Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 27 ноября 2015 г. N 685-рп
Концепция инициативы
"Новая модель системы дополнительного образования детей" автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2015 - 2018 годах
I. Общие положения
В июне 2015 года на XIX Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" по реализации инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" (далее - Инициатива).
Внедрение Инициативы подразумевает создание сети детских технопарков, где дети могли бы обучаться по дополнительным общеразвивающим программам (вид дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых для детей организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно определяющими содержание и сроки обучения по ним) технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.
Разработка и внедрение Инициативы обусловлены необходимостью:
использования высокого потенциала системы дополнительного образования детей в решении задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен;
формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся, в том числе, на государственно-частном партнерстве, и реализации современных инновационных программ дополнительного образования;
содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.
II. Текущее состояние инженерно-технического направления в дополнительном образовании
В течение последних 3 лет в автономном округе наблюдается устойчивое увеличение количества объединений и охвата учащихся дополнительным образованием технической направленности (от общего количества объединений и охвата учащихся занятиями данной направленности):
Организации дополнительного образования: рост количества объединений - на 6,5 %, рост количества учащихся - на 10,3 %:
динамика количества объединений: в 2012/2013 учебном году - 479, в 2014/2015 учебном году - 512;
динамика охвата учащихся: в 2012/2013 учебном году - 6 154 чел, в 2014/2015 учебном году - 6 859 чел.
Общеобразовательные организации: рост количества кружков - на 35 %, рост количества учащихся - на 22,6 %:
динамика количества кружков: в 2012/2013 учебном году - 305, в 2014/2015 учебном году - 476;
динамика охвата учащихся: в 2012/2013 учебном году - 5 208 чел, в 2014/2015 учебном году - 6 727 чел.
Основные направления дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, реализуемых в образовательных организациях и организациях, предоставляющих услуги по дополнительному образованию: радиоконструирование, автоконструирование и картинг, радиоуправляемые модели машин, судомоделирование, стендовое моделирование, управление маломерными суднами, авиамоделирование, лего-конструирование, техническое моделирование, робототехника.
Во взаимодействии с крупнейшими градообразующими предприятиями автономного округа муниципальные образования провели более 100 совместных мероприятий по профориентации учащихся.
Вместе с тем охват учащихся по дополнительным общеразвивающим программам инженерно-технической направленности в отрасли дополнительного образования в автономном округе является недостаточным - 12,7 % от общего количества учащихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Следует отметить, что существующая структура и содержание образовательных программ технической направленности не отвечают современному уровню развития технологий, приоритетам развития экономики страны, запросам детей и родителей. Все больше усматривается отсутствие единого вектора целей и ослабление связи с рынком труда и производством.
Значительных перемен в системе дополнительного образования можно достичь с использованием механизмов государственно-частного и социального партнерства, с расширением доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования.
Цель проекта - создание условий для подготовки квалифицированных специалистов в научно-технической сфере, выявление интереса и таланта в детях к занятиям научно-техническим творчеством и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения.
Задачи проекта:
увеличение охвата детей инновационными дополнительными общеразвивающими программами технической направленности;
увеличение доли дополнительных общеразвивающих программ научно-технической направленности;
устранение дефицита услуг населению в сфере дополнительного образования;
увеличение доли негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования детей;
создание условий, обеспечивающих равный доступ к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования.
III. Участники Инициативы
Оптимальное внедрение Инициативы может быть обеспечено формированием заинтересованности и запуском эффективных механизмов мотивации всех ее участников: обучающихся, их родителей, преподавателей, организаций системы образования, промышленных и научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти регионального и муниципального уровней.
Обучающимся и их родителям при формировании их жизненных планов необходимо обеспечить привлекательность и полезность участия в образовательных программах Инициативы, реальность "социального лифта" при участии в Инициативе.
Научно-техническим специалистам, преподавателям, педагогам необходимо создать условия для постоянного повышения квалификации, показать, что их активная работа по внедрению Инициативы осуществляется в условиях достойного материально-технического и финансового обеспечения.
Организации высшего и профессионального образования должны иметь возможность использовать ресурсы детских технопарков в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий.
Регион и государство посредством Инициативы решат задачи обеспечения кадрового ресурса для социально-экономического развития, модернизации предприятий и перехода на инновационный путь развития.
IV. Перечень образовательных траекторий детского технопарка
Реализация дополнительных общеразвивающих программ на базе детского технопарка возможна по следующим основным направлениям:
робототехника;
энергетика;
IT и Хакинг;
авиамоделирование;
беспилотный транспорт;
космонавтика;
нейротехнологии;
нанотехнологии;
биотехнологии;
геоинформатика.
V. Ключевые требования к компетенциям преподавательского состава
Направление "IT и Хакинг" - высшее техническое образование, знания и навыки в области администрирования, реверс-инжиниринга, пентеста веб-приложений, знание программирования, терминов XNA, Kinect, Unreal, Enity3D, технический английский.
Направление "Авиамоделирование, беспилотный транспорт" - высшее техническое образование, углубленные знания в области теоретической механики, промышленного дизайна, прототипирования, навыки создания чертежей, работы с 3D-принтером, CAD-программами, производственным оборудованием.
Направление "Робототехника" - высшее техническое или педагогическое образование, знание нотаций C++, LabView, навыки ведения проектной деятельности с детьми, знания основ информатики.
Направление "Космонавтика" - высшее образование (математика, физика), навыки проектирования авто-, авиамоделирования, знание Linux, Windows, основ теории автоматического управления, навыки работы с осциллографом.
Направление "Нейротехнология" - высшее образование (биология), опыт работы с ЭЭГ, знание английского языка.
Направление "Геоинформатика" - высшее образование (геодезия, география и т.п.), знание основ картографии, информатики, ориентация в тенденциях развития современных гаджетов, умение работы с основными из них (смартфон, планшет, навигатор) и желание углубленного изучения их возможностей. Умение работы с пространственными данными, ведение баз геоданных, обработка данных космо- и аэросъемки, ГИС-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.