Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего образования в 2011-2012 годы
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии
Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на конец 2011 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
100,6 |
100,6 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) (проценты) |
12,2 |
12,2 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
28,5 |
28,5 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, (проценты) |
11,8 |
11,8 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей, (проценты) |
20,0 |
20,0 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
9,3 |
9,3 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная |
положительная |
В 2011-2012 учебном году 100 % учителей первых классов прошли повышение квалификации по работе с новыми программами в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС); приобретено и установлено в школах округа 215 единиц учебно-лабораторного оборудования по физике, химии, биологии, комплектов интерактивных карт по истории и географии, 391 комплект компьютерного оборудования. Кабинеты начальных классов оснащены 261 интерактивной доской. Школьные библиотечные фонды пополнены 358 140 экземплярами учебной литературы, 100 % первоклассников обеспечены учебниками. Общеобразовательные учреждения оснащены современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового стандарта к условиям образовательной деятельности. По итогам 2011 года средний показатель доли обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС начального общего образования, составил 80,8 %.
С целью последующей регламентации учета динамических показателей учащихся в учебной деятельности в 3 пилотных школах апробирован инструмент "Дельта-тестирование". Организовано социологическое сопровождение учебного процесса для работы с данными о сформированности социальных компетенций учащихся.
Региональные структуры, организующие повышение квалификации, в течение года обеспечили модернизацию программ курсовой подготовки учителей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию основной образовательной программы, рабочих программ. На уровне региона уточнены требования к программам повышения квалификации и переподготовки педагогов в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе дополнены обязательным включением в программы практического блока с привлечением опыта работы инновационных школ.
Уровень заработной платы учителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округа) достаточно высокий, по сравнению в том числе с регионами Уральского федерального округа. За счет мер, принятых Правительством автономного округа, в 2011 году среднеокружной уровень заработной платы учителей увеличился на 19,5%, и составил 41 933,4 рубля. Что обеспечило достижение запланированного значения показателя. В 2011 году по данным ведомственной статистики минимальное число вакансий в школах округа - 0,5 % (61 вакантная должность).
Таблица 2
Значения показателей результативности предоставления субсидии
Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на конец 2012 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за |
102 |
108,5 |
|
IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
|
|
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) (проценты) |
23 |
23,2 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
52,3 |
52,3 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
2,2 |
2,2 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
6 |
28,6 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
22 |
24,6 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
9 |
18,9 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная |
положительная |
Обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организовано во всех 1 и 2 классах школ округа и в 3 классах - на базе действующих стажировочных площадок. В пилотном режиме апробируются программы по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в 5 классах. Организована деятельность 41 пилотной и стажировочной площадки в 12 муниципальных образованиях. Ежегодно за счет средств регионального бюджета на 20 % обновляется фонд школьных библиотек, учащиеся на 100% обеспечены учебниками.
Повышение квалификации административного аппарата, руководителей образовательных учреждений, учителей начальных классов, учителей-предметников осуществлялось на основе принципа подготовки команд учреждений, с учетом инварианта и специфики каждой школы. В качестве механизма, стимулирующего школы на разработку в проектном ключе основной образовательной программы, программы развития учреждения на основе требований ФГОС, в 2012 году использовался конкурс с последующим повышением квалификации по программе "Менеджмент образования". Из 87 проектных заявок по результатам экспертизы 40 работников общеобразовательных учреждений прошли курсовую подготовку, в ходе которой подготовлено 20 проектов, направленных на повышение качества образовательных услуг, конкретными школами в разных муниципалитетах. В 53 школах автономного округа в 2012 году проводилась работа по применению мониторинга индивидуального прогресса учащихся в мышлении и понимании на материале учебных предметов "Дельта", 36 педагогов прошли курсовую подготовку по работе с данным инструментом. Учителя по итогам применения подтверждают практическую ценность инструмента в наблюдении за продвижением каждого учащегося в освоении способов деятельности, предметных результатах, а также в рефлексивном опыте и совершенствовании используемых педагогических техник.
В 2012 году по данным ведомственной статистики минимальное число вакансий в школах округа - 0,5 % (56 вакантных должностей).
Наиболее значимые результаты, достигнутые за счет реализации комплекса мер за 2 года, фиксируемые с использованием данных Росстата, мониторинга "Наша новая школа".
Цели и задачи Комплекса мер в течение 2011-2012 годов решались, помимо утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 1064-р, от 27 декабря 2011 года N 2392-р объемов средств, за счет средств целевой программы "Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года" и регионального бюджета, направленных на обеспечение повышения заработной платы учителей, реализацию общеобразовательных программ.
В качестве ключевого эффекта следует отметить увеличение доли учащихся, обучающихся в современных условиях. Более чем половине учащихся (79,1 %) предоставлено от 81 до 100 % условий, что на 20 процентных пунктов превышает показатели 2011 года. Отмечаются высокие темпы улучшения условий обучения: в 2011 году сдано в эксплуатацию 6 школ, соответствующих современным требованиям, в 2012 году 2 школы (в том числе 1 реконструкция). Строительство новых школ, капитальный ремонт в 28 школах позволили снизить долю учреждений с износом более 60 %, обеспечить замещение ветхих зданий современными, соответствующими всем требованиям к организации образовательного процесса.
Удельный вес численности школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных (лицензионных) медицинских кабинетов и не менее 1 квалифицированного медицинского работника, составляет 94,8%, по данному показателю автономный округ - лидер среди субъектов Российской Федерации.
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2Мб/с) составила в 2012 году 51,8 %, что более чем на 10 процентных пунктов больше, чем в 2011 году. С учетом технических возможностей поставщиков услуг ведется работа по повышению качества работы каналов связи, используемых в школах округа, расположенных в труднодоступных районах.
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дистанционными формами обучения, составила в 2012 году до 89 % от общего числа детей, которым это показано. Центр дистанционного обучения автономного округа обеспечивает сопровождение дистанционного обучения по профильным курсам на ресурсе система дистанционного обучения некоммерческое партнерство "Телешкола", параллельно запущен проект по разработке собственного контента в рамках функционирования регионального Интернет-ресурса "Сетевое сообщество образования Югры".
Средняя наполняемость старшей ступени в общеобразовательных школах округа - 68 человек, 83,1 % от числа всех обучающихся осваивают программы повышенного уровня или обучаются в профильных классах. С учетом региональных особенностей, наличия малокомплектных школ в труднодоступных местностях значение показателя по количеству учащихся на 1 учителя - 14,8.
Помимо мероприятий по обеспечению качества условий для обучения, существенные вложения были направлены на изменение практики, для обеспечения соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов процессуальных характеристик. Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся школ автономного округа осуществляется на постоянной основе и включает в себя наблюдения за индивидуальным прогрессом школьников в мышлении и понимании на материале учебных предметов. Повышение квалификации управленческих команд школ проведено с обязательным представлением и защитой проектов школ и последующим консультационным сопровождением, дополнительной поддержкой наиболее системных проектов на базе 11 региональных инновационных площадок. Реализуется проект многопрофильной школы для старшеклассников, подготовлены рекомендации по внедрению модели школы для старшеклассников.
Охват учащихся общеобразовательных учреждений дополнительным образованием составляет 72 %. Особое внимание уделяется обеспечению условий для внеаудиторной занятости на базе школ - кружки, спортивные секции, творческие занятия. В кружках и секциях при общеобразовательных учреждениях занимаются более 55 % обучающихся. Всего в школах автономного округа ежегодно организуется порядка 5 650 кружков, что составляет в среднем 16 кружков на 1 школу.
Всеми видами благоустройства обеспечены 92 % школ автономного округа, средствами пожарной и антитеррористической безопасности соответственно 60 и 74 % школ. В общеобразовательных учреждениях автономного округа 100 % обучающимся предоставляется горячий завтрак. Двухразовое горячее питание организовано для льготных категорий обучающихся. Для выполнения требований СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45, в целевой программе автономного округа "Новая школа Югры на 2010 - 2013 и на период до 2015 года" выделены средства на модернизацию 30 школьных столовых. В настоящее время условия для предоставления двухразового горячего питания созданы в 48 % школ округа. Образовательный процесс в школах обеспечивают 12 333 учителя, 98 % учителей имеют высшее образование. Доля педагогов пенсионного возраста незначительно выросла за 2012 год - 25,8 %, доля молодых педагогов со стажем до 5 лет также возросла с 8 % до 10,7 %, в возрасте до 35 лет стабильные значения показателя - 21,7 %. Основной состав педагогического корпуса это учителя в возрасте от 35 до 55 лет, 23% учителей имеют высшую квалификационную категорию. Доля вакансий в системе общего образования округа стабильно невелика - 0,5 %, что традиционно ниже, чем в Российской Федерации и в среднем по сопоставимой группе регионов. В 2012 году принятые Правительством автономного округа меры позволили обеспечить повышение среднего уровня заработной платы учителей.
Содержанию аттестационных процедур в автономном округе уделяется особое внимание, на электронной площадке организуется защита педагогических проектов аттестуемых на высшую категорию учителей. Предоставление Департаментом образования и молодежной политики автономного округа государственной услуги по аттестации педагогов в электронной форме осуществляется через автоматизированную систему "Naumen" по защищенным каналам Интернет. В связи с введением нового механизма аттестации пропорционально сократилось число желающих пройти (подтвердить) аттестацию на высшую категорию и увеличилось - на первую. В 2010 году в школах округа работали доля учителей высшей категории - 24,6%, в 2012 году 23%. В школах автономного округа доля учителей со стажем до 5 лет составляла: в 2011 году - 9,6 %, в 2012 году - 10,7 % доля педагогов в возрасте до 35 лет стабильна - 21,8 %.
На уровне муниципальных образований автономного округа учителям оказывается поддержка в части обеспечения жильем. Из числа принятых на работу в 2012 году 151 учитель обеспечен отдельной благоустроенной квартирой, 87 предоставлено общежитие. Средний уровень заработной платы педагогических работников школ в 2012 году - 50637 рублей, учителей - 53381 рубль, в школах автономного округа 55,9% учителей, заработная плата которых превышает среднемесячную начисленную заработную плату по автономному округу.
В объеме средств на модернизацию общего образования из целевой программы "Новая школа Югры" средства на повышение квалификации в 2011 и 2012 годах составляют 14 % и 10 % соответственно. Внутренние ресурсы для повышения квалификации активно используются при проведении тематических семинаров, в деятельности 726 учительских профессиональных ассоциаций и методических объединений. Для обеспечения открытости системы образования, разработки новых площадок для профессионального общения, совместного проектирования в 2012 году запущен проект "Сетевое сообщество образования Югры". Региональная сеть экспертов, организация содержательных клубных пространств для родителей учащихся, взаимодействия семьи и школы, создание собственного образовательного контента, расширение форм использования дистанционных курсов - ряд задач, решаемых в рамках проекта.
У 332 школ есть собственные сайты (91 %), из них в 72,5 % регулярно на них размещают публичные отчеты. Ежегодно 100 % муниципальных органов управления образованием представляют на электронных ресурсах публичные доклады. Электронный документооборот реализуется в 57 % школ, при этом 20 % школ организуют на собственных сайтах интерактивные площадки для взаимодействия с учениками и их родителями.
Таблица 3
Объем
финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации общего
образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году,
тысячи рублей
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||||||||
Всего |
В том числе |
||||||||||||
Федеральный бюджет (субсидия) |
Бюджет автономного округа |
||||||||||||
|
|
|
|
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Приобретение оборудования в том числе: |
351 682,00 |
351 537,40 |
180 900,00 |
180 755,40 |
170 782,00 |
170 782,00 |
82 220,00 |
82 220,00 |
88 562,00 |
88 562,00 |
0,00 |
0,00 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
42 322,00 |
42 322,00 |
0,00 |
0,00 |
42 322,00 |
42 322,00 |
16 960,00 |
16 960,00 |
25 362,00 |
25 362,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
232 960,00 |
232 960,00 |
130 900,00 |
130 900,00 |
102 060,00 |
102 060,00 |
52 060,00 |
52 060,00 |
50 000,00 |
50 000,00 |
0,00 |
0,00 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
76 400,00 |
76 255,40 |
50 000,00 |
49 855,40 |
26 400,00 |
26 400,00 |
13 200,00 |
13 200,00 |
13 200,00 |
13 200,00 |
0,00 |
0,00 |
1.8. |
Оборудование для проведения процедур оценки качества образования |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений |
40 389,46 |
40 389,46 |
23 792,00 |
23 792,00 |
16 597,46 |
16 597,46 |
16 597,46 |
16 597,46 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
27 312,54 |
27 312,54 |
0,00 |
0,00 |
27 312,54 |
27 312,54 |
13 656,27 |
13 656,27 |
13 656,27 |
13 656,27 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
10 000,00 |
10 000,00 |
10 000,00 |
10 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся - всего в том числе: |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
429 384,00 |
429 239,40 |
214 692,00 |
214 547,40 |
214 692,00 |
214 692,00 |
112 473,73 |
112 473,73 |
102 218,27 |
102 218,27 |
0,00 |
0,00 |
Отклонения от запланированных параметров финансирования обусловлены сложившейся по итогам торгов экономией средств, фактическим расходованием бюджетных средств согласно заключенным контрактам.
Низкий процент учительских вакансий, привлечение в школы выпускников педагогических специальностей вузов, увеличение доли молодых педагогов, инновационная активность педагогических коллективов школ, действующая сеть региональных инновационных и пилотных площадок, содержательные практики государственно-общественного управления в школах способствовали достижению самого высокого значения среди субъектов Российской Федерации по оценкам Минрегионразвития России по показателю удовлетворенности населения услугами образования - 82,5 %.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.