Текст статьи 27 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 27. Организация деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, об установлении итогов голосования или результатов выборов о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательной комиссии большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, настоящему Закону, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания избирательной комиссии проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии автономного округа, а также по ее решению и другие члены с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии автономного округа на штатной основе. Оплата труда членов избирательной комиссии автономного округа с правом решающего голоса производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств в порядке и размерах, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Избирательная комиссия автономного округа имеет свой аппарат, структура и штаты которого устанавливаются избирательной комиссией автономного округа в пределах выделенных ей бюджетных средств. Прочие избирательные комиссии могут создавать на период подготовки и проведения выборов временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются соответствующими избирательными комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.
Текст статьи 36 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 36. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных избирательных округах
Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съездах (конференциях) избирательных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.
Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений.
Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в окружную избирательную комиссию протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты с указанием его (их) фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства.
Одновременно с этими документами представляются:
копия свидетельства о государственной регистрации регионального (окружного) отделения общероссийского или межрегионального общественного объединения, регионального (окружного), территориального общественного объединения в окружном Управлении юстиции, зарегистрированный устав, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях пятой и шестой настоящей статьи, представляют в окружную избирательную комиссию протоколы съездов (конференций) региональных (окружных) отделений общероссийских или межрегиональных общественных объединений, региональных (окружных), территориальных общественных объединений с решением о вхождении в избирательный блок и их совместное решение о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями.
Текст статьи 37 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 37. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением в многомандатных муниципально-территориальных избирательных округах
Выдвижение кандидатов в депутаты в многомандатных муниципально-территориальных избирательных округах производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, которые отвечают требованиям, предусмотренным статьей 30 настоящего Закона.
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатами в депутаты количество граждан, не превышающее число одномандатных территориальных избирательных округов, включенных в многомандатный муниципальнотерриториальный избирательный округ.
Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами входящего в него общественного объединения.
Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в муниципально-территориальную избирательную комиссию протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты с указанием его (их) фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, должности (рода занятий) и места жительства.
Одновременно с этими документами представляются:
копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения в окружном Управлении юстиции;
зарегистрированный устав, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
Текст статьи 38 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 38. Выдвижение кандидата в депутаты избирательным объединением в шестимандатном округе
Выдвижение кандидатов в депутаты в шестимандатном избирательном округе производится на съезде (конференции) избирательного объединения, которое отвечает требованиям, предусмотренным статьей 32 настоящего Закона.
Избирательное объединение вправе выдвигать не более шести кандидатов в депутаты.
Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.
Изби рательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами входящего в него общественного объединения
Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию автономного округа протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты с указанием его (их) фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, должности (рода занятий) и места жительства.
Одновременно с этими документами представляются:
копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения в окружном Управлении юстиции;
зарегистрированный устав, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
Текст статьи 39 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 39. Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных территориальных избирательных округах и многомандатных муниципально-территориальных избирательных округах непосредственно избирателями
Группа граждан Российской Федерации в количестве не менее 10 человек, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей для выдвижения кандидата в депутаты Думы автономного округа по одномандатному территориальному избирательному округу или по многомандатному муниципально-территориальному избирательному округу.
Инициативная группа избирателей обращается в окружную избирательную комиссию и, соответственно, в муниципально-территориальную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата в депутаты, назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.
В ходатайстве инициативной группы избирателей указываются:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата в депутаты Думы автономного округа;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей.
Текст статьи 40 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 40. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями в шестимандатном избирательном округе
Сход, собрание граждан коренных малочисленных народов Севера, в количестве не менее 10 человек, обладающих избирательным правом, вправе выступить в качестве инициативной группы избирателей и выдвинуть по шестимандатному избирательному округу одного кандидата в депутаты Думы автономного округа.
Инициативная группа избирателей (сход, собрание) обращается в избирательную комиссию автономного округа с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания, схода о выдвижении кандидата в депутаты Думы автономного округа, назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.
В ходатайстве инициативной группы избирателей схода, собрания указываются:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата (кандидатов) в депутаты Думы автономного округа;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей.
Текст статьи 41 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 41. Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты Думы автономного округа
Избирательная комиссия автономного округа, окружная избирательная комиссия, муниципально-территориальная избирательная комиссия, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Закона, в течении трех дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей и выдать им регистрационные свидетельства.
В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей выдается, мотивированное постановление избирательной комиссии автономного округа, окружной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд автономного округа.
С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Думы автономного округа. До получения регистрационных свидетельств проводить сбор подписей не разрешается.
Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах, осуществляют сбор подписей избирателей в поддержку каждого кандидата в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа, в многомандатных муниципальнотерриториальных округах- 0,3 процента. Подписи могут собираться только среди избирателей того одномандатного избирательного округа и, соответственно, того многомандатного муниципально-территориального избирательного округа, по которому осуществляется выдвижение кандидата.
Избирательное объединение, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидатов в депутаты в шестимандатном избирательном округе, осуществляют сбор подписей избирателей в поддержку каждого кандидата в количестве 0,06 процента от общего числа избирателей автономного округа. Подписи избирателей могут собираться на территории всего автономного округа.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 1, 2, 3, 4, 5, 6 к настоящему Закону. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата с указанием тех же данных.
Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Текст статьи 52 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 52. Избирательный фонд кандидата в депутаты Думы автономного округа.
Кандидаты в депутаты Думы автономного округа формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату.
Отделения сберегательного банка Российской Федерации открывают зарегистрированным кандидатам на основе письменного сообщения соответствующей избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз;
средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем 500 раз;
добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз;
добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 150 раз;
Предельная сумма расходов кандидата, за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 2500 раз.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:
иностранных государств, организаций и граждан;
лиц без гражданства;
российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;
международных организаций и международных общественных движений;
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
воинских частей, военных учреждений и организаций;
благотворительных организаций и религиозных объединений.
Отделения Сберегательного банка Российской Федерации предоставляют соответствующей избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов, в трехдневный срок со дня их поступления.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в окружной бюджет.
Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Отделения Сберегательного банка Российской Федерации предоставляют соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в письменной форме сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов.
Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд автономного округа с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Текст статьи 54 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 54. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов
Кандидат не позднее чем через 20 дней после дня выборов возвращает соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему соответствующей избирательной комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию соответствующей избирательной комиссии перечисляются отделениями Сберегательного банка Российской Федерации на счет избирательной комиссии в бесспорном порядке.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов после окончания выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды, с разрешения соответствующей избирательной комиссии.
Текст статьи 57 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 57. Порядок голосования
В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов), муниципально-территориальной или участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссии, таким образом, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии или муниципально-территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня соответственно ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии или муниципально-территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью окружной избирательной комиссии или муниципально-территориальной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной, муниципально-территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов, соответственно, окружной, муниципальнотерриториальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия и муниципально-территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня выборов.
В случае досрочного голосования в помещении окружной избирательной комиссии или муниципально-территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей надпись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из окружной или муниципально-территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
Окружная избирательная комиссия, муниципально-территориальная избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее, чем за 15 дней до дня выборов, на судах, которые в день выборов будут находиться в плавании, а также в отдаленных и труднодоступных районах.
В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более двух избирательных бюллетеней, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью других лиц, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней".
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением самого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину, специальное оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
В избирательном бюллетене по шестимандатному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии тех кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избиратель может проголосовать не более чем за шесть кандидатов, указанных в бюллетене.
В избирательном бюллетене по многомандатному муниципальнотерриториальному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии тех кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избиратель может проголосовать не более, чем за то количество депутатов, равное числу, избираемых в окружную Думу депутатов от данного многомандатного муниципально-территориального избирательного округа.
В избирательном бюллетене по одномандатному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избиратель может проголосовать только за одного кандидата в депутаты окружной Думы по данному территориальному одномандатному избирательному округу.
Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
Член участковой избирательной, комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель или любое другое лицо незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица, а также представители средств массовой информации.
Текст статьи 58 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 58. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей поданных по шестимандатному избирательному округу, многомандатному муниципально-территориальному и одномандатному избирательному округу прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, недействительными являются бюллетени по одномандатному избирательному округу, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлены ни в одном из них, а также бюллетени по шестимандатному или многомандатному избирательному округу, в которых любой знак (знаки) проставлен соответственно более чем в шести квадратах или в числе квадратов большем, чем число входящих в многомандатный избирательный округ одномандатных избирательных округов, либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии.
Участковая избирательная комиссия составляет протоколы об итогах голосования по одномандатному, многомандатному избирательному округу (протокол N 1) и шестимандатному избирательному округу (Протокол N 2).
В каждый из указанных протоколов вносятся следующие данные:
- число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
- число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число недействительных избирательных бюллетеней ( в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
- фамилии, имена, отчества, внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
- число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Указанные протоколы составляются в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколами в целом или с отдельными их положениями, вправе приложить к протоколам свое особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи.
К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов.
Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протоколов вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии после их подписания незамедлительно направляются в соответствующую окружную и муниципально-территориальную избирательную комиссию.
Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третьи экземпляры протоколов предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие окружные и муниципально-территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
Текст статьи 63 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 63. Регистрация избранных депутатов Думы автономного округа
Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Думы автономного округа.
Кандидат, избранный депутатом Думы автономного округа, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Думы автономного округа.
Соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих итогов выборов проводит регистрацию избранного депутата Думы автономного округа и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, установленных частью первой настоящей статьи.
Текст статьи 67 в редакции от 5 февраля 1996 года
Статья 67. Замещение мандата депутата избранного в одномандатном и многомандатном муниципальнотерриториальном избирательных округах
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном или многомандатном муниципально-территориальном избирательном округе, избирательная комиссия автономного округа в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему избирательному округу дополнительные выборы депутата Думы автономного округа. Если до окончания срока полномочий Думы остается год либо менее года, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся.
Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу, многомандатному муниципально-территориальному избирательному округу их регистрация и иные избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
Текст Приложения 2 в редакции от 5 февраля 1995 года
Приложение 2
к Закону Ханты-Мансийского
автономного округа
от 5 февраля 1995 г. N 4-оз
Подписной лист
Номер регистрационного свидетельства_______________________
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой
избирателей кандидатом в депутаты Думы автономного округа по одномандат-
ному избирательному округу N_______
_______________________________, родившегося____________________________,
ф.и.о.
работающего_____________________________________________________________,
проживающего в__________________________________________________________.
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Адрес места житель- ства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Дата подписания |
Подпись |
1
2
Подписной лист удостоверяю:______________________________________________
_________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или за-
меняющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы избирателей__________________________
________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или за-
меняющего его документа уполномоченного инициативной группой избирателей)
(Подпись и дата)
Текст Приложения 4 в редакции от 5 февраля 1995 года
Приложение 4
к Закону Ханты-Мансийского
автономного округа
от 5 февраля 1995 г. N 4-оз
Подписной лист
Номер регистрационного свидетельства_______________________
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой
избирателей кандидатом в депутаты Думы автономного округа по шестимандат-
ному избирательному округу ____________________________________
ф.и.о.
_______________________________, родившегося____________________________,
работающего_____________________________________________________________,
проживающего в__________________________________________________________.
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Адрес места житель- ства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Дата подписания |
Подпись |
1
2
Подписной лист удостоверяю:______________________________________________
_________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или за-
меняющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы избирателей__________________________
________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или за-
меняющего его документа уполномоченного инициативной группой избирателей)
(Подпись и дата)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.