Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Планируемые достижения в развитии системы общего
образования в автономном округе на период до 2020 года
Несмотря на значительную работу по обеспечению доступности качественного школьного образования, в системе общего образования существует ряд проблем, требующих решения в ближайшей и стратегической перспективе.
Учащиеся общеобразовательных учреждений получают достаточно хорошие предметные знания, однако не могут осмысленно и эффективно применять их в нестандартной учебной и жизненной ситуации, потому что до сегодняшнего дня в качестве основного образовательного результата общеобразовательных учреждений на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки учащихся. Общеобразовательные учреждения крайне медленно переходят к образованию, ориентированному на компетентностный подход, на использование технологий, позволяющих обеспечить продвижение каждого ученика. В школе преобладает классно-урочная форма организации образовательного процесса, слаба индивидуализация процесса обучения, особенно в части предоставления возможности обучения по индивидуальным образовательным программам. В этой связи недостаточно используется потенциал дистанционных форм и объединенных ресурсов образовательной сети для обеспечения реализации таких программ, повышению качества образовательных результатов школьников.
В автономном округе практически отсутствуют эффективные школы-ступени, использующие в образовательной практике методы и подходы к обучению, соответствующие возрастным особенностям школьников.
Слабо распространена организация профильного обучения на уровне сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Недостаточно развито взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Действующие на всех уровнях органы государственно-общественного управления практически не принимают участие в оценке качества образования, предоставляемого школами.
Процедуры аттестации педагогических работников инерционно формализованы, не сформированы механизмы привлечения к участию в ней общественности, при проведении аттестации используются критерии оценки компетентности педагогов, не отражающие требования к результатам образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Сохраняется тенденция старения педагогических кадров. Формы повышения квалификации педагогов недостаточно эффективны, реализуемый в округе образовательный сертификат еще не позволяет директору школы, учителю в полной мере осуществлять выбор программы для повышения квалификации, не сложился механизм контроля качества реализуемых программ. Не развиты профессиональные ассоциации педагогов.
До 2020 года для достижения стратегической цели - повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа - необходимо решение ряда взаимосвязанных задач.
Задача 1. Обеспечение доступности качественного общего образования независимо от социального положения и места жительства.
Направления деятельности:
создание условий для функционирования эффективной сети и различных форм получения общего среднего образования (ресурсные центры, базовые школы, школы-ступени, экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.);
развитие системы дополнительного образования школьников;
создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
создание системы интегрированного (инклюзивного) школьного образования, включая в качестве ее элементов индивидуальное, надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
Задача 2. Обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ.
Направления деятельности:
расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей;
создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам (в т. ч. профессиональной подготовки) с учетом особенностей психофизиологического развития детей;
внедрение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих повышение функциональной грамотности школьников автономного округа;
разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия учреждений в реализации основных образовательных программ общего образования.
Задача 3. Формирование механизмов оценки качества школьного образования.
Направления деятельности:
создание и внедрение системы объективного учета учебных и внеучебных достижений обучающихся;
внедрение на всех ступенях общего образования системы объективной оценки качества образовательных результатов путем использования процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов, включая международные исследования (PISA, TIMSS и др.);
разработка и реализация комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования.
Задача 4. Обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей.
Направления деятельности:
разработка и внедрение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения каждого школьника;
внедрение установленных Федеральных государственных образовательных стандартов для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих необходимые достижения как в сфере образования, так и в жизненной компетенции;
создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи ребенку;
развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи с участием научных школ, бизнес-структур и других институтов гражданского общества.
Задача 5. Создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.
Направления деятельности:
развитие всестороннего сотрудничества педагогов, обучающихся, родителей, обновление института классного руководства;
развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом;
развитие инновационных форм ученического самоуправления, детских общественных объединений для приобретения обучающимися правового, гражданского, экологического и социального опыта, умения принять осознанный самостоятельный выбор;
совершенствование организации изучения языка, истории и культуры коренных малочисленных народов Севера;
сохранение и развитие позитивных форм детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности воспитания в условиях миграционных процессов и поликультурной среды автономного округа.
Задача 6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни.
Направления деятельности:
создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;
осуществление мер по оптимизации учебной, психической и физической нагрузки школьников путем изменения содержания образования, введения многообразия форм организации образовательного процесса, создания разнообразной учебной среды, гибких графиков работы школ и т. д.;
внедрение инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей и молодежи, основанных на самоорганизации здорового образа жизни;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и спортом;
организация горячего питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в соответствии с государственным стандартом питания школьников;
реализация системы мер по организации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.
Задача 7. Развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.
Направления деятельности:
создание современной образовательной среды для повышения эффективности организации управления системой образования и качества образовательных услуг;
создание условий для подключения каждого рабочего места обучающихся и педагогов к широкополосному Интернету;
разработка и внедрение инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов;
создание Центра дистанционного образования и организация на его базе профильного обучения, дополнительного и непрерывного образования, обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием социальных сервисов сети Интернет;
создание для участников образовательного процесса единой системы доступа к информации.
Задача 8. Разработка системы мер, направленных на формирование новых высококвалифицированных педагогических кадров.
Направления деятельности:
внедрение системы мер по мотивации роста профессионального уровня педагогов путем введения системы оплаты труда за качество и результаты, инновационных моделей аттестации, системы "социальных пакетов" и др.;
создание системы качественного сетевого непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров, включая создание "стажировочных" площадок на базе инновационных школ округа;
создание условий для формирования ассоциаций работников системы образования, советов руководителей образовательных учреждений и других институтов гражданского общества, а также эффективных механизмов их участия в управлении образованием и оценке его качества;
институционализация новых специальностей "учитель-менеджер", "сетевой учитель", "учитель-тьютор", "менеджер образования" и др.
Задача 9. Внедрение организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования школ.
Направления деятельности:
расширение программно-целевых методов финансирования, концентрация бюджетных средств на реализацию стратегических приоритетов развития общего образования;
развитие экономической самостоятельности школ;
повышение средней заработной платы работников образования с учетом качества и результативности их труда до уровня средней заработной платы в целом по экономике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
развитие многоканального финансирования;
внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений (автономные учреждения и др.);
развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных проектов, направленных на развитие школьного образования;
переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию индивидуальных образовательных потребностей личности в рамках образовательных программ.
Задача 10. Развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.
Направления деятельности:
внедрение системы мер по обеспечению открытости школьного образования;
развитие эффективного института органов государственно-общественного управления на всех уровнях (школьный, муниципальный, региональный), создание условий для наделения их широкими управленческими полномочиями по определению программ развития, организации образовательного процесса, решению кадровых вопросов, укреплению материально-технической базы и др.;
введение государственно-общественной системы аккредитации образовательной деятельности и образовательных программ;
разработка и внедрение механизмов привлечения общественности к процедуре аттестации педагогических работников;
создание эффективной системы межотраслевого, межмуниципального сотрудничества.
Опыт модернизации системы общего образования автономного округа в части внедрения системы оценки качества образования, развития форм сетевого взаимодействия, а также по направлению развития государственно-общественного управления в сфере общего образования может использоваться в других регионах Российской Федерации.
В системе общего образования автономного округа к 2020 году произойдет обновление организационно-экономических механизмов, обеспечивающих повышение качества образования; будет реализована гибкая система заработной платы педагогов, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимый со средним уровнем зарплаты в экономике автономного округа и стимулирующий качество работы. Изменятся подходы к управлению в системе образования:
участие общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);
регулярное обеспечение потребителей и общественности информацией школ о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственных сайтах;
повышение роли профессионального сообщества педагогов (ассоциаций, союзов) в управлении образованием на уровне педагогических коллективов.
Будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам с учетом расширения практики дистанционного образования. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Увеличится возможность выбора образовательных ресурсов, будет обеспечена широкая вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Изменятся используемые педагогом образовательные технологии, расширится спектр ролей учителя (консультант, тьютор). Будут созданы специальные школы - "школы-ступени" - для младших школьников, подростков и юношей, которые позволят сконцентрировать и эффективно использовать образовательные ресурсы, специфические для каждого возрастного этапа развития. Школьное образование будет ориентировано на формирование у учащихся компетентностей: практических навыков, способностей применять знания и реализовывать собственные проекты. Учащимся будет обеспечена возможность построения индивидуальной образовательной траектории, когда часть набора образовательных услуг формирует не педагог/государство, а сам учащийся. Образовательные учреждения различных типов вовлечены в единую сеть по предоставлению комплекса образовательных услуг в различных комбинациях, в первую очередь во внедрении технологий жизненного самоопределения. Развитие деятельности Центров дистанционного образования, особенно в сельской местности, будет способствовать удовлетворению образовательных потребностей каждого учащегося. Получит дальнейшее развитие инклюзивное образование. Создание безбарьерной образовательной среды, развитие дистанционного образования обеспечат доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На уровне автономного округа будет разработана и реализована прозрачная объективная система оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, которая станет основой перехода к следующему уровню образования.
Индикаторы (показатели)
эффективности реализации стратегии развития образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года
Приоритетные направления |
Результаты исполнения |
||
Показатели |
2015 год |
2020 год |
|
Создание на всех уровнях образования системы образовательных ресурсов (организационно-управленческих моделей для реализации обновленного содержания образования, технологических средств, инфраструктурных единиц), соответствующей требованиям современной экономики, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг вне зависимости от места жительства |
доля первоклассников, прошедших обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста (ежегодно) |
95 |
98 |
доля муниципальных образований, в которых действуют институты поддержки семейного воспитания |
50 |
100 |
|
доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в неспециализированных образовательных учреждениях |
55 |
70 |
|
доля учащихся 8-9 классов, проходящих предпрофильную подготовку |
100 |
100 |
|
Доля учащихся 10-11-х классов, обучающихся по программам профильного обучения (за исключением универсального профиля) |
85 |
100 |
|
доля выпускников, получивших профессиональную подготовку в ходе обучения на старшей ступени общего образования |
22 |
25 |
|
доля граждан, удовлетворенных качеством образования (по результатам социсследования) |
80 |
85 |
|
Повышение эффективности управления образованием через использование новых организационно-экономических механизмов, внедрение региональной системы оценки качества образования с обеспечением информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием общественных объединений и представителей работодателей) |
доля образовательных учреждений, имеющих реально функционирующий орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления |
80 |
100 |
доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, отвечающих современным нормам |
65 |
90 |
|
доля образовательных учреждений общего и профессионального образования, имеющих доступ к широкополосному Интернету |
100 |
100 |
|
доля педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, прошедшего подготовку или повышение квалификации по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям |
40 |
100 |
|
доля педагогов, использующих информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе |
75 |
100 |
|
доля педагогов пенсионного возраста в общеобразовательных учреждениях |
15 |
10 |
|
Повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования |
доля обучающихся, для которых созданы возможности обучаться по индивидуальной образовательной программе на старшей ступени общеобразовательного учреждения |
50 80 |
80 100 |
доля детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию |
52 |
60 |
|
доля учащейся молодежи в возрасте 14-25 лет, участвующей в конкурсах и олимпиадах |
15 |
25 |
|
доля учащейся молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, участвующей в различных формах в научной и исследовательской деятельности |
10 |
20 |
|
доля учащейся молодежи в возрасте 14-25 лет, осваивающей образовательные программы для одаренных детей и талантливой молодежи и получающей консультации через систему дистанционного и очно-заочного обучения с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций региона |
5 |
10 |
|
Доля выпускников общеобразовательных учреждений из числа коренных малочисленных народов Севера, обучающихся на подготовительных отделениях и по специальным адаптационным программам в учреждениях профессионального образования автономного округа: окончивших 9 классов окончивших 11 классов |
6 20 |
7 22 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.