Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 29 декабря 2012 г. N 557-п в раздел I настоящего приложения внесены изменения
Раздел I. Текущее состояние системы общего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ) осуществляют деятельность 375 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 180 686 человек. С 2010 года планомерно увеличивается численность обучающихся в школах, в основном, за счет учащихся начальных классов, что обусловлено высокими показателями естественного прироста населения. В 2011-2012 учебном году общее количество школьников выросло более чем на 3 тысячи человек. Школы расположены: в городах 68 % и только 32 % - в сельской местности. В 12 гимназиях и 9 лицеях (в том числе государственное общеобразовательное учреждение "Югорский физико-математический лицей") обучаются 15982 учащихся. В 19 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях созданы условия для 2085 обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии I-VIII видов. Охват образованием детей, нуждающихся в специальном образовании, составляет 99,1 % от общего количества детей, нуждающихся в данном виде образовательных услуг, при этом 44 % обучаются в общеобразовательных учреждениях, что дает возможность детям с ограниченными возможностями обучаться без отрыва от семьи, в родной среде. Повышению доступности качественного образования способствует центр дистанционного образования автономного округа: 383 школьника с ограниченными возможностями здоровья, около 500 учащихся 10-11 классов автономного округа обучаются с использованием дистанционных технологий по профильным предметным курсам. Средняя наполняемость старшей ступени в общеобразовательных школах автономного округа - 70,1 человек, 56,7 % от числа всех обучающихся осваивают программы повышенного уровня или обучаются в профильных классах. Соотношение учитель/ученик составляет 14,8.
С целью развития практики "школ-ступеней" в двух муниципальных образованиях автономного округа разработаны и реализуются проекты 2 многопрофильных школ для старшеклассников (г. Нижневартовск, г. Нефтеюганск), апробируются инновационные образовательные программы, разрабатывается общая модель школы для старшеклассников для городов автономного округа.
В автономном округе созданы условия для получения обязательного общего образования для всех детей независимо от места проживания. В труднодоступных и отдаленных местностях (Белоярском, Березовском, Кондинском, Нижневартовском, Октябрьском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах) действуют 80 малокомплектных сельских школ с 8000 обучающимися.
В целом охват обязательным общим образованием в автономном округе составляет 93,8 %, что соответствует общероссийскому уровню, в 6 % входят дети, необучаемые по медицинским показаниям, выбывшие из образовательных учреждений по различным причинам. Проявлению способностей, талантов каждого ребенка способствует имеющаяся в автономном округе сеть учреждений дополнительного образования различной направленности и ведомственной отнесенности. Охват учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием по итогам прошлого года составил 72 %. В 2011 году количество участников различных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций на 1000 учеников общего образования составил около 180 человек. Особое внимание уделяется обеспечению условий для внеаудиторной занятости: кружками, спортивными секциями, творческим занятиям. В кружках и секциях при общеобразовательных учреждениях занимаются более 55 % обучающихся. Однако недостаточно распространены формы работы, способствующие становлению гражданской позиции, социальных компетентностей.
По уровню благоустройства зданий в автономном округе достигнуты сравнительно высокие показатели: 9 школ из 10 имеют все виды благоустройства. Большая часть школьников автономного округа обучается в первую смену (доля учащихся, обучающихся во вторую смену, составляет 22 %). Удельный вес численности школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных (лицензионных) медицинских кабинетов и не менее 1 квалифицированного медицинского работника, составляет 83 %, по данному показателю автономный округ - лидер среди регионов Российской Федерации.
Ежегодно за счет средств регионального бюджета на 20 % обновляется фонд школьных библиотек. В связи с переходом с 2011 года на Федеральные государственные образовательные стандарты, увеличивающимся количеством учащихся начальной школы, выявлена потребность в обеспечении федеральным комплектом учебников по вариативным программам учащихся 1-2-х классов.
Согласно анализу состояния здоровья школьников автономного округа, проведенного за период с 2007 по 2010 годы, показатели заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет остаются на одном уровне, при этом количество детей, страдающих заболеваниями эндокринной системы снизилось на 18 %, болезнями органов пищеварения - на 23 %. Показатели прироста по группам здоровья имеют положительную динамику, к I группе здоровья отнесено 11 % школьников, ко II группе - 72,6 %, к III группе - 15,6 %.
В общеобразовательных учреждениях автономного округа 100 % обучающимся предоставляется горячий завтрак. Двухразовое горячее питание организовано для льготных категорий обучающихся. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2006 года N 30-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" из бюджета автономного округа осуществляется финансирование мероприятий по организации горячего питания обучающихся дневных общеобразовательных учреждений.
Однако на основании требований СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). В связи с этим выделены средства в целевой программе автономного округа "Новая школа Югры на 2010 - 2013 и на период до 2015 года", за счет которых планируется провести модернизацию 30 школьных столовых, а также реконструкцию и строительство 28 школьных зданий.
Общеобразовательные учреждения оснащены современным учебным и компьютерным оборудованием, 100 % обеспечены доступом к сети Интернет. Численность учащихся общеобразовательных учреждений в расчете на 1 компьютер составляет 11 человек. Сетью межшкольных методических центров обеспечено методическое сопровождение использования цифровых образовательных ресурсов, информационных технологий в школах автономного округа. Организован доступ к базе электронных образовательных ресурсов, более 70 % учителей активно используют возможности информационной среды в своей практике, что подтверждается при анализе образовательных программ школ, при аттестации педагогов. В муниципальных образованиях действуют порталы для профессионального общения учителей в сети, практикуется экспертиза рабочих программ, используются электронные журналы и дневники.
Образовательный процесс в школах обеспечивают 10453 учителя, из них 89,4 % составляют женщины. Имеют высшее образование 98 % учителей. Доля педагогов пенсионного возраста стабилизировалась за последние 2 года и составляет 21,6 %, доля молодых педагогов со стажем до 5 лет - 8 %, в возрасте до 35 лет - 21,9 %. Основной состав педагогического корпуса это учителя в возрасте от 35 до 55 лет. Высшую квалификационную категорию имеют 24 % учителей. Доля вакансий в системе общего образования округа стабильно невелика - 0,48 %, что ниже, чем в Российской Федерации и в среднем по сопоставимой группе регионов. Учителям, отработавшим в образовательных учреждениях на территории автономного округа не менее 10 лет, при выходе на пенсию производится единовременная выплата в размере не менее 25 базовых окладов.
Нагрузка учителей на всех уровнях, а особенно в основной школе, довольно высока - большая часть преподавателей работает более чем на 1 ставку: в среднем в 2011 году - 1,3-1,4 ставки. Объективным показателем качества результатов работы школ является пока только ЕГЭ: с 2009 года увеличивается доля участников, сдавших 3 и более предметов - с 76,69 % до 82,71 %, причем выше минимального порога из них - 95,7 %.В 2 раза увеличилось число выпускников, получивших 100 баллов. Стабильным остается значение показателя качества: доля сдавших все экзамены с результатом 70 и более баллов - 2-2,7 %.
С 2011 года в системе образования осуществляется переход на региональную систему оценки качества образования, учитывающую динамические показатели образовательных результатов на основе мониторинговых исследований. В пилотных школах проходит апробацию инструмент "Дельта-тестирование", позволяющий ввести в практику формирующую оценку, учитывать динамику учебных результатов каждого учащегося. Параллельно с уровня каждой школы ведется социологическое сопровождение для учета степени сформированности социальных компетенций учащихся, выявления точек напряжения в подростковой среде и соответствующей корректировке планов воспитательной работы.
Объем средств на повышение квалификации в бюджете автономного округа стабильно составляет 0,4 % от общего объема средств на образование, что позволяет ежегодно повышать квалификацию не менее 25 % педагогических и руководящих работников. В объеме средств на модернизацию общего образования из целевой программы "Новая школа Югры" средства на повышение квалификации в 2011 и 2012 годах составляют 14 % и 10 % соответственно. На основе сформулированного директорами школ заказа определены приоритетные направления повышения квалификации, единые подходы к структуре и содержанию учебных программ, их экспертизе. Региональный заказ на повышение квалификации осуществляет автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", 30 % от общего объема средств на повышение квалификации направляется на открытый конкурс в соответствии со сформированными школами заявками. На сегодняшний день обеспечивают повышение квалификации также 3 региональных вуза. В автономном округе формируется персонифицированная система на основе передачи бюджетных средств в то или иное учреждение, в зависимости от того, у кого школа, педагог "покупает" образовательную услугу. В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты особый дефицит выявлен в качественных программах повышения квалификации, обеспечивающих освоение деятельностного подхода. Поиск мотивации потребителя на услуги системы повышения квалификации является на сегодняшний день основной управленческой задачей, в связи с внедрением системы оценки качества образования.
При высоких общих показателях оснащенности школ электронными средствами обучения выявлен дефицит в автоматизированных рабочих местах (далее - АРМ) для учителей начальной школы, перешедшей на работу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с 2011 года (2011 год - 25 % АРМ учителей оснащенность кабинетов начальной школы).
На новую систему оплаты труда образовательные учреждения перешли с 2008 года, на нормативно-подушевое финансирование - с 2009 года. В структуре норматива расходы на учебное оборудование составляют 5 % и направляются школами преимущественно на модернизацию учебного, спортивного, учебно-производственного оборудования. В соответствии с действующим в автономном округе законодательством в общеобразовательных учреждениях реализуются различные модели государственно-общественного управления на уровне общего образования. Работают региональный, муниципальный советы, управляющие советы образовательных учреждений, подготовлены и осуществляют методическое сопровождение тьюторы общественных управляющих. Так, обеспечивается открытость системы образования. Комиссионно, с участием общественности, принимаются решения о критериях стимулирующей части в новой системе оплаты труда, о поощрении талантливых и демонстрирующих высокие достижения педагогов, руководителей образовательных учреждений. Несмотря на то, что в автономном округе государственно-общественное управление закреплено законом, публичные доклады пишутся уже не канцелярским языком, публикуются на сайтах, нельзя в полной мере говорить об участии общества в формулировании запросов к школе, в оценке качества образования и об адекватном представлении о параметрах результатов в самом профессиональном сообществе.
Те оргструктуры, которые отвечают задачам перехода к новому качеству образования, в настоящий момент еще не сложились. Создание региональных экспертных групп, формирование квалифицированного менеджерского состава в школах округа - часть общего проекта по внедрению региональной системы оценки качества образования.
Заработная плата учителей в 2010 году составляла 35073 руб. или 82,9 % от средней по экономике (42319,9 руб.) в 1 квартале 2011 года. Увеличение базовой единицы, общего фонда оплаты труда и, соответственно, стимулирующей части позволило в 2011 году выровнять соотношение средней заработной платы учителей к средним показателям по экономике, с учетом высоких показателей по нефтегазовой отрасли, составляющей базу экономики региона. Практика реализации новой системы оплаты труда (далее - НСОТ) работников образовательных учреждений в автономном округе в течение 2 лет выявила необходимость доработки действующих механизмов. Государственными учреждениями и муниципальными образованиями на основе веских аргументов сформированы предложения по изменению условий оплаты труда некоторых категорий работников, а также выявлена необходимость дополнительного повышения уровня оплаты труда молодым специалистам. Несмотря на необходимость корректировки реализуемой в системе образования округа модели новой системы оплаты труда, анализ обращений граждан показал, что практически отсутствуют обращения, мотивированные неприятием нововведения. Это свидетельствует об эффективном внедрении механизмов НСОТ в практику работы образовательных учреждений, снижении беспокойства работников в части оснований начисления заработной платы.
У 78 % школ и органов управления образованием есть собственные сайты, 55 % учреждений от общего числа школ автономного округа регулярно на них размещают публичные отчеты. Ежегодно 89 % общеобразовательных учреждений и 100 % муниципальных органов управления образованием представляют публичные отчеты. В 2011 году осуществлен переход на предоставление Департаментом образования и молодежной политики автономного округа государственной услуги по аттестации педагогов в электронной форме: направление пакета документов и тестирование педагога через автоматизированную систему "Naumen" по защищенным каналам Интернет, защита проектов для претендующих на первую и высшую категории дистанционно через Webinar. В связи с введением нового механизма аттестации пропорционально сократилось число желающих пройти (подтвердить) аттестацию на высшую категорию и увеличилось - на первую. В 2010 году в школах автономного округа работали 3040 учителей высшей категории (24,6 %), в 2011 году 2947 (24,2 %). Выявлена потребность в совершенствовании механизма аттестации, осуществлении перехода на учет вклада учителя в динамику образовательных результатов учащихся, внедрении инструментов формирующей оценки на уровне образовательного учреждения. Соответственно развитию системы оценки качества образования необходимо вносить изменения в действующую систему оплаты труда учителя.
С 2010 года модернизация общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, направленная на реализацию основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", осуществляется на основе целевой программы "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года N 160-п (далее - Программа), Комплекса мер по модернизации общего образования, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июля N 266.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июля 2011 г. N 266-п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.