Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Инструкции по делопроизводству
в государственных органах Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры и исполнительных органах
государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Правила
юридико-технического оформления проектов правовых актов Губернатора, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проектов распоряжений первых заместителей Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заместителей Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Правила)
10 июня 2013 г., 24 февраля, 8 мая 2015 г., 22 июня 2016 г.
Настоящие Правила рассчитаны на практическое применение органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), обладающими правом вносить проекты постановлений, распоряжений на рассмотрение Губернатора, Правительства автономного округа, а также органами государственной власти автономного округа, наделенными правом инициировать указанные проекты, при их подготовке, в целях обеспечения высокого качества подготовки правовых актов Губернатора, Правительства автономного округа (далее в настоящих Правилах - правовые акты, правовой акт) путем соблюдения единообразия в их оформлении и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
Настоящие Правила также применяются при подготовке проектов распоряжений первых заместителей Губернатора автономного округа, заместителей Губернатора автономного округа.
Структура проекта
1. Структура проекта правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
2. Проект правового акта содержит текст и следующие реквизиты:
титул (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра),
наименование правотворческого органа;
наименование вида правового акта (постановление, распоряжение);
заголовок, обозначающий предмет регулирования;
подпись (инициалы, фамилия и должность лица, которым будет подписан акт);
отметка об исполнителе;
визы согласования.
3. Проект правового акта должен быть разделен на структурные элементы, которые упрощают пользование им, улучшают его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогают быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные элементы:
преамбула;
разделы;
главы;
статьи или пункты;
подпункты;
абзацы.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 22 июня 2016 г. N 73 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Заголовок проекта правового акта должен быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования. Заголовок должен отвечать на вопрос "О чем издан правовой акт?" и начинаться с предлогов "О_" или "Об _". Заголовок в кавычки не заключается, в конце заголовка точка не ставится.
Если содержанием проекта правового акта является одновременно утверждение положения, порядка, правил, программы, регламента, плана, таблицы, графика, карты, схемы, изображения, образца документа и т.д., создание комиссии (рабочей группы), внесение изменений в действующий правовой акт, признание утратившим силу правового акта (некоторых правовых актов), то заголовок проекта правового акта излагается согласно его содержанию, например:
О порядке _______________________ и о внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ____________ года N ______ "_____________"
или
О рабочей группе _______________________ и о внесении изменений в некоторые акты (постановления, распоряжения) Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
или
О положении _______________________ и признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ____________ года N ______ "__________________"
или
О комиссии _______________________ и признании утратившими силу некоторых актов (постановлений, распоряжений) Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
или
О комиссии ________________________ и
внесении изменений в приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от _______________ года N ____
"_______________________".
Заголовок проекта правового акта Правительства автономного округа выравнивается по центру страницы.
Заголовок проекта правового акта Губернатора автономного округа выравнивается по левому краю страницы.
5. Текст проекта правового акта должен быть точным, последовательным, исключающим возможность различного толкования, не противоречащим федеральному законодательству и законодательству автономного округа.
5.1. Текст проекта правового акта делится на 2 части: констатирующую (преамбулу) и постановляющую (распорядительную).
5.2. В преамбуле проекта правового акта кратко излагаются цели, основания, задачи, факты и события, мотивы, послужившие основанием для принятия правового акта. Она может начинаться устойчивыми формулировками "В целях", "В соответствии", "В связи", "Во исполнение", "На основании" и т.п. Если правовой акт издается на основании другого документа, то в преамбуле проекта правового акта указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.
Преамбула:
не делится на статьи;
не содержит легальные дефиниции (определение понятий, терминов);
не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
не нумеруется;
располагается непосредственно после наименования проекта правового акта.
Преамбула в тексте проекта постановления завершается словом "постановляю" или "постановляет", которое печатается целиком на одной строке строчными буквами вразрядку насыщенным шрифтом.
Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении. В основном это приемлемо для распоряжений, имеющих оперативный характер и потому не требующих особых пояснений.
5.3. Тексты проектов правовых актов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского языка.
При подготовке текста следует соблюдать следующие общие правила:
а) использование общепринятых, понятных словосочетаний, стандартных языковых оборотов, традиционно употребляемых в письменной речи и имеющих строго определенное истолкование;
б) применение только общепринятых или официально установленных сокращений;
в) использование терминов в прямом общеизвестном значении. Иное их понимание должно быть специально оговорено в проекте;
г) однозначное толкование термина;
д) недопустимость использования двусмысленных и нечетко сформулированных терминов, допускающих разное истолкование, образных языковых средств, вызывающих множество индивидуальных смысловых ассоциаций;
е) недопустимость использования законодательных определений (дефиниций) в случаях, если понятия созданы в процессе переосмысления общеупотребительных слов с использованием специальной лексики; понятия оформлены с помощью слов, которые вследствие частого употребления в речи вызывают множественные смысловые ассоциации; понятия по-разному трактуются юридической наукой и правоприменительной практикой;
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 мая 2015 г. N 45 в подпункт "ж" подпункта 5.3 пункта 5 настоящего приложения внесены изменения
ж) если названия органов, учреждений, объектов упоминаются в проекте несколько раз, то первый раз следует давать полное наименование (в случае необходимости), а затем в скобках формулируется сокращенный вариант по форме: "далее -...", "далее также - ...", который далее будет употребляться в тексте.
Например:
"Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - автономный округ)".
"Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Губернатор автономного округа, Губернатор)".
6. Проекты правовых актов должны содержать:
а) полные наименования органов государственной власти и организаций в соответствии с их положениями и учредительными документами, наименование должностей и фамилий должностных лиц, которым поручается исполнение задания;
б) сроки исполнения заданий;
в) указание относительно официального опубликования применительно к распоряжениям Губернатора, Правительства автономного округа (при наличии необходимости, определяемой инициатором проекта);
г) указание о признании утратившими силу правовых актов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый документ исключает действие ранее принятых.
7. Проекты правовых актов оформляются с применением текстового редактора Word for Windows версии 6.0 и выше, с использованием шрифтов Times New Roman черного цвета, размером N 14, через 1 интервал (для оформления табличных материалов могут применяться шрифты N 8 - 11) с выравниванием основного текста по ширине, на одной стороне стандартного листа формата А4 (210 * 297 мм).
Поля должны иметь следующие параметры:
левое - 2,75 см;
правое - 2,25 см;
верхнее - 2,5 см;
нижнее - 2 см.
При оформлении текста проекта правового акта на двух и более листах вторая и последующие страницы нумеруются. Номера страниц проставляются сверху по центру арабскими цифрами.
При подготовке проектов о внесении изменений в ранее принятые правовые акты всех видов, содержащие табличный материал, исполнителем используется электронная версия действующей редакции правового акта.
8. Основным структурным элементом текста проекта правового акта является пункт, содержащий одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Пункты значительных по объему проектов правовых актов могут объединяться в разделы, которые подразделяются не менее чем на два структурных элемента.
Разделы, при большом объеме текста, могут включать главы. Разделы и главы должны иметь порядковые номера в виде римских цифр.
Заголовок раздела или главы включает соответственно слово "раздел" или "глава" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование раздела или главы.
Пункты правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них.
Если проект правового акта содержит один пункт, то он не нумеруется.
Пункты, разделы в пределах всего проекта правового акта должны иметь сквозную нумерацию. В исключительных случаях пункты каждого раздела проекта правового акта могут иметь отдельную нумерацию в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, согласно порядковому номеру раздела проекта правового акта.
Разделы и главы проекта правового акта должны иметь заголовки.
Пункт проекта правового акта может иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой (кроме последнего), и обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой либо арабскими цифрами в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, либо строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Абзацы пункта (подпункта) не нумеруются.
9. При необходимости для полноты изложения вопроса в проектах правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения правовых актов федерального законодательства и законодательства автономного округа с указанием ссылок на наименование этих документов. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее изданные правовые акты применяются лишь в случае, когда необходимо показать взаимную связь или избежать повторений.
Ссылаться возможно только на действующее законодательство, договоры, соглашения и иные документы. При этом указываются следующие реквизиты в последовательности: вид правового акта, дата подписания, регистрационный номер и заголовок. Ссылки даются на правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные элементы не допускаются.
10. Пункты, которые включают управленческие действия, носящие распорядительный характер, начинаются с глагола в неопределенной форме и дополняются обозначением объекта действия.
Например: "1. Создать рабочую группу в составе...".
11. В качестве исполнителей в проектах правовых актов указываются органы государственной власти автономного округа или конкретные должностные лица.
Если поручение возлагается на орган государственной власти автономного округа, то его наименование указывается в дательном падеже.
Например: "4. Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до 10 июня 2015 года внести на рассмотрение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проект постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".
Если поручение возлагается на конкретное должностное лицо, то указывается полностью наименование должности соответствующего должностного лица, фамилия с инициалами (инициалы ставятся перед фамилией) в дательном падеже.
Например: "3. Директору Департамента финансов - заместителю Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.А.Дюдиной обеспечить своевременное финансирование субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.".
12. В пунктах о вступлении в силу правового акта должны употребляться понятия: "вступление в силу", "распространяет свое действие на правоотношения". Пункт о порядке вступления в силу вводится в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного правового акта, отличный от определенного действующим законодательством автономного округа.
13. Если проект правового акта изменяет, дополняет или признает утратившим силу ранее изданный правовой акт или его отдельные структурные элементы, то один из пунктов проекта правового акта должен содержать ссылку на правовой акт, признаваемый утратившим силу (структурный элемент правового акта), с указанием его вида, даты, номера и заголовка.
В случае признания утратившим силу правового акта (его структурного элемента) в тексте проекта правового акта должен быть пункт, который начинается словами "Признать утратившим силу".
14. В случаях, установленных законодательством автономного округа, проект правового акта должен содержать указание на его официальное опубликование.
15. Приложением к правовому акту является: положение, порядок, правила, программа, регламент, план, таблица, график, карта, схема, изображение, образец документа, состав комиссии (рабочей группы) и т.д.
Пункт проекта правового акта при наличии приложения должен иметь ссылку на него. Ссылки в тексте на приложения к данному акту оформляются словом "прилагаемое" или "приложение" (в случае наличия нескольких приложений), например:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".
Если правовой акт имеет несколько приложений, то каждому приложению присваивается порядковый номер арабскими цифрами по возрастанию. Если приложение 1, то порядковый номер не указывается, например:
Утвердить:
1. Положение об Аппарате Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1).
2. Структуру Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2).
3. Образцы бланков, штампов, печати Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 3).
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 17 мая 2010 года N 87
Положение
об Аппарате Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Приложение 2
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 17 мая 2010 года N 87
Структура
Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Приложение 3
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 17 мая 2010 года N 87
Образцы бланков, штампов, печати Аппарата Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Заголовок приложения в постановляющей (распорядительной) части проекта правового акта должен быть идентичен заголовку, указанному в самом приложении. Заголовок приложения печатается центрованным способом, точка в конце заголовка приложения не ставится.
Приложение к правовому акту является неотъемлемой его частью и оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правовому акту Губернатора, Правительства автономного округа.
При наличии в приложениях к проектам правовых актов таблиц, образцов, форм документов и т.д. они включаются в сам текст приложения непосредственно после их упоминания.
16. В положении (правилах, инструкции и т.д.) основной текст делится на разделы, которые должны иметь названия. Разделы подразделяются на пункты, подпункты и абзацы при их наличии. Разделы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию, а также делиться на абзацы, не имеющие обозначений.
В положении (правилах, инструкции и т.д.) раздел "Общие положения" является первым. В разделе "Общие положения" указываются основания разработки, основное назначение правового акта и сфера его распространения.
17. При наличии в тексте проекта правового акта информации, характеризующей несколько объектов по ряду признаков, указанная информация оформляется в форме таблицы.
Табличные тексты применяются в организационно-распорядительных документах (структура и штатная численность, штатное расписание, план работы, перечень и др.).
Таблицы имеют два уровня деления: вертикальный - графы и горизонтальный - строки. Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовок и подзаголовки граф, а наименования объектов - заголовок и подзаголовки строк таблицы.
Графы таблиц должны быть пронумерованы. Если таблица печатается более чем на одной странице, на последующих страницах заголовочная часть таблицы или номера граф не проставляются. Заголовки граф пишутся с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно целое с заголовком, то есть поясняют его. Если подзаголовок имеет самостоятельное значение, то он пишется с прописной буквы. Точки в заголовках и подзаголовках строк не проставляются.
Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф употребляются только общепринятые условные обозначения.
18. При оформлении проектов правовых актов применяется следующий порядок употребления буквы "ё":
имена собственные (фамилии, имена, отчества, географические названия, названия предприятий и организаций и т.д.) пишутся с употреблением буквы "ё", если ее написание подтверждено документально, например: "Семёнов А.В.";
в остальных случаях буква "ё" может употребляться в написании слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка.
Внесение изменений в ранее принятые правовые акты
19. Внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия другого правового акта того же вида, если иное не установлено федеральным законодательством и (или) законодательством автономного округа.
Изменения вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
20. Внесением изменений считается:
а) замена слов, цифр;
б) исключение слов, цифр, предложений;
в) признание утратившими силу структурных элементов;
г) новая редакция структурного элемента правового акта;
д) дополнение структурного элемента правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
е) дополнение структурными элементами правового акта;
ж) приостановление действия правового акта или его структурных элементов;
з) продление действия правового акта или его структурных элементов.
21. Проект правового акта о внесении изменений в правовой акт и (или) приложение к нему имеют особую структуру текста.
21.1. В случае внесения изменений в правовой акт наименование проекта правового акта должно содержать наименование вида документа, в который вносятся изменения, дату, номер и заголовок правового акта, в который вносятся изменения, например:
"О внесении изменений в постановление
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 17 мая 2010 года N 87
"Об Аппарате Губернатора
Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры"
21.2. При внесении изменений в несколько правовых актов заголовок проекта правового акта излагается в следующей редакции:
"О внесении изменений в некоторые
постановления (распоряжения)
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры"
22. Изменения оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию, или абзацы, не имеющие обозначений, например:
"Внести в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ______ N ______ "О (Об)__________" следующие изменения:
1. В пункте ________ слова "___________" заменить словами "____________________".
2. Пункт ___________ дополнить абзацем следующего содержания:
"_________________________________________________".
Если в правовой акт вносится только одно изменение, то его нумерация не производится, например:
Внести в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от __________ N ______ "О (Об) ___________" изменение, признав пункт ____ утратившим силу.
23. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, пунктов, буквенное или цифровое обозначение подпунктов правового акта при внесении в него изменений о признании утратившими силу структурных элементов правового акта.
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст правового акта до последнего структурного элемента того же вида, присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первого, например: "5.1.".
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего, например:
"Внести в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ______ N ______ "О (Об)__________" следующие изменения:
1. После пункта 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. ____________________________________________________".
2. Пункт 16 дополнить подпунктом г-1 следующего содержания:
"г-1) ____________________________________________________".
24. При внесении изменений в структурные элементы правового акта либо признании их утратившими силу изменение внутренней нумерации в правовом акте недопустимо. При внесении изменений в структурные элементы правового акта подсчет ведется с учетом исключенных и признанных утратившими юридическую силу структурных элементов данного правового акта.
25. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения и признаются утратившими силу, например:
"1. Внести в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ____________ N ______ "О (Об)__________" следующие изменения:
1.1. В пункте 1 слова "_______" заменить словами "_________";
1.2. Подпункт 6.1 пункта 6 дополнить словами "_____________";
1.3. В пункте 7:
1.3.1. Слова "___________" исключить;
1.3.2. Слово "__________" заменить словом "__________";
1.4. Пункт 8 признать утратившим силу;
1.5. Подпункт 9.2 пункта 9 изложить в следующей редакции:
"9.2. _____________________________________________."".
26. Независимо от конк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.