Текст статьи 5 в редакции от 7 октября 1999 года
Статья 5. Назначение выборов Губернатора автономного округа
1. Выборы Губернатора автономного округа назначаются Думой автономного округа и проводятся в первое воскресенье после истечения срока, на который избирался Губернатор автономного округа.
В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора автономного округа выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
2. Постановление Думы автономного округа о назначении выборов Губернатора автономного округа публикуется в окружных официальных средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.3. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия постановления Думы автономного округа о назначении выборов.
4. В случае, если Дума автономного округа не назначила выборы в установленные сроки либо не назначила выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий Губернатора автономного округа, а также при отсутствии Думы автономного округа выборы проводятся Избирательной комиссией автономного округа:
- в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий Губернатора автономного округа. При этом решение Избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее 7 дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов;
- не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора автономного округа. При этом решение Избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее 7 дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов.
5. В случаях, если Дума автономного округа либо Избирательная комиссия автономного округа не назначили в установленный срок выборы Губернатора автономного округа, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, прокурора автономного округа назначаются Судом Ханты-Мансийского автономного округа. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Избирательной комиссией автономного округа в количестве не более 15 членов в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Текст части 4 статьи 36 в редакции от 7 октября 1999 года
Статья 36. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность
Губернатора автономного округа
1. Для регистрации кандидата на должность Губернатора автономного округа избирательное объединение, избирательный блок, избиратели, выдвинувшие кандидата на должность Губернатора автономного округа, обязаны собрать в его поддержку два процента подписей избирателей от числа избирателей, обладающих в соответствии со статьей 4 настоящего Закона активным избирательным правом и проживающих на территории автономного округа.
2. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях к настоящему Закону.
3. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются данные, предусмотренные частью 2 статьи 33 настоящего Закона.
При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных, в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
4. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.
5. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а в случае выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком, подписной лист заверяется также и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных. Также подписные листы заверяются самим кандидатом, в поддержку которого собраны подписи.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания Избирательной комиссией автономного округа либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.
Текст статьи 37 в редакции от 7 октября 1999 года
Статья 37. Регистрация кандидата на должность Губернатора автономного округа
1. Для регистрации кандидата на должность Губернатора автономного округа не позднее чем за 30 дней до дня выборов в Избирательную комиссию автономного округа предоставляются подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в Избирательную комиссию автономного округа представляется составленное в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Губернатора автономного округа.
В случае проведения досрочных или повторных выборов Губернатора автономного округа число подписей избирателей, которые должны быть собраны, сокращается наполовину.
Для регистрации кандидата в Избирательную комиссию автономного округа должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону.
2. Избирательная комиссия автономного округа вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона и частью 1 настоящей статьи.
3. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов.
4. Подписные листы предоставляются в сброшюрованном и пронумерованном виде в Избирательную комиссию автономного округа. При приеме подписных листов Избирательная комиссия автономного округа заверяет каждый подписной лист печатью Избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
5. По усмотрению кандидата, его регистрация производится Избирательной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в Избирательную комиссию автономного округа этим кандидатом избирательного залога.
Факт сбора, предоставления подписей избирателей для регистрации в Избирательную комиссию автономного округа кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в поддержку данного кандидата не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом избирательного залога.
Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда.
Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход бюджета Ханты-Мансийского автономного округа в порядке, предусмотренном статьей 50 настоящего Закона.
Избирательный залог вносится на специальный счет Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа. Указанный счет открывается в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом должно сопровождаться представлением им в Избирательную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа копии платежного поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению и других документов, необходимых для регистрации кандидатов, перечисленных в части 1 настоящей статьи.
Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 50 настоящего Закона.
6. Избирательная комиссия автономного округа в течение 5 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Губернатора автономного округа требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.
7. При проверке избирательной комиссией автономного округа правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, а также кандидаты на должность Губернатора автономного округа и их доверенные лица.
8. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении Избирательной комиссии автономного округа отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.
9. В случае отказа зарегистрировать кандидата Избирательная комиссия автономного округа обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения Избирательной комиссии автономного округа с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
а) существенное нарушение установленного федеральным законодательством и настоящим Законом порядка сбора подписей;
б) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом не был внесен избирательный залог;
в) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона и частью 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
г) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
д) иные основания, предусмотренные настоящим Законом.
10. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона и частью 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
11. Кандидат вправе в любое время (но не позднее чем за три дня до дня голосования) снять свою кандидатуру.
12. Решение Избирательной комиссии автономного округа о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в суд.
13. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
14. В случае, если в срок, указанный в части первой настоящей статьи, будет зарегистрировано менее двух кандидатов на должность Губернатора автономного округа, выборы откладываются по решению Избирательной комиссии автономного округа на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
15. Если в день голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы откладываются по решению Избирательной комиссии автономного округа на 85 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Текст части 1 статьи 57 в редакции от 7 октября 1999 года
Статья 57. Порядок голосования
1. Голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени. Если на избирательном участке, образованном в воинской части, труднодоступном и (или) отдаленном районе, проголосовали все избиратели, включенные в список, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее двадцати двух часов.
2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
3. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа, а в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на выборах, - также по предъявлению открепительного удостоверения.
4. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
5. Избиратель, который в день голосования по уважительным причинам (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за три дня до дня выборов), чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Избиратель, голосующий досрочно, подает в участковую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии муниципального образования, которые заверяются печатью избирательной комиссии муниципального образования. Территориальная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из территориальной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. Заполненный избирательный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной избирательной комиссии муниципального образования или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подпись избирателя, проголосовавшего досрочно. Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении территориальной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования. Территориальная избирательная комиссия муниципального образования передает список досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до выборов.
6. Избирательная комиссия автономного округа вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах, которые в день выборов будут находиться в плавании, а также в отдаленных и труднодоступных районах.
7. В восемь часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
8. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае голосования по открепительному удостоверению для голосования на выборах в списке избирателей делаются дополнительные отметки.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью других лиц, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц зарегистрированных кандидатов уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня.
9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, в этом случае он имеет право пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателей или доверенных лиц зарегистрированных кандидатов. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. Фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю, указывается в списке избирателей в графе подписи избирателя о получении избирательного бюллетеня.
10. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
11. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования. Эти ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
12. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии муниципального образования, но не более трех. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии третьих лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. В заявлении должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель на письменном заявлении о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней - об общем количестве полученных бюллетеней. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в настоящей части, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления (обращения) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
13. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
14. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица, указанные в части 1 статьи 22 настоящей статьи, удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных указанных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами и настоящим Законом.
15. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
16. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 1 статьи 22 настоящего Закона.
17. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 1 статьи 22 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в территориальной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей - против соответствующих фамилий избирателей делается отметка "Проголосовал досрочно".
18. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
19. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования".
20. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом решающего голоса и наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателей, а равно искажение волеизъявления избирателя.
21. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов избирательной комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось.
22. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.