Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III изменен с 15 октября 2022 г. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 29 сентября 2022 г. N 487-п
Раздел III. Приоритеты и инструменты развития туризма
При реализации Концепции планируется внедрение системы туристско-рекреационного зонирования территории автономного округа с учетом агломерационного подхода, развитие туристских территорий, разработка и применение механизмов стимулирования для создания инфраструктуры и формирования качественных, конкурентоспособных турпродуктов, проведение активной маркетинговой политики по продвижению турпродуктов на российский и международный туристские рынки.
Концепция устойчивого туризма достигается путем создания правовых, экономических механизмов, позволяющих рационально использовать имеющиеся ресурсы, сохранять историко-культурное и природное наследие, а также использовать программно-целевой метод управления, позволяющий решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности исполнительных органов всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
Развитие туристско-рекреационного комплекса требует создания современного, совершенного механизма управления туристскими ресурсами и туристской отраслью автономного округа. Вместе с тем механизм управления должен обеспечивать эффективное развитие туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего и генерирующего развитие как ряда сопутствующих, так и обеспечивающих отраслей экономики автономного округа.
Основными инструментами развития туризма в автономном округе являются государственная программа автономного округа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 357-п, региональный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" (шифр проекта: 106-П00, дата запуска: 22 января 2021 года), задачами которого являются повышение доступности поездок по автономному округу в условиях комфортной и безопасной туристической среды для жителей автономного округа, внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха, создание современной туристической инфраструктуры.
1. Развитие туристских территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В соответствии с имеющимися туристскими ресурсами, имеющейся инфраструктурой, с учетом агломерационного зонирования, туристского спроса и возможностей муниципальных образований автономного округа, определены приоритетные и перспективные туристские территории автономного округа (приложение 2 к Концепции).
Приоритетные туристские территории:
Березовский муниципальный район - Приполярный Урал;
г. Когалым - восточная часть Сургутского муниципального района;
г. Нижневартовск - Нижневартовский муниципальный район - г. Мегион - г. Лангепас;
г. Сургут - Сургутский муниципальный район - г. Нефтеюганск - Нефтеюганский муниципальный район;
г. Ханты-Мансийск - Ханты-Мансийский муниципальный район.
Перспективные туристские территории:
Белоярский муниципальный район;
г. Нягань - Октябрьский муниципальный район;
г. Урай - Кондинский муниципальный район;
г. Югорск - Советский муниципальный район.
С целью эффективного развития туризма необходимо в первую очередь (на 2-м этапе реализации Концепции, в 2023 - 2026 годах) сфокусировать усилия на приоритетных туристских территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов, в том числе событийных туристских мероприятий. Здесь в первую очередь получит развитие внутренний туризм и межмуниципальные путешествия для югорчан и в ближайшей перспективе - въездной туризм для российских и зарубежных туристов путем развития имеющейся туристкой инфраструктуры, повышения клиентоориентированности, качества услуг, строительства новых туристских объектов и создания новых туристских услуг и продуктов.
Перспективные туристские территории - это территории, на которых планируется развитие имеющейся туристкой инфраструктуры, повышения клиентоориентированности и качества услуг. Акцент на этих территориях будет направлен на внутренний туризм и межмуниципальные путешествия для югорчан. В перспективе (на 3-м этапе реализации Концепции, в 2027 - 2030 годах) эти территории станут новыми дестинациями для въездного туризма как для внутрироссийских, так и зарубежных туристов.
2. Развитие приоритетных и перспективных видов туризма
Учитывая востребованность туристских программ и услуг, тенденции мирового и российского туризма, в качестве приоритетных определены следующие виды туризма: деловой, событийный, этнографический, активный, рыболовно-охотничий, культурно-познавательный.
По этим видам туризма турпоток составляет около 90% от общего числа туристов в автономном округе, тем не менее в ближайшей перспективе дальнейшее развитие туристской инфраструктуры, формирование и продвижение актуальных и инновационных туристских продуктов по приоритетным видам туризма является необходимым условием для усиления конкурентоспособности автономного округа на внутреннем и международном туристских рынках.
В качестве перспективных следует выделить экологический, гастрономический, медицинский и лечебно-оздоровительный, сельский, промышленный, водный, детский, семейный и молодежный виды туризма, которые требуют более значительных ресурсов как финансовых и административных, так временных и кадровых.
Территориальное распределение развития приоритетных и перспективных видов туризма указано в описании туристских территорий.
Кроме того, в Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года определены отдельные виды туризма, для развития которых требуется предусмотреть специальные меры государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма отнесены детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой.
В целях развития культурно-познавательного туризма необходимо повышение формирования туристической привлекательности музеев, в том числе за счет реализации современных коммуникационных методов, отдельных форм и средств донесения социокультурной информации до туристов разных возрастных групп, повышение квалификации гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков, экскурсионного оборудования, строительство мест стоянок автобусов, удобных подъездных дорог ко всем популярным достопримечательностям и объектам туристского показа.
В первую очередь историко-культурный потенциал автономного округа будет способствовать увеличению внутреннего туристского потока, культурно-познавательного и детского видов туризма.
Детский и семейный виды туризма получат развитие в том числе за счет создания современного экскурсионного автобусного парка, расширения придорожной инфраструктуры, ориентации отдельных отелей, хостелов для детей и семей с детьми, расширения спектра программ на объектах туристской индустрии, ориентированных на детей.
Необходима интеграция детских туристских программ в программы внеурочных занятий образовательных организаций общего образования автономного округа как элемента профориентации и патриотического воспитания детей.
Для молодых путешественников необходимо развитие системы недорогих, но комфортных мест размещения, привлекательных туристских дестинаций для новых впечатлений, ощущений, знакомств, познания мира и проведения досуга как большими компаниями, так и для индивидуальных туристов. Предлагаемый молодежи туристический продукт должен быть относительно недорогим, но в то же время пропитанным духом авантюризма и приключений.
Необходима системная программа продвижения молодежного туризма на территории автономного округа: проведение молодежных форумов, экспедиций, событийных мероприятий, создание дополнительных точек притяжения, фотолокаций для данной целевой аудитории.
Учитывая задачи устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, обозначенные в стратегических документах федерального и регионального уровней, необходимо повысить доступность мер государственной поддержки проектов этнографического туризма для представителей коренных малочисленных народов Севера и их общин.
В перспективе требуется также уделить внимание развитию туристских этнографических программ не только на основе культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, но и культуры и традиций других народов, проживающих в автономном округе.
При подготовке к проведению деловых событий организаторам необходимо включать в программы сателлитные культурные, спортивные, экскурсионные и рекреационные мероприятия. Это стратегия трансформации коротких утилитарных бизнес-визитов в культурно-познавательный, рекреационный, нередко семейный туризм на более длительный период.
Событийный туризм является одним из наиболее заманчивых для привлечения туристов из регионов России и зарубежных стран. В дальнейшем необходимо дополнять форматы проведения событийных мероприятий туристическим аспектом. Именно такие крупные событийные мероприятия рекомендуются для включения в Календарь событийных мероприятий автономного округа, которым будет оказана поддержка в части их продвижения на окружной, региональный и федеральный туристские рынки.
С целью развития активного туризма необходимо создание дополнительной инфраструктуры (кемпинги, глэмпинги, базы отдыха, точки сервисного обслуживания и т.д.) через государственную поддержку, а также обучение гидов-проводников и инструкторов.
Для дальнейшего развития экологического туризма необходимо создание инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях: экологических троп, оборудованных дорожек, смотровых площадок, мест отдыха и размещения туристов, информационных табло, знаков навигации и т.д. С этой целью предполагается создать туристским компаниям и особо охраняемым природным территориям, расположенным в автономном округе, экономические условия.
Развитие медицинского и оздоровительного туризма в автономном округе в том числе требует разработки и внедрения единой системы клиентского сервиса, предполагающего реализацию принципа "одного окна" для потенциальных клиентов и пользователей услуг медицинских организаций и санаториев.
Единая система клиентского сервиса предполагает оказание услуг по информационной и консультационной помощи в вопросах организации процесса лечения и адаптации в послеоперационный период, бронированию средств размещения и экскурсионных услуг. Все эти услуги предполагают мультиязычный формат.
Экспорт медицинских услуг для граждан зарубежных стран требует создания особых условий: индивидуальных палат, снятия языкового барьера (знания иностранных языков медицинским, обслуживающим и административным персоналом либо полное сопровождение переводчиком, владеющим медицинской терминологией), а также продвижения медицинских услуг на отдельной информационно-коммуникационной платформе.
Развитие оздоровительного туризма является значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни югорчан, которым показано оздоровление без перемены климата. В предстоящий период необходимо повысить информированность жителей автономного округа и других регионов об оздоровительных услугах санаториев автономного округа.
С учетом возможности приема объектами сельского туризма ограниченного количества туристов необходимо повысить доступность мер государственной поддержки таких проектов. Для обеспечения качества предоставляемых услуг планируется разработка стандартов обслуживания туристов на объектах сельского туризма.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Правительством автономного округа и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 12 ноября 2020 года планируется реализация проекта "Развитие промышленного туризма в Югре", которым предусмотрено внедрение методологии развития промышленного туризма, разработанной АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" для российских регионов. Данная методология будет способствовать созданию комплексных условий для развития промышленного туризма, в том числе разработке предприятиями программ для туристов, включающих знакомство с историей производства, максимально интересно и безопасно демонстрирующих технологические процессы и раскрывающих особенности и уникальность продукции. В дальнейшем планируется проведение экспертизы программ промышленного туризма, стратегических сессий для участников проекта, а также их консультирование и обучение.
Рыболовно-охотничий туризм является одним из наиболее востребованных видов, для развития которого требуется модернизация существующей инфраструктуры рыболовно-охотничьих баз автономного округа, приобретение современных транспортных средств повышенной проходимости и самоходных плавательных средств, используемых для перевозки туристов.
Успешное развитие водного (речного) туризма в автономном округе требует модернизации речного транспорта, оборудования причалами всех населенных пунктов, которые следует включить в программы речных туров.
3. Транспортная инфраструктура и транспортное обслуживание
Транспортная доступность туристских территорий, состояние транспортной инфраструктуры, временные и финансовые издержки на совершение поездок по территории автономного округа оказывают существенное влияние на стоимость туров, выбор места отдыха, планирование и продолжительность поездки. Сравнительно высокий размер транспортных затрат в стоимости туристских продуктов определяется не только значительными расстояниями, но и уровнем развития рынка транспортных услуг.
В целях долгосрочных перспектив развития транспортного комплекса важным будет являться сбалансированное совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, инфраструктуры транспорта, обновление подвижного состава в увязке с особенностями географического положения автономного округа, необходимостью реализации транзитного потенциала автономного округа, результатом которого должно являться согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе построения транспортно-экономического баланса, удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Важным для развития туристских территорий результатом станет совершенствование межмуниципального авиасообщения, направленное на повышение качества и ценовой доступности, дальнейшее развитие межрегионального авиационного сообщения за счет сокращения доли перелетов через город Москву посредством участия автономного округа в федеральной программе развития региональных перевозок в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2018 года N 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") и формирование региональной маршрутной сети.
В дальнейшем для улучшения транспортной доступности туристских территорий автономного округа необходимо обеспечить реализацию проектов по развитию транспортного комплекса, в том числе региональных аэропортов, железнодорожных и автобусных вокзалов и станций, инфраструктуры речных перевозок, автомобильных дорог регионального и местного значения.
Важным направлением является создание условий для развития и модернизации привокзальной инфраструктуры и придорожного сервиса.
Кроме модернизации транспортной инфраструктуры, важно обеспечить скоординированное развитие системы пассажирских перевозок с учетом улучшения доступности туристских территорий, системы региональных авиационных перевозок до туристских территорий.
Способствовать доступности перевозок туристов может развитие системы аренды транспортных средств (самолетов, автобусов, теплоходов и др. транспортных средств) с применением механизма фрахтования.
4. Государственная поддержка внутреннего и въездного туризма
Эффективное развитие туризма, а также привлечение инвестиций в сферу туризма в соответствии с целевыми ориентирами требует разработки новых мер государственной поддержки как финансового, так и нефинансового характера.
Финансовые меры государственной поддержки будут направлены на стимулирование субъектов деятельности в сфере туризма и реализованы через программно-целевые инструменты.
Одним из инструментов содействия выхода на новый уровень развития туризма в автономном округе станут меры поддержки, оказываемые инфраструктурой субъектов креативных индустрий через специализированную организацию и арт-резиденции.
Меры нефинансовой государственной поддержки повышения инвестиционной привлекательности должны быть направлены на сопровождение инвестиционных проектов через оказание информационных и консультационных услуг, снятие барьеров для активизации инвестиций и формирование необходимых стимулов повышения качественного предложения.
Нефинансовые меры государственной поддержки также должны быть направлены на удовлетворение информационной потребности организаций туристской индустрии, нормативным правовым регулированием туристской деятельности в автономном округе, продвижение туристских возможностей и продуктов на российском и международном рынках.
5. Продвижение туристского продукта
Эффективное продвижение туристских продуктов автономного округа на внутреннем и внешнем рынках подразумевает комплекс мер, направленный прежде всего на донесение ценностного предложения, за которым должно следовать осознание потребности и формирование устойчивого спроса на туристские продукты автономного округа. Это возможно при наличии сформированного устойчивого имиджа автономного округа как привлекательной и безопасной туристской территории.
По результатам проведенного Фондом развития Югры мониторинга отзывов путешественников в телекоммуникационной сети Интернет, в 2019 году коэффициент узнаваемости и идентификации автономного округа как туристской дестинации ниже среднего показателя. Однако стоит отметить, что респонденты указывали на устойчивые ассоциации с отдельными муниципальными образованиями автономного округа.
Результаты полученных исследований свидетельствуют о необходимости формирования комплексной программы продвижения туристских возможностей территории. Важным представляется создание системы, условий и инструментов для укрепления имиджа автономного округа как территории, благоприятной для развития туризма, стимулирования потребности путешествий жителей по территории автономного округа.
Несмотря на возрастающее значение продвижения в цифровом пространстве важным представляется активизировать участие в национальных и международных выставочных мероприятия, презентациях туристского потенциала автономного округа в условия крупных деловых мероприятий (форумов, панельных дискуссиях, семинарах, круглых столах).
Укрепление имиджа автономного округа как территории, благоприятной для развития туризма, учитывается положениями Концепции развития территориального маркетинга и брэндинга в автономном округе до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 19 октября 2018 года N 539-рп, а также требует слаженного межведомственного взаимодействия всех административных и общественных структур, вовлеченных в процессы позиционирования и повышения узнаваемости автономного округа.
Продвижение туристского потенциала автономного округа, формирование отдельных туристских продуктов будет строиться на изучении тенденций развития и адаптации туристского рынка Российской Федерации к новым условиям, а также на детальном исследовании емкости рынка потенциальных потребителей услуг, их поведенческих особенностей ("портрета") на базе "больших данных".
В соответствии со Стратегией развития туризма в РФ до 2035 года современные тенденции по выбору туристами мест для путешествий определяют следующие направления, которые станут основой развития системы продвижения туристского потенциала территорий:
создание и развитие пользовательских интерфейсов и функций единой туристской платформы в сочетании с цифровизацией инструментов продвижения;
создание сообществ в социальных медиаплощадках и сервисах потокового видеовещания с информационно-познавательным контентом;
интеграция туристского продукта в привычные для пользователей коммуникационные сервисы - навигационные и картографические сервисы, голосовые помощники, приложения для покупки билетов и др.;
продвижение с использованием маркетинговых стратегий, построенных на технологиях изучения и предсказания потребительских предпочтений, и др.
С 2020 года критерий "безопасности" при выборе продолжительности и мест для путешествий также будет играть одну из первостепенных ролей.
На основе сформулированных выше тенденций и изучении туристского рынка автономного округа ключевыми элементами системы продвижения туристского продукта определены:
организация и проведение на постоянной основе маркетинговых исследований туристского рынка, в том числе исследований спроса и конкурентного предложения, потребительского опыта;
анализ узнаваемости и рейтинг туристической привлекательности;
формирование базы актуальных данных как инструмента корректировки маркетинговой стратегии туристского продукта;
внедрение платформенных решений;
создание сообществ (в т.ч. мультиязычных) в социальных медиаплощадках и сервисах потокового видеовещания с информационно-познавательным контентом.
Анализ потребительского поведения туристов, посетивших автономный округ в 2017 - 2019 годы, позволяет сформулировать 5 основных фокусов системы продвижения туристского потенциала:
стимулирование поездок внутри автономного округа (рост "внутренней миграции");
формирование устойчивого потока жителей Уральского федерального округа в автономный округ;
продвижение туристских продуктов автономного округа на целевые рынки регионов Российской Федерации;
адаптация информационного контента для потенциальных международных рынков;
внедрение системы обмена туристской информацией.
Полученные данные по "портрету туриста" на основании сведений платежных систем, а также изменение в 2020 году потребительских привычек позволяют сделать вывод о необходимости трансформации и/или создании новых туристских продуктов автономного округа:
программы для туристов, прибывающих в автономный округ с деловыми целями на срок не более 2 дней;
программы "выходного дня" для жителей автономного округа, Уральского федерального округа;
"перезагрузка" локальных событийных мероприятий;
онлайн-конфигуратор путешествий по территории природных парков, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон городов.
Стоит также отметить, что при создании туристских продуктов на территориях отдельных муниципальных образований будут учтены данные о поведенческих особенностях туристов на них.
В соответствии с проведенным анализом (на основе данных платежных систем в период с 2017 по 2019 годы) поведенческих атрибутов граждан, прибывающих на территорию автономного округа с туристскими целями, выявлены следующие закономерности.
Абсолютно большую часть составили туристы из России, на долю иностранцев приходится не более 0,23% или до 500 человек ежегодно.
В 2019 году около половины всех приезжавших в автономный округ человек (49%) проводили 1-2 суток, порядка 70% туристов посещали автономный округ 1 раз в год.
В целом по автономному округу пиковыми периодами посещения являются I и IV кварталы года, во II квартале стабильно наблюдается спад туристической активности.
Преобладает доля безналичных расчетов из общего объема финансовых трат (примерно 65%), которые в день у большинства туристов не превышают 2 тыс. рублей на человека. В 2019 году финансовые траты туристов с учетом наличных и безналичных оплат составили 5,5 млн. рублей.
Основные виды платежей с использование платежных карт в 2019 году - продукты питания (45%), предприятия общественного питания (16%), одежда (10%), средства размещения (10%), аптеки и медицина (5% суммарно).
Полученные данные позволяют сформировать туристские продукты, точечно отвечающие запросам целевой аудитории, посещающей автономный округ с туристскими целями. Стоит отметить, что анализ "портрета туриста" в отдельных муниципальных образованиях имеет ряд отличий и поведенческих особенностей, что необходимо учесть при формировании планов развития туризма на территориях агломераций, в которых они (муниципалитеты) включены.
6. Цифровизация сферы туризма
В современных реалиях одним из ключевых вызовов, стоящих перед сферой туризма в целом и коммуникационной политикой автономного округа в частности, является необходимость поиска механизмов гибкого реагирования на резкое снижение туристического потока, снижение роста покупательской способности.
Содействие продвижению туристского продукта окажет развитие систем информирования туристов с использованием современных технологий, в том числе с использованием Единой цифровой туристической платформы автономного округа VISITUGRA.RU, а также создание видеоконтента и видеоигрового контента.
Одной из ключевых задач создания Единой цифровой туристической платформы автономного округа, интегрированной с внешними источниками данных и социальными площадками, является объединение всех участников туристского рынка на онлайн-платформе.
Функциональные возможности создаваемой Единой цифровой туристической платформы автономного округа позволят организовать эффективное взаимодействие поставщиков услуг, входящих в туристский продукт (средства размещения, предприятия питания, экскурсионные услуги, услуги перевозчиков и проводников и т.п.), создавая своего рода региональный маркетплейс.
Система качественного информирования о туристских возможностях автономного округа предполагает в том числе наличие офисов информационных туристских центров (организаций). По состоянию на 1 апреля 2021 года в автономном округе функционируют 17 информационных центров и информационных пунктов, работающих с разной степенью интенсивности и успешности.
Целесообразным представляется поэтапное изменение принципов и алгоритмов работы информационных туристских центров (организаций) в муниципальных образованиях автономного округа в части оптимизации и увеличения уровня доступности информации о туристских ресурсах и продуктах территории, внедрения клиентоориентированного подхода.
Таким образом, основой эффективной реализации мер по продвижению туристского продукта станет тесное взаимодействие муниципальных и окружных органов власти, турбизнеса, заинтересованных в развитии туризма автономного округа, через создание площадки для открытого диалога, системность взаимодействия, совместное планирование, активное продвижение туристского продукта.
При этом в ходе создания эффективной системы продвижения туристского продукта необходимо акцентировать внимание на 3 составляющих: стратегии бренда, управлении продвижением туристского продукта, обеспечении финансовых ресурсов для его реализации.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию информационно-туристской навигации к объектам туристского показа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.