Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Характеристика основных мероприятий государственной программы
Для достижения целей и эффективного решения задач государственной программы предусмотрены основные мероприятия, (таблица 2), которые отражают актуальные потребности экономики и общества с учетом тенденций и направлений их дальнейшего развития, установленных Стратегией, Стратегией 2030, программой "Цифровая экономика".
Для решения задачи 1 реализуется следующий комплекс мероприятий.
1. При реализации мероприятия 1 продолжатся работы в следующих направлениях:
создание условий для повышения компьютерной грамотности жителей автономного округа;
развитие сети ЦОД для доступа к информации, государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме в муниципальных образованиях автономного округа;
возмещение затрат инвестору в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство объектов связи в труднодоступных и отдаленных местностях автономного округа;
создание условий для обеспечения возможности предоставления доступа в сеть Интернет в населенных пунктах автономного округа с использованием радиорелейных, спутниковых технологий и коллективного абонентского доступа по технологии WiFi;
организация и проведение конкурса для разработчиков мобильных приложений и веб-сервисов на основе открытых данных "Югорский хакатон. Хантатон";
создание условий для совершенствования технологических механизмов электронной демократии, в том числе:
а) разработка методической базы по использованию ИКТ для открытости, прозрачности и подконтрольности обществу институтов власти;
б) обеспечение функционирования и развития Единого сайта, в том числе разработка новых интерактивных сервисов для граждан с учетом необходимости осуществления мер по защите информации;
в) обеспечение функционирования и развития Портала открытых данных;
г) оказание методической поддержки при обеспечении функционирования официальных сайтов органов власти;
д) обеспечение функционирования и развития портала "Электронный гражданин Югры".
2. Мероприятие 2 предусматривает работы по развитию и сопровождению ТИС Югры, в том числе разработка и внедрение АИС, обеспечивающей функционирование общей базы данных, содержащей информацию об идентификации (регистрации) сельскохозяйственных животных, выданных ветеринарных сопроводительных документах на перемещение сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных животных; развитию и сопровождению СЭД в органах власти и подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях; обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала и его регионального сегмента и МФЦ; формирование информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним; развитие систем, имеющих особо важное значение для автономного округа, в том числе ИСУП.
Для информирования граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде организуются:
а) мероприятия в образовательных организациях автономного округа с обучающимися и их законными представителями, направленные на популяризацию электронных сервисов, в том числе тематические уроки по регистрации личных кабинетов на Едином портале;
б) размещение в местах массового пребывания людей видеороликов и визуальной рекламы, направленной на популяризацию государственных и муниципальных услуг;
в) проведение Дня электронных услуг;
г) просветительские мероприятия по популяризации государственных и муниципальных услуг в электронной форме среди льготной категории граждан, в том числе лиц старшего возраста и инвалидов;
д) размещение материалов о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме в широком доступе, в том числе в сети Интернет, направление их в средства массовой информации.
В целях информирования населения о возможностях, предоставляемых Единым порталом, реализуется комплекс мероприятий по популяризации государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме. Распоряжением Правительства автономного округа от 24 ноября 2015 года N 681-рп утвержден план мероприятий по достижению в автономном округе значения показателя "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме", установленного подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
С целью привлечения граждан и юридических лиц к использованию инфраструктуры электронного правительства посредством Единого портала и Портала государственных и муниципальных услуг автономного округа, более широкого применения их электронных сервисов проводится конкурс среди муниципальных образований автономного округа на звание "Лучший электронный муниципалитет" в соответствии с утвержденным положением (приложение 4 к государственной программе). Муниципальные образования автономного округа организуют мероприятия, направленные на создание условий для более комфортного получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оптимизацию административных процедур, на популяризацию электронных сервисов: гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам разъясняют преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказывают помощь в регистрации на Едином портале, проводят обучение по заполнению и направлению электронных заявлений на получение услуг.
С целью создания единого информационного пространства по обеспечению оперативного сопровождения прогнозирования, анализа и контроля в сфере государственного регулирования тарифов разработан региональный сегмент ЕИАС. Он способствует повышению эффективности деятельности регулируемых организаций, повышению эффективности тарифного регулирования для достижения основного принципа тарифного регулирования "баланс экономических интересов потребителей и производителей энергетических ресурсов", а также обеспечивает прозрачность и открытость принимаемых управленческих решений.
В целях реализации указанного мероприятия также:
а) создаются условия для перевода в электронный вид государственной надзорной деятельности;
б) развиваются информационно-технологические и инженерные компоненты, инфраструктура электронного правительства для создания новой технологической платформы для перехода к цифровой экономике и создания ее экосистемы;
в) развиваются сервисы взаимодействия граждан и общества с органами власти с учетом необходимости сохранения традиционных способов такого взаимодействия для обеспечения равных условий каждому;
г) обеспечивается совершенствование технологических механизмов электронной демократии, в том числе:
создаются АИС, обеспечивающие эффективную реализацию полномочий органов власти с использованием принципов проектного (портфельного) управления и "бережливого производства";
обеспечивается функционирование и развитие корпоративной сети органов государственной власти автономного округа (далее - КС ОГВ), корпоративного портала органов государственной власти автономного округа (далее - корпоративный портал);
обеспечивается функционирование телекоммуникационного ресурса регионального фрагмента ГАС "Выборы";
организуется электронное межведомственное и внутриведомственное взаимодействие, в том числе развитие электронного взаимодействия участников экономической деятельности (финансовых организаций и органов власти);
принимается участие в формировании единого пространства доверия электронной подписи, включая продвижение проектов по внедрению СЭД в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях, организациях, находящихся в их ведении;
развивается инфраструктура пространственных данных.
Все это позволит обеспечить поддержку на необходимом уровне достигнутых показателей, дальнейший переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также будет способствовать принятию оперативных управленческих решений с использованием ИКТ, достижению большей эффективности их исполнения и результативности контроля.
Результаты работ по внедрению регионального сегмента ЕИАС обеспечат эффективную работу производства и поставку коммунальных услуг потребителям по доступной цене в условиях безубыточной деятельности хозяйствующих субъектов.
Кроме того, в целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 года N 1083-р, во исполнение перечня поручений Губернатора автономного округа от 4 февраля 2017 года будет внедрено программное обеспечение по мгновенному обмену сообщениями в органах государственной власти, а также создан единый портал "Одно окно" для поставщиков и потребителей услуг в социальной сфере.
3. Деятельность государственных учреждений автономного округа, находящихся в ведении Депинформтехнологий Югры: автономного учреждения "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий (далее - ЮНИИ ИТ), бюджетного учреждения "Окружной центр информационно-коммуникационных технологий" (далее - БУ ИКТ) обеспечивается при реализации мероприятия 3 по направлениям их деятельности:
а) автоматизация, информационное и техническое обеспечение деятельности органов власти, в том числе:
проведение работ по обслуживанию компьютерной техники, КС ОГВ, корпоративного портала;
обеспечение соблюдения единой политики в области выбора, создания и использования АИС;
техническое обслуживание оборудования конгресс-систем, систем часофикации, систем эфирного и спутникового телевидения, мероприятий, организуемых органами власти;
создание, внедрение и сопровождение компьютерных сетей и распределенных систем обработки информации;
б) сопровождение и эксплуатация АИС, в том числе:
внедрение и сопровождение системного и прикладного программного обеспечения, программно-технических комплексов;
создание, внедрение и сопровождение информационных и коммуникационных баз и банков данных, компьютерных технологий и систем, в том числе на картографической основе или с ее использованием, а также АИС в области СЭД;
в) участие в разработке конкурсной документации по приобретению программных продуктов, программно-технических комплексов и разработке АИС;
г) оказание информационных и консультационных услуг в области использования программного обеспечения, компьютерных систем и технологий;
д) организация и проведение семинаров, конференций, выставок в сфере ИКТ;
е) исследования и научно-методическое обеспечение в области геоинформатики и информационно-космических технологий рационального природопользования;
ж) исследования и внедрение в сферы государственного управления, экономики, медицины, образования, бизнеса результатов исследований в области ИКТ, способствующих формированию платформы для развития "цифровой экономики";
з) участие в развитии системы "непрерывного обучения", включая формирование учебно-методического комплекса "Эффективное использование сервисов электронного правительства", технологическое сопровождение портала "Электронный гражданин Югры", обучение граждан основам компьютерной грамотности, в том числе разработка обучающих материалов, развитие систем интерактивного тестирования по курсу "Сервисы электронного правительства";
и) модернизация КС ОГВ;
к) организация и сопровождение сеансов видеоконференцсвязи;
л) создание разветвленной сети удостоверяющих центров автономного округа для организации выдачи сертификатов электронных подписей в установленном порядке;
м) организация защиты информации, обрабатываемой в АИС органов власти, в том числе в КС ОГВ, сопровождение установленных средств защиты информации, подключение (предоставление доступа) к ней и/или ее элементам по защищенным каналам;
н) осуществление функций оператора АИС в соответствии с правовыми актами РФ и автономного округа;
о) развитие Центра защиты информации автономного округа для создания системы правовой, методической, информационной, технической, технологической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении угроз информационной безопасности и ликвидации их последствий в органах власти;
п) создание и развитие Центра ИТ-компетенций автономного округа - площадки для обучения, в том числе дистанционного, актуальным направлениям в сфере ИКТ с учетом запросов и потребностей общества; для демонстрации и тестирования новейших разработок отечественного программного обеспечения, разработок в сфере ИКТ в целях их дальнейшего внедрения, базы для профессиональной, качественной экспертизы проектов в сфере ИКТ.
Мероприятием предусматривается также проведение Форума - ежегодного (организуется с 2008 года) и значимого события для автономного округа. Участники Форума - представители регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, стран БРИКС, ШОС. Форум проводится по инновационной схеме стратегического конгресса, которая позволяет конструктивно проводить порядка 50 мероприятий, включая специализированную выставку. Форум способствует развитию торговых, экономических связей со стратегическими партнерами России, в том числе в странах ЕАЭС, предоставляет возможность участвовать представителям Югры в международной деятельности в сфере ИКТ, заключать соглашения о сотрудничестве, заинтересовывая партнеров из стран ШОС и БРИКС демонстрацией возможностей, потенциалом Югры.
Планируется развивать следующие технологии, соответствующие Стратегии и программе "Цифровая экономика": большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, промышленный интернет, технологии виртуальной и дополненной реальности.
В ряд мероприятий включен мониторинг развития компаний, работающих в сфере ИКТ.
4. В мероприятии 4 запланирована реализация направлений, обеспечивающих выполнение функций Депинформтехнологий Югры, осуществление возложенных на него полномочий в соответствии с Положением о Депинформтехнологий Югры, утвержденным постановлением Губернатора автономного округа от 22 июля 2010 года N 138, требованиями законодательства в кадровой, антикоррупционной сфере, законодательства в сфере организации закупок для государственных нужд, иных полномочий, в том числе в части контроля за деятельностью подведомственных государственных учреждений.
Деятельность Депинформтехнологий Югры основывается на принципах "бережливого производства". Создан комитет по бережливости, мобильная рабочая группа, пилотной площадкой определен ЮНИИ ИТ. При взаимодействии структурных подразделений в Депинформтехнологий Югры и при межведомственном взаимодействии минимизирован бумажный документооборот посредством автоматизации процессов; максимально ликвидированы дублирующие функции специалистов. При организации деятельности применяются также принципы проектного управления для обеспечения максимально эффективной реализации проектов.
Реализация мероприятия обеспечит эффективную деятельность Депинформтехнологий Югры, подведомственных ему государственных учреждений, надлежащий контроль и единообразие при использовании ИКТ, что соответствует требованиям по централизации управления, установленным Стратегией.
Для решения задачи 2 реализуются следующие мероприятия.
5. Мероприятие 5 направлено на создание правовых и организационно-технических условий, обеспечивающих эффективное использование результатов космической деятельности (далее - РКД), развитие РНИС, дальнейшее формирование АИС, мониторинга и управления с использованием РКД и обеспечивающей инфраструктуры использования РКД.
Осуществляется развитие РНИС для непрерывного дистанционного слежения за текущим местоположением транспортных средств, состоянием работы систем и оборудования на основе показаний датчиков, контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха.
Таким образом, по большинству показателей, характеризующих развитие информационного общества, электронного правительства, наблюдается позитивная динамика.
В ходе реализации мероприятий государственной программы будет расти потребность в трудовых ресурсах, инженерно-технических, научных кадрах в государственных учреждениях автономного округа, подведомственных Депинформтехнологий Югры.
В России создан уникальный космический потенциал. Курс на инновационное развитие, создание платформы для цифровой экономики на основе внедрения качественно новых технологий и услуг требует от субъектов РФ ускорения социально-экономического и инновационного развития, в том числе путем максимального использования РКД.
При этом цифровые картографические материалы, космические снимки высокого пространственного разрешения и дистанционного зондирования земли (далее - ДЗЗ), созданные или приобретенные за счет средств бюджета автономного округа и внебюджетных источников, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для решения задач комплексного анализа, мониторинга и планирования. Отсутствие единого подхода затрудняет взаимодействие органов власти при решении межведомственных задач, осуществлении мониторинга комплексного изменения количественных и качественных показателей объектов ведомственного учета, эффективного планирования рационального использования и охраны объектов окружающей среды. Сохраняется значительный разрыв между непрерывно возрастающим информационным, научно-техническим и технологическим потенциалом, создаваемым в процессе космической деятельности, и реальной отдачей, которую использование данного потенциала могло бы внести в социально-экономическое развитие автономного округа. Эффективность работ, проводимых в области использования РКД, в решающей степени зависит от готовности потребителей получать, обрабатывать и использовать разнородную космическую информацию, от наличия соответствующих специальных знаний, навыков и подготовленных специалистов в этой области. В этих условиях эффективное использование РКД и их интеграция с реальными процессами способны придать инновационный импульс развитию экономики автономного округа. Эти задачи решает в том числе Центр космических услуг автономного округа, созданный на базе ЮНИИ ИТ (распоряжение Правительства автономного округа от 18 сентября 2013 года N 481-рп) (далее - ЦКУ).
Направления деятельности настоящего мероприятия сформированы в системной связи с положениями распоряжения N 1698-р, а также с типовой региональной целевой программой внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития субъекта Российской Федерации, одобренной на заседании межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ (протокол от 24 марта 2011 года N 1). Реализован подход, при котором работы по использованию РКД в социальной и экономической сферах направлены на их ускоренное внедрение в деятельность органов власти, расширение видов оказываемых услуг и, в конечном итоге, на повышение конкурентоспособности автономного округа.
Предусмотрены работы по следующим направлениям.
а) Обеспечение функционирования и дальнейшего развития центра космических услуг автономного округа, предназначенного для предоставления комплексных услуг на основе использования РКД, современных геоинформационных и Web-портальных технологий, высокоточной и актуализированной пространственной информации, а также для сбора, хранения и предоставления информации на основе РКД заинтересованным пользователям.
Необходимо поддерживать развитие ЦКУ, создавать системы обеспечения пользователей (органов власти, ведомств, физических и юридических лиц) информацией о ДЗЗ, о состоянии, о динамике изменения объектов инфраструктуры, природных и техногенных процессов, явлений.
б) Обеспечение комплексного использования результатов космической деятельности, включая решение целевых тематических задач, и предоставление космических услуг в сфере мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; экологического состояния региона; особо охраняемых природных территорий; объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, в том числе факельных установок; мониторинга и оценки состояния территорий лесного фонда; мониторинга рубок, свалок, гарей; водных ресурсов; опасных русловых процессов; мониторинга дорожно-транспортной сети; мониторинга снежного покрова и облачности и др.
в) Создание условий для развития РНИС, которая обеспечивает повышение безопасности перевозок, качества транспортных услуг, эффективность контроля их качества, экономическую эффективность эксплуатации автомобильного транспорта различного назначения, эффективность процессов управления транспортным комплексом.
6. Мероприятие 6 определяет одним из важных направлений - создание систем, обеспечивающих безопасность ресурсов и безопасную обработку информации, особенно государственных информационных ресурсов и систем. Кроме того, необходимо обеспечивать обработку и передачу данных (также в первую очередь - государственных) на российских серверах, использовать сети связи российских операторов.
Особое внимание к вопросам защиты информации в КС ОГВ также связано с решениями, принятыми на рабочих совещаниях по реализации пункта 10.2 протокола заседания Совета Безопасности РФ от 1 октября 2014 года и во исполнение подпункта 1.1 пункта 1 протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе по вопросам развития местного самоуправления от 6 октября 2014 года N 2, а также для обеспечения безопасности информации, размещаемой в КС ОГВ, в соответствии с требованиями федеральных законов от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Результатом реализации мероприятия станет максимально защищенная от внешних угроз инфраструктура КС ОГВ, обеспечивающая информационную безопасность государственной информации, защиту информационных и коммуникационных систем, функционирующих в ее составе.
Для решения задачи 3 реализуется мероприятие 7 для развития систем, обеспечивающих единый подход по созданию безопасной среды обитания в автономном округе, жизнедеятельности населения, его информирования и оповещения в соответствии с Концепцией построения и развития АПК "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N 2446-р. Планируется реализация комплексного подхода с целью объединения поступающей информации о происшествиях, ее обработки и обеспечения реагирования по направлениям деятельности различных компетентных служб.
Запланировано обеспечение деятельности бюджетного учреждения "Центр обработки вызовов и мониторинга систем обеспечения безопасности жизнедеятельности" (далее - БУ ЦОВ), на базе которого развиваются компоненты Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (Система-112), внедренной в промышленную эксплуатацию и охватывающей около 98% территории автономного округа. Для снижения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим необходимо реализовать комплекс организационных и технических мер, построенных на новой технологической основе, так как общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер: одно возникающее бедствие или угроза может вызывать цепочку других процессов. Это обеспечит доступ к создаваемым системам заинтересованных органов власти в соответствии с их компетенцией.
Результатом реализации мероприятия станут созданные и функционирующие в муниципальных образованиях автономного округа комплексные системы, что обеспечит повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач.
Указанные основные мероприятия являются укрупненными направлениями, обеспечивают преемственность приоритетов развития в сфере ИКТ и сохранение положительной динамики, достигнутой по ключевым показателям сферы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.