размером шрифта 13, 12, 11, 10.
6. При оформлении текста законопроекта на двух и более листах вторая и последующие страницы нумеруются. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу листа арабскими цифрами.
7. Структурные элементы располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным. Статьи законопроекта могут объединяться в главы, главы - в разделы. Раздел, глава законопроекта подразделяются, как правило, не менее чем на два структурных элемента.
Структура законопроекта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются исходя из объема и содержания акта. Вводить структурный элемент "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
8. При оформлении законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отличие от оформления законопроектов автономного округа:
1) сведения об инициаторе (инициаторах) внесения законопроекта либо дата принятия законопроекта в первом (втором, третьем) чтении из текста исключаются;
2) перед полным наименованием субъекта Российской Федерации помещается изображение герба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
3) после заголовка печатаются полное наименование органа, принявшего закон (Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), и дата принятия закона.
II. Нумерация структурных элементов законопроекта
1. Разделы, главы законопроекта должны иметь порядковые номера в виде римских цифр, статьи (пункты, подпункты) - в виде арабских цифр и сквозную нумерацию в пределах всего правового акта.
2. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей, пунктов, подпунктов закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу его структурных единиц.
3. Вновь включаемым в текст закона структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением над основными цифровыми или буквенными обозначениями дополнительной цифры (например, глава V1, статья 72, пункт 33, подпункт "б.1") начиная с первого номера. Новым структурным элементам, включаемым в текст закона после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
Примеры:
дополнить Закон статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1. ________
1. _________.
2. _________.".
или
статью 16 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. ________.".
или
пункт 3 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2 ) _________;".
Постановлением Думы Ханты-Мансийского АО - Югры от 22 февраля 2011 г. N 5269 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 14 марта 2011 г.
III. Юридико-технические требования к оформлению структурных
элементов законопроекта
1. Сведения об инициаторе (инициаторах) внесения законопроекта приводятся в верхней правой части законопроекта строчными буквами. Перенос слов не допускается.
Пример:
Проект
вносится Комитетом ___________
При внесении законопроекта на второе (третье) чтение сведения об инициаторе (инициаторах) его внесения не приводятся, указывается дата принятия законопроекта в первом (втором) чтении. Дата оформляется словесно-цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения.
Пример:
Проект
принят Думой
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
в первом чтении
(число, месяц, год)
При внесении согласованного варианта законопроекта также указывается дата заседания рабочей группы по доработке законопроекта с учетом поступивших замечаний и предложений.
Примеры:
Проект
принят Думой
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
в первом чтении
(число, месяц, год),
доработан Комитетом ___________
с учетом замечаний и предложений
___________
или
Проект
принят Думой
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
в первом чтении
(число, месяц, год),
доработан рабочей группой
(число, месяц, год)
2. Наименование субъекта Российской Федерации указывается в именительном падеже, печатается прописными буквами полужирным шрифтом размером шрифта 14, выравнивается по центру.
Пример:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
3. Наименование вида акта печатается прописными буквами полужирным шрифтом размером шрифта 22, выравнивается по центру.
Пример:
ЗАКОН
4. Заголовок законопроекта в краткой форме обозначает предмет, регулируемый данным актом, и содержит ответ на вопрос, о чем (о ком) он издан. Иногда наименование обозначает изменения к ранее принятому акту. В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующий закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указываются вид и заголовок закона полностью. При этом дата и номер закона не указываются.
Заголовок законопроекта печатается строчными буквами полужирным шрифтом размером шрифта 14, выравнивается по центру. Перенос слов в заголовке не допускается.
Примеры:
О нормативных правовых актах
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
или
О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
5. Полное наименование органа, принявшего закон, печатается строчными буквами нежирным шрифтом размером шрифта 14, выравнивается по центру. Дата принятия закона оформляется словесно-цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения.
Пример:
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (число, месяц, год)
6. Преамбула законопроекта содержит разъяснение целей и оснований его принятия. В ней разъясняются задачи издания закона, а также могут содержаться ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми принимается данный документ. В случае, если законопроект разрабатывается и принимается на основании федеральных законов, Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в преамбуле указываются их полные наименования. При этом даты и номера законов не указываются.
Преамбула законопроекта отличается особенностями оформления, а именно:
1) не содержит самостоятельных нормативных предписаний;
2) не делится на статьи;
3) не содержит ссылок на другие законы, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием законопроекта;
4) не формулирует предмет регулирования законопроекта;
5) не нумеруется;
6) не является обязательным структурным элементом законопроекта.
Преамбула предваряет текст законопроекта, может состоять из абзацев.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
Преамбула печатается строчными буквами нежирным шрифтом размером шрифта 14, выравнивается по ширине. Абзацный отступ составляет 1,27 сантиметра.
7. Раздел и глава имеют заголовок, порядковый номер, обозначаемый римской цифрой, и наименование.
Заголовок раздела или главы законопроекта включает соответственно слово "РАЗДЕЛ" прописными буквами или "Глава" строчными буквами начиная с прописной. Слова "РАЗДЕЛ" и "Глава", а также порядковый номер печатаются нежирным шрифтом размером шрифта 14, выравниваются по центру.
Наименование раздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом размером шрифта 14, выравнивается по центру.
Пример:
Раздел I. Общие положения
Наименование главы печатается строчными буквами полужирным шрифтом размером шрифта 14, выравнивается по центру.
Пример:
Глава I. Основные положения
8. Статья законопроекта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Статья (пункт) законопроекта содержит одно или несколько нормативных предписаний.
Статьи законопроекта наряду с нормами права в отдельных случаях могут содержать индивидуальные предписания.
Заголовок статьи законопроекта включает слово "Статья" с прописной буквы, затем порядковый номер и наименование статьи.
Заголовки статей законопроектов об изменении или признании утратившими силу ранее принятых законов, введении в действие законов автономного округа, заголовки статей законов о бюджете, территориях и границах муниципальных образований, об административно-территориальном делении автономного округа могут не содержать наименований.
Слово "Статья" и номер печатаются с красной строки полужирным шрифтом, если статья без наименования. Если статья имеет наименование, полужирным шрифтом печатается только наименование. Размер шрифта 14, буквы строчные. В случае, если наименование статьи занимает две и более строки, вторая и последующая строки выравниваются по левому краю относительно начала наименования (первой строки).
Примеры:
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
или
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
или
Статья 3. Общие принципы освещения деятельности политических партий региональными телеканалом и радиоканалом автономного округа
Заголовок раздела, главы, статьи и начало текста статьи помещаются на одном листе.
Статья законопроекта может состоять из частей, не нумеруемых в пределах данной статьи, или пунктов, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой, а также пунктов, нумеруемых арабскими цифрами со скобкой без точки (если статья состоит из одной части).
Структурные элементы статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным.
В случае, если статья состоит из одной части, то часть не обозначается.
Статьи законопроектов, содержащие перечни законов автономного округа, признаваемых утратившими силу, делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами со скобкой.
9. Часть как структурный элемент статьи не имеет нумерации (но ее нумерация подразумевается) и оформляется одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения. Отсчет начинается от первого абзаца.
Часть законопроекта может состоять из ненумеруемых абзацев, отделяемых друг от друга точкой с запятой.
10. Пункт как структурная единица статьи содержит законченную мысль и включает, как правило, не более одного нормативного предписания. Несколько связанных между собой нормативных предписаний помещаются в один пункт, если взаимно дополняют и обуславливают друг друга.
Пункт статьи законопроекта может иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и обозначаемыми арабскими цифрами со скобкой.
Все пункты начинаются с абзацного отступа, который составляет 1,27 сантиметра, печатаются строчными буквами нежирным шрифтом размером шрифта 14, выравниваются по ширине. Пункты имеют единую (сквозную) для всей статьи нумерацию, которая проставляется арабскими цифрами с точкой, и не имеют заголовков.
11. Подпункт как структурная единица пункта обозначается арабской цифрой со скобкой без точки. После строчных цифровых обозначений со скобкой подпункты начинаются со строчной буквы и отделяются точкой с запятой. Если подпункт включает в себя несколько абзацев, они отделяются друг от друга точками.
Пример:
Статья 4. Виды исполнительных органов государственной власти
1. _________. (пункт 1)
2. _________: (пункт 2)
1) _________; (подпункт 1 пункта 2)
2) _________: (подпункт 2 пункта 2)
_________; (абзац первый подпункта 2 пункта 2)
_________. (абзац второй подпункта 2 пункта 2)
12. Статья, части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на ненумеруемые абзацы (не более пяти). Абзац представляет собой часть текста между двумя абзацными отступами.
Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте. Деление пунктов в статье либо пунктов в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.
13. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.
14. Последняя статья и подпись располагаются на одной странице. Между текстом последней статьи и подписью пробел в три интервала. Место, дата, номер размещаются слева, печатаются нежирным шрифтом размером шрифта 14. Наименование должности, инициалы, фамилия полномочного лица размещаются справа. Между наименованием должности и инициалами, фамилией полномочного лица расстояние между строк составляет два интервала. Шрифт полужирный, размер шрифта 14.
Пример:
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
г. Ханты-Мансийск (число, месяц, год) N ____ |
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(инициалы, фамилия) |
Дата (принятия) законопроекта в качестве его реквизита оформляется словесно-цифровым способом в следующей последовательности - число (цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения, например, "11 мая 2020 года".
15. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, перечни, образцы бланков, документов и так далее.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.
Юридическая сила приложений и закона, к которому они относятся, одинакова.
Все документы, прилагаемые к законопроекту с соответствующими ссылками "прилагается", "согласно приложению", "Приложение 1", оформляются как приложения к законопроекту вне зависимости от принадлежности документа.
Страницы текста законопроекта и приложений к нему имеют единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами, которые размещаются в правом верхнем углу страницы, печатаются размером шрифта 14. Первая страница законопроекта не нумеруется.
Текст приложения печатается на листе формата А4 шрифтом Times New Roman в текстовом редакторе Microsoft Word размером шрифта 14 (при необходимости - 13, 12, 11, 10) через один межстрочный интервал. Использование курсива, подчеркивание или иные выделения в тексте не допускаются.
Отметка "Приложение" с указанием даты и номера закона размещается в правом верхнем углу страницы, выравнивается по левому краю, печатается строчными буквами размером шрифта 14.
Примеры:
Приложение
к Закону Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от _________ N _____
или
Приложение 6
к Закону Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от _________ N _____
Наименование приложения должно соответствовать наименованию, указанному в законопроекте, печатается полужирным шрифтом размером шрифта 14 строчными буквами, выравнивается по центру.
Пример:
Отчет
о работе Счетной палаты
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Текст приложения начинается с абзацного отступа, печатается строчными буквами размером шрифта 14, выравнивается.
IV. Порядок употребления ссылок в законопроекте
1. Ссылки в статьях законопроекта на другие статьи, а также на ранее принятые законы применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законы. Ссылки на утратившие силу законы недопустимы.
3. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на закон указываются вид законодательного акта и наименование закона. Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
Пример:
в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Примеры:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
или
в соответствии со статьей 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. При необходимости дать ссылку не на весь закон, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица начиная с наименьшей. В этом случае обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов печатаются цифрами.
Примеры:
указанным в главе 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О ________"
или
изложенными в разделах III и IV
6. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Пример:
в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 10.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 33. _________
1. _________. (абзац первый пункта 1)
1) _________: (абзац первый подпункта 1 пункта 1)
_________; (абзац второй подпункта 1 пункта 1)
_________; (абзац третий подпункта 1 пункта 1)
2) _________: (абзац первый пункта 2 пункта 1)
_________; (абзац второй подпункта 2 пункта 1)
_________; (абзац третий подпункта 2 пункта 1)
2. _________. (пункт 2)
7. Ссылки на структурные единицы одного и того же закона оформляются следующим образом:
содержащиеся в главе 3 настоящего Закона;
в связи с положениями настоящей главы;
в соответствии с частью первой статьи 5 настоящего Закона;
регулируется подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона;
в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
8. Ссылки в законопроектах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе на конкретное постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).
9. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые являются отсылочными.
V. Требования к оформлению законопроектов о внесении изменений в законы
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Законопроект, вносящий изменения в принятый закон, должен сохранять ту же структуру, что и основной закон.
2. Внесением изменений считается:
1) замена слов, цифр;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) исключение структурных единиц не вступившего в силу закона;
4) новая редакция структурного элемента закона;
5) дополнение структурного элемента статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями;
6) дополнение структурными элементами закона;
7) приостановление действия закона или его структурных элементов;
8) продление действия закона или его структурных элементов.
3. Исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных элементов закона, тогда как структурные элементы закона, в том числе абзацы, подлежат признанию утратившими силу.
4. При внесении изменений в закон обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, наименование, источник официального опубликования.
5. В случае, если в закон, в который вносится изменение, ранее были внесены изменения, то после номера указываются даты и номера соответствующих законов о внесении изменений, а вместе с источником официального опубликования закона также указывается информация об источниках официального опубликования всех законов о внесении изменений.
Примеры:
Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 98-оз "О наказах избирателей депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2007, N 7, ст. 912) следующие изменения:
или
Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2007 года N 135-оз "О защите населения и территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (с изменениями, внесенными Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2009 года N 145-оз) (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2007, N 10 (ч. 1), ст. 1479; 2009, N 10 (с.), ст. 883) следующие изменения:
или
Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 1995 года N 8-оз "О гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (с изменениями, внесенными законами Ханты-Мансийского автономного округа от 6 декабря 1995 года N 14-оз, 10 февраля 1998 года N 10-оз, 8 января 2003 года N 1-оз, 18 июня 2003 года N 38-оз; законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июня 2004 года N 34-оз, 22 декабря 2008 года N 161-оз) (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 1998, N 2, ст. 80; 2003, N 12 (ч. 1) от 24 января 2003 года, ст. 1594; N 5 (ч. 1), ст. 628; Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2004, N 6, ст. 810; 2008, N 12 (ч. 3), ст. 1929) следующие изменения:
6. Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу закона, признание утратившей силу структурной единицы закона, новая редакция структурной единицы закона, дополнение структурной единицы статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение закона структурными единицами наименование законопроекта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
Примеры:
О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "О _________"
или
О внесении изменений в отдельные законы
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в связи
с совершенствованием организации исполнительных органов
государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
7. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи закона наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.
Пример:
О внесении изменения в статью 10 Закона Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "О Думе Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры"
8. Изменения всегда вносятся только в основной закон. Вносить изменения в основной закон путем внесения изменений в изменяющий его закон недопустимо.
9. Вносимые в законы изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения.
10. При дополнении закона статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующие главу, раздел закона.
11. По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы закона, которая изменяется.
Исключение может составлять внесение изменений в обобщенной форме в одну статью закона или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено соответствующим образом.
Примеры:
В статье 10 слова "_________" заменить словами "_________".
или
Статью 10 после слов "_______" дополнить словами "________".
12. Если в статье закона необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется соответствующая формулировка.
Примеры:
В статье 10 слова "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже.
или
В статье 10 слова "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.
13. При внесении изменения в закон сначала указывается, какая структурная единица изменяется, затем указывается характер изменений. Внесение изменений в закон следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
в абзаце первом подпункта 3 пункта 2 статьи 7 слова "_________" заменить словами "_________".
14. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
статью 1 после слов "________" дополнить словами "_________".
В случае, если дополняется словами структурная единица статьи закона и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "_________".
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
15. При дополнении статьи закона частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Примеры:
статью 1 дополнить частью второй следующего содержания:
"___________."
или
статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. _________."
или
пункт 5 статьи 6 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) _________;".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции закона (без оговорки в тексте законопроекта).
16. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи закона, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
17. В тексте законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование, могут содержаться самостоятельные положения о законах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
18. Внесение изменений в несколько законов оформляется самостоятельным законопроектом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый закон, оформляются самостоятельными статьями.
19. При одновременном внесении в закон изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного закона положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом они должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:
Статья 1. Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _________ N __ "О _________" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, год, N __, ст. __) следующие изменения:
1. Пункт 2 статьи 2 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
" _________.".
2. В статье 4:
1) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. _________.";
2) в абзаце третьем пункта 7 слова "_________" заменить словами "_________";
3) пункт 8 после слов "_________" дополнить словами "_________".
3. Дополнить Закон статьей 6.1 следующего содержания:
"Статья 6.1." _________"
1. _________.
2. _________.".
4. Статью 10 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. _________.".
5. В статье 11 слова "_________" исключить.
6. Статью 13 признать утратившей силу.
7. Абзац шестой статьи 15 признать утратившим силу.
8. Пункты 5 и 6 статьи 16 признать утратившими силу.
9. В статье 23:
1) в пункте 1:
абзац третий дополнить словами "_________";
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"_________;";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. _________ .".
20. Внесение изменений в закон в виде его новой редакции в целом не допускается.
Новый закон принимается с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего закона в случаях, если:
1) необходимо внести в закон изменения, требующие переработки закона по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
2) необходимо внести в закон изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
3) сохраняют значение только отдельные структурные единицы закона, причем частично;
4) необходимо внести изменения в закон, признанный утратившим силу в неотделимой части.
21. Структурная единица закона излагается в новой редакции в случаях, если:
1) необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
2) неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы закона.
22. Внесение изменений в приложение к закону оформляется по правилам внесения изменений в структурные части закона.
23. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126".
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
24. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в закон (законы) содержится статья с перечнем законов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Пример:
О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры "_________"
и о признании утратившими силу некоторых законов
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
VI. Порядок подготовки перечней законов автономного округа, подлежащих
признанию утратившими силу
1. Для приведения законов в соответствие с вновь принятыми законами автономного округа, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законом путем признания законов (их структурных единиц) утратившими силу.
2. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законы, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам закон, так и все законы, которыми в текст основного закона ранее вносились изменения.
Пример:
Статья 22. Признание утратившими силу некоторых законов
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ________ N___ "О _________" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, год, N __, ст. __);
2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ________ N___ "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О _________" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, год, N __, ст. __);
3) часть вторую статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ________ N___ "О ________" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, год, N __, ст. __);
2) законы, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь закон, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы закона, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица закона, так и все законы, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
Пример:
статью 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ________ N___ "О _________" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, год, N __, ст. __);
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _________ N___ "О внесении изменений в статью 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О _________" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, год, N __, ст. __).
3. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в закон и признании утратившими силу некоторых законов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
Оформление одновременного внесения изменений в закон и признания утратившими силу структурных единиц этого же закона производится в соответствии с положениями раздела V настоящих Юридико-технических требований.
4. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был упущен ни один закон, противоречащий новому закону, в связи с принятием которого составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один закон или его часть, сохраняющие свое значение.
5. При включении каждого закона в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, его наименование, дата его подписания, регистрационный номер, собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (год, номер, статья).
6. Признание утратившими силу законов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной закон вносились изменения (например, "признать утратившим силу Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ________ N __ "О ________" и все законодательные акты, вносившие в него изменения"), не допускается.
7. Каждый закон включается в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законы, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой со скобкой).
8. При признании утратившим силу всего закона, наименование которого было изменено, в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, данный закон включается с его первоначальным наименованием. Закон, изменивший наименование первого закона, включается в перечень в виде отдельной позиции.
9. Законы в перечне законов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законы располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
10. Если в законе осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь закон полностью, а не одну только эту структурную единицу.
11. В перечни законов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законы, которые действовали до принятия нового закона, но также законы по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
12. В перечни законов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законы (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законы (нормы) временного характера в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
13. Если действие закона временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включаются как основной закон, так и продляющий его закон.
14. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
15. Если в пункте или статье закона наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
16. Если закон еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
VII. Языковые и графические средства оформления законопроекта
1. Если в законопроекте многократно упоминается тот или иной объект (круг объектов) либо то или иное понятие, то при первом упоминании такого объекта (круга объектов) или понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенное наименование по форме: "(далее - ____________)", если в дальнейшем употребляется только сокращенное понятие, либо "(далее также - _______________)", если понятие далее употребляется как в полной, так и в сокращенной формах. При этом нужно иметь в виду, что введенное сокращение не носит нормативного характера и употребляется в конкретном тексте. Поэтому в тексте законопроекта не могут употребляться сокращенные наименования органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований.
Наименования упоминаемых в законопроекте органов, организаций и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальными наименованиями, предусмотренными уставами, положениями о них, решениями об их создании или переименовании и так далее. Употребление сокращенных наименований допускается лишь в нетекстовых приложениях к законопроектам.
2. Смысловой и стилистический отбор лексических средств предполагает правильный выбор слов, их лексическую сочетаемость. Незнание лексического значения отдельных слов приводит к ошибкам типа: необходимо улучшить зоотехническое и ветеринарное обслуживание животноводства (можно улучшить обслуживание скота, но не животноводства); удешевить себестоимость (удешевить можно товары, продукты, но не себестоимость; возможный вариант: снизить себестоимость).
Не допускается использование неологизмов, даже образованных по традиционным моделям, например: конструкторат, переорганизация. Не следует использовать слова, относящиеся к разговорной лексике, например: секретарша, лаборантка.
Неправильно выбранное слово из ряда однокоренных слов, различающихся значением, может исказить смысл, например: представить и предоставить.
Представить - 1) "предъявить, сообщить": представить список сотрудников, представить доказательства, представить документы в вышестоящие органы, представить информацию в искаженном виде; 2) "познакомить с кем-либо": представить коллективу нового работника; 3) "ходатайствовать (о повышении, о награде)": представить к очередному званию, представить к ордену; 4) "составить, обнаружить": представить (собой) значительную ценность; 5) "мысленно вообразить": представить (себе) картину боя; 6) "изобразить, показать": представить в смешном виде.
Предоставить - 1) "отдать в чье-то распоряжение, пользование": предоставить квартиру, предоставить транспортные средства, предоставить информацию третьим лицам; 2) "дать право, возможность сделать, осуществить что-либо": предоставить отпуск, предоставить слово; 3) "разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра": предоставить самому себе, предоставить дело случаю.
Неумение выразить мысль лаконично приводит к следующим ошибкам: в апреле месяце (не следует добавлять слово месяц), информационное сообщение (любое сообщение содержит информацию) и так далее.
Затрудняют восприятие текста повторы типа: польза от использования, следует учитывать следующие факты, данное явление полностью проявляется в условиях...
Для текстов официальных документов не характерно использование образной фразеологии, оборотов со сниженной стилистической окраской.
Стандартные обороты речи типа: в связи с распоряжением Правительства; в порядке оказания материальной помощи; в связи с тяжелым положением, сложившимся... постоянно воспроизводятся в служебных документах, приобретают устойчивый характер и по своей роли сближаются с фразеологизмами. В языке документов они выполняют ту же функцию, что и устойчивые сочетания типа: принять во внимание, довести до сведения.
Но если нормы нарушаются в результате незнания особенностей употребления того или иного фразеологизма, возникает ошибка. Например, глагол допускать (допустить) в значении "сделать что-либо, совершить" принято сочетать со словами нарушение, ошибка, просчет и некоторыми другими именами существительными, характеризующими какие-либо отрицательные явления, но не называющими конкретного поступка: допустить грубость, чванство. Неправильны сочетания типа допускать дефекты (брак, поломки, хищения), в которых существительные указывают на результат ошибок, просчетов и т. д.
3. Рекомендуемые обозначения чисел и дат
1980-е годы
в 2000-2001 годах
с 1996 по 2000 год
в 1999-м (если нет слова "год")
за 80-90-е годы
в 1920-е годы
в период 1950 год-1960-е годы
в 1860-80-е годы
в зимний период 2000/01 года
2001/02 учебный год
второе полугодие
первый квартал (I квартал)
20 апреля 2001 года
с 2 по 20 мая (но: со второго по двадцатое мая)
в 20-х числах марта
XXI век
от одного до трех лет
в пять-шесть раз (но: в пять-десять раз)
в 5, 10, 15 раз (если в ряду цифры до десяти и выше)
за 20 лет
две минуты
на 30 минут
март-апрель
две трети голосов
одна четвертая часть населения
3 процента, 100 процентов, 66,5 процента
50-процентное
7 килограммов, 70 килограммов
6 рублей, 16 246 385 тыс. рублей (но не 16 млрд. 246 млн. 385 тыс. рублей)
241 млн. рублей, но: 241 миллион нам выделили
4 куб. метра, 500 куб. метров
21 млрд. киловатт-часов
12 тыс. кв. метров, 69,5 тыс. кв. метров
на 600 гектарах
40 центнеров с гектара
инвалид I группы, рабочие III разряда
30-й ряд
В названии праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слова и имена собственные: Восьмое марта (Международный женский день), Новый год, День российской печати, но: День Победы, Рождество Христово.
Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет наращения: 1 Мая, 8 Марта.
Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением: 8-й ряд, 80-е годы. Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишутся без наращения: рабочие II разряда, II очередь строительства, специалист I категории.
Если подряд идут два порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами и разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивается у каждого, например: 5-й, 6-й класс; 9-е и 10-е классы; 3-е и 7-е положения табулятора; 40-е и 50-е годы; в 8-й или 9-й класс.
Если несколько (более двух) порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, идут подряд, падежное окончание наращивается только у последнего, например: ученики 5, 7, 9-х классов; 2, 3, 7-е положения табулятора; 40, 60, 70-е годы.
Не требуют наращивания падежных окончаний такие порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, как номера томов, глав, страниц, иллюстраций, положений и т.п., если родовое слово предшествует числительным, например: в томе 6, в главе 5, на странице 86, на рисунке 15, в таблице 8, из приложения 6.
В приложениях названия единиц измерения рекомендуется писать сокращенно: 5 тыс. м, 16 т, 120 кв. м, 60 куб. м, 20 млн. т.
Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа: 28,5 метра, 28,5 кв. метра, но 28,5 тыс. метров.
При обозначении количества предметов, а также людей не употребляются слова штук, человек: 10 автомобилей, а не 10 штук автомобилей, 50 рабочих, а не 50 человек рабочих. Но пишется: 100 голов скота (птицы).
Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительное, пишутся: 150-летие, 3-месячный срок, 25-процентный, 3-дневный, 1-, 2- и 3-секционный шкаф.
В номерах телефонов принято отделять пробелом справа налево по две цифры, например: 5 12, 45 12, 3 45 12.
Между частями двойного номера дома ставится косая черта, например: ул. Ильинка, д. 90/2.
Литера пишется слитно с номером дома, например: Пушкинский пер., д. 7а.
Знаки номера, параграфа, процентов, градуса, минуты и секунды ставятся только при цифрах, к которым они относятся, и в заголовках граф табличных норм.
Когда цифры пишутся словами, знаки номера, параграфа, процента и т.п. также пишутся текстуально.
Знак N и так далее при нескольких числах (то есть когда они обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваиваются и ставятся только один раз, до или после ряда чисел.
Математические обозначения =, <, > и др. допускается применять только в формулах; в тексте документов их необходимо передавать словами равно, меньше, больше.
4. Некоторые наиболее употребляемые отступления в текстах законопроектов, правила и особенности их применения:
1) полисемия или многозначность. Чаще всего используется так называемый простой перенос значения слов на основе их связи, схожести. Наиболее активно в законодательстве полисимируют слова "акт", "орган", "область", "фонд", "пункт" и так далее. В связи с этим на разработчика законопроекта ложится обязанность сделать так, чтобы в законе термин употреблялся однозначно. Здесь может быть использовано множество средств: уточнение, конкретизация, определение;
2) синонимия или взаимозаменяемость слов. Синонимы в законе могут играть положительную роль: они помогают уточнить, детализировать волю законодателя. Кроме того, синонимы обогащают язык текста, что также немаловажно.
Однако в использовании синонимов необходимо помнить:
недопустимо использовать квазисинонимы, то есть слова или сочетания, не состоящие в семантическом родстве. Употребление в законе квазисинонимов - дефект, опасно влияющий на смысл норм права и способный изменить волю законодателя. Так, например, в нормотворческой практике встречается употребление в качестве синонимов сочетаний "письменное заключение" - "экспертиза", "согласование документа" - "получение визы";
недопустимо использование неточных оттеночных синонимов. Неудачно подобранный синоним вносит дезорганизующее начало, неточно ориентирует правоприменителя (например, "запрос" - "иск", "отчуждение имущества" - "распоряжение имуществом");
недопустимо синонимическое излишество. Обилие синонимов, их бессистемное употребление снижает эффект понимания текста закона;
3) антонимия или взаимоисключаемость, противоположность значений слов. В законах антонимия используется довольно часто ("истец" - "ответчик", "право" - "обязанность"). Здесь следует также знать меру:
соблюдать симметричность в противопоставлении";
не противопоставлять многозначные слова;
не противопоставлять близкие по значению слова;
4) архаизмы - названия предметов, явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами активной лексики (присяжный, пристав, бремя доказывания). Их не следует искусственно вытеснять, поскольку право - это элемент культуры, которому присуща преемственность собственных традиций;
5) историзмы - слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений (например, губернатор). Они отражают процесс возврата этих явлений. Их следует принять как должное и не пытаться использовать синонимы из современной жизни;
6) диалектизмы - слова с ограниченной сферой употребления, как правило, известные какому-либо диалекту. Поскольку они имеют синонимы, на них не следует ориентироваться, так как они не способствуют согласованности системы законодательства;
7) техницизмы - слова, представляющие собой узкоспециальные наименования, применяемые в той или иной деятельности (эндокардит, менингиома). Использование их следует ограничивать до тех пор, пока они не приобретут общеупотребительный характер;
8) иностранные слова - заимствованные из других языков слова, используемые в русском лексиконе. В настоящее время иностранная лексика занимает все более активные позиции в праве. Общее правило, которого следует придерживаться в отношении употребления иноязычных слов: не следует перегружать законодательный текст иноязычной лексикой. Также необходимо употреблять иностранные слова, адаптированные в русской лексике, не использовать их в качестве синонимов русским словам, в законе давать их перевод или уточнение, следить за сочетаемостью их со словами, употребляемыми в тексте. Так, Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации" установлено использование в нормативных правовых актах иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке;
9) жаргонизмы - слова, отражающие специфику людей, объединенные общностью интересов (например, вещдок, пассажирпоток). В принципе, их употребление нежелательно, поскольку они придают закону характер просторечия. Но бывают ситуации, когда использование жаргонизмом возможно как исключение. Когда жаргонное слово адаптируется и начинает приобретать общеупотребительный характер, в его использовании нельзя усмотреть ничего предосудительного (например, самогон, притон, выручка).
VII. Порядок применения настоящих Юридико-технических требований
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Юридико-техническими требованиями.
В законопроекты, подготовка которых к рассмотрению Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлялась в соответствии с настоящими Юридико-техническими требованиями, изменения вносятся также в соответствии с настоящими Юридико-техническими требованиями.
Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законов автономного округа или признание их утратившими силу полностью производится в соответствии с настоящими Юридико-техническими требованиями.
2. На законы автономного округа, принятые до утверждения настоящих Юридико-технических требований, но не противоречащих им, также распространяется действие настоящих Юридико-технических требований.
Например, в полной мере настоящие Юридико-технические требования будут действовать в отношении ранее принятого закона автономного округа, в котором статьи разделены на структурные единицы, пронумерованные арабскими цифрами с точкой, если никаких ссылок в тексте данного закона на то, чем является данная структурная единица (частью или пунктом), нет.
3. В отношении ранее принятых законов автономного округа, не полностью отвечающих требованиям настоящих Юридико-технических требований, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Юридико-техническими требованиями структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих законов автономного округа, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законов автономного округа следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законах.
4. Указанные в пункте 3 настоящего раздела положения применяются на период действия законов автономного округа, которые приняты до утверждения настоящих Юридико-технических требований и не отвечают им.
Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих Юридико-технических требований.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Думы Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 сентября 2010 г. N 4962 "Об утверждении Юридико-технических требований... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.