Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 1. Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года

Информация об изменениях:

Приложение изменено с 7 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 ноября 2017 г. N 442-п

См. предыдущую редакцию

 

Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 3 июня 2011 г. N 191-п

 

Концепция
обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 29 августа 2014 г., 19 июня 2015 г., 2 ноября 2017 г.

 

I. Общие положения

 

Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой совокупность принципов деятельности и систему взглядов на перспективы развития в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) на указанный период.

Концепция основывается на:

Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176;

Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;

Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298;

Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп;

Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп.

В Концепции представлен анализ современной ситуации в области обращения с отходами на территории автономного округа, определены основные направления, приоритетные меры, этапы, ожидаемые результаты и целевые показатели эффективности реализации Концепции.

Концепция разработана в отношении следующих видов отходов:

отходов потребления, в том числе твердых коммунальных отходов;

отходов производства, в том числе отходов добычи и переработки углеводородного сырья;

В Концепции используются понятия, установленные в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

 

II. Современная ситуация в области обращения с отходами

 

В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая может привести не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствовать нарастанию социальной напряженности.

По данным Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (в части сведений об образовании, использовании и обезвреживании транспортировании и размещении отходов) на территории автономного округа в 2016 году было образовано почти 6,8 млн. тонн отходов, в том числе:

производственных - 6,50 млн.тонн;

коммунальных - 0,29 млн.тонн.

По данным регионального кадастра отходов в автономном округе по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано 346 объектов размещения отходов (общая площадь 951,8 га), в том числе:

70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных (бытовых) отходов;

53 места складирования отходов (29 санкционированных и 24 несанкционированных свалки);

2 площадки временного складирования (накопления) отходов;

223 шламовых амбара.

Размещение отходов в автономном округе в основном осуществляется на полигонах и свалках, одна из основных проблем региона - недостаточная обеспеченность населенных пунктов объектами размещения отходов. Уровень обеспеченности населенных пунктов автономного округа объектами размещения отходов в 2016 году составил 56%.

На территории автономного округа ведется селективный сбор отходов через пункты приёма, организованные предприятиями малого и среднего бизнеса.

В населённых пунктах автономного округа организовано 237 пунктов сбора вторичного сырья и опасных отходов (полимерных материалов, бумаги и картона, отработанных ртутьсодержащих отходов, металлолома, резинотехнических изделий и отработанных шин и т.д.), а также установлено 1047 специализированных контейнеров.

Размещение несортированных отходов на полигонах несет экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В коммунальных отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.

По состоянию на 1 января 2017 года региональный банк данных по технологиям обработки, утилизации и обезвреживания отходов насчитывает 182 промышленных объекта, из них 5 объектов - по обработке отходов (сортировка, прессование, измельчение, гранулирование), 40 объектов - по утилизации (использование), 20 объектов - по обезвреживанию и утилизации и 117 объектов - по обезвреживанию отходов.

Из отходов в автономном округе утилизируются:

шлам буровой, обезвреженные и переработанные в грунтошламовые смеси с искусственными и натуральными наполнителями;

отработанные масла моторные, трансмиссионные в воздухонагревательных системах;

отработанные автомобильные шины, переработанные в резиновую крошку, резиновый скрап, обрезки резины, в пиролизное мазутное топливо;

шламы и парафины нефти и нефтепродукты, переработанные в битумные композиции, используемые в качестве битумизированных материалов для гидроизоляции сооружений.

В автономном округе преобладают технологии, основанные на термическом обезвреживании отходов: топочное сжигание отдельных видов отходов, сжиганием в специальных печах остатков дизельного топлива, нефтесодержащих отходов и нефтешламов. Также применяются комплексные технологии, в основе которых лежит отмывка шлама и нефтезагрязненного грунта.

 

III. Анализ результатов деятельности в области обращения с отходами (2011 - 2016 годы)

 

Для достижения целей и решения задач Концепции в автономном округе развивалась и совершенствовалась нормативная правовая база в области обращения с отходами.

В 2011 году утверждена Схема обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года N 625-рп), утратившая силу в 2016 году в связи с утверждением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (распоряжение Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп), разработанной с учетом новых требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами.

В целях совершенствования системы учёта при обращении с отходами и реализации полномочий субъекта Российской Федерации по ведению регионального кадастра отходов осуществляется реализация постановления Правительства автономного округа от 29 ноября 2007 года N 294-п "О Порядке ведения регионального кадастра отходов". Данные регионального кадастра отходов позволяют проводить анализ состояния дел по обращению с отходами на территории автономного округа, принимать оперативные меры по совершенствованию системы учета при обращении с отходами.

Количество шламовых амбаров с 2011 по 2016 год сократилось в 3,5 раза. С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяными компаниями внедряются новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов.

В Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях" в 2012 году внесены изменения в части установления ответственности предприятий (организаций), осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории автономного округа, за непредставление в уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов.

Основу обращения с отходами составляет их утилизация и обезвреживание. По итогам 2016 года в автономном округе доля утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления составила 62 % (4, 22 млн.тонн) (в Российской Федерации - 60 %).

Положительная тенденция достигнута за счёт активной работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли по переработке буровых отходов в техногенный грунт с его последующим использованием при строительстве и ремонте кустовых оснований и других технологических площадок, автомобильных дорог, рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, полигонов твердых коммунальных отходов, ликвидации шламовых амбаров, гидроизоляции и укрепления поверхностей для предотвращения опасных экзогенных процессов.

Финансирование мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду от отходов с 2012 года осуществлялось за счёт средств целевой программы автономного округа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года" (постановление Правительства автономного округа от 28 октября 2011 года N 403-п).

С 2014 года мероприятия целевой программы вошли в состав государственной программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы" (постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 426-п), которая отвечает требованиям к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, установленным статьей 13.2 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

С 2011 по 2016 годы построено 10 полигонов для муниципальных образований: Советский район (2 полигона - пгт. Пионерский, пгт. Малиновский, п. Алябьевский; г. Советский), Нефтеюганский район (п. Салым), Ханты-Мансийский район (п. Горноправдинск), Сургутский район (г. Лянтор), г. Сургут, Нижневартовский район (с. Покур), Кондинский район (пгт. Мортка) и Белоярский район (2 полигона - с. Полноват, с. Сорум). В результате чего обеспеченность населенных пунктов полигонами увеличилась с 31% до 56%.

Кроме того, в целях развития в автономном округе технологий по сортировке и переработке отходов на условиях государственно-частного партнерства предусмотрена реализация мероприятий по строительству 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани.

 

IV. Цели и задачи Концепции

 

Цели и задачи Концепции соответствуют целям, задачам, основным приоритетам социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определенным Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года.

Основными целями Концепции являются:

совершенствование системы управления отходами;

минимизация воздействия отходов на окружающую среду и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот;

привлечение инвестиций в развитие отрасли обращения с отходами в автономном округе.

Для достижения поставленных целей необходимо комплексное и системное решение следующих задач:

развитие системы обращения с отходами, с учетом территориального размещения населенных пунктов и наличия транспортного сообщения и его сезонности;

развитие системы обращения с отходами для малых населенных пунктов, в том числе для поселений коренных малочисленных народов Севера;

развитие системы централизованного сбора отходов, охват всех основных источников образования отходов;

снижение объема потоков отходов, направляемых на захоронение, путем организации селективного сбора отходов;

развитие технологий переработки вторичного сырья;

совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и организаций в области обращения с отходами;

повышение экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.

 

V. Основные направления, приоритетные меры и ресурсы реализации Концепции

 

В интересах устойчивого развития автономного округа определены основные направления и приоритетные меры реализации Концепции.

Развитие и совершенствование нормативной правовой базы:

нормативная правовая база в области обращения с отходами должна обеспечивать условия для достижения целей и решения задач Концепции. Система принятых правовых актов регионального и муниципального уровней должна быть доработана с учетом новаций федерального законодательства в области обращения с отходами.

Государственное управление в области обращения с отходами предполагает:

организацию взаимодействия органов государственной власти автономного округа с муниципальными образованиями автономного округа и организациями по совместному выполнению задач по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами с использованием следующих форм взаимодействия и координации деятельности:

планирование и реализацию совместных мероприятий;

подготовку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и автономного округа в области обращения с отходами;

обмен информацией, необходимой для реализации полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами;

проведение совещаний по вопросам экологически безопасного обращения с отходами;

организацию взаимодействия по вопросам обеспечения экологически безопасного обращения с отходами с федеральными органами государственной власти и международными организациями для расширения возможности привлечения природоохранных инвестиций по федеральным программам и проектам международного сотрудничества;

определение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

регулирование деятельности региональных операторов, в том числе путем утверждения инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

реализация системы тарифного регулирования при обращении с твердыми коммунальными отходами;

создание условий для привлечения частных инвесторов в развитие отрасли обращения с отходами на территории автономного округа и разработка механизмов их взаимодействия с исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами;

стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов, а также увеличение объема повторного применения отходов за счет субсидирования и других форм поддержки;

совершенствование взаимодействия с органами прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений и экологических преступлений в области обращения с отходами;

содействие применению практики возмещения вреда в натуральной форме путем осуществления мероприятий по восстановлению нарушенных объектов природной среды;

разработку и реализацию региональных и муниципальных программ в области обращения с отходами на территории муниципальных образований автономного округа на основании дифференцированного подхода, учитывающего социально-экономическое и экологическое состояние муниципальных образований и их территориальное расположение;

оценку и составление прогнозов в области обращения с отходами в автономном округе;

взаимодействие с организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в автономном округе при разработке и реализации ими природоохранных мероприятий в области обращения с отходами;

участие в разработке и реализации федеральных государственных программ в области обращения с отходами;

ведение регионального кадастра отходов;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

эффективное использование судебных механизмов для защиты законных интересов населения и государства в области обращения с отходами;

координацию, планирование взаимодействия и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на экологические угрозы и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникшие при осуществлении обращения с отходами;

методологическое обеспечение деятельности по вопросам обращения с отходами;

повышение квалификации специалистов органов государственной власти и государственных инспекторов в области обращения с отходами.

Развитие технологий обращения с отходами на основе принципа эффективности и обеспечения баланса экономических интересов потребителей предполагает:

использование наилучших доступных технологий с учетом территориального размещения населенных пунктов и наличия транспортного сообщения, в том числе для малых населенных пунктов и поселений коренных малочисленных народов Севера, с учетом регионального принципа размещения объектов обращения с отходами;

развитие системы централизованного сбора отходов, в том числе с использованием технологий, обеспечивающих длительное накопление отходов с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований для населенных пунктов с непостоянным транспортным сообщением, обеспечение услугой по сбору твердых коммунальных отходов, включая ртутьсодержащие отходы, всех жителей автономного округа;

организацию селективного сбора отходов у населения с выделением из общего потока отходов с повышенным содержанием вторичного сырья;

создание мощностей по сортировке отходов с получением вторичного сырья высокого качества;

развитие технологий переработки вторичного сырья, в том числе организаций небольшой производительности, с получением продукции, востребованной на территории автономного округа;

строительство новых объектов по обращению с отходами, включая в первую очередь межмуниципальные, межпоселенческие и локальные полигоны отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, с мусороперегрузочными станциями, а также реконструкцию и модернизацию существующих полигонов отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, с целью обеспечения захоронения отходов, которые не могут быть переработаны;

ликвидацию и предотвращение образования несанкционированных свалок на территории автономного округа, в том числе рекультивацию захламленных земель.

Экономические и финансовые механизмы обеспечения экологически безопасного обращения с отходами:

государственная поддержка при реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства в форме капитального гранта (по объектам концессионных соглашений, заключенных до 31 декабря 2017 года) и предоставление субсидий из бюджетов муниципальных образований с целью компенсации затрат в соответствии с концессионным соглашением, заключенным согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";

совершенствование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и стимулирование мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, в том числе:

применение налоговых и иных льгот при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение негативного (опасного) воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения;

эффективное применение правовых актов по определению размера возмещения вреда окружающей среде и здоровью граждан, причиненного при обращении с отходами, а также обеспечение возмещения данного вреда в полном объеме;

использование механизмов привлечения инвестиций в развитие отрасли обращения с отходами в автономном округе;

применение механизма финансовых гарантий при реализации проектов в области обращения с отходами;

содействие предпринимательству, развитию рынка услуг по обезвреживанию и утилизации отходов и рынка сбыта продукции, изготовленной из вторичного сырья, обеспечение условий конкуренции в области обращения с отходами.

Информационно-аналитическое обеспечение экологически безопасного обращения отходов включает:

объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих наблюдение за обращением с отходами, на единой информационной, технической и методологической основе, создание интегрированной системы мониторинга по обращению с отходами;

разработку регламента взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и органов государственной власти автономного округа в области мониторинга обращения с отходами, включая формирование единых информационных фондов;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при обращении с отходами;

обеспечение органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, организаций и населения достоверной информацией в области обращения с отходами.

Экологическое образование и просвещение в области обращения с отходами предусматривает:

подготовку и публикацию материалов по вопросам обращения с отходами, в том числе социальные рекламные видеоролики в средствах массовой информации;

обеспечение непрерывного экологического образования и просвещения населения;

организацию и проведение экологических акций, конкурсов и других массовых мероприятий, в том числе по вопросам, связанным с обращением отходов;

подготовку и издание учебно-методических материалов с включением вопросов экологически безопасного обращения с отходами для всех уровней образовательного процесса;

повышение уровня профессиональной подготовки руководящих работников различных сфер деятельности через подготовку, переподготовку и аттестацию в области обращения с отходами, а также повышение квалификации педагогов образовательных учреждений и специалистов природоохранных служб.

Межрегиональное и международное сотрудничество в области обращения с отходами предусматривает:

участие в разработке и реализации межрегиональных программ, связанных с обращением отходов;

участие в межрегиональных и международных конференциях, семинарах, выставках, других мероприятиях по вопросам обращения с отходами;

изучение передового мирового опыта по обращению с отходами путем проведения тематических выставок и семинаров с участием иностранных организаций и специалистов, а также обучения специалистов.

Основным финансовым ресурсом для реализации Концепции является государственная программа автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", в соответствии с которой реализуется подпрограмма III "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

 

VI. Основные этапы реализации Концепции

 

Реализация региональной политики в области обращения с отходами в интересах устойчивого развития автономного округа на период до 2030 года будет осуществляться в 2 этапа.

На первом этапе (2017 - 2023 годы) запланировано:

обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами;

актуализировать Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-мансийском автономном округе - Югре;

обеспечить переход к тарифной политике в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

обеспечить информирование населения о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами;

организовать селективный сбор отходов с выделением потока отходов с повышенным содержанием вторичного сырья;

создать мощности по сортировке отходов в качестве вторичного сырья;

развить технологии переработки вторичного сырья;

строительство новых межмуниципальных и локальных полигонов отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, реконструкция и модернизация существующих полигонов;

ликвидация и предотвращение образования несанкционированных свалок на территории автономного округа, в том числе рекультивация захламленных земель.

На втором этапе (2024 - 2030 годы) запланировано:

продолжить развитие технологий переработки вторичного сырья;

построить новые межмуниципальные и локальные полигоны отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, а также реконструировать и модернизировать существующие полигоны;

ликвидировать и предотвратить образование несанкционированных свалок на территории автономного округа, в том числе рекультивировать захламленные земли.

 

VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация Концепции позволит достичь улучшения целевых показателей в области обращения с отходами.

Значения целевых показателей Концепции приведены в таблице:

 

Целевой показатель

Год достижения

2016

2023

2030

Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме твердых коммунальных отходов, %

99

83

75

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме твердых коммунальных отходов, %

1

100

100

Доля утилизированных, обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов, %

1

17

25

Доля ликвидированных мест складирования отходов от общей площади, подлежащей ликвидации, %

21

60

100

Доля обезвреженных и утилизированных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

62

84,5

95

Доля ликвидированных объектов размещения отходов нефтегазодобычи (шламовые амбары и шламохранилища) от общего количества, подлежащего ликвидации, %

59

75

90