Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 июля 2015 г. N 387-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
4 декабря 2015 г., 2 сентября, 25 ноября 2016 г., 31 марта, 26 мая 2017 г.
Целями "дорожной карты" являются:
установление требований к осуществлению деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), направленной на создание условий для развития конкуренции в отраслях экономической деятельности хозяйствующих субъектов автономного округа;
обеспечение реализации системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на территории автономного округа с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков;
формирование прозрачной системы работы исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества в целом;
выявление потенциала развития экономики автономного округа, включая научно-технологический и человеческий потенциал;
создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.
Деятельность всех участников процесса содействия развитию конкуренции должна быть основана на следующих принципах:
ориентация на потребителя: высший исполнительный орган государственной власти автономного округа, исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления должны осуществлять меры по содействию развитию конкуренции, исходя из текущих и будущих потребностей потребителей, участников экономических отношений и общества в целом;
заинтересованность высшего руководства автономного округа: руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа обеспечивают единство целей и направлений деятельности органов власти для результативной и эффективной реализации мероприятий "дорожной карты";
системный подход: выявление ожиданий потребителей, планирование деятельности, формирование процессов, системы мониторинга, оценки, контроля и анализа, а также направлений совершенствования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, обеспечивающих достижение эффективности, результативности деятельности по развитию конкуренции на системной основе;
постоянное улучшение: целью постоянного улучшения мер по содействию развитию конкуренции является повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон качеством товаров и услуг; обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами, аудит и анализ результативности мер по развитию конкуренции являются основой для определения возможностей улучшения деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в сфере содействия развитию конкуренции;
прозрачность деятельности: исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления обеспечивают открытость и доступность для потребителей и других заинтересованных сторон информации о системе мер, направленных на поддержание конкуренции, процедурах оказания услуг, а также решениях, оказывающих воздействие на общество и экономику.
В целях создания стимулов для развития конкуренции определены рынки товаров и услуг, которые являются приоритетными и социально-значимыми для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по следующим основаниям.
Рынок производства продукции сельского хозяйства. Налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки сельскохозяйственной продукции является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке производства продукции сельского хозяйства согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия). Доля производства продукции сельского хозяйства в автономном округе за 2014 год составила 0,2%. Доля производства сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции за 2014 год составила: мясо - 66,2%, молоко - 58,3%. Продукция сельского хозяйства, производимая в автономном округе, имеет экспортный потенциал и возможность замещения импорта. Производство продукции полностью осуществляется в автономном округе. В наибольшей степени конкуренция на рынке производства продукции сельского хозяйства развита в районах автономного округа (Сургутский, Ханты-Мансийский, Нижневартовский) с более развитой инфраструктурой, в том числе транспортной. Наименьший уровень конкуренции наблюдается в городах автономного округа (Радужный, Покачи) по причине отсутствия земель сельскохозяйственного назначения для размещения производства.
Рынок лесопромышленной продукции. Налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки древесины является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке производства продукции лесопромышленного комплекса согласно Стратегии. Доля отгруженной лесопромышленной продукции субъектами малого предпринимательства в общем объеме отгруженной лесопромышленной продукции за 2014 год составила 10,5%. В Югре производится лесопромышленная продукция с высокой степенью передела и добавленной стоимостью конечного продукта. Продукция реализуется на экспорт и имеет возможность замещения импорта. Производство продукции полностью осуществляется в автономном округе. В следующих муниципальных образованиях осуществляется производство лесопромышленной продукции: Советский, Сургутский, Кондинский районы, г. Нягань. Рынок лесопромышленной продукции представлен в большей степени организациями с государственным участием.
Рынок туристских услуг. Создание туристско-рекреационного кластера определено Стратегией как одно из основных приоритетных направлений социально-экономического развития автономного округа. Отмечен возрастающий спрос потенциальных туристов к туристическим предложениям на внутреннем рынке, а также к культурным и историческим истокам многонационального народа нашей страны, в том числе Югры. Спрос со стороны населения к внутреннему туризму обеспечил формирование новых предложений от турпредприятий Югры, требований к качеству туристских услуг, информационной поддержке и продвижению туристского продукта на международном и внутреннем рынках. Количество организаций, оказывающих туристские услуги (туроператоры по внутреннему и въездному туризму, организации туристской индустрии, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, по реализации сувенирной продукции и туристского снаряжения, а также в сфере этнографического туризма, в том числе национальные общины коренных малочисленных народов Севера), в 2015 году составило 85 единиц, в 2016 году - 91 единицу. Приток квалифицированных специалистов в отрасль туризма обеспечивает Югорский государственный университет, выпускающий специалистов по сервису и туризму. При этом в автономном округе недостаточно активно идет процесс создания инновационного предпринимательства и площадок новаторского экспериментирования для развития туристско-рекреационного кластера. Рынок туристских услуг имеет предпосылки стать одной из важнейших составляющих социально-экономического развития Югры, но в настоящее время развитие туризма ограничено, в том числе стоимостью пассажирских перевозок, отдаленностью и труднодоступностью населенных пунктов, а также недостаточно выраженным брендированием отрасли. Для успешного развития рынка туристских услуг необходимо более активное развитие событийных составляющих, инновационного туризма (гастрономического, медицинского, экологического, этнографического), стимулирующего уже развитый в автономном округе деловой туризм.
Рынок услуг дошкольного образования. В связи с благоприятной демографической ситуацией в автономном округе востребованы услуги дошкольного образования. На дату формирования перечня рынков услуг сохранялась очередность в детские сады, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций за 2014 год составлял 0,3% (334 ребенка). В 8 муниципальных образованиях функционируют 13 частных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования. Наиболее активно образовательные услуги дошкольного образования развиваются в гг. Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Мегионе, Нефтеюганске, Югорске, Октябрьском и Сургутском районах.
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления. Необходимость развития рынка услуг отдыха и оздоровления обусловлена созданием благоприятных условий для нравственного, культурного и физического развития детей в каникулярное время, в целях усиления внимания государства и общества, органов власти и бизнес сообщества, общественных организаций и средств массовой информации к организации оздоровления, досуга и занятости детей и подростков в летний период. Доля детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на территории автономного округа, воспользовавшихся путевками, региональным сертификатом на отдых детей и их оздоровление (компенсацией части стоимости путевки) по типам организаций отдыха детей и их оздоровления (стационарный загородный лагерь (приоритет), лагерь с дневным пребыванием, палаточный лагерь, стационарно-оздоровительный лагерь труда и отдыха), в общей численности детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, за 2015 год составила 58,8%, в том числе 10,0% - в негосударственных (немуниципальных) организациях отдыха и оздоровления детей. В автономном округе сформирован реестр оздоровительных организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей на территории автономного округа, в том числе негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления (далее - организации). В реестр включены 593 организации, в том числе 21 организация, находящаяся в негосударственной (немуниципальной) собственности. В 9 муниципалитетах частные организации оказывают услуги оздоровления и отдыха детей: гг. Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, Покачи, Югорск, Урай и в Белоярском, Березовском, Ханты-Мансийском районах.
Рынок услуг дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей - как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Ежегодный прирост численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в автономном округе и получающих образовательные услуги в сфере дополнительного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, по итогам 2015 года составил 2%. Возможности негосударственного сектора дополнительного образования детей как перспективного направления предпринимательской деятельности положительно оценены в гг. Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Когалым, Нефтеюганск, Радужный, Урай, Нягань и в Белоярском, Советском, Сургутском районах. Услуги по дополнительному образованию детей негосударственным сектором (некоммерческими организациями) не предоставляются в следующих муниципальных образованиях: Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы, гг. Мегион, Лангепас, Пыть-Ях, Покачи, Югорск.
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья определены в качестве приоритетных направлений развития системы образования. Доля негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет), в общем количестве организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста, за 2014 составила менее 1%. В муниципальных образованиях действуют центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогические комиссии, службы сопровождения в школах. При этом такие виды услуг как диагностика развития ребенка, профилактика и коррекция отклонений в развитии ребенка, диагностика ресурсов и потребностей семьи, информационно-просветительская, методическая, психолого-педагогическая и консультативная помощь их родителям (законным представителям) предоставляют в основном муниципальные (государственные) организации. Указанные услуги в частных организациях можно получить только в крупных муниципалитетах: гг.Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск.
Рынок медицинских услуг. Необходимость развития конкуренции на рынке обусловлена повышением уровня качества жизни населения. Доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2014 году составила около 1%. Объем рынка негосударственной медицины в Югре постепенно увеличивается. Число медицинских организаций негосударственных форм собственности, включенных в реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, составил: в 2014 году - 36 организаций, 2015 - 39 организаций, на 1 января 2016 года включено 47 организаций, в их числе: 1 больница, 1 хоспис, 45 поликлиник. В гг. Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск от 5 до 13 частных организаций участвуют в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования. В гг. Мегион, Покачи, Радужный, Березовском, Кондинском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Сургутском районах не имеется частных организаций, включенных в реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Рынок услуг в сфере культуры. Одна из задач развития конкуренции в сфере культуры - обеспечение социально-культурного развития населения с применением механизмов государственно-частного партнерства в целях обеспечения доступности культурных благ для всех групп и слоев населения, модернизации социально-культурной сферы, внедрения современных информационных технологий, поддержки культурной деятельности различных этнических групп. Доля расходов бюджета, распределяемых на конкурсной основе, выделяемых на финансирование деятельности организаций всех форм собственности в сфере культуры, в 2014 году составила порядка 5%. В наибольшей степени конкуренция на рынке услуг в сфере культуры развита в крупных городах автономного округа (Сургут, Нижневартовск) с более высокой плотностью населения, которое может обеспечить соответствующий уровень спроса на услуги культуры, предоставляемые организациями различных форм собственности. Наименьший уровень конкуренции наблюдается в муниципальных районах автономного округа (Березовский, Кондинский), что связано с удаленностью друг от друга малочисленных населенных пунктов.
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства. Развитие конкуренции на рынке обусловлено необходимостью создания условий для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем увеличения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального сектора для представителей бизнес сообщества в целях снижения доли ветхих систем коммунальной инфраструктуры. Доля объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, переданных частным операторам на основе концессионных соглашений в соответствии с графиками, актуализированными на основании проведенного анализа эффективности управления, по итогам 2015 года составила 5,6%, в 2014 году объекты частным операторам не передавались. В автономном округе заключены концессионные соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры пгт. Междуреченский Кондинского района, включающей системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, между ООО "Концессионная коммунальная компания" и администрацией Кондинского района на период до 1 июня 2028 года. Всего в Югре заключено и реализуется 10 концессионных соглашений: 3 - г. Когалым, 1 - Кондинский район, 3 - Советский район, 2 - Нефтеюганский район, 1 - г. Лангепас, а также 247 договоров долгосрочной аренды. Вместе с тем потенциальные концессионеры не проявляют интерес на проводимых конкурсах на заключение концессионных соглашений, передаче объектов Березовского, Октябрьского, Ханты-Мансийского районов, где отмечена труднодоступность и малонаселенность населенных пунктов.
Рынок услуг розничной торговли. Включение рынка услуг розничной торговли в перечень рынков услуг обусловлено необходимостью повышения физической и экономической доступности товаров. В Югре деятельность по организации розничной торговли осуществляется с использованием 6607 стационарных торговых объектов, торговой площадью более 1,6 млн. кв.м, что в расчете на 1000 жителей составляет 1009 кв. м -179% в сравнении с нормативом минимальной обеспеченности населения, в том числе 364 кв. м на 1000 жителей (211% норматива) - объектами, реализующими продовольственные товары, и 646 кв. м на 1000 жителей (165% норматива) - объектами, реализующими непродовольственные товары. Фактическая обеспеченность выше норматива более чем в 2,5 раза в городах Сургут, Радужный, Нягань, Югорск и в Советском районе. Ниже нормативной обеспеченность в городе Когалыме - 68%, районах Ханты-Мансийском - 85% и Нефтеюганском - 88%. Низкий показатель обусловлен недостаточным количеством объектов, реализующих непродовольственные товары, при этом фактическая обеспеченность торговыми объектами, реализующими продовольственные товары, выше норматива и составляет 120, 154, 135% соответственно. Значительная доля торговой площади автономного округа сосредоточена в двух городах: 41 процент в Сургуте (где проживает 21 процент населения автономного округа), 12 процентов в Нижневартовске (17 процентов населения).
При высоком показателе фактической обеспеченности в целом на долю современных форматов (торговых объектов площадью более 400 кв. м) приходится 73% торговой площади, в расчете на 1000 жителей - 737 кв. м. К международным стандартам обеспеченности современными форматами (1500 кв. м на 1000 жителей) приблизился лишь город Сургут. В городских округах на долю современных форматов приходится в среднем 70% торговой площади, а в муниципальных районах - 20%, это объясняется небольшим размером сельских населенных пунктов, где размещение крупных торговых объектов экономически не оправдано. Для обеспечения доступа сельхозпроизводителей на рынок и расширения каналов сбыта исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совместно с предпринимательским сообществом проводятся организационные мероприятия:
по увеличению количества нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Всего в автономном округе функционирует 1963 нестационарных торговых объекта, в том числе 1505 павильонов, 268 киосков, 90 мобильных, 100 прочих объектов;
по формированию справочной общедоступной системы ярмарочных площадок для организации и проведения ярмарок в муниципальных образованиях автономного округа. В январе - июне 2016 года проведена 331 ярмарка, в том числе 52 ярмарки выходного дня, 12 ежедневных ярмарок;
обеспечение доступа к торговым местам на розничных рынках товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции на льготных условиях в упрощенном порядке. В Югре 11 универсальных розничных рынков в 9 муниципальных образованиях. Схемы размещения нестационарных торговых объектов, план-график проведения ярмарок, система ярмарочных площадок, реестр розничных рынков находятся в открытом доступе на сайте Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом. Транспортная инфраструктура является важной жизнеобеспечивающей системой, неразрывно связанной с нуждами населения округа, работой предприятий и организаций промышленности, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и социальной сферы, и относится к перечню социально-значимых рынков услуг. Доля межмуниципальных маршрутов пассажирского наземного транспорта, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными перевозчиками, от общего числа межмуниципальных маршрутов пассажирского наземного транспорта составила 84 процента. В Югре перевозку пассажиров автомобильным транспортом осуществляет 207 предприятий и организаций пассажирского наземного транспорта различных форм собственности, 435 индивидуальных предпринимателей, регулярные перевозки пассажиров автобусами осуществляются по 81 межмуниципальному и пригородному маршруту, на которых работают 23 перевозчика, из которых 11 индивидуальных предпринимателей и 12 юридических лиц. В 2015 году автотранспортными предприятиями автономного округа перевезено 68980 тыс. человек*(1). Наибольшее количество перевезённых пассажиров автобусами (маршрутными такси) по маршрутам регулярных перевозок наблюдается в г.г. Сургут и Нижневартовск, наименьшее количество перевезённых пассажиров Березовском районе и г. Лангепас.
Рынок услуг связи. Связь является перспективной и динамично развивающейся отраслью автономного округа, обладающей потенциалом долгосрочного экономического роста. Потребность в скоростном доступе к ресурсам мировой сети Интернет с каждым годом растет. Одним из наиболее востребованных видов связи у населения региона является услуга широкополосного доступа в сеть Интернет (фиксированного и мобильного). В 2016 году доля домохозяйств автономного округа, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или беспроводного доступа в сеть Интернет на скорости не менее 1 Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи и (или) провайдерами, составила 86,0 процентов. Процент проникновения услуги доступа в сеть Интернет в автономном округе в 2016 году составил 84,4 процента от общего количества домохозяйств автономного округа. Тем не менее, из 202 населённых пунктов (далее - н.п.) автономного округа доступ в сеть Интернет отсутствует в 3 н.п. Белоярского района, 12 н.п. Берёзовского района, 5 н.п. Кондинского района, 4 н.п. Нижневартовского района, 1 н.п. Октябрьского района, 7 н.п. Сургутского района и 3 н.п. Ханты-Мансийского района. В ряде населённых пунктов скорость доступа в сеть Интернет ограничена (менее 2 Мбит/с): в 4 н.п. Белоярского района, в 7 н.п. Берёзовского района, в 17 н.п. Кондинского района, в 4 н.п. Нефтеюганского района, в 3 н.п. Нижневартовского района, в 13 н.п. Октябрьского района, 1 н.п. Советского района, 8 н.п. Сургутского района и 6 н.п. Ханты-Мансийского района. В 2016 году обеспеченность населения автономного округа мобильной связью составила 215,6%. При этом доступ к услугам подвижной радиотелефонной связи отсутствует
в 3 н.п. Белоярского района, 7 н.п. Берёзовского района, 2 н.п. Кондинского района, 2 н.п. Нижневартовского района и 1 н.п. Сургутского района.
Рынок услуг социального обслуживания. Предоставление социальных услуг традиционно оказывали государственные и муниципальные учреждения (организации). В целях развития конкуренции необходимо создать соответствующие условия для входа на рынок социального обслуживания частных компаний. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности за 2015 год составил 20,5%. Так, в гг. Югорске, Мегионе оказываются услуги по постоянному постороннему уходу за пожилыми гражданами в рамках реализации проекта "Резиденция для пожилых". В автономном округе действует служба интеграционных консультантов (персональных помощников), в 2015 году подготовлены 12 консультантов, услуги по сопровождению предоставлены 98 инвалидам.
Рынок услуг в сфере физической культуры и спорта. Стратегическими направлениями развития конкурентной среды на рынке услуг в сфере физической культуры и спорта определены повышение качества оказания услуг при сохранении доступности цен для большинства населения Югры. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения автономного округа в 2015 году составила 28,5% (в 2014 году - 25,5 %). Среди муниципальных образований автономного округа наибольшая доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в г. Ханты-Мансийске (43,1 % от общей численности населения) и Белоярском районе (39,0 %), наименьшая - в г. Нефтеюганске (20,6 %) и Сургутском районе (21,7 %).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.