Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни.
Потребительский рынок является индикатором происходящих в автономном округе социальных и экономических перемен, так как на долю потребительских расходов приходится около 62,4 % всех денежных расходов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При разработке Программы учтены положения Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года N 491-рп.
Потребительский рынок Югры динамично развивается. При этом еще остается ряд проблем, требующих решения.
Так объемы реализации, ассортимент и качество товаров, стабильность их поставок в розничную сеть напрямую зависят от состояния оптового звена. Оптовое звено продовольственных товаров в автономном округе представлено только 6 крупными предприятиями, которые размещены в городах Сургут, Нижневартовск, Нягань, что недостаточно, учитывая потребность розницы. Поставки в розничную торговлю автономного округа осуществляются через оптовые склады других регионов Российской Федерации (Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Москва). Недостаточное развитие оптовой торговли в Югре и зависимость от оптового звена других регионов отражается на качестве прогнозирования запасов товаров первой необходимости, стабильности ассортимента и, как следствие, вызывает колебания розничных цен.
Основные проблемы розничной торговли автономного округа:
нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 м2;
территориальные диспропорции в размещении предприятий;
еще достаточно высокий уровень выявления фактов нарушений санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей;
увеличение числа обращений граждан с признаками нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, вызванные в том числе и растущими требованиями потребителей к качеству продукции;
проблема обеспечения населения автономного округа, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товародвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости, по доступным ценам;
низкая обеспеченность населения торговыми объектами. Значительная доля затрат предпринимателя в торговле приходится на арендную плату, полноценное развитие розничного бизнеса в такой ситуации ведет к большим рискам;
низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).
Сегодня фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в автономном округе составляет 664,6 м2 на 1000 жителей. При этом отмечается большая дифференциация уровня фактической обеспеченности населения в муниципальных образованиях Югры - в некоторых из них он не достигает минимального значения.
Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.
Особая роль в развитии розничной торговли отводится ярмаркам, которые должны находиться в шаговой доступности для населения.
Необходимо создавать возможности для развития удаленной торговли, у которой требования к торговым площадям менее жесткие. При этом для ее развития, особенно для торговли свежим продовольствием, требуются системы оптовых рынков (терминалов).
Развитое оптовое звено - это основа для построения разноформатной торговли и здоровой конкурентной среды. Система оптовых терминалов инфраструктурно поддерживает развитие конкурентной среды для производителей и розницы всех форматов:
сетевые распределительные центры ориентированы на работу с крупными сетевыми операторами. Используют удобное для крупных сетевых операторов оборудование и приемы обслуживания грузов (крупные единообразные партии товара соответствующим образом упакованы и т. п.), электронную обработку данных, максимально приближенную к нуждам автоматизации сетевых структур. Следовательно, сетевая розница получит максимально удобную для нее логистику, бесперебойные поставки и другие необходимые для работы сетей преимущества. Современные специализированные распределительные центры - одна из основ для полноценного развития сетевой розничной торговли;
система оптовых терминалов - обслуживание несетевых форм торговли: широкий сбыт скоропортящихся товаров; обеспечение дополнительного контроля качества продуктов на "входе" и "выходе" - реальный фитосанитарный контроль; предоставление дополнительных услуг: банковских, упаковки и маркировки, маркетинговых; система электронного учета товаров и цен в дальнейшем послужат основой для мониторинга.
Решение вопросов развития оптового звена возможно путем создания условий для реализации крупных инвестиционных проектов в торгово-логистической сфере с ориентацией на оказание услуг оптовой торговли.
В результате все производители вне зависимости от размера поставляемых партий товара получат возможность максимально короткого пути сбыта своей продукции. Все торговые организации и частные предприниматели вне зависимости от формата торговли будут иметь доступ к одинаково качественной продукции в максимально широком ассортименте.
Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Наиболее остро это решение требуется в сфере реализации товаров на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основное количество подобной продукции. В последние годы в автономном округе отмечается рост удельного веса пищевой продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (с 2,4 % в 2008 году до 3,9 % в 2010 году). Удельный вес пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, несмотря на снижение с 7,0 % в 2008 году до 5,8 % в 2010 году, остается еще на высоком уровне. Сложившаяся ситуация является, в том числе, следствием нарушения условий транспортировки и хранения пищевых продуктов (недостаточный объем холодильного оборудования, большой процент его износа). Создание условий для реализации крупных инвестиционных проектов в торгово-логистической сфере решает и эту задачу. Также ее решению способствует контрольная деятельность Роспотребнадзора и координационных и совещательных органов автономного округа, созданных в сфере потребительского рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.