Текст статьи 5 в редакции от 27 декабря 1995 года
Статья 5. Избирательные права граждан при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления
Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного округа и достигший на день выборов 18 лет, имеет право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления.
Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного округа не менее одного года.
Не имеет права избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Текст статьи 7 в редакции от 27 декабря 1995 года
Статья 7. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления
Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Текст статьи 12 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 12. Образование одномандатных территориальных избирательных округов.
1. Одномандатные территориальные избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:
единая средняя норма представительства избирателей, которая устанавливается путем деления общего числа избирателей муниципальных образований на число депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования;
- допускаемое отклонение от единой средней нормы представительства избирателей должно составлять не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов;
- включение в одномандатный территориальный избирательный округ только граничащих между собой территорий с учетом существующих административно-территориальных единиц.
2. Данные для образования одномандатных территориальных избирательных округов предоставляются главами муниципальных образований.
3. Границы одномандатных территориальных избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются избирательной комиссией автономного округа не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Текст статьи 34 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 34. Выдвижение кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательным объединением, избирательным блоком
Выдвижение кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления производится на съезде (конференции, собрании) избирательного объединения, избирательного блока.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть в избирательном округе только одного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления лицо, не являющееся членом входящих в них общественных объединений.
Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в территориальную избирательную комиссию протокол с решением съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.
Одновременно с этими документами представляются:
копия свидетельства о государственной регистрации местного отделения общероссийского, межрегионального, регионального общественного объединения, местного общественного объединения в органах юстиции;
зарегистрированный устав, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях пятой и шестой настоящей статьи, представляют в территориальную избирательную комиссию протоколы съездов (конференций, собраний) местных отделений общероссийских, межрегиональных, региональных общественных объединений, местных общественных объединений с решением о вхождении в избирательный блок и их совместное решение о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями.
Текст статьи 35 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 35. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления непосредственно избирателями
Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 10 человек для выдвижения кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Инициативная группа избирателей обращается в территориальную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.
В ходатайстве инициативной группы избирателей указываются:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата в депутату представительного органа местного самоуправления;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей.
Текст статьи 36 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 36. Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, выдвинувшие кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, обязаны собрать в его поддержку не менее двух процентов подписей избирателей, обладающих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона активным избирательным правом.
Территориальная избирательная комиссия, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Закона , в течение трех дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей и выдать им регистрационные свидетельства.
В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей выдается мотивированное постановление территориальной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу в срок, установленный действующим законодательством.
С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей начинают работу по сбору подписей избирателей в поддержку кандидата на должность главы местного самоуправления. До получения регистрационных свидетельств проведение сбора подписей не допускается.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях nn 1 и 2 к настоящему Закону.
При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных.
Сбор подписей избирателей проводится по месту работы ( в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Орган местного самоуправления и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока и инициативных групп избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей.
Подписные листы, сброшюрованные и пронумерованные, заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу в представительный орган местного самоуправления передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 30 дней до дня выборов в территориальную избирательную комиссию. Территориальная избирательная комиссия выдает указанным уполномоченным представителям подтверждение в письменной форме о приеме документов.
В случае проведения досрочных или повторных выборов число подписей избирателей, которые должны быть собраны в соответствии с частью первой настоящей статьи, сокращается наполовину.
Текст статьи 47 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 47. Избирательный фонд кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату.
Отделения Сберегательного банка Российской Федерации открывают зарегистрированным кандидатам на основе письменного сообщения территориальной избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Порядок открытия и ведения указанных счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз;
добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 25 раз;
добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 40 раз;
собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленного Федеральным Законом на день назначения выборов, более чем 40 раз.
Предельная сумма расходов кандидата, за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 600 раз.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:
иностранных государств, организаций и граждан;
лиц без гражданства;
российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;
международных организаций и международных общественных движений;
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
воинских частей, военных учреждений и организаций;
благотворительных организаций и религиозных объединений.
Отделения Сберегательного банка Российской Федерации представляют территориальной избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок со дня их поступления.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход местного бюджета.
Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Отделения Сберегательного банка Российской Федерации предоставляют территориальной избирательной комиссии по ее запросу в письменной форме сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов.
Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующий суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Территориальная избирательная комиссия может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.
Текст статьи 51 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 51. Избирательный бюллетень.
Для выборов депутатов представительных органов местного самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 28 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления и их данные, предусмотренные частью пятой статьи 32 или частью третьей статьи 33 настоящего Закона. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этих избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избранному участку, более чем на 0.5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах и заверяют это изменение подписями двух членов избирательной комиссии или печатью избирательной комиссии.
Текст пункта 12 статьи 52 в редакции от 27 декабря 1995 года
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Текст пункта 6 статьи 53 в редакции от 27 декабря 1995 года
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Текст пункта 10 статьи 53 в редакции от 27 декабря 1995 года
Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Текст статьи 52 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 52. Порядок голосования
В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
На избирательных участках, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Если менее чем за 30 дней до дня выборов гражданин, включенный в список избирателей, установит, что не будет иметь возможности прибыть в день выборов в помещение того избирательного участка, где он включен в список избирателей, но будет находиться на территории избирательного округа, он вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение на право участия в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. О получении открепительного удостоверения гражданин расписывается в списке избирателей с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список избирателей на любом другом избирательном участке избирательного округа. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются территориальной избирательной комиссией.
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой ( не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Заполненный избирательный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов, соответственно, территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до выборов.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей надпись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
Территориальная избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, в отдаленных и труднодоступных районах.
В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью других лиц, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специальное оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
В избирательном бюллетене по одномандатному территориальному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избиратель может проголосовать только за одного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по данному территориальному одномандатному избирательному округу.
Законом ХМАО от 17 апреля 1996г. N 13-оз настоящая статья дополнена пунктом:
В избирательном бюллетене по многомандатному муниципально-территориальному избирательному округу избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии тех кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избиратель может проголосовать не более, чем за число депутатов, равное числу избираемых в представительный орган местного самоуправления депутатов от многомандатного муниципально-территориального избирательного округа.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Текст статьи 53 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 53. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, недействительными являются бюллетени по одномандатному избирательному округу, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлены ни в одном их них, а также бюллетени по многомандатному муниципально-территориальному избирательному округу, в которых любой знак (знаки) проставлен в числе квадратов, более чем число избираемых в представительный орган местного самоуправления муниципального образования депутатов. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его обратной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
- число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
- число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число недействительных избирательных бюллетеней ( в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
- фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
- число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Избранным по одномандатному территориальному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Законом ХМАО от 17 апреля 1996г. N 13-оз пункт 11 настоящей статьи изложен в новой редакции
Избранным по многомандатному муниципально-территориальному избирательному округу признается число кандидатов, соответствующее числу депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола территориальная избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) территориальной избирательной комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
Статья 36. Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
Избирательное объединение, избирательный блок или избирателеи, проживающие на территории данного избирательного округа, выдвинувшие кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, обязаны собрать в его поддержку не менее двух процентов подписей избирателей, обладающих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона активным избирательным правом.
Территориальная избирательная комиссия, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Закона , в течение трех дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока и выдать им регистрационные свидетельства.
В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока выдается мотивированное постановление территориальной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу в срок, установленный действующим законодательством.
С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока начинают работу по сбору подписей избирателей в поддержку кандидата на должность главы местного самоуправления. До получения регистрационных свидетельств проведение сбора подписей не допускается.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях nn 1 и 2 к настоящему Закону.
При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных.
Сбор подписей избирателей проводится по месту работы ( в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Орган местного самоуправления и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока и инициативных групп избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей.
Подписные листы, сброшюрованные и пронумерованные, заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу в представительный орган местного самоуправления передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 30 дней до дня выборов в территориальную избирательную комиссию. Территориальная избирательная комиссия выдает указанным уполномоченным представителям подтверждение в письменной форме о приеме документов.
В случае проведения досрочных или повторных выборов число подписей избирателей, которые должны быть собраны в соответствии с частью первой настоящей статьи, сокращается наполовину.
Текст статьи 56 в редакции от 17 апреля 1996 года
Статья 56. Замещение вакантных депутатских мандатов
В случае досрочного выбытия депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по территориальному избирательному округу, территориальная избирательная комиссия в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает дополнительные выборы. Если до окончания срока полномочий представительного органа местного самоуправления остается год либо менее года, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся.
Выдвижение кандидатов, их регистрация и иные избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.