Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Механизм реализации Государственной программы
4.1. Механизм реализации Государственной программы основан на взаимодействии органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.
4.2. Механизм реализации государственной программы включает разработку и принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, необходимых для выполнения государственной программы, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по ним в соответствии с мониторингом фактически достигнутых целевых показателей ее реализации, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации государственной программы, финансировании подпрограммных мероприятий.
4.3. В процессе реализации государственной программы может проявиться ряд обстоятельств и рисков, которые могут влиять на ожидаемые непосредственные и конечные результаты ее реализации.
При реализации государственной программы возможен риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению уровня инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Указанный риск может оказать влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса и электроэнергетики.
Результаты деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса зависят от роста цен на энергоносители, не регулируемые государством, влияющие на себестоимость предоставляемых коммунальных услуг, рост которых ограничивается органами власти, что соответственно сказывается на их финансовой устойчивости.
Указанные факторы могут негативно сказаться на деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, повлечь невыполнение производственных и инвестиционных программ, снижение рентабельности, невозможности осуществления прибыльной деятельности и привести к несостоятельности, и, как следствие, банкротству, невыполнению ожидаемых непосредственных и конечных результатов реализации государственной программы. Такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как высокий, так как им невозможно управлять в рамках реализации государственной программы.
К рискам реализации государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
а) институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой (развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов), что может привести к невыполнению программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но, также может потребовать значительных сроков практического внедрения. Регулирование данной группы рисков осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы;
б) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных государственной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий программы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных, которые могут привести к задержкам в реализации государственной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий, к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств:
риск исполнителей/соисполнителей, который связан с возникновением проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей,
риск, связанный с несоответствием организационной инфраструктуры реализации программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий государственной программы.
риск, связанный с большим числом участников реализации программы.
Управление данными рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в ее реализации;
в) риск финансового обеспечения, который связан с финансированием государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников, а также с недофинансированием мероприятий государственной программы, в связи с потенциально возможным дефицитом бюджетов Российской Федерации и автономного округа. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
В качестве мер управления указанными рисками в целях снижения отрицательных последствий в процессе реализации государственной программы будет осуществляться мониторинг изменений действующего законодательства, влияющего на выполнение программных мероприятий, достижение поставленных целей и решение задач.
Перечень
возможных рисков при реализации Государственной программы и мер по их преодолению
N п/п |
Описание риска |
Меры по преодолению рисков |
1 |
Снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности |
модернизация и технологическое обновление основных фондов жилищно-коммунального комплекса с применением ресурсо- и энергосберегающего оборудования и материалов |
2 |
Несовершенство законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса |
активная нормотворческая деятельность в сфере имущественных отношений |
3 |
Недостаточное привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс |
обеспечение передачи объектов коммунального комплекса в концессию; предоставление инвесторам субсидий из бюджета автономного округа на возмещение части затрат на уплату процентов по заемным средствам для реализации инвестиционных проектов |
4 |
Недостаточная координация и взаимодействие государственных и муниципальных органов по управлению жилищно-коммунальным комплексом |
усиление координации и взаимодействия государственных и муниципальных органов исполнительной власти, в том числе посредством проведения совещаний; - повышение уровня информационного обеспечения, в том числе расширение доступа к отчетности. |
4.5. Оценка хода исполнения мероприятий Государственной программы основана на мониторинге ожидаемых непосредственных и конечных результатов как сопоставление фактически достигнутых с целевыми показателями. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в государственную программу могут быть внесены корректировки. В случае выявления лучших практик реализации программных мероприятий в государственную программу могут быть внесены изменения, связанные с оптимизацией этих мероприятий.
4.6. Реализация мероприятий подпрограммы 1 осуществляется:
мероприятия 1.1 "Предоставление субсидий на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство объектов коммунального комплекса" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с порядком, приведенным в приложении 1 к Государственной программе;
мероприятия 1.2. "Предоставление субсидий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с порядком, приведенным в приложении 2 к Государственной программе;
мероприятия 1.3. "Содержание резервов материальных ресурсов (запасов) для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций" - Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2002 года N 435-п "О создании резервов материальных ресурсов (запасов) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в целях гражданской обороны";
мероприятия 1.4. "Оснащение коммунальных объектов жизнеобеспечения муниципальных образований резервными источниками электроснабжения и формирование материального запаса" - Департаментом путем проведения процедуры закупок аварийных источников электроснабжения, исходя из необходимости обновления в связи с износом (выработкой моторесурса). Установка, ввод в эксплуатацию осуществляется силами соответствующего муниципального образования;
мероприятия 1.5 "Поставка, монтаж и пуско-наладка установок доочистки питьевой воды в окружных образовательных и медицинских учреждениях" - Департаментом на основе ежегодных заявок Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представленных до 1 декабря текущего года в Департамент.
4.7. Реализация мероприятий подпрограммы 2 осуществляется:
мероприятия 2.1 "Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов" - Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депимущества Югры) в виде имущественного взноса в целях предоставления из бюджета автономного округа субсидий организациям, на счетах которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта (югорскому оператору и владельцам специальных счетов (ТСЖ, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, югорский оператор), в соответствии с порядком, приведенным в приложении 3 к Государственной программе;
мероприятия 2.2 "Предоставление субсидий в виде имущественного взноса в целях обеспечения деятельности Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов" - Депимущества Югры в соответствии с порядком, приведенным в приложении 3 к Государственной программе;
мероприятия 2.3. "Предоставление субсидий на благоустройство домовых территорий" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с порядком, приведенным в приложении 4 к Государственной программе.
4.8. Реализация мероприятий подпрограммы 3 осуществляется:
мероприятия 3.1. "Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам" - Департаментом в соответствии с порядком, приведенным в приложении 5 к Государственной программе;
мероприятия 3.2. "Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры и в жилищной фонде" - Департаментом в соответствии с порядком, приведенным в приложении 6 к Государственной программе.
4.9. Реализация мероприятий подпрограммы 4 осуществляется:
мероприятия 4.1. "Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам на оплату задолженности за энергоресурсы" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с порядком, приведенным в приложении 7 к Государственной программе;
мероприятия 4.2. "Предоставление субвенций на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению сжиженного газа" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, наделенными в соответствии с законом автономного округа отдельным государственным полномочием по предоставлению субсидий на возмещение недополученных доходов таким организациям в соответствии с порядком, приведенным в приложении 8 к Государственной программе;
мероприятия 4.3. "Предоставление субвенций на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии населению и приравненным к ним категориям потребителей в зоне децентрализованного электроснабжения автономного округа по социально ориентированным тарифам" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, наделенными в соответствии с законом автономного округа отдельным государственным полномочием по предоставлению субсидий на возмещение недополученных доходов таким организациям в соответствии с порядком, приведенным в приложении 9 к Государственной программе;
мероприятия 4.4. "Предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы в зоне децентрализованного электроснабжения автономного округа по цене электрической энергии зоны централизованного электроснабжения" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в соответствии с порядком, приведенным в приложении 10 к Государственной программе.
4.10. Реализация мероприятий подпрограммы 5 осуществляется:
мероприятия 5.1. "Строительство электросетевых объектов" и мероприятия 5.2. "Строительство электросетевых и генерирующих объектов в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики" - в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных или согласованных Департаментом;
мероприятия 5.3. "Предоставление субсидий на реконструкцию систем электроснабжения в населенных пунктах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с порядком, приведенным в Приложении 11 к Государственной программе.
4.11. Реализация мероприятий подпрограммы 6 осуществляется Департаментом с участием исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления.
4.11.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организуют работу по реализации подпрограммы в соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4.11.2. Привлечение средств за счет внебюджетных источников на реализацию мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется по следующим направлениям:
реализация мероприятий в рамках утвержденных муниципальными образованиями автономного округа программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласование и координацию реализации которых осуществляет Департамент. Представление Департаменту отчетной информации о выполнении программных мероприятий, осуществляется ежемесячно;
реализация мероприятий в рамках утвержденных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятий нефтегазового комплекса и электроэнергетики автономного округа. Представление Департаменту отчетной информации о выполнении программных мероприятий осуществляется ежеквартально.
4.11.3. Реализация мероприятия 6.24 "Реализация энергосберегающих проектов в окружных бюджетных учреждениях" осуществляется подведомственными исполнительным органам государственной власти автономного округа учреждениями с целью исполнения мероприятий, предусмотренными утвержденными в установленным порядке их энергетическими паспортами.
4.11.4. Реализация мероприятия 6.26 "Предоставление субсидий на проведение обязательных энергетических обследований органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных учреждений" осуществляется Департаментом, в соответствии с порядком, приведенным в приложении 12 к Государственной программе.
4.11.5. Реализация мероприятия 6.37 "Предоставление субсидий малоимущим гражданам на приобретение и установку приборов учета энергоресурсов" осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) путем предоставления малоимущим гражданам, проживающим в автономном округе, субсидии на приобретение и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - субсидия) за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с порядком, приведенным в приложении 13 к Государственной программе.
4.12. Реализация мероприятий подпрограммы 7 осуществляется:
4.12.1. Депимущества Югры по средствам предоставления субсидий в виде имущественных взносов специализированной организации - автономная некоммерческая организация "Центр энергосбережения Югры" в соответствии с порядком, приведенным в приложении 3 к Государственной программе, следующих мероприятий:
мероприятие 7.1 "Ежегодная корректировка Схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на пятилетний период";
мероприятие 7.3 "Софинансирование муниципальных образований на обеспечение подготовки и утверждение схем водоснабжения и водоотведения" - в соответствии с порядком, приведенным в приложении 14 к Государственной программе;
мероприятие 7.7 "Изготовление и размещение социальных видеороликов по тематике информационной компании";
мероприятие 7.8 "Организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, форумов, выставок, конкурсов, а также участие в таких мероприятиях. Распространение информации в традиционных средствах массовой информации (периодические печатные издания, телевидение, радио, Интернет) о мероприятиях в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Разработка, издание и распространение на территории автономного округа печатной полиграфической продукции (листовка, брошюра, буклет, справочник и др. материалы) по тематике энергосбережения. Изготовление и распространение сувенирной и рекламной продукции, направленной на пропаганду энергосбережения";
мероприятие 7.10 "Производство и размещение социально-значимой информации на наружных информационных поверхностях в муниципальных образованиях (баннеры, брандмауэры)";
мероприятие 7.12 "Организационное сопровождение программных мероприятий в сфере энергетики";
мероприятие 7.17 Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организационно-технологическое сопровождение функционирования окружной государственной информационной системы мониторинга и управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.
4.12.2. Департаментом:
мероприятий 7.2 "Проведение консалтинговых обследований в сфере жилищно-коммунального комплекса" и 7.4 "Разработка стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года", 7.9 "Информационное сопровождение программных продуктов в сфере жилищно-коммунального комплекса" - на основе государственных контрактов для государственных нужд, заключаемых Департаментом с исполнителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
мероприятия 7.5 "Организация и проведение региональных конкурсов в области энергосбережения и сфере жилищно-коммунального комплекса" - в соответствии с порядком, приведенным в приложении 15 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.