Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в жилищном фонде:
28. Краткая характеристика.
Объём жилищного фонда на 01.01.2010 г. составил 28,5 млн. кв. м, в том числе 26,05 млн. кв. м в городских поселениях и 2,5 млн. кв. м в сельских . Рост объема жилищного фонда региона в последние годы происходит, по большей части, за счет увеличения доли частного жилищного строительства. Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя автономного округа на 01.01.2010 равна 18,2 кв. м - меньше, чем в среднем по Российской Федерации .
Жилищный фонд автономного округа по состоянию на 01.01.2010 г. на 75,7 % имеет износ до 30 %; от 31 до 65 % - 17,3 %; более 65 % - 6,0 %; более 70 % - 1,0 %. Доля жилищного фонда с износом до 30 % ежегодно увеличивается за счет строительства и ввода нового жилья. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 6,6 %, или 1,909 млн. кв. м. Растет уровень благоустройства жилищного фонда. Доля комплексно-благоустроенного жилищного фонда в регионе на 2008 г. равна 95,1%.
На долю жилищного сектора приходится менее 4% потребления конечной энергии, в том числе 8 175 тыс. Гкал тепловой энергии и 2 132 млн. кВт·ч . Удельные показатели энергопотребления составляют по тепловой энергии 0,287 Гкал/кв.м в год, по электроэнергии 1,39тыс. кВт/чел. в год.
Уровень оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг в среднем по автономному округу находится (по состоянию на 01.08.2010) в пределах 98-100 %.
Расходы консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на ЖКУ по оплате льгот и субсидий по оплате ЖКУ населением 2,2 млрд. руб., а в 2009 г. - уже 2,7 млрд. руб. Объем средств на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по отдельным категориям граждан из бюджетов всех уровней составил в 2009 году 1 914,8 тыс. руб. Общая численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составляет 207 712 чел. Сумма субсидий, возмещенная населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, составила 778,1 тыс. руб. Воспользовались субсидиями 29 376 семей, что составляет 5,8% от общего количества.
На основании опыта реализации пилотных проектов в жилом секторе в субъектах Российской Федерации, граничащих с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой технический потенциал экономии энергетических ресурсов и воды составляет в относительных величинах: по тепловой энергии около 20 %, по электроэнергии около 7 %; в абсолютных величинах (годовое потребление): по тепловой энергии 1 226,25 тыс. Гкал, по электроэнергии 95,94 млн. кВт·ч для пригодных объектов (не являющихся ветхими и аварийными).
29. Схема энергообеспечения жилых домов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры формировалась в 90-е годы прошлого столетия без установки и использования приборов учета потребления коммунальных ресурсов, поэтому в настоящее время в автономном округе требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выполнены не в полной мере: 25% учреждений бюджетной сферы не оснащены приборами учета энергоресурсов, общедомовыми приборами учета оснащено 27% жилых зданий. Обеспеченность квартир и частных жилых домов индивидуальными приборами учета энергоресурсов составила 59%.
Доля жилищного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, имеющего комплексное благоустройство, составляет 89% от общего количества жилых зданий. Подключение к электрическим сетям составляет 100%, к системам централизованного теплоснабжения 93,2%, к системам централизованного водоснабжения 91,8%, оборудовано горячим водоснабжением 83,2% жилых площадей, подключено к системам централизованного газоснабжения 24% жилых площадей. Удельный вес общей площади жилых помещений в частной собственности граждан составляет 74,9% (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре).
Жилищный фонд не в полном объеме оснащен индивидуальными и общедомовыми приборами учета энергоресурсов. На 1 апреля 2011 г. оснащено: по холодной воде - 24,5%, по горячей воде - 21,6%, по отоплению - 28,1%, по электроэнергии - 59,1%. Обеспеченность квартир и частных жилых домов индивидуальными приборами учета составила: по холодной воде - 75,9%, по горячей воде - 76,1%, по электроэнергии - 97,9%, по газу - 25,1% (данные предоставлены администрациями муниципальных образований в соответствии с запросом Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2011 N 385).
Таблица 11
Число многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми)
приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов,
по состоянию на 1 января 2011 г.
|
Энергоресурсы и вода |
Количество |
Необходимое |
Доля зданий и квартир с приборами учета |
Число многоквартирных домов, всего |
28121 |
|
|
|
Из них оборудовано коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов |
холодной воды |
1659 |
6761 |
24,5% |
горячей воды |
1245 |
5753 |
21,6% |
|
отопления |
2126 |
7559 |
28,1% |
|
электроэнергии |
6827 |
11548 |
59,1% |
|
Число квартир (и частных домов), всего |
530356 |
|
|
|
Из них оборудовано индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов |
холодной воды |
280217 |
369367 |
75,9% |
горячей воды |
269230 |
353568 |
76,1% |
|
электроэнергии |
305592 |
346230 |
97,9% |
|
природного газа |
12329 |
49081 |
25,1% |
Оснащение многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таблица 12
Описание мероприятия
Основание для включения мероприятия в Программу: |
Выполнение требований Федерального закона от 11 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сектор применения: |
многоквартирные жилые дома, находящиеся в муниципальной и частной собственности, не имеющие приборов коммерческого учета энергоресурсов |
Технологический эффект: |
осуществление оплаты потребленных энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов коммерческого учета коммунальных ресурсов |
Объем реализации мероприятия: |
планируется реализовать на 100% объектов, не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов |
Сроки реализации: |
2013 год - 100% |
На основании проведенного анализа в 2011 - 2015 гг. в автономном округе должно быть установлено 18,9 тыс. домовых приборов учета тепловой энергии, 13,9 тыс. домовых приборов учета ГВС, 18,6 тыс. домовых приборов учета ХВС и 20,7 тыс. домовых приборов учета электроэнергии, 239,6 тыс. индивидуальных приборов учета ГВС, 257,6 тыс. индивидуальных приборов учета ХВС, 47,7 тыс. индивидуальных приборов учета электроэнергии и 124 тыс. индивидуальных приборов учета сетевого газа.
Расчет средств на реализацию данного мероприятия будет произведен исходя из следующих допущений:
Таблица 13
Стоимость оснащения общедомовыми (коллективными) приборами учета
N п/п |
Диаметр, d мм |
Среднерыночная стоимость общедомовых приборов учета с учетом затрат на монтажные работы, тыс. руб. |
||||
прибор учета тепловой энергии |
прибор учета горячей воды |
прибор учета холодной воды |
прибор учета электрической энергии |
прибор учета газа |
||
1 |
32 |
78,22 |
42,50 |
42,50 |
25,00 |
- |
2 |
40 |
94,35 |
46,71 |
46,71 |
- |
|
3 |
50 |
107,47 |
57,02 |
57,02 |
89,00 |
Оснащение квартир и частных жилых домов индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таблица 14
Описание мероприятия
Основание для включения мероприятия в Программу: |
Выполнение требований Федерального закона от 11 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сектор применения: |
квартиры в многоквартирных жилых домах и частные жилые дома |
Технологический эффект: |
осуществление оплаты потребленных энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов коммерческого учета |
Объем реализации мероприятия: |
планируется реализовать на 100% объектов, не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов |
Сроки реализации: |
2011 год - 27%, 2012 год - 73%, 2013 год - 100% |
Источником финансирования данного мероприятия определены средства собственников жилых помещений и средства ресурсоснабжающих организаций. Расчет средств на реализацию данного мероприятия будет произведен исходя из следующих допущений:
Таблица 15
Стоимость оснащения индивидуальными приборами учета
квартир и частных жилых домов
Стоимость приобретения и установки приборов учета, тыс. руб. | |
тепловой энергии |
25,00 |
холодной воды |
1,60 |
горячей воды |
1,60 |
электрической энергии |
5,00 |
газа |
4,00 |
30. Комплекс технических мероприятий.
Часть программных мероприятий окупаема за счет полученной от их реализации экономии потребляемых энергоресурсов. В основном реализацию программных мероприятий планируется проводить за счет внебюджетных средств, в том числе привлекаемых специализированными компаниями по энергосервисному механизму. Для заключения энергосервисных контрактов в жилом секторе необходимо предварительно провести ряд организационно-разъяснительных мероприятий среди собственников жилья, а именно: разъяснение предмета энергосервисного контракта, предполагаемых к внедрению мероприятий и экономии от их реализации, стоимости и сроков их окупаемости; проведение собраний собственников жилых помещений и подписание протоколов с определением представителей собственников, уполномоченных заключать энергосервисные контракты.
Программные мероприятия жилищной сфере определены приказом Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры N 24-П от 06.10.2010 и являются мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Источником финансирования данных мероприятий определена плата за содержание и ремонт жилого помещения.
31. Предполагается реализация следующих мероприятий:
31.1. Энергоаудит жилых домов.
31.2. Оснащение общедомовыми и индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов.
31.3. Обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных и дверных блоков).
Малозатратные мероприятия по внешнему контуру зданий и внутренних перекрытий (заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды в тамбурах, приквартирных тамбуров, лестничных клетках, обеспечение автоматического закрывания дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещений, заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах). Эффект от внедрения мероприятия достигается за счет экономии потребления тепловой энергии при снижении потерь тепла. В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 100% объектах.
31.4. Модернизация и реконструкция индивидуальных тепловых пунктов.
Установка узлов регулирования тепловой энергии или индивидуальных тепловых пунктов. Эффект от внедрения мероприятия достигается за счет экономии потребления тепловой энергии при осуществлении регулирования подачи тепла в зависимости от погодных условий. В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 70 % объектах.
31.5. Модернизация и реконструкция сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения и лифтового оборудования.
Наладка, балансировка систем отопления, включая установку балансировочных вентилей, и опломбирование элеваторов и регуляторов в положение в соответствии с наладочными картами (в случае необходимости). Эффект от внедрения мероприятия достигается от экономии потребления тепловой энергии за счет устранения "перетопов". В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 100 % объектах.
Установка теплоотражателей между отопительными приборами и стеной в местах общего пользования. Мероприятие эффективно в комбинации с установленным узлом регулирования тепловой энергии или индивидуальным тепловым пунктом. Эффект от внедрения мероприятия достигается за счет установки между радиаторами отопления и стеной в местах общего пользования многоквартирных домов теплоотражающих экранов из пенополиэтилена толщиной 5 мм, ламинированного с одной стороны полированной алюминиевой фольгой, что снизит тепловые потери через наружную стену и увеличит количество отдаваемого в помещение тепла. В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 100 % объектах.
Устранение утечек и ремонт трубопроводов в системе водоснабжения общего пользования. Эффект от внедрения мероприятия достигается за счет экономии потребления воды после устранения утечек. В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 100 % объектах.
Установка частотно-регулируемых приводов на лифтовое оборудование зданий жилищного фонда является окупаемым мероприятием и применимо в многоквартирных жилых домах, имеющих лифтовое оборудование. Эффект от внедрения достигается за счет меньшего потребления электроэнергии лифтовым оборудованием после установки частотно-регулируемых приводов. В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 70 % объектах.
31.6. Повышение энергоэффективности систем освещения (замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка автоматизированных систем управления освещением).
Замена ламп накаливания в местах общего пользования на компактные люминесцентные лампы. Данное мероприятие, благодаря срокам окупаемости меньше года, применимо во всех многоквартирных домах. Эффект от внедрения достигается за счет меньшего потребления электроэнергии компактными люминесцентными лампами в местах общего пользования при аналогичном уровне светоотдачи. В ходе реализации целевой Программы мероприятие планируется реализовать на 90 % объектах.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30 августа 2013 г. N 334-п в подпункт 31.7 пункта 31 главы 3.5 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
31.7. Организация адресной помощи малоимущему населению на приобретение и установку приборов учета энергоресурсов.
Источником финансирования данного мероприятия определены средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Потребность в финансировании мероприятия определена, исходя из следующих допущений:
общая численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - 207 712 чел.,
размер субсидии на одну семью составляет 70 % от среднерыночной стоимости индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды с установкой, согласно Таблице 15, и 70 % от доли стоимости общедомового прибора учета с установкой, приходящейся на 1 квартиру многоквартирного жилого дома.
Потребность в финансировании мероприятия подлежит уточнению после определения количества семей, претендующих на получение субсидии.
31.8. Разработка и утверждение требований к составу и функциональности системы учета, мониторинга и анализа потребления ТЭР.
Разработка и утверждение требований к составу и функциональности единой региональной и муниципальных баз информационных ресурсов, включая регламенты информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти автономного округа, организациями и гражданами. Мероприятие нацелено на создание единых требований к ранжированию объектов потребления по уровню энергоэффективности и создание требований к системе отчетности об изменении уровня энергопотребления. Источником финансирования данного мероприятия определены средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Мероприятие должно быть реализовано до 1 октября 2011 г.
31.9. Создание информационно-аналитической системы обеспечения мониторинга объемов потребления и эффективности использования энергоресурсов, основанной на показаниях приборов учета, внедрение на базе жилого дома, организационно-технологическое сопровождение системы.
Создание информационно-аналитической системы обеспечения мониторинга объемов потребления и эффективности использования энергоресурсов, основанной на показаниях приборов учета (далее - ИАС). Мероприятие предполагает разработку ИАС, ее пилотное внедрение и эксплуатация на базе жилого дома. ИАС позволит организовать сбор информации и автоматическое формирование ежемесячных отчетов о фактическом потреблении энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении. Источником финансирования данного мероприятия определены средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.