Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Думы Ханты-Мансийского АО от 5 февраля 1999 г. N 10 "Об окружной программе "Старшее поколение" на 1999-2005 годы"

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Комиссию по социальной политике Думы Ханты-Мансийского автономного округа.

 

Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа

С.С. Собянин

 

г.Ханты-Мансийск

5 февраля 1999 года

N 10

ГАРАНТ:

В Постановлении Думы Ханты-Мансийского АО от 2 ноября 2001 г. N 214 имеется информация о выполнении окружной программы "Старшее поколение" на 1999-2005 годы в Ханты-Мансийском автономном округе за 2000 год

Окружная программа
"Старшее поколение" на 1999-2005 годы
(Утв. постановлением Думы Ханты-Мансийского АО 5 февраля 1999 г. N 10)

 

Паспорт
Окружной программы
"Старшее поколение" на 1999-2005 годы

 

Наименование Программы        - программа Ханты-Мансийского  автономного
                                округа "Старшее поколение" на 1999-2005 годы

 

Номер и дата принятия решения - постановление Губернатора Ханты-Мансийского
о  разработке  Программы        автономного округа от 07.10.1998 N 439

 

Государственный  заказчик     - Управление   социальной   защиты населения
Программы                       Администрации Ханты-Мансийского автономного
                                округа

 

Разработчик Программы           НИИ семьи и воспитания

 

Цель Программы, важнейшие     - формирование организационных, правовых,
целевые   показатели            социально-экономических условий  для
                                осуществления мер по  улучшению  положения
                                граждан  старшего  поколения; смягчение
                                социально-экономических   последствий
                                переходного периода экономики для граждан
                                старшего поколения; повышение ожидаемой
                                продолжительности жизни граждан старшего
                                поколения; улучшение "социального
                                самочувствия" граждан старшего поколения

 

Сроки реализации Программы    - 1999-2005 годы

 

Основные мероприятия          - мероприятия, направленные на комплексное
Программы                       решение  вопросов  усиления  социальной
                                защищенности  граждан   старшего поколения
                                (обеспечение правовой защиты,
                                совершенствование охраны здоровья,
                                поддержание жизнеспособности и активности,
                                повышение материальной обеспеченности,
                                оптимизация среды жизнедеятельности,
                                предоставление  помощи  и  услуг  с  учетом
                                возрастных особенностей и состояния здоровья,
                                создание благоприятных условий для реализации
                                интеллектуальных, культурных  потребностей
                                и личностного потенциала в пожилом возрасте);
                                мероприятия  по  улучшению  условий
                                функционирования систем и служб,
                                осуществляющих деятельность  в  интересах
                                пожилых  людей (научно-методологическое
                                обеспечение,  проведение  научных
                                исследований, кадровое обеспечение
                                и информационная деятельность).

 

Основные исполнители          - Управление социальной защиты  населения;
Программы                       Окружное   территориальное   медицинское
                                управление;
                                Фармацевтическое управление;
                                Управление архитектуры и градостроительства;
                                Главное управление  культуры;
                                Управление  по   труду;
                                Управление   статистики;
                                Информационное   управление;
                                Главное управление по общему и
                                профессиональному    образованию;
                                Управление жилищно-коммунального хозяйства;
                                Комитет по финансам и налоговой  политике;
                                Комитет по экономической политике;
                                Комитет по делам  малочисленных  народов
                                Севера;
                                Комитет  по  средствам  массовой  информации
                                и  полиграфии;
                                Комитет по физической культуре  и  спорту;
                                Центр  государственного  санэпиднадзора;
                                Департамент  Федеральной  государственной
                                службы  занятости   населения;
                                Окружной фонд социальной поддержки населения;
                                Телерадиокомпания "Югория".

Объемы и источники - всего* 27,55 млн. рублей на 1999-2005 финансирования годы (в ценах на ноябрь 1998 года) в том числе в 1999 году - 8,51 млн. рублей и в 2000 году - 5,27 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты - дальнейшее продвижение  к  более  полному
                                обеспечению конституционных гарантий
                                и  удовлетворению  жизненно  важных
                                потребностей граждан  старшего  поколения;
                                улучшение  положения  граждан старшего
                                поколения с учетом современной
                                демографической  и социально-экономической
                                ситуации; развитие социальной инфраструктуры,
                                обеспечивающей  предоставление  помощи
                                и   услуг   гражданам   старшего поколения;
                                проведение в округе мероприятий
                                Международного  года  пожилых людей
                                (1999 год).

 

Организация контроля за       - контроль  за  реализацией Программы
исполнением Программы           осуществляют   Управление   социальной
                                защиты    населения, муниципальные органы
                                исполнительной  власти  округа,
                                специализированный экспертный совет
                                по реализации Программы при Администрации
                                округа.
_________________________________________________

* Объемы финансирования ранее принятых окружной программы "Ветеран", окружной программы развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания на 1995 - 2000 годы и реализации Закона "Об адресной социальной помощи в ХМАО" не включены в эту сумму.

 

Введение

 

Организацией Объединенных Наций принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов". Россия активно участвует в подготовке и проведении этой важной международной акции, в частности, осуществляет федеральную целевую программу "Старшее поколение", рассчитанную на 1997-1999 годы. В реализации мероприятий этой Программы участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа.

Комплексные меры социальной поддержки граждан старшего поколения предусмотрены в окружных программах социально-экономического развития, а также в окружных целевых программах "Ветеран" от 10 декабря 1997 г. N 231, "Социальная поддержка инвалидов" от 28 апреля 1998 г. N 87, "Уточненная программа развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания" от 10 декабря 1997 г. N 229 и других.

Адаптация социальных реформ к условиям зоны Севера осуществляется в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О социальном обслуживании пожилых граждан", а также законами Ханты-Мансийского автономного округа "О прожиточном минимуме", "Об адресной социальной помощи" и другими нормативными документами.

Вместе с тем, постоянное увеличение количества пожилых людей в округе, объективный характер обострения их специфических проблем, прежде всего роста их незащищенности, ухудшения их "социального самочувствия", особенно в условиях обрушившегося на страну кризиса, усложнение социальной ситуации в сельской местности, а также необходимость привести предпринимаемые органами социальной защиты населения округа практические меры в соответствие с антикризисной стратегией федеральной и региональной социальной политики, обусловили постановку вопроса о разработке целевой программы "Старшее поколение Ханты-Мансийского автономного округа" (далее именуется - Программа).

Программа разработана Управлением социальной защиты населения Администрации Ханты-Мансийского автономного округа с учетом предложений и замечаний Окружного территориального медицинского управления, Управления архитектуры и градостроительства, Главного управления культуры, Комитета по финансам и налоговой политике, Комитета по средствам массовой информации и полиграфии, Главного управления по общему и профессиональному образованию, Управления жилищно-коммунального хозяйства, Комитета по физической культуре и спорту, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения, Управления по труду и др.

 

Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами

 

В округе проживает 1371500 человек, в том числе доля трудоспособного населения составляет 67 %. Численность пенсионеров в округе на 1 января 1998 г. составляла 168804 человека и продолжает расти. Имеют место проявления негативных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие, сокращение естественного прироста населения.

В соответствии с демографическими критериями ООН население округа является молодым (лиц 65 лет и старше - 2,9 %, по Российской Федерации - 12,3 %). Доля населения старше трудоспособного возраста в округе равна 6,5 % и является одной из наиболее низких по российским регионам (в целом по Российской Федерации - 20,7 %). Вместе с тем, доля в общей численности населения округа людей в возрасте 60 лет и старше составляла в 1989 г. 2,5 %, в том числе среди городских жителей - 2,3 %, сельских - 4,7 %. К 1998 г. она увеличилась до 5,0 %, в том числе в городе - до 4,8 %, на селе - до 7,5 %. Численность населения старших возрастов за период 1989-1998 гг. росла гораздо более высокими темпами, чем численность всего населения.

Так, численность населения в возрастах 60-64 года увеличилась за этот период на 83,3 %, в возрастах 65-69 лет - почти в три раза. Причем темпы увеличения среднего возраста населения более значительны, чем по Российской Федерации в целом. Так, за период 1989-1997 гг. население Федерации состарилось на 1,8 года, а округа - на 2,6 года.

Таким образом, хотя в настоящее время доля пожилых людей в населении округа остается одной из наиболее низких для российских регионов, тенденция старения населения становится все более устойчивой.

Следует отметить, что в округе, как и в России в целом, процесс старения населения происходит в условиях снижения средней продолжительности жизни и за счет сокращения рождаемости. При такой модели старения населения преобладают ее негативные последствия, прежде всего увеличение "отдач" трудоспособного населения, рост финансирования социальных программ, а также социальных выплат, "перенапряжение" структуры профилактической и оздоровительной работы, а также медицинского обслуживания.

По данным микро переписи населения 1994 г., среди всех жителей округа, достигших пенсионного возраста, каждый шестой (16,6 % против 20,9 % по России) проживал в домохозяйстве, состоящем из одного человека, то есть либо не имел семьи, либо жил отдельно от нее. Это значительно выше, чем среди всего населения округа (3,6 %). Доля одиноких лиц выше среди женщин, чем среди мужчин (главным образом за счет более высокой частоты овдовения) и повышается по мере перехода к более старшим возрастам. Среди населения старше 70 лет к категории одиноких принадлежит уже каждый пятый (19,6 %), а именно эта возрастная группа в наибольшей степени нуждается в социальной защите. Среди мужчин пенсионного возраста в округе процент одиноких выше, чем в целом по России (11,3 % против 9,5 % по стране). Пожилые одинокие мужчины, как правило, способны обслуживать себя в меньшей степени, чем пожилые женщины, и соответственно, в большей степени нуждаются в социальной помощи.

У мужчин Ханты-Мансийского автономного округа средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сейчас выше, чем в целом по России, а у женщин эти показатели практически равны. Обращает на себя внимание то, что этот благоприятный для автономного округа перевес достигается исключительно благодаря городскому населению. Уровень же смертности сельского населения в регионе существенно выше (и следовательно, продолжительность жизни существенно ниже), чем у среднестатистического сельского жителя России. Здесь же отметим и то, что разрыв в продолжительности жизни городского и сельского населения в автономном округе (мужчины - 8,93 года; женщины - 5,73 года) несравненно больше, чем в целом по России (мужчины - 2,39 года; женщины - 1,13 года).

Отсюда острота проблем с сохранением здоровья сельских жителей округа, улучшения здравоохранения и медицинского обслуживания в сельской местности, особенно в так называемых "бедных" районах округа.

Больше половины смертей мужчин округа в возрасте 60 лет и старше происходит из-за болезней системы кровообращения. Второе место по значимости занимают злокачественные новообразования. От этой группы причин смерти умирает каждый пятый мужчина. В основном это злокачественные новообразования органов пищеварения и несколько реже - органов дыхания. Почти каждый десятый пожилой житель округа умирает от несчастного случая, отравления или травмы.

Для округа характерны специфические показатели социально-экономического положения пожилых людей и их социального обслуживания.

По уровню образования - 72 % пожилого населения округа не имеют даже среднего образования. Среди сельского населения этот показатель еще выше85 %. Пожилые горожане несколько более образованны. Здесь среднее специальное, незаконченное высшее или высшее образование имеют 20,6 %, среднее общее - 9,6 %, неполное среднее - 25,2 %, начальное - 31,6 % и не имеют начального образования 13,0%. Однако эти показатели уровня образования пожилого населения округа ненамного отличаются от среднероссийских данных.

По источникам средств существования - почти 90 % населения старше трудоспособного возраста получают пенсии: по возрасту, инвалидности, за выслугу лет (на селе - 94 %). В городе почти четверть из них продолжает работать, на селе доля работающих почти вдвое меньше. На личное подсобное хозяйство как источник средств существования указали лишь 11,7 % населения старше трудоспособного возраста. В округе, по сравнению с общероссийским уровнем, весьма значительна доля пенсионеров, получающих как максимальные (в 1997 г. - 53,7 %, а в целом по России - 38,6 %), так и минимальные (в 1997 г. - 15,6 %, а в целом по Росси - 3,6 %) пенсии. Средний размер пенсии обеспечил в 1997 г. лишь 65% среднесложившегося прожиточного минимума пенсионера, установленного по округу; 15,6 % пенсионеров имеют пенсию, обеспечивающую ниже 50 % БПМ пенсионера.

В условиях кризисного развития приоритетными все более становятся те виды социальной помощи, которые в той или иной мере способствуют улучшению материального благополучия; укреплению здоровья; облегчению жизни; социального самочувствия. Существенным видом социальной помощи является для пожилых людей частичная оплата жилья и коммунальных услуг. Большую актуальность сохраняют натуральные формы социальной помощи (организация бесплатных обедов, обеспечение продуктами питания, распродажа по сниженным ценам товаров первой необходимости - одежды, белья, обуви).

С 1992 г. на территории округа начала создаваться система социального обслуживания населения. В 1992 г. было открыто 8 учреждений социального обслуживания (в том числе 1 дом-интернат для престарелых и инвалидов и 7 отделений социальной помощи). По состоянию на 1 мая 1998 г. в округе действует 65 учреждений и служб социального обслуживания пожилых, в том числе 10 учреждений стационарного типа (7 домов-интернатов для престарелых на 340 мест) и 3 социальных общежития (дома для одиноких престарелых на 70 человек); при 10 центрах социального обслуживания действует 4 отделения временного проживания пенсионеров (71 место) и 12 отделений дневного пребывания (254 места), 8 отделений социального обслуживания на дому и 8 отделений социально-медицинского обслуживания на дому; 5 отделений социального обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов; 2 отделения социально-медицинского обслуживания на дому; 6 отделений (центров) срочного социального обслуживания.

Учреждения надомного обслуживания одиноких пожилых людей (ОСП, ОМСП) относятся к преобладающему типу учреждений социального обслуживания, они составляют 35 % от общего числа социальных учреждений. Надомным обслуживанием охвачено 2233 человека.

Судя по данным за 1 полугодие 1998 г., учреждениями социального обслуживания, нуждаемость в которых населения особенно высока, являются отделения социальной помощи (1172 человека стоит в очереди на обслуживание) и отделения дневного пребывания (1455 человек). Помимо этого наблюдается потребность в расширении услуг отделений медико-социальной помощи (97 человек), отделений медицинской помощи (46 человек) и домов-интернатов для престарелых (51 человек).

Таким образом, спрос населения округа старших возрастов на социальную защиту объективно возрастает в силу сложения действия следующих факторов: старение населения, увеличение числа одиноких престарелых граждан, содержание которых осуществляется в основном не усилиями семьи, а за счет общественных средств; обесценение пенсий и различного рода социальных выплат в условиях экономического кризиса и галопирующей инфляции в России; ослабление медицинского контроля за состоянием здоровья всех возрастных групп и ухудшения медицинского обслуживания, в том числе в связи с осложнением экономической ситуации в округе и стране в целом.

Известно, что уровень развития социальной сферы на Севере не компенсирует негативного воздействия региональных факторов на условия жизнедеятельности и здоровье населения. Ситуация усугубляется тем, что в условиях кризисного развития потребность в социальной защите со стороны государства возрастает во всех возрастных группах. Как следствие - устойчиво увеличивается число людей, нуждающихся в адресной помощи, прежде всего число пожилых людей, которым эта помощь становится жизненно важной. Отсюда необходимость предлагаемых данной Программой новых комплексных подходов, новых путей решения проблем, нацеленных на более полное использование потенциала городов и районов округа преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей.

 

Основные цели и задачи

 

Основными целями Программы являются:

- формирование и реализация приоритетных направлений деятельности социальных органов и социальных служб округа по претворению в жизнь принципов ООН в отношении пожилых лиц, предусматривающих обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства;

- создание нормальных, справедливых, гуманных и законных условий для жизнедеятельности людей старшего поколения;

- обеспечение реализации на территории округа установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с учетом географических, природно-климатических особенностей субъектов Российской Федерации.

При этом учитываются целевая направленность и конкретные практические результаты выполнения предыдущих окружных целевых программ, а также программ социально-экономического развития округа.

На этой программно-целевой основе предусматривается решение следующих конкретных задач:

- укрепление социальной защищенности граждан старшего поколения, в том числе разработка проектов соответствующих законодательных и иных правовых актов с использованием права законодательной инициативы; создание условий для применения их интеллектуального и нравственного потенциала; учет демографических, экологических. климатических, национально-культурных и иных особенностей округа при внесении изменений и дополнений в ныне действующие социальные нормативы;

- укрепление здоровья граждан старшего поколения, в том числе активизация конкретных действий по наблюдению за состоянием их здоровья, предупреждению инфекционных заболеваний, организации питания, обеспечению медикаментами, а также укреплению психологических контактов врача и пожилого пациента;

- оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, в том числе строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания различных типов для лиц пожилого возраста.

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа рассчитана на 1999-2005 годы и состоит из двух этапов.

Первый этап (1999 год) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения.

На втором этапе (2000-2005 годы) предусматривается проведение мероприятий, соответствующих Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения с учетом Принципов ООН "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" и предложений по улучшению положения пожилых людей на период до 2005 года.

 

Основные направления реализации Программы

 

Основные направления реализации Программы скоординированы с основными направлениями Федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы и ориентированы на комплексный подход к их осуществлению на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе учтены мероприятия, осуществляемые в рамках окружных целевых программ "Ветеран", "Социальная поддержка инвалидов", "Развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания".

В условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики взят курс на достижение конкретного результата в точечных, бьющих в цель конкретных решениях, направленных на дифференцированную поддержку различных групп пожилых людей с учетом и на базе развития реального сектора экономики. Перечень мероприятий Программы прилагается (приложение).

Программа состоит из следующих разделов.

1. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на обеспечение учета региональных особенностей осуществления государственной политики, подготовку проектов законодательных и иных правовых актов по проблемам жизнедеятельности граждан старшего поколения, разработку окружных нормативов их социального обслуживания, более полное их включение в общественную жизнь округа. Имеется ввиду усиление государственного и общественного внимания к проблемам пожилых и их практическому решению.

2. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения.

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию комплексного подхода к проведению специализированной профилактической работы, увеличению объемов и повышению качества оказания медицинской помощи. Имеется ввиду приобретение санитарного автотранспорта и медицинской техники для домов-интернатов, отделений сестринского ухода на базе лечебно-профилактических учреждений, а также развитие внебольничных форм обслуживания пожилых людей.

3. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.

Предусматривается проведение мероприятий, направленных прежде всего на разработку предложений по организации среды жизнедеятельности пожилых людей в условиях Севера, в том числе с учетом национальных особенностей населения округа. Имеется в виду разработать и осуществить новые подходы к реновации существующего фонда зданий учреждений социального обслуживания населения, строительству и реконструкции учреждений социального обслуживания различных типов для лиц пенсионного возраста, а также обеспечить создание оптимальных условий деятельности всех служб и условий труда персонала в действующих и вновь создаваемых учреждениях социального обслуживания пожилых.

4. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на поддержание и сохранение динамики культурных интересов и запросов пожилых людей на достаточно высоком современном уровне.

Обеспечение для них доступности социокультурной информации в нормальном объеме, включение их в культурную жизнь муниципальных образований, в том числе имеется ввиду посильное практическое участие в общественной жизни.

5. Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.

Предусматривается широкое научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение на основе организации специальных научных исследований, проведения мониторинга старения населения, а также опытно-экспериментальных работ по созданию оптимальной системы социального обслуживания пожилых людей в условиях Крайнего Севера, а также кадровое и учебно-методическое обеспечение этой деятельности.

 

Финансирование Программы

 

Общий объем ассигнований из бюджета на финансирование Программы на 1999-2005 годы (в ценах на ноябрь 1998 г.) составляет 27,55 млн. рублей, в том числе в 1999 г. - 8,51 млн. рублей. При этом в эту сумму не включаются объемы финансирования ранее принятых окружных программ "Ветеран", окружной программы развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания на 1995-2000 годы и реализацию Закона "Об адресной социальной помощи в Ханты-Мансийском автономном округе".

При определении ресурсной базы реализации Программы учитываются финансовые возможности бюджетов федерального, регионального и местного уровня, а также возможности внебюджетных источников и иностранных и отечественных инвестиций.

Ассигнования по годам могут быть уточнены в связи с утверждением антикризисных программ на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

Механизм реализации Программы

 

Государственным заказчиком Программы является Управление социальной защиты населения Администрации округа, которое осуществляет непосредственный контроль за ее выполнением. Совместно с экспертным советом по реализации Программы осуществляет координацию работ с заинтересованными ведомствами, органами муниципальных образований, общественными организациями, спонсорами, а также координацию мероприятий в рамках ранее принятых окружных целевых программ по обеспечению жизнедеятельности ветеранов, инвалидов, людей старшего поколения.

Реализация Программы осуществляется на основе ежегодно составляемых Управлением социальной защиты населения координационного плана мероприятий и соответствующей сводной бюджетной заявки, а также периодического подведения итогов их выполнения и публичной (гласной) оценки эффективности поэтапного осуществления Программы. Оценка эффективности программы мероприятий производится через наблюдение за изменениями социально-экономического положения пожилых людей, в том числе проведение обследований бюджетов домохозяйств, социологических опросов в регионах, изучение писем и обращений пожилых граждан.

Управление социальной защиты совместно с органами муниципальных образований будет активно поддерживать конкретных исполнителей Программы или ее отдельных мероприятий - предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, а также промышленные и финансовые структуры, имея в виду формирование новых подходов к решению проблемы, мобилизацию внутренних резервов, улучшение методического руководства и использование конкретного опыта работы с людьми старшего поколения.

Управление социальной защиты населения Администрации округа как государственный заказчик Программы осуществляет контроль за ходом ее выполнения и о результатах информирует все заинтересованные стороны.

 

Социально-экономические последствия
и оценка эффективности реализации Программы

 

Программа будет способствовать:

- усилению государственного и общественного внимания к проблемам и нуждам людей старшего поколения, конструктивному решению их специфических проблем;

- укреплению доверия населения к органам государственной власти, росту нравственного потенциала общества, в том числе развитию инициативы предпринимательских и финансовых структур, общероссийских отраслевых и региональных ассоциаций, союзов производителей, потребительских обществ, благотворительных организаций в области общественной поддержки нуждающихся в повышенной социальной защите групп населения округа;

- согласованию на федеральном, региональном и местном уровнях конкретных подходов к осуществлению социальных реформ с учетом региональных особенностей, прежде всего особенностей Севера, требующих смягчения остроты проблем занятости, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и жилья, повышения уровня жизни остального населения.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет сформировать эффективный автономный блок окружной социальной политики в отношении старшего поколения, сориентировать органы государственной власти и местного самоуправления на конкретное решение этой долгосрочной задачи и эффективно провести ряд мероприятий в рамках объявленного ООН Международного года пожилых людей.

 

Приложение

к окружной программе

"Старшее поколение"

 

Перечень мероприятий окружной программы "Старшее поколение"
на 1999-2005 годы

 

NN
пп
Мероприятия Исполнители Сроки Стоимость (млн. руб.)
Источники
финансирования
всего в том числе
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Раздел первый. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения
1. Обеспечить организацию
и проведение в Ханты-
Мансийском автономном
округе в 1999 году
Международного года
пожилых людей
Управление
социальной
защиты
населения,
совет
ветеранов
войны и
труда,
другие
подразделения
Администрации
округа,
ответственные
за проведение
мероприятий
1999
год
окружной бюджет, бюджеты муниципальных образований
согласно постановлению Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа от 07.10.98 N 439
2. Обеспечить подготовку
и распространение
доклада о положении
граждан старшего
поколения в Ханты-
Мансийском автономном
округе
Управление
социальной
защиты
населения,
другие
подразделения
Администрации
округа,
Комитет
государст-
венной
статистики
1999,
2004
0,1 0,05 - - - - 0,05 - окружной
бюджет
3. Подготовить проекты
нормативно-правовых
актов по проблемам
жизнедеятельности
граждан старшего
поколения в округе:
- положения о порядке
патронирования
одиноких, одиноко
проживающих и
проживающих в семье
пожилых людей;
- положения об
опекунской
(попечительской)
семье для одиноких
(одиноко проживающих
супругов) пожилых
людей, оказавшихся в
трудной жизненной
ситуации и нуждающихся
в социальной
поддержке;
- нормативных правовых
актов, устанавливаю-
щих:
а) социальную норму
площади жилья для
получения субсидии на
оплату жилья и комму-
нальных услуг по
фактически занимаемой
площади одиноко
проживающим в одноком-
натных квартирах
пожилым людям;
б) окружные нормативы
социального обслужива-
ния граждан старшего
поколения.






Управление
социальной
защиты
населения,


- / - / -













Управление
жилищно-
коммунального
хозяйства,
Комитет по
экономической
политике
Управление
социальной
защиты
населения
1999 -
2000
0,03,
в т.ч.




0,015





0,015
0,03,
в
т.ч.



0,015





0,015






-





-






-





-






-





-






-





-






-





-






-





-






окружной
бюджет




окружной
бюджет









в пределах
средств,
предусмотрен-
ных на текущее
финансирование
*
4. Подготовить проекты
законов: "О благотво-
рительной деятельнос-
ти", "Об основах
системы социальной
защиты населения в
Ханты-Мансийском
автономном округе"
Управление
социальной
защиты
населения
1999 0,15 0,15 - - - - - - окружной
бюджет
5. Выйти с законодатель-
ной инициативой в
федеральные органы
власти об обеспечении
лиц, проработавших
определенный срок
в районах Крайнего
Севера и приравненных
к ним местностях,
при уходе на пенсию
жилой площадью на
территории Российской
Федерации и единовре-
менной безвозмездной
ссудой на обустройство
на новом месте
жительства
Управление
по труду,
Управление
социальной
защиты
населения
2000 в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование *
6. Принять участие в
работе по реализации
в Ханты-Мансийском
автономном округе
Концепции реформы
системы пенсионного
обеспечения Российской
Федерации
Управление
социальной
защиты
населения
ОПФ РФ
1999
год
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование *
7. Подготовить предложе-
ния по уточнению
перечня товаров и
услуг, входящих в
потребительскую корзи-
ну пенсионеров для
расчета величины
прожиточного минимума
Управление
по труду
2000
год
0,05 - 0,05 - - - - - окружной
бюджет
8. Обеспечить улучшение
организационно-практи-
ческой работы по
содействию занятости
граждан пенсионного
возраста в целях
поддержания активнос-
ти, реализации
остаточного трудового
потенциала, стабилиза-
ции экономического
положения желающих
трудиться граждан
пенсионного возраста:
- ежегодно проводить
анализ потребности в
трудоустройстве
граждан пенсионного
возраста, стоящих на
учете в службах
занятости.# с учетом
квалификации,
возрастных
особенностей,
возможностей
трудоустройства на
современном рынке
труда;
- обеспечить организа-
цию специализированной
информационной работы
в территориальных
центрах занятости по
трудоустройству для
граждан пожилого
возраста;
- ежегодно проводить
анализ мер по
трудоустройству лиц
пенсионного возраста,
обобщать и распростра-
нять опыт работы
территориальных орга-
нов занятости по
трудоустройству
граждан старшего
поколения;
- включить в перечень
общественных работ
адресную помощь и
уход за престарелыми,
направляя на данные
виды работ безработных
граждан, подростков на
условиях временной
занятости
- обеспечить направле-
ние гражданам старшего
поколения посильной
работы: перепись
населения, благоуст-
ройство территорий
перед праздничными
мероприятиями и другие
доступные виды
деятельности,
не требующие особой
профподготовки
Департамент
Федеральной
государствен-
ной службы
занятости
населения






















Совместно
с исполни-
тельными
органами
власти
муниципальных
образований
1999 -
2005
годы
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование служб занятости
9. Разработать минималь-
ный перечень бесплат-
ных услуг, предостав-
ляемых учреждениями
социального обслужива-
ния, пожилым людям
с учетом их возрастной
дифференциации
Управление
социальной
защиты
населения
1999 -
2000
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование учреждений социального обслуживания,
в соответствии с объемами услуг по вводимому перечню *
10. Обеспечить финансиро-
вание окружной
программы "Ветеран" и
реализацию окружного
Закона "Об адресной
социальной помощи в
Ханты-Мансийском
автономном округе" (в
части обеспечения
граждан старшего
поколения)
Комитет по
финансам и
налоговой
политике,
Управление
социальной
защиты
населения
1999 -
2005
в пределах средств, предусматриваемых ежегодно на
реализацию программ и Закона в окружном и муниципальных
бюджетах
11. Провести научно-
практическую конферен-
цию по проблемам
пожилых людей
Управление
социальной
защиты,
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние
2004
год
0,1 - - - - - 0,1 - окружной
бюджет
  Итого     0,43 0,23 0,05 - - - 0,15 -  
Раздел второй. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения
12. Обеспечить приобрете-
ние санитарного
автотранспорта
и медицинской техники
для:
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние,
1999 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование
  - отделений сестринс-
кого ухода при лечеб-
но-профилактических
учреждениях,
Управление
социальной
защиты
населения,
                   
  - домов-интернатов,
центров социального
обслуживания,
геронтологических
центров
муниципальные
образования
                   
13. Изучить возможность
введения внебольничных
форм медицинского
обслуживания пожилых
людей и предусмотреть
его развитие
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние
1999
год
0,05 0,05 - - - - - - окружной
бюджет
14. Создать системы
наблюдения за
состоянием здоровья
граждан старшего
поколения в связи с
санитарно-эпидемиоло-
гической обстановкой
в рамках социально-
гигиенического
мониторинга
Окрсанэпид-
надзор,
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние
1999 -
2001
0,5 0,15 0,15 0,2 - - - - окружной
бюджет
15. Проводить мероприятия,
предупреждающие
возникновение
и распространение
инфекционных и массо-
вых неинфекционных
заболеваний и отравле-
ний в социальных
учреждениях,
обслуживающих граждан
старших возрастов
Окрсанэпид-
надзор,
Управление
социальной
защиты
населения
1999 -
2001
0,4 0,15 0,15 0,1 - - - - окружной
бюджет
16. Разработать рекоменда-
ции по рационализации
питания, оптимальные
рационы питания и
лечебно-профилактичес-
ких продуктов для лиц
пожилого возраста в
условиях Севера и с
учетом специфики
населения округа
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние
1999
год
0,05 0,05 - - - - - - окружной
бюджет
17. Обеспечить наличие для
лиц пожилого возраста
новых видов поливита-
минно-минеральных
комплексов и других
биологически активных
добавок к пище и орга-
низовать рекламную
компанию о их полезных
свойствах
Управление
фармации,
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние
1999 -
2005
1,05 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 окружной
бюджет
18. Осуществить мероприя-
тия по формированию
современной системы
физкультурно-оздорови-
тельной работы среди
лиц старшего возраста,
в том числе:
- проводить спартаки-
ады ветеранов спорта;
- организовать
подготовку и издание
методической литерату-
ры, рекламно-информа-
ционной продукции
Комитет по
физической
культуре и
спорту,



Комитет по
средствам
массовой
информации
и полиграфии,
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние, телера-
диокомпания
"Югория",
муниципальные
образования
1999 -
2000
0,3
в т.ч.
0,15




0,1





0,05
0,1
в
т.ч.
0,05







0,05



-
0,2
в тч
0,1








0,05



0,05
- - - - - окружной
бюджет,
















бюджеты
муниципальных
образов.
  Итого     2,35 0,65 0,65 0,45 0,15 0,15 0,15 0,15  
Раздел третий. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения
19. Разработать предложе-
ния по организации
среды жизнедеятельнос-
ти пожилых людей
в условиях Севера с
учетом национальных
особенностей населения
Ханты-Мансийского
автономного округа
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние,
Управление
социальной
защиты
населения,
Комитет по
делам мало-
численных
народов
Севера
2000 -
2001
0,2,
в т.ч.

0,1



0,1
- 0,1,
в
т.ч.
0,05



0,05
0,1,
в
т.ч.
0,05



0,05
- - - - окружной
бюджет
20. Разработать рекоменда-
ции по реновации
существующего фонда
зданий социального
обслуживания населения
(дома-интернаты,
центры социального
обслуживания и др.)
Управление
архитектуры и
градостро-
ительства,
Управление
социальной
защиты
населения
2000
год
0,1 - 0,1 - - - - - окружной
бюджет
21. Обеспечить строитель-
ство и реконструкцию
учреждений социального
обслуживания различных
типов для лиц пожилого
возраста. Продлить
действие программы
"Развитие МТБ учрежде-
ний социального
обслуживания на 1995 -
2001 гг." до 2005 года
Управление
социальной
защиты
населения,
муниципальные
образования
1999 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на финансирование
окружной программы развития материально-технической
базы учреждений социального обслуживания
22. Открыть в лечебно-
профилактических
учреждениях округа
отделения сестринского
ухода
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние
1999 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на финансирование
лечебно-профилактических учреждений муниципальных
образований
23. Разработать модель
социальной службы,
предоставляющей помощь
и социальные услуги
одиноким гражданам
старшего поколения в
обмен на жилье или
другое имущество и
провести ее апробацию
Управление
социальной
защиты
населения
2000 -
2001
0,1 - 0,05 0,05 - - - - окружной
бюджет
24. Создание оптимальных
условий деятельности
всех служб и условий
труда персонала в
действующих и вновь
создаваемых учреждени-
ях социального обслу-
живания для граждан
старшего поколения
(домов-интернатов,
центров социального
обслуживания, геронто-
логических центров,
лечебно-профилактичес-
ких учреждений и
отделений сестринского
ухода в них), в том
числе оснащение
учреждений:
- реабилитационным
оборудованием индиви-
дуального пользования;
- техническими средст-
вами, облегчающими
уход;
- технологическим
оборудованием
Управление
социальной
защиты
населения,
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние,
Муниципальные
образования
1999 -
2005
7,0 2,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,5 0,5 ОФСПН

бюджеты
муниципальных
образований
25. Открыть консультацион-
ные пункты, службы по
социальным вопросам
для пожилых людей
Муниципальные
образования
2000 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование *
  Итого     7,4 2,0 1,25 1,15 1,0 1,0 0,5 0,5  
Раздел четвертый. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных
потребностей граждан старшего поколения
26. Осуществить меры по
улучшению деятельнос-
ти, направленной на
обеспечение доступнос-
ти социокультурной
информации для пожилых
людей и удовлетворение
культурных запросов
граждан старших
возрастных групп, в
том числе:
- внедрить в практику
работы в социокультур-
ной сфере, проведение
фестиваля художествен-
ных фильмов прошлых
лет "Золотой век
кино";
- открыть в окружных и
местных печатных и
электронных средствах
массовой информации
постоянную рубрику
"Старшему поколению -
общественную заботу";
- включить в программу
ежегодного окружного
фестиваля телефильмов
и телепрограмм номина-
цию "Старшее
поколение"
Главное
управление
культуры,
Комитет по
средствам
массовой
информации
и полиграфии,
Информацион-
ное управле-
ние,
муниципальные
образования
2000 -
2001
0,5 - 0,25 0,25 - - - - окружной
бюджет,


бюджеты
муниципальных
образований
27. Проводить вечера -
портреты "Почетный
житель округа"
(города, района),
посвященные юбилейным
датам округа
(70, 75 лет).
Главное
управление
культуры,
телерадио-
компания
"Югория"
2000 -
2005
0,74 - 0,37 - - - - 0,37 окружной
бюджет
28. Издать окружной
справочник "Мир стар-
шего поколения"
Комитет по
средствам
массовой
информации,
Управление
социальной
защиты
2004 0,2 - - - - - 0,2 - окружной
бюджет,
ОФСПН
29. Осуществить мероприя-
тия по созданию и
укреплению материаль-
но-технической базы
учреждений культуры,
занимающихся работой с
пожилыми людьми,
создать и обеспечить
работу центров - клу-
бов для пожилых людей
в городах округа на
базе учреждений
культуры
Главное
управление
культуры,
муниципальные
образования
1999 -
2005
1,4 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 окружной
бюджет,

бюджеты
муниципальных
образований
30. Совершенствовать рабо-
ту надомного абонемен-
та в библиотеках (с
привлечением
посыльных)
Главное
управление
культуры,
ЦБС
2000 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование
  Итого     2,84 0,2 0,82 0,45 0,2 0,2 0,4 0,57  
Раздел пятый. Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения
Научное и информационное обеспечение
31. Выполнить научные
исследования по акту-
альным проблемам
граждан старшего
поколения в условиях
природно-климатических
условий Ханты-Мансий-
ского автономного
округа
Управление
социальной
защиты
населения,
вузы округа,
ВНИК
"Геронтолог",
Окружное
территориаль-
ное медицин-
ское управле-
ние, Окрсан-
эпиднадзор
2002 -
2004
1,5 - - - 0,5 0,5 0,5 - окружной
бюджет
32. Организовать
мониторинг старения
населения с целью
определения перспектив
развития социально-
экономической и соци-
ально-трудовой сфер
Управление
социально-
политических
исследований,
Управление
социальной
защиты
2000 -
2004
0,3 - 0,1 - 0,1 - 0,1 - окружной
бюджет
33. Создать научный центр
"Геронтолог" со стату-
сом временного научно-
исследовательского
коллектива (ВНИК
"Геронтолог") на пери-
од действия программы
Управление
социальной
защиты
населения,
Окружное
территориаль
ное медицин-
ское управле-
ние
1999 -
2005
3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 окружной
бюджет
34. Принять участие на
правах пилотной терри-
тории в проведении
опытно-эксперименталь-
ной работы по созданию
оптимальной системы
социального обслужива-
ния граждан старшего
поколения в РФ, в том
числе по вопросам:
- организация социаль-
ного обслуживания
пожилых людей на тер-
риториях, приравненных
к районам Крайнего
Севера;
- организация платного
социального обслужива-
ния пожилых людей;
- организации адресной
социальной помощи
Управление
социальной
защиты
населения,

муниципальные
образования
1999 -
2001
6,7
в т.ч.
4,0

2,7
4,9
в
т.ч.
4,0
0,9
0,9

-

0,9
0,9

-

0,9
-

-

-
-

-

-
-

-

-
-

-

-
федеральный
бюджет
окружной
бюджет

бюджеты
муниципальных
образований
35. Издание аналитических
материалов по пробле-
мам пожилых людей
на территории Ханты-
Мансийского автономно-
го округа
Управление
социальной
защиты
2000 -
2005
0,6 - 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 окружной
бюджет
36. Принять участие во
внедрении автоматизи-
рованной справочной
системы по проблемам
пожилых людей
Управление
социальной
защиты
населения
1999
год
0,03 0,03 - - - - - - федеральный
бюджет
37. Создать банки данных
по пожилым людям
в микрорайонах
и обеспечить их
функционирование на
период программы
Главное
управление
по общему
и профессио-
нальному
образованию,
администрации
школ, ВУЗов и
ССУЗов
1999 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование
38. Внедрить программный
комплекс "Адресная
социальная помощь"
Управление
социальной
защиты
населения
2000 -
2001
1,9 - 0,9 1,0 - - - - окружной
бюджет
Кадровое и учебно-методическое обеспечение
39. Определить потребность
в специалистах соци-
альной сферы,
обеспечивающих предос-
тавление помощи и ус-
луг гражданам
старшего поколения
Управление
социальной
защиты
населения,
другие
подразделения
Администрации
округа
1999 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование *
40. Организовать подготов-
ку в образовательных
учреждениях высшего
профессионального
образования специалис-
тов для отраслей соци-
альной сферы по работе
с пожилыми людьми и
последипломное обуче-
ние (усовершенствова-
ние) врачей-специалис-
тов различного профиля
и среднего медицинско-
го персонала по
геронтологии и гериат-
рии и подготовку в
лечебно-профилактичес-
ких учреждениях
округа медицинских
работников по
клиническим аспектам
ведения больных
пожилого и престаре-
лого возраста
Управление
социальной
защиты
населения,
Окружное
территориаль
ное медицин-
ское управле-
ние,
Главное
управление
по общему и
профессио-
нальному
образованию
1999 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование *
41. Разработать и осущест-
вить методическое
обеспечение:
- по применению новых
технологий социального
обслуживания лиц пожи-
лого возраста;
- по применению
показателей эффектив-
ности деятельности
учреждений социального
обслуживания пожилых
людей;
- особенностей органи-
зации медико-социаль-
ной экспертизы лиц
старшего поколения
Управление
социальной
защиты,
Управление
социальной
защиты,

Главное
бюро МСЭК
2004


2000



2000
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование
Обеспечение реализации программы
42. Формирование и органи-
зация деятельности
специализированного
экспертного совета по
реализации Программы
при Администрации
Ханты-Мансийского
автономного округа
Управление
социальной
защиты
населения
и заинтересо-
ванные под-
разделения
Администрации
округа
2000 -
2005
в пределах средств, предусмотренных на текущее
финансирование *
  Итого     14,53 5,43 2,5 2,5 1,2 1,1 1,2 0,6  
  Всего по Программе     27,55 8,51 5,27 4,55 2,55 2,45 2,4 1,82  
  в т.ч. федеральный
бюджет
   
4,03

4,03

-

-

-

-

-

-
 
  окружной бюджет     16,52 2,48 4,27 3,55 1,55 1,45 1,9 1,32  
  окружной фонд
соцподдержки
    7,0 2,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,5 0,5  
  бюджеты муниципальных
образ.
                     

 

Примечание: "...текущее бюджетное финансирование комитетов и управлений Администрации округа" - расходы по данным пунктам программы учитывают структурные подразделения при формировании их бюджетов на соответствующий год. Местные бюджеты - расходы планируются муниципальными образованиями при формировании их бюджетов на соответствующий год. Расчеты сделаны в ценах 4-го квартала 1998 года.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Думы ХМАО от 5 февраля 1999 г. N 10 "Об окружной программе "Старшее поколение" на 1999-2005 годы"


Текст Постановления опубликован в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа" от 12 марта 1999 г. N 2


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Думы Ханты-Мансийского АО от 27 сентября 2002 г. N 425

Изменения вступают в силу в соответствии с пунктом 2 указанного постановления