Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в системах коммунальной инфраструктуры
Глава содержит мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности предприятий, осуществляющих регулируемые на региональном уровне виды деятельности:
транспорт и сбыт первичных энергоресурсов,
производство, передача и сбыт электрической энергии,
производство, передача и сбыт тепловой энергии,
водоснабжение.
1. Общие мероприятия по повышению энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В автономном округе на начало 2011 года насчитывается более 314 регулируемых организаций в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, газоснабжения, автомобильного, речного, железнодорожного и воздушного транспорта.
В автономном округе разработаны требования к программам энергосбережения регулируемых организаций и методические рекомендации по их разработке:
приказ Региональной службы по тарифам автономного округа N 65 от 19.09.2010,
приказ Региональной службы по тарифам автономного округа N 60 от 31.08.2010.
Документы должны быть изменены в части установления заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) предприятиями, расширения перечня мероприятий.
При разработке перечня технических мероприятий в рамках программ энергосбережения регулируемых организаций необходимо в первую очередь указывать наиболее актуальные, малозатратные и быстроокупаемые мероприятия, затем, в том числе в счет получаемой экономии и формирования амортизационного фонда, прочие мероприятия, распределяя их по степени актуальности для населенного пункта (муниципального образования).
Доработка программ и формирование новых должны идти в новых институциональных условиях. Для их создания на уровне автономного округа необходимо реализовать комплекс работ, содержащий:
установление заданий по экономии ТЭР для всех регулируемых организаций на основе имеющегося аналитического материала, результатов выборочного экспресс-аудита и сопоставления с нормативным уровнем и лучшими практиками,
разработку всеми регулируемыми организациями инвестиционных программ энергосбережения; программы должны быть согласованы с муниципальными органами власти в части соответствия существующим генеральным планам и программам развития территории <10>, внедрение на региональном уровне комплекса поддерживающих механизмов.
Финансовая поддержка автономного округа заключается в предоставлении гарантий, установлении инвестиционной надбавки, субсидировании ставки по кредиту для реализации энергосберегающих мероприятий регулируемыми организациями.
Консультационная поддержка - помощь в оформлении и реализации конкретных проектов по энергосбережению, сформированных в рамках инвестиционных программ. Данная работа возлагается на организацию, выполняющую мониторинг, сопровождение реализации целевой Программы и формирование информационного поля энергосбережения (разработка и рассылка методических материалов, постоянное информирование в рамках проводимой политики в сфере энергосбережения и т.п.).
В рамках поддержки реализации энергосбережения в регулируемых организациях будет проведен конкурс по программам энергосбережения регулируемых организаций с последующим предоставлением субсидий на ее реализацию. В целевой Программе предусмотрены мероприятия по разработке Порядка проведения конкурса и средства на финансирование мероприятий программ-победителей конкурса.
Перечень технических и технологических мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности регулируемых организаций, составлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1225 от 31.12.2009 и Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N 61.
Данные мероприятия подлежат включению в программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры. Их проведение возможно с использованием внебюджетных средств, в том числе полученных с применением регулируемых цен (тарифов).
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве и передаче электроэнергии
2. Краткая характеристика отрасли.
Общая мощность электростанций в регионе составляет 11,3 ГВт, из которых 9,68 ГВт - мощность трех крупных электростанций региона: Сургутская ГРЭС-2 (филиал ОАО "ОГК-4"), Сургутская ГРЭС-1 (филиал ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"), Нижневартовская ГРЭС (ОАО "ОГК-1", "ТНК-ВР"). Общий объем производства электрической энергии в регионе в 2009 составил 77 млрд. кВт-ч, из которых 71,1 млрд. кВт-ч произведен тремя основными электростанциями. 5,7 млрд. кВт-ч - электростанциями промышленных организаций, оставшиеся 0,2 млрд. кВт-ч - прочими электростанциями, в т.ч. дизельными.
Деятельность крупных станций региона (Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС) попадает под регулирование на федеральном уровне. Эти станции являются одними из самых эффективных в России. Удельный расход топлива на производство 1 кВт-ч электроэнергии составил в 2008 г. на Сургутской ГРЭС-2 306,9 г у.т./кВт-ч, на Сургутской ГРЭС-1 - 325,2 г у.т./кВт-ч, на Нижневартовской ГРЭС - 303,2 г у.т./кВт-ч при среднем по России уровне 338 г у.т./кВт-ч. Основным видом топлива для этих трех крупных электростанций является газ: природный и попутный нефтяной.
Проблема отставания вводов новых генерирующих мощностей на электростанциях от роста потребности в электрической мощности и энергии в основном решалась за счет роста загрузки оборудования крупных станций. Ввод энергоблока N 2 мощностью 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС в 2003 г. лишь на треть компенсировал снижение паркового ресурса турбин с растущим физическим и моральным износом основного генерирующего оборудования электростанции. Необходима масштабная модернизация оборудования.
Промышленные электростанции в основном производят энергоресурсы для производственной деятельности предприятий.
Передачу электрической энергии на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляют:
в магистральном сетевом комплексе филиал ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Западной Сибири классом напряжения эксплуатируемого оборудования 220 кВ и выше (в эксплуатации находится 6855,18 км линий электропередачи классом напряжения 220 - 500 кВ и 62 шт. подстанций классом напряжения 220 - 500 кВ, суммарной установленной мощностью 23190,63 МВА);
в распределительных сетях - ОАО "Тюменьэнерго" классом напряжения эксплуатируемого оборудования 0,4 - 110 кВ (в эксплуатации находится 8438 км линий электропередачи классом напряжения 0,4 - 110 кВ и 454 шт. подстанций классом напряжения 10 - 220 кВ, суммарной установленной мощностью 16687 МВА);
предприятиями коммунальной энергетики обслуживаются 13050,1 км линий электропередачи классом напряжения 0,4 - 110 кВ и 4410 шт. трансформаторных подстанций классом напряжения 0,4 - 110 кВ.
В 2008 г. объем потерь в системе электроснабжения автономного округа был равен 1913 млрд. кВт/ч (технические потери - 1873,9 млн. кВт-ч, коммерческие - 74,1 млн. кВт/ч). Доля потерь в электрических сетях по меркам России невелика: 3,2% в 2008 г. Это результат того, что основная часть электроэнергии потребляется в промышленности и на трубопроводном транспорте на высоком и среднем напряжении. На долю населения приходится лишь 3,4% всего потребления электроэнергии.
Физический износ магистральных и распределительных электрических сетей, находящихся на балансе и обслуживании ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Западной Сибири (Центральный и Восточный РМЭС) и ОАО "Тюменьэнерго", составляет, в среднем, 27%. Физический износ подстанций (ПС) ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Западной Сибири и ОАО "Тюменьэнерго" находится на уровне 43,9%.
В автономном округе 3 организации в сфере генерации и транспорта электроэнергии, деятельность которых регулируется на уровне автономного округа: ОАО "Югорская генерирующая компания", ОАО "Аэропорт Сургут", ООО "Газпром трансгаз Югорск".
Электроснабжение городов и населенных пунктов автономного округа обеспечивает 23 предприятия коммунальной энергетики, из которых 17 входят в состав холдинга ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания", являющегося Гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций предприятий коммунальной энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры также характеризуется высокой степенью физического износа и старения (износ электрических сетей среднего и низкого напряжения равен 51,6%; износ энергетического оборудования трансформаторных подстанций составляет более 56%).
Главные проблемы развития централизованной энергетики автономного округа связаны с острым дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния; несоответствием между генерирующими мощностями и предельной загрузкой энергосетей.
Одна из проблем в энергосистеме региона состоит в плохом энергоснабжении удаленных территорий. Ряд населенных пунктов (61) не имеет централизованного электроснабжения. В отдельных населенных пунктах электроэнергия подается по часам. ДЭС работают на дорогом привозном дизельном топливе, которое доставляется преимущественно в летнюю навигацию водным путем, что негативно сказывается как на надежности энергоснабжения, так и на стоимости топлива. Техническое состояние большей части оборудования ДЭС плачевно. Ряд ДЭС выработали ресурс полностью. Удельный расход топлива на дизельных электростанциях в 1,75 раза больше, чем на крупных электростанциях. На компенсацию разницы в тарифах в этих населенных пунктах бюджетами разных уровней ежегодно расходуется около 0,5 млрд. руб.
В результате реализации действующей в автономном округе целевой Программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на перспективу до 2015 года" планируется перевод на централизованное электроснабжение 25 населенных пунктов региона, ожидается снижение бюджетной поддержки удаленных поселений региона. По остальным объектам необходимо проработать возможность перевода источников на местные виды топлива, возобновляемые источники энергии.
3. Потенциал энергосбережения.
Потенциал энергосбережения автономного округа в сфере производства и транспорта электрической энергии составляет минимум 702 тыс. т у.т. в год и распределен следующим образом:
77% - повышение КПД оборудования и станций в целом, что позволит снизить удельные расходы на производство электрической энергии, а также уменьшить расход электрической энергии на собственные нужды,
15% - модернизация электросетевого хозяйства (замена и увеличение пропускной способности сетей),
8% - модернизация дизельных электростанций (в т.ч. - в удаленных территориях), что позволит снизить ежегодные расходы бюджета по финансированию энергообеспечения удаленных территорий на 40 млн. руб.
4. Мероприятия
Общие организационные мероприятия "Повышение энергоэффективности на предприятиях, осуществляющих регулируемые виды деятельности" в сфере электроэнергетики необходимо дополнить мерами, направленными на:
увеличение выработки электрической энергии в комбинированном режиме,
снижение бюджетных затрат на энергообеспечение удаленных территорий, т.е. усилить действие Программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на перспективу до 2015 года".
Для этого автономный округ проводит работу по разработке программы модернизации систем энергообеспечения удаленных территорий, результатом которой должен быть комплекс проектов по объектам. В рамках этой программы необходимо проработать вопросы перевода энергоисточников на древесное топливо и совершенствование логистики доставки топлива в удаленные районы. Одним из основных критериев программы должно быть увеличение числа часов подачи электрической энергии в населенные пункты.
Для достижения заданий по экономии ТЭР, установленных по результатам реализации общих по разделу организационных мероприятий, регулируемые организации самостоятельно разрабатывают комплекс технических мероприятий в рамках Программ энергосбережения.
5. Предполагается реализация следующих мероприятий:
внедрение АСКУЭ;
внедрение когенерационных газотурбинных установок, обеспечивающих переработку и утилизацию попутного нефтяного газа в целях выработки электрической и тепловой энергии;
мероприятия по модернизации оборудования, используемого для передачи электрической энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;
мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки электрической энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;
ежегодная корректировка Схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на пятилетний период;
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
при производстве и передаче тепловой энергии
6. Краткая характеристика отрасли.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на нужды теплообеспечения региона в 2009 году было произведено 24,3 млн. Гкал в год <11>: 12% тепловой энергии производится крупными ГРЭС региона, остальное - промышленными и муниципальными котельными.
Удельный расход топлива при производстве тепловой энергии на ГРЭС составляет 159 - 160 кг у.т./Гкал. На котельных эффективность производства тепловой энергии низкая: средний удельный расход топлива превышает 200 кг у.т., в отдельных случаях достигает 500 кг у.т./Гкал. Средний КПД котельных региона составляет 88 - 90% - это ниже европейских показателей (средний КПД котельных в странах Западной Европы - 92 - 95%).
По данным мониторинга услуг теплоснабжения, из 1885 установленных котлов имеют КПД: свыше 90% - 423 котла; от 80 до 90% - 846 котлов; от 70 до 80% - 417 котлов; от 60 до 70% - 151 котел; от 50% до 60% - 48 котлов.
Удельный расход электроэнергии на выработку и транспорт теплоты для большинства котельных существенно превышает нормативные значения (25 - 28 кВт-ч/Гкал) и составляет в среднем 32 - 33 кВт-ч/Гкал. Для 60% котельных даже превышает максимальное нормативное значение для систем теплоснабжения с малой нагрузкой - 35 кВт-ч/Гкал.
Тепловые сети имеют протяженность 3623 км, из которых 23% нуждаются в замене. Ежегодно заменяется 86 - 120 км сетей, или 2 - 3%. Средние потери в тепловых сетях в 2009 г., по данным статистики, составили 14,5%. Они сравнительно невелики за счет высокой доли промышленности в потреблении тепла. Фактические потери в муниципальных системах теплоснабжения находятся на уровне около 20%.
Одной из причин низкой эффективности работы котлов, остановок котельных, аварий на тепловых сетях и внутридомовых системах отопления является отсутствие систем водоподготовки на объектах. Процент оснащенности котельных системами водоподготовки составляет 46%, т.е. 225 единиц.
На 35% котельных отсутствуют источники аварийного электроснабжения, что существенно снижает надежность систем теплообеспечения.
7. Потенциал.
Суммарный потенциал энергосбережения автономного округа при производстве и транспорте тепловой энергии определен путем сопоставления текущих значений удельных показателей потребления энергоресурсов при производстве и транспорте тепловой энергии с нормативами и лучшими практиками. Он составляет около 510,5 тыс. т у.т. и распределяется следующим образом:
8,8 тыс. т у.т. - повышение эффективности производства тепловой энергии ГРЭС,
424,5 тыс. т у.т. - повышение эффективности производства тепловой энергии на котельных (в т.ч. на удаленных территориях),
40,7 тыс. т у.т. - модернизация теплосетевого хозяйства в части снижения потерь теплоносителя,
36,3 тыс. т у.т. - модернизация теплосетевого хозяйства в части снижения потребления электроэнергии при производстве и транспорте тепловой энергии.
8. Мероприятия.
В настоящее время только 10% регулируемых в сфере теплоснабжения организаций представили программы энергосбережения, большинство из которых не имеют технико-экономического обоснования, не оценена экономия топливно-энергетических ресурсов, не описаны механизмы финансирования.
В рамках подготовки целевой Программы на основе данных по аналогичным проектам был оценен экономический эффект от реализации мероприятий, представленных в программах энергосбережения в сфере теплоснабжения. Совокупный эффект за весь период действия представленных программ составит около 1,7 млрд. руб. Ожидаемая совокупная экономия топливно-энергетических ресурсов за весь период реализации программ: 99 млн. кВт/ч, 831 тыс. Гкал, 17 млн. куб. м воды, 68 млн. куб. м газа.
Поскольку в ряде городов существует значительный потенциал экономии энергоресурсов за счет реализации системных решений, то в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в муниципальных образованиях автономного округа с централизованным теплоснабжением необходимо, в первую очередь, разработать схемы теплоснабжения, которые станут основой для разработки инвестиционных программ и мероприятий программ энергосбережения организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
Выход на реализацию расчетного потенциала организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, ожидается после исполнения заложенных в схемах теплоснабжения мероприятий по модернизации систем теплоснабжения и оптимизации их работы.
9. Предполагается реализация следующих мероприятий:
модернизация и реконструкция тепловых сетей;
модернизация и реконструкция котельных;
строительство котельных с использованием энергоэффективного оборудования;
перевод индивидуального жилого фонда на индивидуальное отопление;
внедрение частотнорегулируемых приводов на котельных;
модернизация ЦТП - замена средств автоматики и КИП с установкой частотнорегулируемых приводов, автоматизацией технологических параметров и передачей данных в диспетчерский пункт;
разработка и утверждение схем теплоснабжения муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
С целью достижения единообразия в подходах к разработке схем и увеличения эффективности данной деятельности в ограниченных временных рамках предполагается централизованная разработка проектов схем теплоснабжения муниципальных образований автономного округа с последующим распространением по муниципальным образованиям для их утверждения. Ответственным исполнителем данного мероприятия является АНО "Центр энергосбережения Югры" как организация, осуществляющая содействие в реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе и взаимодействующая с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов, финансовыми и научными институтами в рамках реализации целевой программы.
Мероприятия по расширению использования в качестве источников энергии
вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии
10. Предполагается реализация следующих мероприятий:
освоение ветроэнергетического потенциала, строительство ветроэнергетических установок в удаленных поселках с децентрализованным электроснабжением;
использование геотермальной энергетики для автономного теплоснабжения в населенных пунктах и в рамках существующих систем централизованного теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения к ним;
применение отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности в качестве возобновляемых источников энергии в системах отопления;
использование низкопотенциального тепла и строительство теплонасосных установок для автономного теплоснабжения.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
на объектах коммунальной инфраструктуры
11. Предполагается реализация следующих мероприятий:
проведение обязательных энергетических обследований учреждений коммунальной инфраструктуры;
оснащение зданий приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов коммунальной инфраструктуры;
модернизация и реконструкция индивидуальных тепловых пунктов;
внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей насосного оборудования;
модернизация и реконструкция систем водоподготовки, насосных и канализационных станций;
повышение энергоэффективности систем освещения (замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка автоматизированных систем управления освещением) на объектах коммунальной инфраструктуры;
обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных и дверных блоков) на объектах коммунальной инфраструктуры;
модернизация и реконструкция сетей теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения на объектах коммунальной инфраструктуры;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
реализация пилотного проекта комплексного технического обследования коммунального комплекса города Белоярский и поселка Верхнеказымский с разработкой Технико-экономического обоснования мероприятий по повышению энергетической и экономической эффективности имущественного комплекса, предназначенного для оказания коммунальных услуг в области тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вне зависимости от формы собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.