Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 17 ноября 1998 г. N 481
Положение
о комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав
Ханты-Мансийского автономного округа
Статья 1. Цели и задачи комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав (далее по тексту - Комиссия)
Комиссии являются основным координационным органом в государственной системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Основная цель их деятельности состоит в защите прав и законных интересов несовершеннолетних, где и кем бы они ни нарушались.
Главными задачами комиссий являются:
1.1. Оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности (воспитания и обращения с детьми в семье; усыновления органами опеки и попечительства; морального, психического и физического здоровья; образования, личных, а также трудовых, имущественных и жилищных прав; обращения с несовершеннолетними, находящимися в системе органов профилактики безнадзорности и правонарушений, в учреждениях исполнения наказаний и др.).
1.2. Обеспечение координации усилий государственных органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
1.3. Осуществление контроля в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в органах и учреждениях государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
1.4. Определение форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
1.5. Рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.
1.6. Рассмотрение дел в отношении родителей, опекунов, попечителей, злостно не выполняющих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, и иных дел, отнесенных к компетенции Комиссии.
1.7. Применение к несовершеннолетним, родителям, опекунам, попечителям за совершенные правонарушения мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и настоящим Положением.
Статья 2. Создание комиссий
2.1. Комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав являются постоянно действующим органом в структуре исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа и создаются:
- при Администрации (Правительстве) Ханты-Мансийского автономного округа;
- при органах местного самоуправления муниципальных образований (городских, районных, поселковых).
2.2. Комиссии не входят в состав каких-либо департаментов, управлений, комитетов, отделов.
2.3. Комиссии имеют бланки, печать с символикой автономного округа.
Статья 3. Состав комиссий
В состав Комиссии на постоянной основе входят: заместитель председателя Комиссии, ответственный секретарь, специалисты, имеющие юридическое, педагогическое или иное высшее образование и опыт работы с несовершеннолетними.
Комиссии возглавляют председатели, соответственно: заместитель Главы Администрации (Правительства) Ханты-Мансийского автономного округа, заместители глав местного самоуправления муниципальных образований (городских, районных, поселковых), курирующие социальную сферу.
Количественный и персональный состав Комиссии определяется с учетом численности несовершеннолетнего населения в возрасте от 0 до 18 лет, объема работы и из расчета один человек на 4 тысячи детского населения, но не менее трех человек на постоянной основе.
В состав Комиссии входят руководители органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, внутренних дел, культуры, спорта, молодежной политики, культурно-просветительных и других учреждений; а также могут входить представители зарегистрированных общественных объединений на принципах добровольности, занимающихся проблемами несовершеннолетних и семьи.
Председатель комиссии и его заместитель несут персональную ответственность за организацию работы Комиссии, законность принимаемых постановлений (решений) Комиссии и контроль за их исполнением.
Статья 4. Финансовое и материально-техническое обеспечение комиссий
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий возлагается на соответствующие органы исполнительной власти на основании представленной в пределах своей компетенции утвержденной сметы расходов.
Статья 5. Правовая основа и принципы деятельности комиссий
Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, законами и иными нормативно-правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав, а также международными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией.
Деятельность комиссий основывается на принципах:
- законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, единства прав и обязанностей несовершеннолетних, их родителей, опекунов, попечителей;
- конфиденциальности с целью избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба его репутации; комиссии не вправе предавать гласности информацию, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя без его согласия и согласия его законного представителя;
- поддержки всех заинтересованных государственных, общественных объединений, граждан, трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования, религиозных конфессий и информирования их о своей работе.
Статья 6. Полномочия комиссий
Комиссии осуществляют контроль:
6.1. За условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в домах ребенка, детских домах, других интернатных учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, профессионально-технических учебных заведениях, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях органов образования, в специализированных учреждениях органов социальной защиты населения, здравоохранения, в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности, в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
6.2. За организацией досуга несовершеннолетних по месту жительства, за состоянием воспитательной работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных и спортивных учреждениях.
6.3. За соблюдением статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" при исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения, не получившего обязательного общего образования.
6.4. За соблюдением работодателями, независимо от организационно-правовых форм собственности, законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних.
Вопрос о разрешении увольнения несовершеннолетнего по инициативе работодателя рассматривается на заседании Комиссии с участием несовершеннолетнего, его родителей, опекунов, попечителей и уполномоченного представителя работодателя (администрации).
Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления с просьбой об увольнении по собственному желанию работодатель (администрация) обязан в трехдневный срок сообщить об этом в Комиссию. Комиссия выясняет причины подачи заявления об уходе и принимает меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе либо к его трудоустройству в другом предприятии, учреждении, организации, либо направлению на учебу.
6.5. За состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности.
Не допускается вмешательство Комиссии в оперативно-служебную деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности.
Статья 7. Права комиссий
7.1. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти, иных органов, администраций предприятий, учреждений и организаций - независимо от организационно-правовых форм собственности - предоставления сведений, необходимых для работы Комиссии, а также приглашать должностных лиц и граждан для получения от них объяснения по вопросам, связанным с нарушением прав несовершеннолетних.
7.2. Привлекать представителей государственных, общественных организаций, а также специалистов для решения возложенных на них задач.
7.3. Беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций и непосредственно знакомиться с условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними.
7.4. Производить личный прием несовершеннолетних, родителей, опекунов, попечителей, рассматривать их жалобы, заявления, принимать по ним решения.
7.5. Вносить представления в органы исполнительной власти и иные органы и организации, предприятия, учреждения - независимо от организационно-правовых форм собственности и хозяйствования - по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних.
7.6. Выносить на рассмотрение органов исполнительной власти вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.
7.7. Ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях невыполнения ими постановлений комиссий.
7.8. Возбуждать в судах иски (дела), связанные с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
7.9. Оказывать помощь судам при рассмотрении гражданских и уголовных дел, касающихся несовершеннолетних, в том числе путем проведения обследования условий жизни и воспитания в семье, детских учреждениях, учреждениях образования, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где трудятся несовершеннолетние; участвовать по своей инициативе или по решению суда в качестве стороны в судебном процессе.
7.10. Применять меры воздействия к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, и к родителям, опекунам, попечителям, в случае злостного невыполнения ими обязанностей по воспитанию и обучению детей, а также в связи с совершением любого правонарушения несовершеннолетним.
*7.11. Принимать решение о помещении несовершеннолетнего в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение.
7.12. Ходатайствовать перед судом о выпуске несовершеннолетнего из закрытого специального учебно-воспитательного учреждения.
7.13. Оказывать содействие в социальной адаптации и правовой защите несовершеннолетних, освобожденных из учреждений исполнения наказания, выпущенных из специальных учебно-воспитательных учреждений; не занятых учебой, работой, нуждающихся в поддержке и помощи.
7.14. Возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних;
входить в суд с представлениями:
- о неприменении наказания;
- о применении более мягкого наказания;
- об условном осуждении;
- о досрочном снятии судимости.
Входить с представлениями в суд:
- совместно с органом, ведающим исполнением наказания, об условно-досрочном освобождении от наказания несовершеннолетних или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;
- совместно с органом внутренних дел вносить в суд представления об отмене наказания, не связанного с лишением свободы, к лишению свободы и о направлении осужденного для отбывания наказания в места лишения свободы.
Давать согласие администрации воспитательно-трудовой колонии входить с представлениями в суд об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания (ст.364 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
7.15. Входить с представлениями в органы законодательной власти о выделении определенного количества мест для обеспечения трудоустройства контингента несовершеннолетних, указанных в ст.8 настоящего Положения.
Статья 8. Обязанности комиссий
8.1. Комиссии осуществляют через органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав мероприятия по выявлению и предупреждению безнадзорности (беспризорности) и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, организации досуга; принимают меры к их устройству, восстановлению нарушенных прав.
8.2. Комиссии совместно с органами здравоохранения, образования, социальной защиты населения, внутренних дел и при широком участии общественности выявляют и берут на учет несовершеннолетних:
- оставшихся без попечения родителей, опекунов, попечителей;
- имеющих родителей, опекунов, попечителей, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей;
- прекративших обучение до получения обязательного основного общего образования;
- употребляющих спиртные напитки, наркотические или иные средства, влекущие одурманивание;
- нуждающихся в государственной и общественной помощи.
8.3. Комиссии берут на учет родителей, опекунов, попечителей, злостно не выполняющих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.
8.4. Комиссии организуют учет дел о правонарушениях, рассмотренных на заседаниях. Ежемесячно анализируют причины и условия правонарушений несовершеннолетних.
8.5. Комиссии совместно с органами внутренних дел осуществляют наблюдение за поведением несовершеннолетних: подвергнутых мерам воспитательного или административного воздействия; условно осужденных и досрочно освобожденных от отбывания наказания; за поведением несовершеннолетних, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений или отбывших наказание в воспитательно-трудовых колониях.
Комиссии в случае необходимости принимают меры к трудоустройству несовершеннолетних или направлению их в учебные заведения.
8.6. Составляют цифровой и текстовой отчет о работе один раз в полугодие.
Статья 9. Полномочия Комиссии при Администрации (Правительстве) Ханты-Мансийского автономного округа
Комиссия:
9.1. Координирует деятельность департаментов, управлений, комитетов, отделов, служб Администрации (Правительства) Ханты-Мансийского автономного округа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
9.2. Контролирует и координирует деятельность комиссий при органах исполнительной власти, оказывает им организационно-методическую помощь, обобщает и распространяет положительный опыт их работы; организует учебу членов комиссий, работающих на постоянной основе.
9.3. Изучает работу органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комиссий при органах исполнительной власти; отменяет их незаконные, необоснованные постановления. Ведет прием граждан. Освещает работу комиссий в средствах массовой информации.
9.4. Организует на окружном уровне разработку мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, готовит предложения по этим вопросам для Администрации (Правительства) округа.
9.5. В пределах своей компетенции готовит проекты постановлений Администрации (Правительства) округа по проблемам профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
9.6. Решения Комиссии обязательны для исполнения департаментами, управлениями, комитетами, отделами, службами Администрации (Правительства) округа, органами исполнительной власти.
9.7. При выполнении перечисленных полномочий окружная Комиссия пользуется правами, предусмотренными Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 10. Подготовка заседания Комиссии
Дела, подлежащие рассмотрению в Комиссии, предварительно изучаются председателем или его заместителем, которые принимают следующие решения:
- рассмотреть дело на заседании Комиссии либо возвратить адресату, если оно не относится к компетенции Комиссии;
- направить материалы в соответствующее учреждение для дополнительной проверки;
- истребовать необходимые материалы или провести обследования по поступившим заявлениям, представлениям, протоколам;
- определить круг лиц, подлежащих приглашению на заседание Комиссии, и время рассмотрения дела;
- рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его законных представителей, адвоката и решить вопрос об их удовлетворении;
- привлечь специалистов для дачи необходимых заключений.
Материалы должны содержать информацию о личности несовершеннолетнего, предыдущих мерах воспитательного характера, ранее применявшихся к правонарушителю, и оценку реакции на них; наличии у учреждений социальной защиты населения возможностей проведения профилактической работы с данным несовершеннолетним и других моментах, важных для решения его проблем.
Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член Комиссии до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей, опекунов, попечителей, адвоката, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений с материалами дела.
К рассмотрению дела допускается участие на стороне несовершеннолетнего его родителей, опекунов, попечителей, адвоката.
О дне заседания Комиссии извещается прокурор.
Статья 11. Заседание Комиссии
11.1. Заседание Комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее постоянного состава. Заседания Комиссии при органах местного самоуправления проводятся два раза в месяц.
11.2. На заседании Комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, его родителей, опекунов, попечителей, а в необходимых случаях - представителя воспитательного учреждения: педагога, специалиста. На заседание Комиссии при необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.
11.3. Комиссия может рассматривать дела в закрытом заседании. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего на время опроса родителей, исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
11.4. При рассмотрении дел Комиссия рассматривает всесторонне, полно и объективно сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно-опасного деяния или административного правонарушения, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его реабилитации.
11.5. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего Комиссия с согласия родителей, опекунов, попечителей несовершеннолетнего может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или медико-психолого-педагогическую комиссию.
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть опрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели, специалисты социальной службы, здравоохранения, другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы.
11.6. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению Комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при опросе несовершеннолетнего старше пятнадцати лет, если он признан умственно отсталым.
11.7. При рассмотрении дел об административных правонарушениях Комиссия руководствуется процессуальными нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Статья 12. Решения Комиссии
Комиссия рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей, опекунов, попечителей, других лиц и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
а) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 13-15 настоящего Положения;
б) прекратить дело;
в) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
г) передать дело в органы прокуратуры, суд.
Статья 13. Основания для рассмотрения дел
а) по заявлениям несовершеннолетних, их родителей, опекунов, попечителей;
б) переданные в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
в) по представлению органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений;
г) по ходатайству работодателей;
д) по заявлениям граждан;
е) по собственной инициативе.
Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в срок не позднее 15 дней с момента их поступления.
Статья 14. Дела, рассматриваемые комиссиями
Комиссии при органах исполнительной власти рассматривают дела:
14.1. О несовершеннолетних:
а) совершивших общественно-опасные действия, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
б) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение правил дорожного движения;
в) совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенными статьями 14, 195, 201 Кодексом об административных правонарушениях РФ, Ханты-Мансийского автономного округа;
г) совершивших иные антиобщественные поступки.
14.2. В отношении родителей, опекунов, попечителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей, а также дела, отнесенные к компетенции Комиссии.
14.3. Ходатайства органа управления образовательного учреждения об исключении обучающихся из образовательного учреждения или переводе его в другое образовательное учреждение или изменении формы образования.
14.4. Ходатайства работодателей об увольнении несовершеннолетнего.
14.5. Ходатайства органов внутренних дел о постановке на учет, о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы, вернувшимися из закрытых учебно-воспитательных учреждений, привлеченными (неоднократно) к ответственности за совершение административных правонарушений.
14.6. Материалы об устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
14.7. Материалы о защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 15. Меры воздействия и порядок их применения к несовершеннолетним правонарушителям
Комиссии могут применять следующие меры воздействия:
15.1. Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.
15.2. Вынести предупреждение.
15.3. Объявить выговор или строгий выговор.
15.4. Возложить на несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок, и сумма ущерба не превышает двух минимальных месячных размеров оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб.
15.5. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф в случаях и размерах, предусмотренных законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
15.6. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей, опекунов, попечителей, учреждению социальной защиты населения.
*15.7. В установленном порядке поместить несовершеннолетнего в случае совершения им общественно-опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, нуждающегося в особых условиях воспитания, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого или открытого типа: в специальную общеобразовательную школу в возрасте от 11 до 14 лет, в специальное профессионально-техническое училище в возрасте от 14 до 18 лет. Указанную меру воздействия Комиссия может установить также условно с годичным испытательным сроком.
15.8. В специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не допускается помещение глухонемых, слепых, душевнобольных, умственно отсталых несовершеннолетних, а также детей и подростков с физическими недостатками и заболеваниями, предусмотренными Перечнем медицинских противопоказаний для приема в профессионально-технические училища.
15.9. Не подлежат помещению подростки, ранее отбывавшие срок в местах лишения свободы, а также осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
15.10. Несовершеннолетние находятся в учреждении до исправления, но не более 3 лет, до достижения ими 18-летнего возраста. При переводе по постановлению Комиссии по месту нахождения неисправившихся учащихся специальной школы в специальное профессионально-техническое училище общий срок пребывания в учреждении несовершеннолетних не должен превышать 3 лет.
15.11. Комиссия по месту нахождения специального учреждения может разрешить учащемуся остаться в учреждении по истечении трехлетнего срока для окончания соответствующего класса общеобразовательной школы или профессионального обучения в текущем году.
15.12. Вопрос о целесообразности пребывания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении не реже одного раза в год рассматривается Комиссией по месту нахождения данного учреждения по инициативе данной Комиссии, по представлению администрации названного учреждения, по ходатайству родителей или лиц, их заменяющих.
15.13. Применять к несовершеннолетним виды взысканий, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. Штрафные санкции к несовершеннолетнему применяются при наличии у него самостоятельного заработка.
15.14. В случае необходимости комиссии могут предложить несовершеннолетним пройти курс лечения, рекомендованный специалистами.
15.15. При применении мер воздействия к несовершеннолетнему Комиссия должна учитывать возраст, мотивы, характер, причины правонарушения и степень его участия в нем, поведение в семье, быту, школе, на работе, повторность правонарушений.
Постановление Комиссии об объявлении предупреждения, выговора, строгого выговора, о помещении несовершеннолетнего условно в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение действует в течение одного года. Мера воздействия считается снятой, если несовершеннолетний в течение этого срока не совершил нового правонарушения. Комиссия может отменить ее до истечения годичного срока в случае примерного поведения несовершеннолетнего.
Если избранная мера воздействия оказалась недейственной, Комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру из числа указанных в настоящей статье.
15.16. Если несовершеннолетний, к которому применена мера воздействия с помещением его условно в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение, совершит до истечения годичного срока общественно-опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, или неоднократно совершит правонарушение, Комиссия отменяет постановление о применении условной меры воздействия и выносит постановление о помещении его в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение.
15.17. Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения может производиться по решению Комиссии без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Данные дела рассматриваются с обязательным участием прокурора.
Статья 16. Меры по устройству несовершеннолетних
Постановление Комиссии, основанное на заключении и рекомендации медико-психологической комиссии с указанием формы устройства несовершеннолетнего, направляется в органы и учреждения:
16.1. Управления образованием для устройства в общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
16.2. Социальной защиты населения для устройства в специализированные интернатные учреждения.
16.3. Здравоохранения.
16.4. Занятости населения для оказания помощи в трудоустройстве.
16.5. Направление несовершеннолетнего в детский дом или школу-интернат при наличии у него родителей, опекунов, попечителей может производиться без согласия последних лишь в случаях длительного их отсутствия. Одновременно Комиссия принимает меры о взыскании в судебном порядке с родителей средств на возмещение расходов, связанных с содержанием детей. По ходатайству Комиссии размер платы может быть снижен в установленном законом порядке.
В случае необходимости на основании действующего законодательства Российской Федерации Комиссия обращается в суд с иском для защиты интересов несовершеннолетнего, восстановления нарушенных прав.
16.6. Комиссия по месту нахождения детского дома, школы-интерната, других интернатных учреждений, закрытого специального учебно-воспитательного учреждения (всех видов), воспитательной колонии для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, за три месяца до выпуска несовершеннолетнего из перечисленных учреждений или освобождения из воспитательной колонии направляет информацию в Комиссию по месту его постоянного жительства либо по месту пребывания родителей, опекунов, попечителей для решения вопроса об устройстве несовершеннолетнего.
При решении указанного вопроса Комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящей статье учреждений должна иметь соответствующее решение Комиссии по месту постоянного жительства несовершеннолетнего либо по месту пребывания его родителей, опекунов, попечителей.
16.7. В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего воспитанника детского дома, школы-интерната, других интернатных учреждений закрытого учебно-воспитательного учреждения (всех видов) или освобожденного из воспитательной колонии невозможно на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей, опекунов, попечителей в силу различных причин (с учетом желания воспитанника избежать восстановления связи с лицами, отрицательно влияющими на него, причинившими вред здоровью несовершеннолетнего), Комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящей статье учреждений обязана решить вопрос о его устройстве в течение 10 дней со дня выпуска или освобождения, либо обращения несовершеннолетнего за помощью, с учетом его интересов.
Статья 17. Меры, применяемые к несовершеннолетнему до рассмотрения дела о правонарушении
17.1. До рассмотрения Комиссией дела о правонарушении несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения.
17.2. В случае совершения подростком в возрасте от 11 до 14 лет тяжкого общественно опасного действия и необходимости в связи с этим немедленной изоляции подростка, он может быть по письменному указанию председателя Комиссии или его заместителя помещен в учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности на срок не более 15 суток.
17.3. Если возникает сомнение в психической полноценности несовершеннолетнего, дело о котором должно рассматриваться, он подлежит направлению на медицинское обследование.
17.4. При наличии достаточных оснований полагать, что несовершеннолетний, подлежащий по постановлению Комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение, будет заниматься преступной или иной антиобщественной деятельностью, а также для обеспечения исполнения своего постановления Комиссия вправе принимать решение о временном, сроком до 30 суток, содержании несовершеннолетнего в учреждении временного содержания несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности, которое завершает оформление на него личного дела и доставляет несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение.
17.5. В исключительных случаях срок пребывания несовершеннолетнего в данном учреждении может быть продлен, но не более чем на 15 суток, по постановлению Комиссии, вынесшей решение о временном содержании несовершеннолетнего в данном учреждении.
17.6. Во всех случаях помещения несовершеннолетнего в учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в течение суток письменно уведомляется прокурор. С момента помещения в данное учреждение к несовершеннолетнему допускается адвокат.
17.7. По ходатайству несовершеннолетнего, его родителей, опекунов, попечителей, адвоката, а также в случае, если отпали основания для содержания несовершеннолетнего в учреждении временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, председатель Комиссии или его заместитель дает письменное указание о досрочном выпуске несовершеннолетнего из данного учреждения.
Статья 18. Меры воздействия, применяемые к родителям, опекунам, попечителям
Комиссии могут применять к родителям, опекунам, попечителям в случаях:
- злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- доведения несовершеннолетнего до состояния опьянения,
- потребления несовершеннолетним наркотических веществ без назначения врача, - совершения подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,
- появления в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие спиртных напитков,
- совершения несовершеннолетним других правонарушений следующие меры воздействия:
18.1. Вынести предупреждение.
18.2. Объявить выговор или строгий выговор.
18.3. Возложить обязанности возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий 10 минимальных размеров оплаты труда.
18.4. Входить в суд с ходатайством об ограничении дееспособности родителей, о лишении родителей родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.
18.5. При рассмотрении Комиссией дел об административных правонарушениях в отношении родителей в пределах ее компетенции применяются взыскания, предусмотренные частью четвертой статьи 162, статьей 163 и частью первой статьи 164 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Статья 19. Постановления комиссий
Комиссии в пределах своей компетенции принимают постановления, обязательные для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм собственности и хозяйствования, должностными лицами, гражданами.
При получении постановления Комиссии должностные лица государственных органов, общественных органов, предприятий, учреждений, организаций обязаны в десятидневный срок сообщить Комиссии о мерах, принятых к его исполнению.
Постановления Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании.
В постановлении о применении меры воздействия указывается: наименование Комиссии, дата рассмотрения дела, полные сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; доказательства, на основании которых принято решение, правовой акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение, а также, при необходимости, предлагаемые меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивированно.
Постановление подписывается председательствующим и секретарем и оглашается вслед за его принятием. Копия постановления или выписка из него вручается под роспись заинтересованным лицам, а также направляется в соответствующие органы или учреждения в пятидневный срок для исполнения.
Статья 20. Представления комиссий
Комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, вносят представления в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм, по устранению причин и условий, способствующих росту безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и по защите их прав и законных интересов.
Комиссии вправе входить с ходатайством в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации о привлечении должностных лиц к ответственности за:
- неисполнение ее постановлений, а равно оставление их без рассмотрения;
- непринятие мер к пресечению безнадзорности, устранению нарушений законов Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 21. Порядок исполнения постановлений Комиссии
21.1. Постановление Комиссии о помещении несовершеннолетнего в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение направляется в органы управления образованием и внутренних дел для исполнения в течение 15 суток с момента его вынесения.
21.2. Исполнение постановления Комиссии по делам об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальными нормами Кодекса об административных правонарушениях.
21.3. Постановление Комиссии о наложении штрафа подлежит исполнению в течение 15 дней со дня вручения постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.
21.4. При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от 16 до 18 лет штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.
21.5. Штраф, наложенный Комиссией, вносится в отделение Сбербанка, поступает в местные бюджеты.
21.6. В случае неуплаты штрафа в 15-дневный срок постановление Комиссии о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке с лица, подвергнутого штрафу, в суд общей юрисдикции по месту жительства этого лица.
Статья 22. Порядок и срок обжалования постановлений Комиссии
22.1. Постановление Комиссии может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Комиссию при Администрации (Правительстве) Ханты-Мансийского автономного округа. Решение Комиссии по жалобе должно быть принято в семидневный срок и является окончательным.
22.2. Постановление Комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Комиссию при Администрации (Правительстве) Ханты-Мансийского автономного округа или в суд по месту жительства лица, подвергнутого административному взысканию. Решение суда является окончательным.
22.3. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреждения.
22.4. Постановление Комиссии может быть опротестовано прокурором.
Статья 23. Протокол заседания Комиссии
При рассмотрении дела ведется протокол, в котором указывается: дата и место заседания, состав присутствующих членов Комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткая запись их объяснений, их ходатайства и результаты их рассмотрения, другие данные, относящиеся к делу, сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем Комиссии.
Статья 24. Последствия неявки на заседание Комиссии
При неявке по вызову Комиссии должностных лиц и граждан Комиссия должна отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию по месту их работы или учебы.
_________________________
* до принятия Федерального закона о порядке рассмотрения судом дел о помещении в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.