Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
1.1. Массовая физическая культура и спорт
В основу Программы заложен перевод сферы физической культуры и спорта в автономном округе на инновационную модель развития. При разработке Программы учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни жителей автономного округа, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной арене.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в автономном округе, требующих неотложного решения, в том числе:
несоответствие уровня инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития физической культуры и массового спорта в автономном округе;
недостаточное привлечение детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей здорового образа жизни.
В автономном округе работают 2097 спортивных сооружений. Из общего количества спортивных сооружений 12% или 253 сооружения являются приспособленными, т.е. не отвечают нормам эпидемиологической и пожарной безопасности. По результатам проверок 242 муниципальных объектов спорта надзорными органами в 2009 году в 36 выявлено 675 нарушений правил пожарной безопасности и 201 - замечания санитарно-эпидемиологической безопасности. Не устранены более 30 замечаний капитального характера.
В течении# 2009-2010гг. решением суда была приостановлена деятельность двух учреждений спорта из-за грубых нарушений пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Выявлена потребность в оснащении учреждений спорта современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса. Ряд учреждений спорта требуют капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с лицензионными требованиями.
Автономный округ характеризуется низким показателем обеспеченности единовременной пропускной способности спортивных сооружений, что на 4,4% и на 7% меньше, чем по России и Уральскому Федеральному округу соответственно и составляет 19,1% от норматива, установленного в РФ. В Российской Федерации данный показатель равен 23,5%. Показатель Уральского федерального округа составляет 26,1%. По данному показателю автономный округ занимает последнее место среди субъектов УрФО с разницей в 10% от показателей Курганской, Тюменской и Челябинской областей, уступая 3% Ямало-Ненецкому АО и 5% Свердловской области.
Показатель обеспеченности единовременной пропускной способности в автономном округе имеет достаточно серьезный разрыв от 14% в гг. Нефтеюганск и Нижневартовск до 47,7% в Березовском районе, что говорит о диспропорции в обеспечении населения автономного округа спортивными сооружениями.
Не менее актуальным остается вопрос низкой загрузки имеющихся спортивных объектов в муниципальных образованиях, при высоких показателях по обеспеченности спортивными сооружениями и тренерско-преподавательским составом. В настоящее время эффективность использования спортивных объектов по автономному округу составляет 62,7%. Причем, у 14 муниципальных образований данный показатель ниже среднеокружного. Самый низкий показатель - 21,7% в Березовском районе, самый высокий - 95,1% в г. Когалыме. В связи с чем, необходима реализация дифференцированного подхода к размещению спортивных объектов с учетом плотности населения, транспортной доступности, эффективности использования имеющихся объектов и развиваемых видов спорта.
Строительство спортивных объектов на территории автономного округа осуществляется как по типовым, так и по индивидуальным проектам. При строительстве обеспечивается комплексная безопасность, энергоэффективность, доступность для лиц с инвалидностью.
По состоянию на 1 января 2010 года количество занимающихся физической культурой и спортом составило 18,2% от общей численности населения. По данному показателю, в разрезе субъектов УрФО, автономный округ находится на 4 месте, уступая от 2% до 6,5% Тюменской и Челябинской областям, а так же Ямало-Ненецкому АО. В 12 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель ниже среднеокружного от 0,6% в Белоярском районе до 8,2% в Кондинском районе.
В первую очередь это связано с низкой обеспеченностью тренерско-преподавательским составом, особенно в детско-юношеских спортивных школах. В настоящее время обеспеченность тренерско-преподавательским составом от норматива РФ (26 человек на 10 тысяч населения) составляет 39,7%. Отсутствие социально-бытовых условий для молодых специалистов, впервые приступивших к работе, низкая заработная плата позволяет трудоустраивать ежегодно только 10% выпускников высших учебных заведений для работы по специальности.
Обеспечение населения услугами физической культуры и спорта в Программе предусмотрено не только за счет расширения инфраструктуры, но и за счет повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта. Введение Окружного реестра объектов спорта, проведение сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, дополнения в оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципальных образований показателей, характеризующих развитие физической культуры и спорта должно стать теми мерами стимулирования и контроля, которые обеспечат решение задач, поставленных в Программе.
1.2. Детско-юношеский спорт, спорт лиц с инвалидностью и спорт
высших достижений
Текущее состояние детско - юношеского спорта, спорта лиц с инвалидностью и спорта высших достижений в автономном округе характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций. Основы для этого были созданы в ходе реализация программы "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2006 - 2010 годы.
В тоже время, дальнейшему развитию детско - юношеского спорта, подготовке полноценного резерва для спортивных сборных команд автономного округа и России препятствуют следующие проблемы:
ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения;
недостаточность материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения.
Самое серьезное внимание необходимо уделить развитию детско-юношеского спорта и спорта высших достижений. В настоящее время в автономном округ работают 55 спортивных школ, в которых занимается 44 тысячи детей или 25,5 % от общего числа учащихся в автономном округе. Тренировочную работу с учащимися спортивных школ и клубов ведут 1 195 тренеров-преподавателей, в том числе 857 штатных. Сегодня численность занимающихся увеличивается всего на тысячу человек в год.
Не менее актуальным остается вопрос привлечения к активным занятиям физической культурой и спортом лиц с инвалидностью. В автономном округе количество инвалидов составляет 45 854 человек, из них физической культурой и спортом занимаются 1979 человек (4,3% от общего количества), в том числе дети - 521 человек.
Необходимо увеличить количество занимающихся лиц с инвалидностью в 1,5 раза, т.е ежегодно должно вовлекаться для занятий спортом не менее 280 человек.
В настоящее время на территории автономного округа развивается 68 видов спорта, ежегодно проводится более 300 спортивных мероприятий, в том числе более 20 мероприятий всероссийского и международного уровней. Каждое крупное спортивное мероприятие - это новый импульс к развитию массового спорта, это создание материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом подрастающего поколения, а также подготовки сборных команд округа. Ежегодно на всероссийских и международных соревнованиях завоевывается более 1 500 медалей. В составы сборных команд России по 33 видам спорта вошли 146 спортсменов Югры. По итогам зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере, где 6 представителей Югры принимали участие, завоевано 2 медали.
Не смотря на высокий уровень выступления отдельных спортсменов и команд Югры, наблюдается снижение результатов в международных и всероссийских соревнованиях в сравнении с предыдущими годами, в связи с чем необходимо совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва и повышения конкурентоспособности на всероссийской и международной спортивных аренах.
1.3. Целесообразность решения проблем программно-целевым методом
Программа позволит:
координировать дальнейшее развитие спортивной инфраструктуры, формируемой объектами спорта различных форм собственности:
секторам экономики (бизнесу) планировать строительство частных спортивных объектов на территории автономного округа, в т.ч. и в рамках государственно-частного партнерства;
органам исполнительной власти планировать деятельность по развитию и совершенствованию массового, детско-юношеского спорта, спорта лиц с инвалидностью и высших достижений, включая и обоснования получения субсидий из федерального бюджета;
повышать инвестиционную привлекательности Югры как региона проведения крупных международных и всероссийских соревнований, позволяющего:
координировать различные целевые программы автономного округа (развития образования, культуры, туризма и т.д.), способствуя тем самым переходу к адресно-целевому финансированию, ориентированному на конечный результат, обеспечивающий получение системного эффекта;
проводить целенаправленную долгосрочную политику по повышению эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта, введения окружного реестра объектов спорта, проведение сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, что позволит населению, определяющему устойчивость дальнейшего социально-экономического развития Югры, во многом повысить комфортность своей жизнедеятельности на территории автономного округа;
муниципальным образованиям планировать свою деятельность по развитию массовой физической культуры и спорта, включая и обоснования получения субсидий из бюджета автономного округа;
внедрять современные подходы в энергосбережении и повышения энергетической эффективности;
применять типовые проекты при строительстве объектов спорта, позволяющие обеспечивать комплексную безопасность, энергоэффективность, быть малобюджетными и быстровозводимыми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.