Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усугубляться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ). Проблемы носят системный характер, поэтому их решение требует скоординированного взаимодействия на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.
Решение указанных проблем требует проведения мероприятий государственной программы развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса (от воспроизводства лесов до глубокой их переработки), а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
В процессе реализации мер по развитию материально-технической базы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса имеется возможность привлечения внебюджетных средств, в том числе при исполнении обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов и реализации инвестиционных проектов.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Глава I. Лесное хозяйство
Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей.
В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. В подпрограмме "Развитие лесного хозяйства" предусматривается ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие вовлеченности населения автономного округа в практические лесохозяйственные и природоохранные акции, а также адресная поддержка школьных лесничеств.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловило необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.
Автономный округ входит в пятерку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса, - 50405,9 тыс. га, или 4,3% от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 28818,6 тыс. га, или 3,6% от земель, покрытых лесной растительностью Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа - 53,9%.
Леса на территории автономного округа относятся к таежной лесорастительной зоне и включают 3 лесных района: Западно-Сибирский северо-таежный равнинный, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный и Северо-Уральский таежный. По целевому назначению леса распределены на защитные (5,6%) и эксплуатационные (94,4%).
В составе земель лесного фонда преобладают лесные земли - 57,5% от площади земель лесного фонда. Нелесные земли составляют 42,5% лесного фонда, основная часть которых представлена болотами.
Запас древесины в автономном округе достигает 3,17 млрд. куб. м, в том числе по хвойным породам - 2,5 млрд. куб. м (80,04%), спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд. куб. м, или 4,8% от запаса спелых и перестойных насаждений Российской Федерации. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн. куб. м в год, запас на одном гектаре - 129 куб. м.
Расчетная лесосека в автономном округе составляет 39,6 млн. куб. м, или 4,2% от расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству - 20,1 млн. куб. м. За последние 5 лет использование расчетной лесосеки составляло в среднем 7,6% с объемом заготовки 2,2 млн. куб. м. Спрос на древесные ресурсы в автономном округе определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.
Глава III. Профилактика и тушение лесных пожаров
Земли лесного фонда на территории автономного округа характеризуются сравнительно невысоким классом природной пожарной опасности (ППО), который составляет 4,2. Значительное количество пожаров возникло в периоды грозовой активности - 77%, по вине человека произошло 10% лесных пожаров.
Средняя площадь одного пожара составила 7,3 га. Среднегодовой ущерб от одного пожара за последние годы составил 617,0 тыс. рублей, а среднегодовой показатель затрат на тушение лесного пожара - 127,7 тыс. рублей.
Охраняемая площадь лесов, закрепленных за бюджетным учреждением автономного округа "База авиационной и наземной охраны лесов", составляет 49,3 млн. га, вся площадь лесов относится к зоне лесоавиационных работ, в том числе с применением авиационных и наземных сил и средств - 38,8 млн. га, зона контроля лесных пожаров - 10,5 млн. га.
В целях мониторинга пожарной опасности на территории земель лесного фонда автономного округа утверждены 19 маршрутов авиационного патрулирования протяженностью 9392 км и 58 маршрутов наземного патрулирования протяженностью 7125 км.
Мероприятия подпрограммы по лесному хозяйству предусматривают повышение эффективности противопожарной охраны земель лесного фонда путем обновления материально-технической базы и улучшения технического обеспечения служб охраны лесов от пожаров; ухода за противопожарными барьерами (разрывами, минерализованными полосами) вокруг населенных пунктов с целью предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров; выполнения работ по мониторингу пожарной опасности в лесах в пределах средств, выделенных на выполнение государственного задания, с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации в начальной стадии развития.
Глава IV. Защита лесов
Санитарное состояние лесов автономного округа, по данным прогноза лесопатологической ситуации, в 2017 году планируется как удовлетворительное.
Лесопатологические обследования погибших и поврежденных участков, очагов вредителей леса проводятся в течение года. Площадь очагов вредных организмов сокращается, популяции вредителей не представляют угрозы жизнеспособности насаждений, очагов болезней на территории автономного округа не зафиксировано. Прогнозы возможного повреждения молодняков и лесных культур от вредителей и болезней леса показывают их невысокую вероятность.
На всех доступных поврежденных и погибших лесных участках необходимо проведение лесопатологических обследований, санитарно-оздоровительных мероприятий.
Глава V. Лесовосстановление
Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель.
Фонд лесовосстановления на землях лесного фонда в автономном округе составляет 256,6 тыс. га, из них 13,3 тыс. га в защитных лесах. Общий прирост фонда лесовосстановления за 5 лет составил 34,8 тыс. га. С учетом потенциальной способности тех или иных типов леса к естественному возобновлению и хозяйственной целесообразности фонд лесовосстановления путем создания лесных культур составляет 9,3 тыс. га.
Для повышения продуктивности и улучшения качества лесов необходимо обеспечить уход за лесными культурами и обеспечивать их своевременное дополнение, проведение рубки ухода в молодняках, рубок ухода в соответствии с лесоводственными требованиями, положительный эффект которых связан с дополнительным ресурсом товарной древесины, желаемым породным составом насаждений, предотвращением естественной смены главных пород, сокращением оборота рубки.
Для решения задачи сохранения и преумножения кедровых лесов, а также их вовлечения в интенсивное хозяйственное освоение необходимо реализовать переход на новый уровень охраны, рационального использования, своевременного обновления и повышения продуктивности кедровых лесов автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.