Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 4 апреля 2014 г. N 167-рп
Стратегия
развития системы дополнительного пенсионного обеспечения
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
на период до 2030 года (далее - Стратегия)
1. Общие положения
Система дополнительного пенсионного обеспечения (далее также - система ДПО), созданная в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра), является на сегодняшний день уникальной в Российской Федерации, так как предусматривает пожизненное назначение дополнительной пенсии для отдельных категорий граждан.
Настоящей Стратегией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, общепризнанными принципами и нормами международного права в области негосударственного пенсионного обеспечения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, задачи, принципы и основные направления развития системы ДПО в автономном округе на период до 2030 года.
Утверждение Стратегии обусловлено изменениями, происходящими в отечественной системе пенсионного страхования, экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед системой ДПО в автономном округе.
Развитие системы ДПО в автономном округе требует совершенствования правовых, экономических механизмов управления в соответствии с требованиями реалий, формирующихся как в Российской Федерации в целом, так и на территории автономного округа, а также предусматривает использование программно-целевого метода управления, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию системы ДПО в автономном округе, на основе координации деятельности органов исполнительной власти, работников, работодателей и других заинтересованных сторон.
Стратегия направлена на формирование у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений, на стимулирование работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, на создание корпоративных систем ДПО для своих работников и в целом на повышение уровня благосостояния населения Югры.
2. Характеристика современной системы дополнительного пенсионного обеспечения в автономном округе
Современная система ДПО в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в значительной степени определена социально-экономическими процессами, происходившими в течение последних 20 лет. Предпосылкой создания системы ДПО в автономном округе послужила объективная необходимость повышения за счет возможностей бюджета автономного округа сложившегося низкого уровня доходов пенсионеров по отношению к базовому прожиточному минимуму (в 2003 году он превышал прожиточный минимум на 2 % по Российской Федерации и на 14 % по Югре). Для сравнения: по итогам 2013 года уровень доходов пенсионеров превышает базовый прожиточный минимум на 71,2 % по Российской Федерации и на 75,6 % по Югре. Поддержка пенсионеров была осуществлена путем внедрения механизма негосударственного пенсионного обеспечения, реализованного в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее также - Закон 75-ФЗ).
Нормативное правовое регулирование системы ДПО отдельных категорий граждан в Югре берет начало с принятия Закона автономного округа от 27 июня 2003 года N 45-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа", которым была установлена дополнительная пенсия работникам бюджетной сферы автономного округа.
Позднее, 16 декабря 2004 года, принят Закон автономного округа N 81-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан"(далее - Закон 81-оз), в соответствии с которым перечень категорий получателей дополнительной пенсии был расширен. Срок для обращения за назначением дополнительной пенсии неработающим пенсионерам был определен до 30 ноября 2010 года.
В настоящее время система ДПО в Югре осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 64-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан"(далее - Закон 64-оз).
Согласно статье 5 Закона 64-оз право на дополнительную пенсию имеют следующие категории граждан:
граждане, имеющие достижения и заслуги перед автономным округом;
граждане, имеющие стаж работы в бюджетной сфере;
граждане, которым установлена дополнительная пенсия в соответствии с Законом 81-оз.
В Законе 64-оз регулируются вопросы совершенствования системы ДПО, требований и условий для назначения и выплаты дополнительной пенсии.
Так, для назначения дополнительной пенсии отдельным категориям граждан не требуется обязательное проживание на территории автономного округа, достаточно учета стажа работы, достижений и заслуг перед автономным округом. Для граждан, работавших в бюджетной сфере автономного округа, исключена обязательность выхода на пенсию из учреждений бюджетной сферы.
Кроме того, для назначения дополнительной пенсии нет необходимости прекращать трудовую, а также предпринимательскую деятельность при достижении возраста мужчинами - 60 лет, женщинами - 55 лет.
Получателям дополнительной пенсии предоставлено право на ее сохранение при выезде на постоянное место жительства за пределы автономного округа в иные субъекты Российской Федерации.
Продлен срок для обращения граждан, работавших в бюджетной сфере автономного округа, за назначением базовой части дополнительной пенсии до 31 декабря 2020 года.
Для определения порядка и условий назначения дополнительных пенсий принято постановление Правительства автономного округа от 22 сентября 2011 года N 344-п "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан".
Для определения случаев включения в стаж работы в бюджетной сфере автономного округа периодов работы в учреждениях до передачи их в собственность автономного округа или муниципальных образований автономного округа принято постановление Правительства автономного округа от 29 декабря 2011 года N 518-п "О перечне учреждений, переданных в собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Согласно постановлению Правительства автономного округа от 23 июня 2011 года N 235-п "О порядке расчета стоимости пенсионных обязательств, размера пенсионных взносов и выделения средств на дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан и порядке расчета стоимости обязательств на установление доплаты из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделения средств по государственному стимулированию развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"совершен переход от принципа принятия отдельных решений о финансировании к упорядочению ежегодного планирования и ежеквартального финансирования расходов на дополнительное пенсионное обеспечение.
Общая численность пенсионеров в автономном округе в 2013 году составляла 379 183 чел., из них получателями дополнительной пенсии являются 215 449 чел. Таким образом, 56,8 % от всей численности пенсионеров охвачены системой ДПО (этот показатель в целом по России находится на уровне около 10 %). Из них, 183 221 человек, являются получателями дополнительной пенсии, в отношении 32 228 человек выплаты дополнительной пенсии временно приостановлены.
Структура получателей на 1 января 2014 года представлена следующими категориями:
граждане, имеющие достижения и заслуги перед автономным округом, - 1 343 чел., что составляет 0,6 % от общего количества участников;
граждане, имеющие стаж работы в бюджетной сфере, - 14 179 чел., что составляет 6,3 % от общего количества участников;
граждане, которым была установлена дополнительная пенсия в соответствии с Законом 81-оз, - 199 927 чел., что составляет 92,8 % от общего количества участников.
Впервые в 2011 году было принято решение о том, что размер дополнительной пенсии подлежит индексации:
с 1 марта 2011 года в размере 7 %;
с 1 сентября 2011 года в размере 10 %;
с 1 января 2012 года на 59 рублей;
с 1 января 2013 года на 5,5 %.
В результате по состоянию на 1 января 2014 года средний размер дополнительной пенсии по категориям получателей составил:
по старости - 1 136 рублей;
по инвалидности - 991 рубль;
социальная пенсия - 1 017 рублей;
за достижения и заслуги перед автономным округом - 2 154 рубля;
за стаж работы в бюджетной сфере - 1 122 рубля.
Таким образом, с учетом дополнительной пенсии средний размер дохода пенсионера в Югре по итогам 2013 года составил 15 780 рублей, что на 53,0 % превышает средний уровень пенсии по Российской Федерации, составивший 10 313 рубля.
Средний размер дохода пенсионера в автономном округе состоит из:
государственной пенсии;
дополнительной пенсии;
прочих единовременных денежных выплат.
При этом необходимо отметить, что объем государственной пенсии в Югре определяется путем умножения базовой части пенсии, установленной на федеральном уровне, на районный коэффициент.
Также впервые в 2011 году принято решение о начислении минимального гарантированного дохода на пенсионные счета вкладчиков (физических лиц) за истекший календарный год вне зависимости от результатов размещения пенсионных резервов. Ставка минимального гарантированного дохода утверждается ежегодно, и по итогам 2010, 2011, 2012 годов ее размер составил 6 % годовых. Таким образом, несмотря на колебания на финансовом рынке Югра гарантировала сохранность дохода участников, вложивших свои личные средства в систему ДПО автономного округа.
Для формирования у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений и, таким образом, повышения уровня жизни пенсионеров в Югре внедряется проект "Пенсионный стандарт Югры", который распространяется на работников, проживающих в автономном округе и имеющих право на получение доплаты из бюджета автономного округа в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 63-оз "О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон 63-оз), за которых работодатель перечисляет пенсионные взносы.
Автономный округ взял на себя обязательство по доплате из бюджета гражданам, вступившим в правоотношения в проекте "Пенсионный стандарт Югры", в течение переходного периода, с момента вступления в действие Закона 63-оз и до 2020 года.
Система ДПО, созданная в автономном округе, строится на сформированной нормативно-правовой основе, предусматривает поддержку в виде дополнительной пенсии, назначенной пожизненно, наименее защищенной категории населения Югры - пенсионерам и по своим масштабам и условиям не имеет аналогов в Российской Федерации.
3. Цели и задачи развития системы дополнительного пенсионного обеспечения
Главными целями Стратегии развития системы ДПО в автономном округе на период до 2030 года являются:
повышение качества жизни и увеличение уровня доходов пенсионеров автономного округа;
обеспечение финансовой устойчивости системы ДПО.
Достижение поставленных целей возможно путем решения следующих задач:
реализация комплекса мер по обеспечению сохранности средств пенсионных накоплений и доходности от их инвестирования;
направление долгосрочных инвестиционных ресурсов в инфраструктурные проекты;
решение об увеличении уровня дополнительных пенсий, включая индексацию, принимается при наличии источника финансирования суммы обязательств на весь период;
обеспечение сбалансированности принятых и формируемых пенсионных обязательств с источниками их финансового обеспечения;
стимулирование работодателей к созданию условий для развития корпоративных систем дополнительного пенсионного обеспечения работников организаций независимо от осуществляемых ими видов деятельности и форм собственности;
вовлечение населения автономного округа в формирование будущей пенсии за счет личных средств.
4. Внутренние и внешние условия и риски, возможности и предпосылки развития системы дополнительного пенсионного обеспечения
Необходимость реформирования пенсионной системы обусловлена прогнозируемым сокращением численности работающего населения к численности пенсионеров, что определено в первую очередь демографическими факторами. В таких условиях для государственной пенсионной системы, распределительной в своей основе, возникает проблема компромисса между противоречивыми целями: повышением уровня обеспеченности пенсионеров и достижением сбалансированности пенсионной системы.
В Российской Федерации последние 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;
повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (валоризация);
создание экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм;
повышение среднего размера трудовой пенсии.*(1)
Пенсионным фондом Российской Федерации, а также его отделениями с 1 января 2009 года реализуется Программа государственного софинансирования пенсии, в соответствии с которой россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Программе могут участвовать все россияне, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.
Программа рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса, поэтому она интересна той категории трудоспособного населения (к трудоспособному населению относятся мужчины 16-59 лет включительно, женщины 16-54 лет включительно), которая в ближайшие 10-15 лет планирует выйти на пенсию и готова рассматривать ее в долгосрочной перспективе как консервативный инструмент накопления и сохранения средств.
Правительством Российской Федерации 25 декабря 2012 года принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, направленная на совершенствование пенсионной системы, которая соответствует современному экономическому развитию Российской Федерации и международным стандартам.
В соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:
первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;
третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
На развитие второго и третьего уровней пенсионной системы могут и должны оказывать влияние органы государственной власти автономного округа.
В процессе реализации системы ДПО выявлены внешние и внутренние риски, способные непосредственно повлиять на ее развитие.
К внешнему риску относится изменение политики государства на уровне Российской Федерации.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предусматривает повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы, что требует совершенствования финансовых институтов, участвующих в формировании и инвестировании пенсионных накоплений. На основании чего приняты изменения в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривающие процесс реорганизации негосударственных пенсионных фондов, действующих в форме некоммерческих организаций, в акционерные общества.
Акционирование фондов призвано устранить несоответствие их организационно-правовой формы как некоммерческих организаций содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, имеющей все признаки коммерческой (предпринимательской) деятельности на финансовом рынке, а так же ввести фонды в систему гарантирования накоплений.
Указанные процессы предполагают при сохранении всех установленных законодательством требований к деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию применение мер по повышению прозрачности деятельности фондов, повышению ответственности менеджмента и акционеров за последствия принятых неэффективных решений, а так же переход к системе рыночной оценки эффективности фондов. Что повысит доверие вкладчиков к фондам и их привлекательность для инвесторов.
Таким образом, указанный фактор оказывает позитивное влияние на развитие системы ДПО в автономном округе.
Внутренними рисками являются:
1. Рост в составе населения граждан старше трудоспособного возраста, что может привести к невозможности финансирования за счет средств бюджета автономного округа системы ДПО пенсионеров автономного округа в полном объеме.
Одной из тенденций развития человеческого потенциала в автономном округе является старение населения, что подтверждает имеющее место и прогнозируемое увеличение доли населения в возрасте старше трудоспособного и уменьшение доли населения трудоспособного возраста.
На сегодняшний день общее количество пенсионеров всех категорий, проживающих на территории автономного округа, составило 379,2 тыс. чел., или 23,9 % от общего количества жителей округа, из них работающих - 168,7 тыс. чел. По отношению к 2003 году численность пенсионеров увеличилась в 1,66 раза.
Доля населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения автономного округа увеличивается в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Югры (далее - прогноз СЭР) в среднем на 3-5 % ежегодно, с 17,4 % в 2005 году до 21,8 % в 2010 году и 26,4 % в 2015 году, а к 2030 году может составить 655 тыс. чел., или 34,7 % от общей численности населения. Старение населения требует совершенствования подходов к развитию социальной сферы, в том числе в области пенсионного обеспечения.
2. Превышение современной стоимости обязательств по выплате базовой части дополнительной пенсии над пенсионными резервами.
Система ДПО автономного округа имеет ряд возможностей и предпосылок для дальнейшего эффективного развития:
стабильность законодательства автономного округа. В Югре сформирована нормативно-правовая основа для реализации системы ДПО;
высокий уровень социально-экономического развития;
высокий уровень доходов населения. Средняя заработная плата в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по итогам 2013 года составляла 54 533 руб., на сегодняшний день средний коэффициент замещения составляет около 28,94 %, из которых 27,05 % составляет средняя трудовая пенсия по старости и еще примерно 1,89 % - дополнительные пенсии, финансируемые из бюджета автономного округа и работодателями;
наличие на территории автономного округа крупных предприятий, в которых сформирована корпоративная система пенсионного обеспечения. Примерно 60 тыс.*(2) жителей округа являются получателями или участниками корпоративных пенсионных программ, финансируемых работодателем (ОАО "Газпром", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Роснефть", ОАО "Лукойл", ОАО "РЖД"и другие) Размер выплат варьируется в диапазоне от 1 до 7 тыс. руб. и в среднем составляет 3 тыс. руб. По указанному показателю Югра является лидером среди других регионов России.
5. Основные направления достижения долгосрочных целей развития системы дополнительного пенсионного обеспечения в автономном округе
5.1. Обеспечение полного финансирования принимаемых и принятых ранее пенсионных обязательств.
В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации сделан выбор в пользу развития системы накопительного негосударственного пенсионного обеспечения с полным фондированием (финансированием пенсионных обязательств в полном объеме в момент их возникновения).
По состоянию на конец 2013 года объем современной стоимости пенсионных обязательств (без учета ранее произведенных пенсионных выплат) превышает общую сумму пенсионных взносов Правительства автономного округа и инвестиционного дохода, за минусом произведенных пенсионных выплат на день оценки.
В целях недопущения переноса большей части выплат по пенсионным обязательствам на бюджеты будущих поколений проблема необеспеченных обязательств будет решаться в ближайшей перспективе путем:
проведения комплекса мероприятий, направленных на прекращение дальнейшего роста необеспеченных обязательств;
планомерного сокращения уже существующих необеспеченных обязательств в течение 2014-2030 годов.
Решения об индексации и назначении новых пенсий будут приниматься при условии обеспечения 100 % финансирования обязательств Правительства автономного округа. Для этого будут приняты новые нормативные акты и внесены изменения в действующие, определяющие порядок финансирования пенсионных обязательств Правительства автономного округа.
Планируется сокращение необеспеченных обязательств, индексация базовых пенсий по индексу роста потребительских цен, достижение доли численности работников бюджетной сферы округа, принимающих участие в формировании добровольной дополнительной накопительной пенсии, в размере 20 % к 2030 году (диаграмма 1). Будут приняты меры, направленные на максимально возможный охват численности бюджетников, участвующих в формировании добровольной дополнительной накопительной пенсии, при постоянных суммарных расходах бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на финансирование необеспеченных обязательств и текущих выплат по обязательствам, сформированным после 2013 года.
Таким образом, переход на систему полного финансирования обязательств позволит сформировать крупнейший внебюджетный источник для инвестиций в инфраструктурные проекты на территории Югры с понятными и предсказуемыми кредитными рисками и к 2030 году снизить расходы бюджета автономного округа до финансирования только новых назначений дополнительной пенсии.
5.2. Повышение уровня доходов пенсионера автономного округа по отношению к его прожиточному минимуму.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина состоит из необходимого набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум - это основа для установления минимальных государственных гарантий, и его величина становится очень важной во время расчетов общественных выплат разным слоям граждан: пособия разного рода, доплаты по пенсиям. Для трудоспособного населения с прожиточным минимумом соизмеряют минимальный размер заработной платы или размер детских пособий. Для пенсионеров - размер минимальных пенсий. А среднедушевой прожиточный минимум используется для того, чтобы оценить, насколько среднедушевые доходы семьи выше или ниже минимального государственного социального стандарта.
Прогнозирование величины прожиточного минимума осуществляется с учетом прогноза индекса потребительских цен, показатель отнесен к основным показателям, представляемым для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2016 году прогнозируется на уровне 10,4 тыс. руб., с ростом к 2013 году на 15,4 % (по Российской Федерации - 7 тыс. руб. и 15,6 % соответственно).
Средний размер дохода пенсионера Югры (с учетом районного коэффициента) по итогам 2013 года составил 15,8 тыс. руб. - это примерно 1,8 прожиточных минимумов (по Российской Федерации - 1,7).
Происходит уменьшение доли дополнительной пенсии в доходах пенсионера автономного округа, несмотря на достаточно высокие расходы бюджета автономного округа на финансирование дополнительных пенсий. Ежегодные текущие выплаты дополнительных пенсий превышают 2,5 млрд. руб., что составляет более 1,5 % доходов годового бюджета автономного округа.
Таким образом, обеспечение дальнейшего существенного роста доходов пенсионеров - жителей автономного округа исключительно за счет бюджета автономного округа невозможно.
В целях создания устойчивой системы пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе усилия Правительства автономного округа будут направлены на развитие корпоративного пенсионного обеспечения (диаграмма 2).
В настоящее время 5,4 % работников бюджетной сферы автономного округа уже участвуют в программах софинансирования будущей пенсии с участием бюджета Югры. Работники значительной части организаций не охвачены системой ДПО.
В качестве механизма мотивации внедрения программ дополнительного пенсионного обеспечения за основу принят международный опыт организации корпоративных пенсионных систем, который базируется на использовании трудовых контрактов, предусматривающих участие работника по умолчанию в корпоративной пенсионной системе предприятия.
Организация системы ДПО для предприятий позволит добиться роста в течение первых 10 лет соответствующих пенсионных резервов, соизмеримых или превышающих текущий уровень пенсионных резервов.
Мероприятия по стимулированию развития системы ДПО работников предприятий направлены не только на формирование у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений, но и на создание источника для инвестиций в долгосрочные инфраструктурные проекты, имеющие значение как для автономного округа, так и для самих предприятий.
Мероприятия по разъяснительной работе очень важны для повышения финансовой грамотности населения и работодателей автономного округа. Необходимо не только разъяснить и донести все выгоды развивающейся системы ДПО, но и обеспечить эффективную слаженную систему взаимоотношений Правительства автономного округа с работодателями и качественное обслуживание населения, что позволит обеспечить приток новых клиентов на долгосрочный период. Роль Правительства автономного округа останется уникальной при реализации настоящей Стратегии.
Решение указанных вопросов создаст условия для формирования гражданами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пенсий, соответствующих международным стандартам, обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы автономного округа, а также повысить социальную защищенность его населения. В результате чего к 2030 году средний размер дохода пенсионера, с учетом доплат из окружного бюджета, в 3 раза превысит его прожиточный минимум (диаграмма 3).
6. Механизмы реализации Стратегии
Развитие системы ДПО в автономном округе необходимо рассматривать с применением программного метода, что обусловлено внедрением программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также переходом планирования расходов бюджета автономного округа с использованием программной структуры, что вызвано повышением эффективности бюджетных расходов во взаимосвязи реализуемых мероприятий по дополнительному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан и запланированных результатов, через реализацию подпрограммы "Дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан" государственной программы "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы", так как обеспечивается прямая взаимосвязь между планируемыми затратами и результатами, четко обозначаются задачи и мероприятия реализации системы ДПО, прослеживается последовательность, которая приведет к запланированным государственной программой результатам.
6.1. Организационные механизмы реализации Стратегии.
Мероприятия, направленные на развитие системы ДПО в автономном округе:
1. Увеличение охвата работодателей:
проведение "круглых столов", конференций, корпоративных презентаций посвященных продвижению программы;
проведение консультаций в организациях;
разработка методических пособий.
2. Увеличение охвата работников предприятий:
разработка методических пособий;
горячие линии по проекту "Пенсионный стандарт Югры"и дополнительному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан совместно со средствами массовой информации;
проведение конференций с участием представителей Правительства и Думы автономного округа.
3. Увеличение охвата работников бюджетной сферы путем заключения соглашений о взаимодействии в реализации дополнительного пенсионного обеспечения.
Привлечение первой волны работодателей в систему ДПО и их пример, детально освященный средствами массовой информации, позволит создать благоприятную среду, которая вовлечет в систему ДПО других работодателей и работников. Залогом успеха является активное участие наиболее узнаваемых представителей бизнеса и бюджетных организаций в формировании корпоративных систем ДПО для своих работников.
6.2. Правовые механизмы реализации Стратегии.
Основным направлением совершенствования нормативной правовой базы автономного округа в сфере дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан является увеличение доли внебюджетных взносов на формирование дополнительных пенсий, акцент сделан на стимулирование работодателей и самих работников на формирование дополнительных пенсий за счет собственных средств.
Совершенствование нормативного правового регулирования в системе ДПО будет направлено на прекращение роста и полное сокращение необеспеченных обязательств.
6.3. Финансовые механизмы реализации Стратегии.
Финансовые механизмы реализации Стратегии включают следующие элементы:
1. Прямое бюджетное финансирование формирования дополнительных пенсий отдельных категорий граждан в соответствии с действующей нормативной правовой базой автономного округа в сфере дополнительного пенсионного обеспечения.
2. Формирование дополнительных пенсий работодателями для своих работников (при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения) в целях управления персоналом, повышения его мотивации к качественному исполнению трудовых обязанностей и закрепления на рабочих местах лучших работников.
3. Формирование дополнительных пенсий работниками за счет личных средств.
4. Предоставление государственной поддержки путем выплаты доплаты из бюджета автономного округа.
5. Эффективное размещение средств пенсионных резервов и накоплений в целях получения дохода при обеспечении их сохранности.
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии развития системы ДПО в автономном округе позволит достигнуть ее цели до 2030 года, результатом будет достижение следующих показателей:
обеспечение среднего размера дохода пенсионера, с учетом доплат из бюджета автономного округа, на уровне 3-х его прожиточных минимумов;
увеличение до 9 % доли населения автономного округа, принимающего участие в корпоративном пенсионном обеспечении;
увеличение до 20 % доли работников бюджетной сферы автономного округа, участвующих в программах софинансирования дополнительной пенсии.
Диаграмма 1
"Доля вовлечения работников бюджетной сферы в систему ДПО по программам софинансирования, %"
Диаграмма 2
"Доля населения автономного округа, принимающего участие в корпоративном пенсионном обеспечении, %"
Диаграмма 3
"Отношение среднего размера дохода пенсионера, с учетом доплат из бюджета автономного округа, к его прожиточному минимуму, раз"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.