Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния социально-экономического
развития автономного округа по обеспечению прав и законных интересов
населения автономного округа в отдельных сферах жизнедеятельности
Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депполитики Югры) осуществляет полномочия в сфере профилактики правонарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, государственной гражданской службы и кадровой политики, муниципальной службы, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Создание условий для реализации указанных полномочий является одним из приоритетных направлений политики автономного округа в сфере профилактики правонарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков.
Характеристика ситуации в сфере общественного порядка
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 25 сентября 2005 года N Пр-1564, от 29 июня 2007 года N Пр-1293 ГС в автономном округе создана и совершенствуется государственная система профилактики правонарушений. Реализация целевой программы автономного округа "Профилактика правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы" позволила в 2012 году снизить число зарегистрированных преступлений на 12 % (с 31152 до 27407), количество лиц, потерпевших преступные посягательства, сократилось на 14,9 % (с 27072 до 23037). В структуре преступности сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений (-8,2 %), в том числе умышленных убийств (-2,1 %), фактов причинения тяжкого вреда здоровью (-14,1 %), разбоев (-15,2 %), грабежей (-41,5 %), краж чужого имущества (-20,9 %). Уменьшилось на 14,2 % количество преступных деяний, совершенных подростками, а также число их участников (-9,9 %). Принимаемые меры по стабилизации обстановки на улицах позволили снизить количество уличных преступлений (-6,2 %).
В то же время состояние оперативной обстановки в автономном округе требует дальнейшего совершенствования системы профилактики, комплексного подхода к противодействию преступности. По-прежнему требуется целенаправленная работа по обеспечению общественного порядка в местах массового скопления людей, социальных учреждений с массовым пребыванием граждан.
По итогам реализации государственной программы предполагается снижение уровня общеуголовной преступности.
Серьезную проблему представляет рецидивная преступность. Проблемы в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с их трудоустройством, получением ими рабочих специальностей и жилья в определенной мере повлияли на рост удельного веса преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, который в 2012 году увеличился с 44,9 % до 48,5 %. Органы внутренних дел осуществляли профилактическую работу в отношении 5906 осужденных к условной мере наказания, 1062 освобожденных условно-досрочно и 3438 лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В 2012 году органами власти автономного округа принимались практические меры по социальной реабилитации этой категории лиц. С участием уголовно-исполнительных инспекций трудоустроено 3678 осужденных к условной мере наказания и 144 лица, освободившихся из мест лишения. Реализация мероприятий государственной программы позволит снизить уровень лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных обвинительными приговорами, вступившими в законную силу.
Остро стоит проблема предупреждения пьянства и алкоголизма, которые оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасность граждан. Практически каждое четвертое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. На учете в органах внутренних дел состоят свыше 18 тыс. подучетных лиц, в том числе более 3 тыс. хронических алкоголиков, семейных дебоширов, наркоманов.
Основная нагрузка по профилактике правонарушений вышеперечисленных категорий лиц возложена на участковых уполномоченных полиции, поэтому одной из основных задач становится дальнейшее повышение их статуса, совершенствование их материально-технической базы, создание приемлемых условий труда, решение жилищных вопросов.
Достаточно высоким остается количество преступлений, совершаемых в общественных местах и на улицах, их удельный вес вырос на 8,6 % и составил 38,8 %. Несмотря на расширение сети видеонаблюдения и пунктов вызова "гражданин-полиция", установленных в общественных местах и на улицах, их количество не отвечает потребностям безопасности. Реализуемые меры по вовлечению общественности в предупреждение правонарушений приносят положительные результаты.
В 2012 году в обеспечении общественного порядка принимали участие 318 общественных формирований правоохранительной направленности, общей численностью 4245 человек, с их участием раскрыто 242 преступления, выявлено 11955 административных правонарушений. Итогом реализации мероприятий государственной программы должно стать уменьшение доли уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений.
Активизация миграционных процессов, высокий уровень трудовой миграции, в том числе и ее нелегальной составляющей, оказывают негативное влияние на состояние оперативной обстановки. Число зарегистрированных иностранных граждан в 2012 году выросло на 26 % (44487). Количество совершенных ими общеуголовных преступлений увеличилось на 5,3 %, на 23,3 % больше ими совершено грабежей, в 2,5 раза больше бытовых убийств.
Характеристика ситуации в сфере безопасности дорожного движения
Актуальной остается проблема аварийности, которая приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры интенсивности движения, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Каждое девятое дорожно-транспортное происшествие происходит с участием нетрезвых водителей, каждое пятое - лицом, не имеющим права на управление транспортным средством. Наиболее уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.
Несмотря на развитие систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, их количество не отвечает потребностям безопасности дорожного движения.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения в целях формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, сознанием юридической безответственности за совершение правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин их возникновения.
Сохраняется проблема своевременного информирования граждан о состоянии правопорядка, деятельности правоохранительных органов и их возможности оказания квалифицированной помощи населению, требует совершенствования система обратной связи "гражданин-полиция" и расширения участия граждан в охране правопорядка.
Характеристика ситуации в сфере осуществления правовой поддержки и развития правовой грамотности граждан автономного округа
Оказание помощи в реализации правоприменительных функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории автономного округа, а также в разрешении существующих правовых проблем и повышение эффективности правового контроля в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния - одна из приоритетных задач Депполитики Югры.
Органы записи актов гражданского состояния муниципальных образований автономного округа (далее - органы ЗАГС) ведут первичный учет демографических событий. На информации, представляемой органами ЗАГС, основывается анализ демографической ситуации, а также демографические прогнозы, выявляются соотношения рождений и смертей, браков и разводов. С 2002 года все органы ЗАГС полностью перешли на компьютеризированную регистрацию актов гражданского состояния с помощью многоуровневой автоматизированной иерархической системы "ЗАГС", что позволяет ежегодно быстро и качественно оказывать государственные услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, выдаче правовых документов.
Архивный фонд органов ЗАГС насчитывает 2 255 753 записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, о смерти, об установлении отцовства, об усыновлении, о перемене имени (за период с 1920 по 2012 год). По состоянию на 31 декабря 2012 года в автономном округе переведено в электронный вид 1 632 767 записей актов гражданского состояния или 71,8 %. Сведения, содержащиеся в актовых записях, являются конфиденциальными, перевод в электронный вид осуществляется только сотрудниками органов ЗАГС. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо внедрять информационные и телекоммуникационные технологии с целью улучшения качества предоставления государственных услуг и быстроты поиска информации для граждан, заинтересованных структур и ведомств.
В связи с географическими особенностями автономного округа, на территории которого находится большое количество труднодоступных и малонаселенных местностей, жители ограничены в доступе к реализации своего конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Реализуя переданное законодательством Российской Федерации полномочие по оказанию бесплатной юридической помощи, Депполитики Югры осуществляет создание необходимых условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, в том числе в труднодоступных и малонаселенных местностях. В целях реализации полномочий заключено соглашение с Адвокатской палатой Ханты-Мансийского автономного округа об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, опубликован их список. Освещение вопросов оказания бесплатной юридической помощи гражданам ведется в средствах массовой информации и с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Участникам государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается методическая и консультативная помощь. В 2012 году Депполитики Югры произведена оплата труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и компенсация их расходов по 923 отчетам.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом автономного округа от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях", осуществляется коллегиальными органами - административными комиссиями в соответствии с их подведомственностью. Создание административных комиссий и организация их деятельности являются отдельными государственными полномочиями переданными органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - муниципальные образования). Финансирование переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, предоставляемых муниципальным образованиям в виде субвенций. Функции методического обеспечения, координации и контроля за деятельностью административных комиссий возложены на Депполитики Югры. Так в автономном округе создано 24 административные комиссии в 22 муниципальных образованиях, деятельность которых обеспечивают 39 секретарей. Общая численность членов административных комиссий составляет 217 человек. За 2012 год административными комиссиями муниципальных образований проведено 973 заседания, на которых рассмотрено 20 041 дело об административных правонарушениях.
Одним из немаловажных направлений является полномочие по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели судов общей юрисдикции, которое реализуется через координацию работы исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований и контроль за использованием субвенций органами местного самоуправления, выделяемых из бюджета Российской Федерацией для реализации переданного государственного полномочия.
Из списков кандидатов в присяжные заседатели, поступивших из муниципальных образований, формируются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели суда автономного округа и Уральского военного окружного суда на 4 года, в которые включены 30 700 граждан. Ежегодно списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции обновляются на 10 % в целях доведения общего количества кандидатов в присяжные заседатели до 30 700 граждан.
Кроме того, Депполитики Югры координирует обеспечение консультационно-правовой деятельности по защите и обеспечению прав граждан в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, позволяющей гражданам самостоятельно решать возникающие вопросы во внесудебном порядке. Рассмотрение поступивших обращений осуществляется во взаимодействии со структурами жилищно-коммунального хозяйства в органах местного самоуправления муниципальных образований. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что работа Консультационно-правового центра по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг востребована жителями автономного округа и способствует повышению правовой грамотности населения, позволяет потребителям положительно разрешать проблемы с организациями жилищно-коммунального комплекса.
Характеристика ситуации в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ
С целью сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории автономного округа, формирования в обществе ценностного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения с 2011 года в автономном округе реализовывалась целевая программа автономного округа "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы".
В целях взаимосвязанной деятельности всех субъектов профилактики создана Антинаркотическая комиссия автономного округа, которая является совещательным органом и координирует работу всех субъектов профилактики наркомании и взаимодействует с антинаркотическими комиссиями, которые созданы во всех муниципальных образованиях. Функции аппарата Антинаркотической комиссии автономного округа возложены на структурное подразделение Депполитики Югры.
Нужно отметить, что в результате принятых совместных мер, комплексного целевого подхода к решению проблемы, концентрации усилий правоохранительных органов удалось снизить уровень как общеуголовной, так и наркопреступности, стабилизировать наркоситуацию в автономном округе.
Общее количество изъятых наркотических веществ в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилось на 11 %. По количеству изъятых наркотиков показатель автономного округа ниже среднего показателя Уральского федерального округа на 7 % и аналогичного показателя Российской Федерации - на 9,9 %.
Имевшаяся в предыдущие годы тенденция к учащению случаев изъятия наркотического вещества дезоморфин в 2012 году претерпела изменения. Число случаев изъятия дезоморфина в 2012 году сократилось в 2,5 раза, что можно интерпретировать как результат ограничения свободной продажи кодеинсодержащих лекарственных препаратов, служащих сырьем для изготовления указанного наркотика. Такое решение было принято Правительством автономного округа с опережением федерального законодательства.
Кроме того, в автономном округе отмечается тенденция к снижению уровня первичной заболеваемости и болезненности наркоманией. Так, в 2012 году показатель первичной заболеваемости наркоманией в автономном округе по сравнению с 2011 годом снизился на 38,1 % и составил 217 человек или 13,8 на 100 тыс. населения (в 2011 году - 22,3; в 2010 - 26,2; в 2009 году - 30,8 человек на 100 тыс. населения)*1.
За 2012 год количество лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях округа с диагнозом "наркомания", уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 10,5 % и составило 6 427 человек (в 2011 году - 7 180, в 2010 году - 7 832)*2.
Как впервые заболевших, так и уже состоящих на диспансерном учете больных наркоманией лиц до 18 лет за 2012 год зафиксировано не было (в 2009 году их количество составляло 4 человека; в 2010 году - 2 человека; в 2011 году - 1 человек).
Вместе с тем анализ криминальной обстановки и результатов работы правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотиков говорят о том, что оперативная обстановка на территории автономного округа остается неоднозначной. В последнее время ввиду преобладания молодого населения, высокой миграционной мобильности жителей автономного округа, других специфических особенностей автономного округа ужесточилась проблема появления синтетических наркотиков, использования сети Интернет в целях пропаганды их немедицинского употребления, производства и распространения.
Данные социологических исследований показывают, что основными причинами распространения наркомании в настоящее время население автономного округа считает излишнюю свободу и незанятость молодежи (26,33 %); влияние наркобизнеса и доступность наркотиков (11,53 %); влияние мигрантов и приезжих (11,47 %); моральную деградацию общества, вседозволенность (9,80 %); безработицу и экономические проблемы (8,93 %). По мнению 45,53 % жителей наркомания более всего затронула группы незанятой молодежи и подростков.
Учитывая достигнутые положительные тенденции, а также реальное влияние мероприятий целевой программы автономного округа "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы" на наркоситуацию, разработана подпрограмма II "Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ" (далее - подпрограмма II). Мероприятия, входившие в состав действующей целевой антинаркотической программы, оцененные с позиции организации административного ресурса деятельности субъектов профилактики наркомании, их эффективности, включены в подпрограмму II.
Характеристика ситуации в сфере повышения профессионального уровня кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления, эффективности государственной гражданской службы и муниципальной службы
В автономном округе сложилась определенная система и накоплен опыт государственного и муниципального управления, позволяющие создать условия для оптимального организационно-правового обеспечения государственной гражданской и муниципальной службы автономного округа. Предыдущие программы реформирования и развития государственной службы автономного округа позволили осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых основ государственной гражданской и муниципальной службы и системы управления в целом, формирование высокопрофессионального кадрового состава государственной гражданской службы.
Однако развитие федерального законодательства в области государственной гражданской службы диктует необходимость постоянного совершенствования нормативной правовой базы автономного округа в части, касающейся внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и принятия новых нормативных правовых актов.
Наряду с реализацией мероприятий по созданию и совершенствованию законодательства автономного округа о государственной гражданской службе важным результатом развития явилось применение органами власти механизмов, процедур и институтов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
В связи с реализацией Закона автономного округа от 30 декабря 2008 года N 172-оз "О резервах управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" удалось вывести на новый уровень процесс выявления, отбора, обучения и применения резерва управленческих кадров на государственной гражданской службе, муниципальной службе и в организациях.
В настоящее время одной из проблем формирования кадрового резерва органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований является недостаточная привлекательность государственной гражданской и муниципальной службы, нехватка квалифицированных управленческих кадров нового поколения. Особого внимания требует вопрос распространения и совершенствования процедуры конкурсного отбора при поступлении на муниципальную службу, поскольку в условиях отсутствия в федеральном законодательстве данной нормы в качестве обязательной, муниципальные образования ограничивают число конкурсов, проводимых при приеме на вакантные должности, что снижает уровень открытости при назначении на должности муниципальной службы. В течение 2012 года по результатам конкурсов в органах местного самоуправления муниципальных образований замещено 103 должности муниципальной службы, что составляет 12 % от общего количества замещенных вакантных должностей.
Представляется целесообразной подготовка и реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа государственной гражданской службы и муниципальной службы. Необходимо создать достаточные механизмы развития мотивации государственных гражданских и муниципальных служащих к добросовестной и эффективной работе.
В автономном округе создана действенная система организации профессионального обучения государственных гражданских служащих, включающая профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, внедрение новых технологий обучения государственных гражданских служащих. Ежегодно утверждается государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих. Размещение государственного заказа в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется на конкурсной основе, что позволяет обеспечить конкуренцию учебных программ дополнительного профессионального образования и экономию средств бюджета автономного округа.
В соответствии с требованиями законодательства органами государственной власти автономного округа ежегодно оказывается содействие в организации обучения муниципальных служащих. Так, в 2012 году потребность в дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих на 20,9 % была обеспечена за счет программы развития муниципальной службы. В 2012 году органы местного самоуправления муниципальных образований активизировали работу в данном направлении, прогнозные показатели обеспеченности данной деятельности финансированием из бюджетов муниципальных образований составляют 79,1 %. Тем не менее, необходимость участия органов государственной власти автономного округа в организации процесса повышения квалификации муниципальных служащих сохраняется.
Национальным планом противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297, пристальное внимание уделяется работе, которая должна проводиться на региональном уровне непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований в целях недопущения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности.
В настоящее время как государственными гражданскими служащими, так и муниципальными служащими автономного округа не принимается достаточных мер к исполнению возложенной законом обязанности по уведомлению о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения. С момента принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в органы прокуратуры автономного округа поступило 1 уведомление о склонении к совершению коррупционного правонарушения.
Одной из важнейших задач Депполитики Югры является разработка комплекса мер по повышению эффективности государственного управления и содействию развития и совершенствования системы муниципального управления в автономном округе, реализация которого позволит выработать стратегические и тактические решения в части государственных реформ и реформ местного самоуправления и обоснования стратегий развития деятельности, направленной на обеспечение защиты и создания условий для реализации гражданами своих прав (в том числе на свободные выборы, местное самоуправление, обеспечение участия граждан в управлении через органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований и т.д.).
Непосредственные результаты административной функции по данным направлениям связаны с мониторингом эффективности деятельности и реализации мер, осуществляемых органами государственной власти автономного округа, местным самоуправлением при организации выборов, отдельных направлений административной реформы и принимаемых решений, выявлением и предупреждением возникновения нарушений требований законодательства в муниципальных образованиях. Для этого осуществляется анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в автономном округе и муниципальных образованиях, социально-политических и иных последствий реализации решений органов государственной власти Российской Федерации, Уральского федерального округа, Губернатора и Правительства автономного округа, органов местного самоуправления по различным сферам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.