Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2015 г. N 519-п
Концепция
промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Введение
В современных условиях глобализации участие государства в формировании промышленного потенциала территорий является необходимым условием долгосрочных и устойчивых положительных трендов в этой сфере в силу острой конкуренции различных рынков и юрисдикций.
Как и экономическая политика, государственное регулирование в промышленном секторе должно отвечать следующим основным принципам:
стабильности в долгосрочном периоде - регулирование должно осуществляться последовательно, с учетом долгосрочных стратегических целей развития;
открытости - все участники процесса регулирования должны иметь солидарное представление о целях и задачах регулирования, при этом меры регулирования не должны создавать излишних административных барьеров.
Подходы, применяемые публичной стороной, к формированию благоприятных условий для промышленного развития должны опираться на успешный опыт внедрения подобных подходов в других юрисдикциях и территориях, при этом учитывать региональную специфику и представлять собой комплекс мер, составляющий промышленную политику государства.
Комплексный подход является необходимым условием для достижения долгосрочных устойчивых результатов.
Для развития промышленности создана законодательная основа - принят федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (1) (далее - закон).
В целях реализации закона Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) заключено Соглашение о взаимодействии в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в целях решения задач:
создание и развитие современной промышленной инфраструктуры;
стимулирование промышленных компаний по внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
модернизация основных производственных фондов промышленных компаний.
Правительством автономного округа принят план мероприятий "дорожная карта" по формированию промышленной политики автономного округа.
Исполнительными органами государственной власти автономного округа осуществляются меры стимулирования промышленной деятельности.
Хозяйствующим субъектам предоставлялась финансовая и информационно-консультационная помощь, поддержка в области научно-технической, инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации работников, оказывалось содействие в продвижении товаров (услуг) на рынки других субъектов Российской Федерации, государств.
На сегодняшний день все указанные мероприятия позитивно повлияли на индексы промышленного производства (таблица 1).
Таблица 1
Динамика индексов промышленного производства по видам экономической деятельности в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Индекс промышленного производства |
98,6 |
98,7 |
98,6 |
98,4 |
98,7 |
99,2 |
в том числе по видам деятельности: |
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых |
98,2 |
98,2 |
98,6 |
98,0 |
98,2 |
99,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
100,3 |
102,5 |
99,6 |
105,8 |
102,4 |
96,3 |
Обрабатывающие производства, из них: |
105,4 |
105,5 |
97,7 |
99,2 |
103,5 |
101,7 |
производство пищевых продуктов |
96,1 |
100,2 |
116,8 |
116,6 |
105,4 |
102,0 |
текстильное и швейное производство |
72,8 |
87,4 |
88,9 |
135,8 |
119,5 |
100,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
78,8 |
104,7 |
77,3 |
99,1 |
94,9 |
102,0 |
производство нефтегазопродуктов |
105,9 |
107,8 |
107,2 |
108,1 |
100,4 |
102,0 |
2. Анализ состояния промышленности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Основу промышленности автономного округа составляют 3 550 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих организаций России.
Предприятиями автономного округа за 2014 год произведено около 8 % от общего объема произведенной промышленной продукции в России.
По итогам 2014 года среднегодовая численность занятых в промышленности составила 287,1 тыс. человек или 31 % от численности экономически активного населения. По сравнению с 2013 годом увеличение численности работников зафиксировано в сферах: добычи полезных ископаемых - на 5,2 %, услуг (гостиницы и рестораны) - на 2,1 %, государственного управления - на 1,3 %; финансовой деятельности - на 0,9 %; образования - на 0,6 %.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2015 года составил 0,45 % от экономически активного населения (Российская Федерация - 1,2 %).
По состоянию на 1 января 2015 года потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в промышленности составила 3,2 тыс. человек, из них в добыче полезных ископаемых - 2,4 тыс. человек, обрабатывающих производствах - 0,4 тыс. человек.
Дефицит квалифицированной рабочей силы является одним из основных факторов, сдерживающих развитие производства.
Темпы роста заработной платы в промышленности автономного округа в последние годы соответствуют средним показателям по экономике автономного округа в целом.
В 2014 году средняя заработная плата в сфере добычи полезных ископаемых составила 76,7 тыс. рублей, обрабатывающих производствах 52,1 тыс. рублей (по автономному округу в среднем - 57,9 тыс. рублей). По всем отраслям промышленного комплекса автономного округа уровень заработной платы существенно превышает соответствующие показатели в среднем по стране.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в автономном округе за 2014 год - 709,4 млрд. рублей или 92,4 % к 2013 году. По источникам финансирования основную долю занимают собственные средства предприятий - 85,7 %, привлеченные средства - 14,3 %. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций - 4,4 %.
Несмотря на снижение объёма в 2014 году автономный округ занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения, при этом обеспечивая исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной политике" по доле инвестиций - 25,0 % в валовом региональном продукте.
В совокупности темпы физического объема инвестиций в основной капитал составили 126,0 % за последние 4 года, при этом в ценах соответствующих лет прирост составил 247,9 млрд. рублей.
Объем налоговых поступлений от предприятий промышленности автономного округа в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году по сравнению с докризисным 2008 годом увеличился в 1,9 раза и составил 1 729 млрд. рублей. По итогам 2014 года доля налоговых платежей от предприятий промышленности автономного округа в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 13,7 %, автономного округа - 64,3 %. В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета автономного округа 60 % налоговых поступлений приходится на предприятия промышленности, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и только 8 % на предприятия, занятых в сфере обрабатывающих производств, производством и распределением электроэнергии, газа и воды.
2.1. Добыча полезных ископаемых
В соответствии со стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства автономного округа от 22.03.2013 N 101-рп (далее - Стратегия - 2030), развитие промышленного комплекса автономного округа в перспективе будет определяться преимущественно динамикой добычи нефти.
В структуре экономики автономного округа доминантными являются организации нефтедобывающей отрасли (около 60%). Исходя из условий функционирования организаций, топливно-энергетический комплекс автономного округа является основным не только экспортером, но и импортером продукции зарубежного производства.
С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2016 года накопленная добыча нефти достигнет уровня 10968,0 млн. тонн.
Добычу нефти на территории автономного округа осуществляет 52 предприятия, из которых 38 входит в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, 14 независимых компаний.
Динамика производства видов продукции представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика производства видов продукции
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Нефть, млн. тонн |
266,0 |
262,5 |
259,9 |
255,1 |
250,2 |
249,7 |
Темп роста, % |
98,3 |
98,7 |
99,0 |
98,1 |
98,1 |
99,8 |
Газ, млрд. куб. м |
31,4 |
31,4 |
32,3 |
33,0 |
32,2 |
33,1 |
Темп роста, % |
101,0 |
100,0 |
102,9 |
102,2 |
97,6 |
102,8 |
В соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года эксплуатационное бурение в основном перемещается в краевые зоны месторождений, где его эффективность существенно ниже, вовлекаемые в разработку запасы не в состоянии компенсировать сокращение добычи вследствие выработки высокопродуктивных зон при этом значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки, которые характеризуются естественным снижением объема добычи нефти в связи с истощением запасов и обводнением продукции.
В целях ускорения вовлечения запасов углеводородного сырья в промышленную разработку в автономном округе действуют меры, стимулирующие организации к инвестированию в основной капитал и осуществлению расходов на проведение геологоразведочных работ, развитие нефтегазопереработки, рациональное использование попутного нефтяного газа.
Всего объем предоставленных льгот недропользователям оценивается на уровне 26,0 млрд. рублей:
в отношении прибыли организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащими месторождения углеводородного сырья;
в отношении недвижимого имущества, находящегося в пределах границ лицензионных участков;
в отношении прибыли организаций, предоставляющих услуги в области добычи нефти и природного газа;
в отношении имущества, относящегося к основным фондам газоперерабатывающих производств в целях повышения уровня использования попутного нефтяного газа и снижения техногенной нагрузки на окружающую природную среду.
2.2. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Организациями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды формируется более 3 % валового регионального продукта (далее - ВРП), около 5 % общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях - и состояние окружающей среды, и здоровье людей, цифры в платёжках за жилищно-коммунальные услуги и цены на автозаправках. "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объёма инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объёма инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объёма инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объёма инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". Энергетический сектор генерирует стабильный платёжеспособный спрос на современное оборудование, новые технологии и материалы. Этот ресурс направлен на развитие отечественной промышленности и инновационной сферы.
Динамика показателей отрасли и структура электропотребления представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3
Динамика показателей отрасли
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Выработка электрической энергии, млрд. кВт-ч |
85,2 |
84,7 |
88,5 |
91,2 |
89,6 |
Темп роста объема, % |
106,2 |
99,4 |
104,5 |
103,1 |
98,2 |
Потребление электрической энергии, млрд. кВт-ч |
69,3 |
70,8 |
72,5 |
73,2 |
73,7 |
Темп роста объема, % |
100,2 |
102,2 |
102,5 |
101,0 |
100,7 |
Производство теплоэнергии, млн. Гкал |
22,2 |
22,0 |
22,1 |
22,9 |
21,1 |
Темп роста объема, % |
91,4 |
99,1 |
100,5 |
103,6 |
92,1 |
Таблица 4
Структура электропотребления
|
Относительное потребление, % |
Потреблено электроэнергии, в том числе: |
100,0 |
Промышленные потребители |
89,30 |
Сельское хозяйство |
0,01 |
Прочие потребители |
7,82 |
Население |
2,87 |
С каждым годом увеличивается электропотребление практически по всем крупнейшим потребителям в нефтегазовом комплексе, это связано с развитием нефтегазовой промышленности, разработкой и увеличением нефтедобычи на Приобском и Южно-Приразломном нефтяных месторождениях.
В целях покрытия растущих потребностей в электрической энергии и недопущения энергодефицита в автономном округе, бесперебойного и гарантированного снабжения электроэнергией и теплоэнергией осуществляется модернизация объектов энергетической инфраструктуры - турбоагрегатов блоков N 1-6 Сургутской ГРЭС-2 с увеличением установленной мощности на 60 МВт и энергоблока N 1 Няганской ГРЭС с увеличением на 29,1 МВт.
Развивается "малая" энергетика, представленная газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, которые обеспечивают электроэнергией и теплом предприятия нефтегазового комплекса. Планируется ввод третьей очереди ГПЭС-22,5 Восточно-Перевального месторождения, общей мощностью 7,5 МВт.
2.3. Производство нефтепродуктов
В структуре обрабатывающего сектора организации по производству нефтепродуктов занимают 83,8 %.
На территории автономного округа действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий: УПН и ПБ ОАО "Сургутнефтегаз"; УППН ОАО "Варьеганнефть", ОАО "НК "Русснефть"; Красноленинский НПЗ, ОАО "НК "Роснефть"; УППН ТПП "Урайнефтегаз", ОАО НК "ЛУКОЙЛ"; ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение", ОАО "ТНК - ВР"; УППН ТПП "Когалымнефтегаз", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ".
Основную долю (84,1 %) в общем объеме выпускаемых нефтепродуктов занимает продукция ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение".
Нефтеперерабатывающими предприятиями Югры в 2015 году планируется переработать около 6,0 млн. тонн нефти, и произвести 1,8 млн. тонн нефтепродуктов, глубина переработки составит 30,4 %.
Основную долю в общем объеме переработки попутного нефтяного газа занимают УПГ ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Нижневартовский ГПК", ООО "Белозерный ГПК". Эти предприятия перерабатывают около 68 % от общего объема попутного нефтяного газа, перерабатываемого в автономном округе.
В 2015 году газоперерабатывающими предприятиями будет переработано 24,3 млрд. куб. м попутного нефтяного газа. Глубина переработки составит 88,2 %.
Уровень использования попутного нефтяного газа увеличится по отношению к уровню 2014 года на 0,9 % и составит 94,2 %. Это связано с вводом новых объектов производственной инфраструктуры, способствующих повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа.
ОАО "Газпром нефть" и ПАО "СИБУР" в сентябре 2015 ввели в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод (далее - Южно-Приобский ГПЗ). Мощность переработки Южно-Приобского ГПЗ - 900 млн. куб. м попутного нефтяного газа в год. Численность работающих - 250 человек. Объем инвестиций - 14,7 млрд. рублей.
Южно-Приобский ГПЗ будет ежегодно производить 350 тыс. тонн широкой фракции лёгких углеводородов (ШФЛУ) и 750 млн. куб. м сухого отбензиненного газа - ценного сырья для газохимической промышленности. Коэффициент извлечения целевых компонентов на Южно-Приобском ГПЗ превысит 95%, что соответствует современным мировым требованиям.
Деятельность Южно-Приобского ГПЗ направлена на повышение полезного использования попутного нефтяного газа (ПНГ) путем его переработки и получения продукции - сухого отбензиненного газа (СОГ) и широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), являющейся ценным сырьем для газохимической промышленности.
Открытие Южно-Приобского ГПЗ стало одним из итогов реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках". С выходом Южно-Приобского ГПЗ на проектную мощность уровень использования попутного нефтяного газа в округе составит свыше 95 %.
Сургутский завод по стабилизации газового конденсата им. В.С.Черномырдина ООО "Газпром переработка" (далее - Сургутский ЗСК) остается лидером по объему производства светлых нефтепродуктов. За 2015 год заводом планируется переработать 9,0 млн. тонн газового конденсата, глубина переработки составит 99,8 %.
В декабре 2014 года на Сургутском ЗСК запущена в эксплуатацию установка стабилизации конденсата N 3 (УКС-3), которая позволит увеличить проектные перерабатывающие мощности завода с 8 до 12 млн. тонн в год. В декабре 2014 года на заводе приступили к строительству установки по осушке пропановой фракции от метанола, что позволит улучшить качество товарного пропана технического, который используется для коммунально-бытовых нужд и в качестве моторного топлива для заправки автомобилей. Окончание строительства запланировано на 2016 год.
Динамика производства продукции, выпускаемой нефтегазоперерабатывающими предприятиями, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика производства продукции нефтегазоперерабатывающих организаций (2)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Бензин автомобильный, млн. тонн |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
Дизельное топливо, млн. тонн |
1,0 |
1,0 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
ШФЛУ, млн. тонн |
5,6 |
5,5 |
5,6 |
6,0 |
6,1 |
6,1 |
Сжиженный газ, млн. тонн |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
1,9 |
Сухой газ, млрд. куб. м |
19,8 |
20,3 |
21,5 |
21,9 |
21,4 |
21,3 |
2.4. Обработка древесины и производство изделий из дерева
Одна из главных задач развития автономного округа в соответствии со Стратегией - 2030 - диверсификация экономики.
Очевидно, что потенциал автономного округа не ограничивается наличием природных ресурсов - нефти и газа. Весомый источник доходов являются обширные югорские леса, которые занимают более половины территории автономного округа.
Согласно информации Росстата, автономный округ занимает пятое место среди регионов России по общим запасам древесины - более 3,2 миллиарда кубометров.
В основу приоритетов государственной политики в сфере обработки древесины и изделий из дерева заложено решение задач:
улучшение инвестиционного климата и дальнейшая реализация приоритетных инвестиционных проектов;
развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины, отходов для повышения эффективности производства лесопромышленного комплекса;
развитие деревянного домостроения;
интенсификация использования лесов;
повышение конкурентоспособности лесной промышленности.
В автономном округе созданы производственные комплексы, позволяющие выпускать все виды продукции деревообработки, за исключением целлюлозно-бумажного производства.
2.5. Агропромышленный комплекс
Действующие механизмы и мероприятия государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах", направленные на развитие заготовки и переработки дикоросов, животноводства, растениеводства, рыбной отрасли повлияли на достижение в 2015 году положительных результатов деятельности агропромышленного комплекса Югры.
Динамика показателей развития агропромышленного комплекса представлена в таблице 6.
Таблица 6
Динамика показателей развития агропромышленного комплекса (1)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 (2) |
Объём производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, млн. рублей |
5446,7 |
7653,8 |
8214,7 |
8123,0 |
7645,7 |
10425,8 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
98,6 |
106,9 |
106,3 |
101,5 |
97,7 |
101,2 |
Объём государственной поддержки, из бюджета автономного округа, млн. рублей (3) |
736,1 |
824,6 |
1247,9 |
1451,4 |
1474,3 |
1564,7 |
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов |
11,4 |
12,1 |
13,5 |
14,3 |
14,6 |
14,7 |
Поголовье коров, тыс. голов |
5,5 |
5,6 |
6,1 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
Поголовье свиней, тыс. голов |
34,3 |
40,4 |
47,3 |
47,4 |
48,0 |
48,5 |
Поголовье овец и коз, тыс. голов |
4,2 |
5, 2 |
5,1 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
Поголовье птицы, тыс. голов |
131,6 |
178,7 |
215,3 |
289,6 |
321,7 |
339,1 |
Поголовье оленей, тыс. голов |
35,5 |
35,7 |
37,3 |
38,1 |
38,5 |
39,2 |
Поголовье лисиц клеточного выращивания, тыс. голов |
2,3 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
Производство мяса (скота и птицы) в живом весе всего, тыс. тонн |
7,9 |
9,5 |
12,1 |
13,3 |
14,3 |
14,5 |
Производство молока, тыс. тонн |
21,6 |
22,3 |
24,1 |
25,9 |
27,4 |
27,5 |
Производство яиц, млн. шт. |
23,3 |
34,8 |
26,2 |
34,7 |
32,7 |
41,0 |
Валовой сбор овощей, тыс. тонн |
18,8 |
19,6 |
19,8 |
19,4 |
18,3 |
19,2 |
Валовой сбор картофеля, тыс. тонн |
84,1 |
85,2 |
86,3 |
86,6 |
79,9 |
74,8 |
Рыбная отрасль (4) |
|
|
|
|
|
|
Добыча (производство) рыбы живой, свежей или охлажденной, тыс. тонн |
7,2 |
8,5 |
8,9 |
8,6 |
10,5 |
10,5 |
Выпуск пищевой рыбной продукции, тыс. тонн |
11,9 |
14,0 |
14,4 |
12,8 |
14,4 |
14,4 |
(1) Статистический сборник "Статистический ежегодник (1990 - 2014)", 2015, 25017, Том II
(2) Информация Депприродресурса и несырьевого сектора экономики Югры
(3) Информация Депприродресурса и несырьевого сектора экономики Югры
(4) Информация Депприродресурса и несырьевого сектора экономики Югры
2.6. Структура и объем выпуска продукции промышленными предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2014 год в автономном округе составил 3037,5 млрд. рублей.
В промышленности автономного округа предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) формируют 95% общего объема производства.
Основным видом экономической деятельности автономного округа является добыча полезных ископаемых, в первую очередь, сырой нефти.
По данному показателю регион лидирует и занимает 1 место среди субъектов Российской Федерации. На долю автономного округа приходится 47,6% общероссийской добычи по итогам 2014 года.
Основной объём добычи нефти на территории автономного округа обеспечивают 9 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (99,2% от общей добычи нефти по автономному округу), 0,8 % от общего объема нефти добывается 14 производителями, не входящими в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Лидирующие места по добыче нефти принадлежат ОАО "НК "Роснефть" (39,6% от общего объёма), ОАО "Сургутнефтегаз" (21,3%), ОАО "ЛУКОЙЛ" (18,4%), добывающие около 80% всей нефти автономного округа.
На 13 крупных месторождений приходится 53,7% добычи нефти, на каждом из которых добыто более 3 млн тонн. Наибольший объём добычи приходится на месторождения: Приобское - 37,5 млн. тонн, Самотлорское - 21,1 млн. тонн, Мало-Балыкское - 11,4 млн. тонн и Приразломное - 8,6 млн тонн.
По состоянию на 01.01.2014 накопленная добыча нефти составила 10 475,07 млн. тонн.
Объемы добычи нефти в автономном округе за 2013 год в разрезе крупнейших нефтедобывающих предприятий (в соответствии с отчетом об итогах деятельности топливно-энергетических предприятий автономного округа) представлены в таблице 7.
Таблица 7
Добыча нефти крупнейшими нефтедобывающими предприятиями, тыс. тонн
N п/п |
Предприятие |
Добыча нефти, тыс. тонн |
|||
2014 год |
отклонение относительно 2013 года |
% отклонения относительно 2013 года |
Долевой вклад в общую добычу по автономному округу за 2014 год, % |
||
1 |
ОАО НК "Роснефть" |
99088,3 |
-3072,0 |
-3,0 |
39,6 |
2 |
ОАО "Сургутнефтегаз" |
53421,4 |
-602,3 |
-1,1 |
21,3 |
3 |
ОАО НК "ЛУКОЙЛ" |
46051,7 |
-1286,8 |
-2,7 |
18,4 |
4 |
ОАО "Газпром нефть" |
16171,3 |
834,3 |
5,4 |
6,5 |
5 |
ОАО НГК "Славнефть" |
16100,0 |
-670,2 |
-4,0 |
6,4 |
6 |
ОАО НК "РуссНефть" |
6596,9 |
-160,0 |
-2,4 |
2,6 |
7 |
"Салым Петролеум Девелопмент Н.В." |
6550,3 |
-436,9 |
-6,3 |
2,6 |
8 |
ОАО "Томскнефть" ВНК |
3373,3 |
187,1 |
5,9 |
1,3 |
9 |
Независимые недропользователи |
2045,3 |
-162,7 |
-7,4 |
0,8 |
10 |
ОАО АНК "Башнефть" |
934,1 |
622,4 |
199,7 |
0,4 |
Всего |
250332,6 |
-4747,1 |
-1,9 |
100,0 |
Снижение добычи нефти связанно с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений.
Объем эксплуатационного бурения в 2014 году составил 12546,1 тыс.м, что на 1501,2 тыс.м (10,7%) меньше, чем было пробурено в 2013 году. В 2014 году в эксплуатацию введены в эксплуатацию 3546 новых добывающих скважин, что на 12,2% меньше, чем в 2013 году (4040 новых добывающих скважин).
На территории автономного округа расположено 15 нефтегазоперерабатывающих предприятий и 1 предприятие по переработке газового конденсата:
ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение";
ООО "Красноленинский НПЗ";
УПН ОАО "Варьеганнефть";
УПН ТПП "Когалымнефтегаз";
УПН ТПП "Урайнефтегаз";
УППН и ПБ ОАО "Сургутнефтегаз";
УПГ ОАО "Сургутнефтегаз";
УППНГ ТПП "Лангепаснефтегаз";
ООО "Белозерный ГПК";
ООО "Нижневартовский ГПК";
ООО "Няганьгазпереработка";
ОАО "Южно-Балыкский ГПЗ";
УКПГ Западно-Салымский;
УПГ Приразломный;
ООО "Южно-Приобский ГПЗ";
Сургутский ЗСК.
За 2014 год нефтеперерабатывающими предприятиями переработано 6,0 млн. тонн нефти, что на 54,5 тыс. тонн (0,9 %) меньше уровня 2013 года и выработано 1,9 млн. тонн нефтепродуктов, что на 0,7 % больше уровня 2013 года.
На территории автономного округа в 2014 году переработка попутного нефтяного газа осуществляется на 8 газоперерабатывающих заводах. Основную долю (70 %) от общего объёма переработки попутного нефтяного газа занимают 3 газоперерабатывающих предприятия: Управление по переработке газа ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Белозерный ГПК", ООО "Нижневартовский ГПК".
Газоперерабатывающими предприятиями автономного округа в 2014 году переработано 24,3 млрд. куб. м попутного нефтяного газа, что на 0,4 млрд. куб. м (1,7 %) меньше, чем за 2013 год (24,8 млрд. куб. м).
В 2014 году нефтегазоперерабатывающими предприятиями автономного округа произведено:
2,1 млн. тонн сжиженного газа;
21,4 млн. куб.м сухого газа;
6,1 млн. тонн ШФЛУ;
1,6 млн. тонн бензина автомобильного;
1,4 млн. тонн дизельного топлива.
Доля организаций обрабатывающего комплекса в промышленности автономного округа составляет 3,2 % по состоянию на 2013 год.
По итогам 2014 года доля обрабатывающих производств в общем объеме отгруженных товаров собственного производства составила 13%.
Наибольший удельный вес (35,9 %) в структуре обрабатывающего сектора производства занимают предприятия по производству нефтепродуктов.
Лесопромышленный комплекс в общем промышленном потенциале автономного округа составляет менее 1% от валового регионального продукта (ВРП), что следует признать явно недостаточным.
Лесопромышленный комплекс недостаточно растёт по объёмным показателям, слабо диверсифицирован, в его составе пока преобладают лесозаготовки и лесопиление. На сегодняшний день уровень развития лесозаготовительной промышленности автономного округа не соответствует имеющимся лесосырьевым ресурсам.
Объемы производства видов продукции в лесопромышленном комплексе представлены в таблице 8.
Таблица 8
Объемы производства видов продукции в лесопромышленном комплексе
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 (3) |
Древесина необработанная, тыс. куб. м |
1497,1 |
1413,8 |
1366,5 |
1391,4 |
1268,3 |
1400,0 |
Пиломатериалы, тыс. куб. м |
315,5 |
298,3 |
280,7 |
299,2 |
285,5 |
300,0 |
Блоки оконные в сборе (комплектно), тыс. кв. м |
18,1 |
21,8 |
15,3 |
12,4 |
10,1 |
10,6 |
Топливные гранулы (пеллеты), тыс. тонн |
7,7 |
11,8 |
11,5 |
14,8 |
23,3 |
23,3 |
ЛВЛ-брус, тыс. куб. м |
7,0 |
4,3 |
3,2 |
4,1 |
2,0 |
3,5 |
Древесностружечные плиты (ДСП), в т.ч. ламинированные, тыс. куб. м |
2,6 |
101,0 |
110,0 |
82,2 |
156,8 |
180,0 |
Природно-ресурсный потенциал автономного округа позволяет развивать горнорудный комплекс, в том числе на неосвоенных и слабоосвоенных территориях.
Территория автономного округа вдоль восточного склона Уральских гор обладает значительной минерально-сырьевой базой твердых полезных ископаемых.
Выявлены запасы радиоактивных элементов, черных и цветных металлов, благородных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых.
На территории Березовского района ведутся геологоразведочные работы по изучению состояния запасов минерально-сырьевой базы и подготовки ввода ряда месторождений в эксплуатацию.
Агропромышленный комплекс в целом и его базовые отрасли - сельское хозяйство и пищевая промышленность являются главными структурными составляющими экономики каждого субъекта Российской Федерации, формирующими продовольственный рынок, экономическую и продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В состав агропромышленного комплекса автономного округа входят сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия рыбной отрасли - всего около 800 предприятий. В агропромышленном комплексе работает более 4500 человек.
Ввиду объективных природно-ресурсных особенностей географического расположения автономного округа сельское хозяйство развито слабо.
Животноводство является основным направлением развития сельского хозяйства автономного округа, включающее в себя скотоводство, свиноводство, коневодство, птицеводство, овцеводство и козоводство, а также оленеводство.
В структуре промышленного производства пищевая промышленность автономного округа составляет 0,12 %. В структуре обрабатывающего сектора промышленности предприятия по выпуску пищевых продуктов занимают 3,9 %.
В 2013 году на территории автономного округа добыто 8584,0 тонны пищевой рыбы, что составляет 96,2 % к уровню 2012 года.
Муниципальными образованиями, лидерами по вылову рыбы, являются: Ханты-Мансийский район - 25,8 % от общего объема выловленной в автономном округе рыбы, Березовский район - 21,2 %, Кондинский район - 9,9 %, Сургутский район - 9,5 %, Октябрьский район - 8,4 %, город Ханты-Мансийск - 5,4 %.
Территориальное распределение производств пищевой промышленности, представлено в таблице 9.
Таблица 9
Территориальное распределение производств пищевой промышленности
N п/п |
Вид производства |
Наименование муниципального образования |
1 |
Производство хлеба и хлебобулочных изделий * |
Городские округа: Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск; Советский муниципальный район |
2 |
Производство кондитерских изделий |
Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Мегион, Радужный; муниципальные районы: Советский, Нефтеюганский, Сургутский, Березовский, Белоярский, Ханты-Мансийский, Кондинский |
3 |
Производство макаронных изделий |
Городской округ Нижневартовск |
4 |
Производство майонеза, кремов майонезных и продукции майонезной прочей |
Городской округ Нижневартовск |
5 |
Производство пива, кроме отходов пивоварения |
Городские округа: Нижневартовск, Когалым, Сургут; Нижневартовский муниципальный район |
6 |
Производство вод минеральных и газированных неподслащенных и неароматизированных |
Городские округа: Нижневартовск, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Радужный, Сургут |
7 |
Производство безалкогольных напитков |
Городские округа: Нижневартовск, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Радужный, Сургут |
8 |
Производство мяса и субпродуктов пищевых убойных животных |
Городские округа: Сургут, Югорск; муниципальные районы: Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Октябрьский |
9 |
Производство полуфабрикатов мясных (мясосодержащих) подмороженных и замороженных |
Городские округа: Нижневартовск, Урай, Сургут, Ханты-Мансийск; Кондиниский муниципальный район |
10 |
Производство колбасных изделий |
Городские округа: Мегион, Нижневартовск, Сургут; Белоярский; Советский муниципальные районы |
11 |
Производство масла сливочного |
Городские округа: Урай, Югорск; муниципальные районы: Белоярский, Нефтеюганский, Кондинский |
12 |
Производство цельномолочной продукции |
Городские округа: Нижневартовск, Сургут, Урай, Югорск; муниципальные районы: Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Октябрьский, Ханты-Мансийский |
13 |
Рыба живая, свежая или охлажденная |
Городские округа: Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск; муниципальные районы: Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Октябрьский, Сургутский, Ханты-Мансийский |
14 |
Производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных |
Городские округа: Мегион, Нижневартовск, Ханты-Мансийск; муниципальные районы Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Сургутский, Ханты-Мансийский |
* производство хлеба и хлебобулочных изделий распространено повсеместно на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поэтому выделены только муниципальные образования - лидеры по объемам производства.
Строительная промышленность автономного округа включает производство строительных материалов, производство строительной техники, оборудования и их обслуживание, общестроительные и специализированные работы и другие элементы. В автономном округе основными предприятиями по производству строительных материалов являются:
предприятия по производству деревянных стройматериалов;
предприятия по производству штучных стеновых материалов (кирпич, блоки и пр.);
предприятия по производству бетона и железобетона;
предприятия по производству стекла и изделий из стекла;
предприятия по производству готовых металлических и пластмассовых изделий;
предприятия по производству теплоизоляционных материалов.
Основные показатели деятельности предприятий в строительном комплексе автономного округа представлены в таблице 10.
Таблица 10
Основные показатели деятельности предприятий строительного комплекса
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Число действующих предприятий на конец года, единиц |
5948 |
6494 |
6413 |
7262 |
6 477 |
3641 |
4231 |
4960 |
4240 |
5912 |
Объем выполненных работ, млрд. рублей |
70,3 |
91,8 |
136,6 |
181,0 |
164,8 |
176,8 |
219,6 |
246,5 |
227,5 |
207,0 |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
82,4 |
87,2 |
92,8 |
95,0 |
92,3 |
92,2 |
87,0 |
86,4 |
80,2 |
76,5 |
Территория региона богата различными минерально-сырьевыми и лесными ресурсами, пригодными для развития производства местных строительных материалов. Из разведанных месторождений полезных ископаемых в автономном округе имеются запасы титан-циркониевых россыпей; песка, пригодного для планировочных работ; строительного, кварцевого песка; песчано-гравийных смесей; глинистых пород, кирпичных, керамзитовых, бентонитовых, каолиновых глин; торфа; цеолитов; габбро; базальтоидов; опок; диатомитов и прочее.
Развитие строительной промышленности с использованием местного сырья является одним из ключевых решений сложившейся в автономном округе жилищной проблемы, в том числе в части снижения стоимости строительства жилых домов и обеспечения предстоящей масштабной стойки потребным объемом современных материалов.
На территории автономного округа расположены предприятия по производству фармацевтической продукции, аппаратуры, медицинского оборудования и предприятия, предоставляющие услуги по монтажу и техническому обслуживанию медицинского оборудования. Большая часть сосредоточена в крупных городских округах, преимущественно в восточной части автономного округа. В предприятиях по производству медицинской продукции может использоваться местное сырье: плодовые и лекарственные растения, запасы бурого угля и торфа.
3. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы промышленного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Сильные стороны промышленного потенциала автономного округа:
значимый природно-ресурсный потенциал автономного округа позволяет развивать смежные с базовыми отраслями направления промышленности;
квалифицированные трудовые ресурсы, занятые в базовом секторе экономики округа;
высокий уровень жизни населения способствует ускоренному развитию сектора малого и среднего предпринимательства;
слабые стороны промышленного потенциала автономного округа:
удаленность территории от основных рынков и малый объем собственного рынка;
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего железнодорожной;
высокая стоимость трудовых ресурсов и недостаток квалифицированных кадров;
низкие стандарты корпоративного управления и низкая предпринимательская инициатива.
возможности промышленного потенциала автономного округа:
Высокая бюджетная обеспеченность позволяет более активно осуществлять меры государственной поддержки в целях конкуренции с другими субъектами РФ;
развитие отраслевых союзов, промышленных кластеров в приоритетных сферах промышленности позволит создавать новые компетенции по смежным направлениям развития промышленности;
развитие транспортной инфраструктуры позволит улучшить логистические перспективы автономного округа и развивать кооперацию с соседними регионами.
Угрозы промышленного потенциала автономного округа:
снижение бюджетной обеспеченности может поставить под угрозу предполагаемый объем осуществления мер государственной поддержки;
риски долгосрочной стабильности (макроэкономические и политические) несут серьезный ущерб субъектам предпринимательской деятельности, особенно в проектах с международным участием.
4. Цели, задачи и основные приоритеты промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Целью промышленной политики автономного округа является повышение уровня промышленного потенциала автономного округа путем формирования высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной промышленности, направленной на диверсификацию экономики автономного округа и повышение уровня жизни населения автономного округа.
Приоритетными задачами, направленными на достижение цели промышленной политики автономного округа на долгосрочную перспективу являются:
1) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования автономного округа;
2) создание условий для повышения конкурентоспособности промышленности автономного округа;
3) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
4) создание условий, способствующих повышению активности субъектов деятельности в направлениях внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
5) формирование кадрового промышленного потенциала автономного округа.
Исходя из поставленных целей и задач, учитывая постоянно меняющуюся макроэкономическую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках, основными отраслями для развития промышленного производства в долгосрочной перспективе должны стать топливно-энергетический, нефтегазохимический, лесопромышленный, агропромышленный, горнопромышленный комплексы, производство строительных материалов.
Это позволит усилить кластеризацию экономики автономного округа, сместив акценты в сферу обрабатывающих отраслей, имеющих наиболее благоприятные условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, таких как нефтехимия, газопереработка, деревообработка.
Развитие инфраструктуры поддержки промышленности автономного округа в первую очередь будет направлено на:
формирование эффективной модели взаимодействия между исполнительными органами государственной власти автономного округа и организациями инфраструктуры поддержки промышленности основанной на распределении компетенций и организационно-правовых возможностей;
формирование эффективной модели взаимодействия между организациями инфраструктуры поддержки промышленности и субъектами деятельности в сфере промышленности для повышения оперативности взаимодействия.
В целях поддержки технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности и модернизации основных производственных фондов должны быть разработаны и внедрены новые инструменты стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности.
В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере промышленности планируется создание индустриальных парков, индустриальных площадок, а также заключение специальных инвестиционных контрактов.
Достижение целей промышленной политики автономного округа неразрывно связано с показателями сроков и процедур регистрации предприятий и собственности, постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, получения разрешительной документации и подключения к энергетической инфраструктуре.
В этой связи и путем сокращения административных барьеров предполагается создать условия направленные на:
повышение эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство;
повышение эффективности процедур по подключению к электроэнергии и газопроводу.
Основными задачами по развитию трудового потенциала являются создание сети образовательных учреждений (высших и средних) на основе схемы размещения объектов промышленной инфраструктуры с учетом отраслевых приоритетов промышленного развития в целях обеспечения проектов необходимыми кадрами.
Необходима тесная кооперация учебных учреждений с учебными учреждениями в смежных и аналогичных отраслях в других регионах и за рубежом в целях повышения квалификации преподавательского состава, а также развитие контактов с отраслевыми союзами, промышленными кластерами для формирования востребованных образовательных программ.
В современных условиях наличие квалифицированной рабочей силы является необходимым условием реализации успешных производственных проектов.
Формирование трудового потенциала в сфере промышленности будет осуществляться по направлениям:
создания условий для привлечения в автономный округ высококвалифицированных специалистов;
подготовки молодых специалистов по приоритетным направлениям на базе высших и средних учебных заведений в соответствии со схемой размещения объектов промышленной инфраструктуры;
повышения квалификации (переквалификации) на базе специализированных учебных заведений (создаваемых при выпускающих учебных учреждениях в соответствии со схемой размещения объектов промышленной инфраструктуры) при участии отраслевых союзов, промышленных кластеров и конкретных производителей.
В автономном округе создана сеть учебных заведений, которую необходимо усиливать в муниципальных образованиях, являющихся наиболее привлекательными, с точки зрения, схемы размещения объектов промышленной инфраструктуры и отраслевых приоритетов промышленного развития автономного округа.
В среднесрочной перспективе необходимо создание международных центров профессиональной подготовки (возможно на базе якорных международных проектов) кадров, в целях трансферта современных технологий и стандартов производственной культуры на предприятиях.
Одной из основных задач повышения кадрового промышленного потенциала является повышение уровня компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства.
В рамках образовательных программ высших учебных заведений автономного округа (а также программ повышения квалификации) предстоит уделять особое внимание вопросам международных практик корпоративного управления, корпоративных финансов, управления стоимостью предприятия, изучению иностранных языков.
С целью создания условий для повышения уровня конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности в сфере промышленности необходимо:
Развивать практику приглашений ведущих российских и иностранных специалистов и кооперацию с ведущими российскими и международными учебными заведениями, программы прохождения обучения и стажировок (для руководителей предприятий) и наиболее способных студентов.
Для этих целей необходимо определить перечень российских и международных учебных заведений с учетом специфики приоритетных отраслей промышленности и оказывать государственную поддержку (в пределах установленных квот) в виде грантов для прохождения такого обучения с отлагательными условиями работы в автономном округе.
Развивать институциональную среду предпринимательства, посредством проведения коммуникативных мероприятий на базе таких структур как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, и мероприятия с участием окружных институтов развития с целью внедрения лучших практик корпоративного управления и обмена профессиональным опытом.
Оказывать содействие в процессе внедрения международных систем управления качеством на предприятиях в приоритетных отраслях промышленности посредством предоставления финансовой поддержки на получение соответствующего сертификата. Наличие таких сертификатов может стать необходимым условием получения ряда мер государственной поддержки. Данная мера направлена на стимулирование региональных производителей к внедрению современных стандартов качества выпускаемой продукции, что облегчит дальнейшую международную кооперацию этих предприятий.
Меры и механизмы реализации промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Система мер стимулирования промышленности включает следующие механизмы: институциональные преобразования, осуществляемые, в том числе, посредством плана действий по реализации концепции (дорожных карт), финансово-кредитные рычаги управления, организационные механизмы и окружные государственные программы.
Для концентрации усилий исполнительных органов государственной власти автономного округа в направлении обеспечения промышленной политики предполагается формирование государственной программы "Развитие промышленности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2017 - 2025 годах".
Существующая структура промышленного производства, а также структура занятости в автономном округе предполагает, что наиболее эффективным инструментом является привлечение крупных якорных международных и российских инвесторов в фиксированный набор приоритетных отраслей с целью максимальной локализации производственных процессов на территории автономного округа и последующее развитие смежных цепочек производств субъектов малого и среднего предпринимательства. Такое решение, обеспечит необходимую концентрацию ресурсов в приоритетных проектах и позволит развивать соответствующие отраслевые союзы и промышленные кластеры, инфраструктуру и смежные отрасли, которые могут стать впоследствии точками роста в новых отраслях промышленности.
5.1. Меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности проектов в сфере промышленности
Выработка регулирующих и стимулирующих мер, способствующих обеспечению долгосрочной и стабильной рентабельности капитала, превышающей его стоимость, в конкурентоспособных отраслях экономики является основной задачей промышленной политики в условиях глобализации.
Для крупных проектов в сфере промышленности необходимо точечное (избирательное) предоставление мер стимулирования, такими мерами могут являться создание и развитие промышленных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Указанные меры стимулирования предполагаются в отношении крупных проектов в сфере промышленности с объемом инвестиций, превышающих 750 млн. рублей.
Меры государственной поддержки также могут быть направлены на ускорение получения земельного участка в целях реализации проекта, компенсация части затрат на подведение к границам участка инженерной инфраструктуры, а также оперативное выполнение работ по обеспечению проекта транспортной, и, в случае необходимости, дополнительной социальной инфраструктурой.
Среди вариантов мер поддержки можно выделить:
возможность предоставления земельных участков, находящихся в окружной и муниципальной собственности, без проведения торгов и по льготным арендным ставкам;
компенсация части затрат инвестора по подведению к границам участка сетей инженерной инфраструктуры;
обеспечение проекта необходимой транспортной и иной инфраструктурой.
В разрезе мер государственного регулирования, такой перечень механизмов государственной поддержки при развитии промышленных площадок должен предполагать особый статус указанных проектов.
Важным механизмом обеспечения инвестиционной привлекательности в разрезе интегральных показателей может являться механизм заключения специального инвестиционного контракта, который позволяет адаптировать меры государственного стимулирования применительно к конкретному проекту.
Такая форма взаимодействия публичной и частной стороны позволяет снизить риски макроэкономического регулирования при реализации долгосрочных проектов.
Применение специальных инвестиционных контрактов целесообразно для крупных проектов, поскольку требует детальной проработки и соотнесения возникающих бюджетных эффектов и мер государственной поддержки. В тоже время, возможно применение типовых (упрощенных форм) инвестиционных контрактов, предусматривающий фиксированный набор мер поддержки.
Специальные инвестиционные контракты в соответствии с Концепцией промышленной политики, стороной в которой выступает автономный округ, могут быть двух видов (таблица 11).
Таблица 11
Виды специальных инвестиционных контрактов
Специальный инвестиционный контракт, заключаемый на индивидуальных условиях |
задачей является обеспечение необходимой гибкости при реализации приоритетных проектов в сфере промышленности, в т.ч. с участием иностранных инвесторов и/или Правительства Российской Федерации. Условие заключения - емкость проекта свыше 750 млн. руб., внесение в реестр приоритетных проектов в сфере промышленности в соответствующей отрасли |
Базовый специальный инвестиционный контракт |
задачей является обеспечение заявленных условий регулирования в приоритетных отраслях и мер налогового стимулирования. Условие заключения - внесение в реестр проектов в сфере промышленности в соответствующих отраслях |
На основе разработанных отраслевых концепций в сфере промышленности автономного округа и проведенного сравнительного анализа факторов конкурентоспособности необходимо сформировать набор инструментов поддержки проектов в приоритетных отраслях (включая соответствующие порядки предоставления указанных ранее мер поддержки и стимулирования).
5.2. Меры, направленные на развитие инфраструктуры поддержки промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Задачей поддержки инфраструктуры промышленности является оперативное предоставление мер государственной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности. К мерам государственной поддержки относятся: информационно-консультационная, образовательная и организационная поддержка по вопросам инвестиционной, технико-внедренческой, инновационной и внешнеэкономической деятельности субъектов.
В целях развития инфраструктуры поддержки промышленности и адаптации существующей системы поддержки субъектов инвестиционной деятельности к решению задач в промышленной сфере предлагается:
создание Фонда развития промышленности автономного округа (далее - Фонд развития промышленности Югры), в сферу ответственности которого попадут меры поддержки через инструменты финансирования проектов - долевое финансирование, займы, гранты, финансовая аренда (лизинг). Эти полномочия предполагается реализовать на базе Фонда развития Югры.
обеспечение эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа и промышленного сектора. Необходимо создание и/или дальнейшее развитие отраслевых союзов и промышленных кластеров на территории автономного округа;
принятие единого регламента взаимодействия институтов развития в режиме "одного окна" с учетом специфики промышленных проектов, в целях повышения оперативности взаимодействия институтов развития, при предоставлении мер поддержки субъектам промышленной деятельности.
Финансовая поддержка отраслевых союзов и промышленных кластеров должна осуществляться на цели проведения ежегодных отраслевых маркетинговых исследований, а также на цели маркетингового продвижения (софинансирования торговых миссий, участия в выставках и проведение отраслевых мероприятий), при этом может осуществляться на паритетных началах бизнесом и органами государственной власти.
5.3. Меры, направленные на развитие промышленной инфраструктуры (индустриальных парков) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
При развитии индустриальных парков на территории автономного округа предлагается применять следующие меры стимулирования:
Предоставление налоговых льгот резидентам индустриальных парков (налога на имущество и налога на прибыль);
Предоставление субсидий управляющей компании индустриального парка на возмещение части затрат по предоставлению земельных участков и помещений в аренду резидентам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях промышленности, на льготных условиях;
Включение проектов создания индустриальных парков в реестр приоритетных инвестиционных проектов в сфере промышленности и выделение земельных участков управляющим компаниям без проведения конкурсных процедур и на льготных условиях аренды;
Предоставление федеральных и региональных субсидий на возмещение затрат по подключению индустриальных парков к объектам инженерной инфраструктуры (в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а также с государственными программами автономного округа);
Вхождение в уставный капитал управляющей компании парка регионального института развития на условиях срочности, платности и возвратности, с льготными условиями возврата капитала.
6. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в развитии промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Субъекты малого и среднего предпринимательства должны играть важную роль в промышленной политике автономного округа.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП автономного округа в 2014 году составила 16%. Малые и средние предприятия автономного округа демонстрируют деловую активность, что подтверждается показателями оборота продукции и услуг. Важным элементом системы являются организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые осуществляют взаимодействие по принципу "одного окна" как на горизонтальном уровне (между собой), так и взаимодействуя с финансовыми институтами.
Все муниципальные образования автономного округа охвачены сетью филиалов и представительств организаций. При этом органы местного самоуправления играют важную роль в развитии предпринимательства через муниципальные программы.
Система поддержки малого и среднего предпринимательства в автономном округе состоит из мер консультационной, образовательной, имущественной, финансовой поддержки. Созданный принцип работы с предпринимателями в автономном округе необходимо использовать и в работе по повышению потенциала югорских предпринимателей в промышленном секторе.
Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства:
Фонд поддержки предпринимательства Югры (в том числе: Гарантийный фонд, Центр инноваций социальной сферы, Центр образовательных программ, Центр информационно-консультационного сопровождения, Центр финансовой поддержки, Центр бизнес инкубирования);
Фонд микрофинансирования Югры;
Фонд развития Югры;
Автономное учреждение автономного округа "Технопарк высоких технологий" (далее - Технопарк Югры) (в том числе: Центр прототипирования, Центр кластерного развития, Региональный центр инжиниринга);
Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры (в том числе: Региональный интегрированный центр).
Задачи, решение которых необходимо для развития предпринимательства в сфере промышленности в автономном округе, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Задачи для развития предпринимательства в сфере промышленности
Задача |
Краткое описание проблемы |
Инструментарий для решения задачи |
Ответственный |
1. Бизнес-акселерация |
в автономном округе структура видов деятельности, которые осуществляют малые субъекты предпринимательства (МСП) сосредоточена в основном на услугах, торговле. При этом наблюдается незначительный уровень предпринимателей в сфере промышленного производства. В этой связи необходимо взращивание начинающих МСП, ориентированных именно на деятельность в реальном секторе экономики. |
1. Взаимодействие с высшими и средними образовательными учреждениями (отбор ориентированных студентов) 2. Взаимодействие со школами (отбор ориентированных школьников) 3. Проведение специализированных мастер классов ("перебалансировка" действующих программ обучения, за счет средств новой специальной государственной программы) 4. Грантовая поддержка start-up проектов в сфере промышленности (за счет средств новой специальной государственной программы) |
Фонд поддержки предпринимательства Югры, Технопарк Югры, Департамент образования и молодежной политики автономного округа, отраслевые исполнительные органы государственной власти автономного округа, муниципальные образования. |
2. Поддержка действующих малых и средних предприятий в сфере промышленности |
в автономном округе действующие МСП в сфере промышленного производства испытывают трудности с логистикой, размещением производств, спросом на продукцию, высокой стоимостью привлекаемых финансовых и трудовых ресурсов. Также наблюдается дефицит площадок обеспеченных необходимой инфраструктурой, где возможно размещение производств, продвижением продукции на рынки. |
1. Оказание мер финансовой поддержки (гарантирование (включая гарантирование Агентства кредитных гарантий), возмещение расходов по договорам лизинга, кредитным договорам) 2. Оказание мер имущественной поддержки с целью снижения инфраструктурных ограничений (размещение на льготной основе производств на площадках промышленных парков, бизнес инкубатора, возможность апробации технологий в центрах прототипирования и региональных центрах инжиниринга, бухгалтерское, юридическое сопровождение и пр.) 3. Информационно-консультационная поддержка (разработка единых регламентов оказания мер поддержки, поддержка выхода на рынки (внутренние и внешние), в установлении контрактной базы |
Фонд поддержки предпринимательства Югры, Технопарк Югры", Фонд "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры", Региональный центр инжиниринга, Региональный интегрированный центр, Отраслевые исполнительные органы государственной власти автономного округа, муниципальные образования |
3. Повышение качества взаимодействия крупного, малого и среднего бизнеса |
автономный округ - лидер по добыче нефти, электрогенерации и занимает 2 место в Российской Федерации по добыче газа. На территории автономного округа работают крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее - ВИНК), которые нуждаются в комплектующих, услугах, технологиях. Но предприниматели автономного округа в редких случаях могут производить продукцию (услуги) отвечающие запросам ВИНК. |
1. Возмещение расходов предпринимателей на обучение, переквалификацию персонала, переход на современные стандарты отчетности, сертификацию продукцию, внедрение системы менеджмента качества 2. Возмещение расходов (или % банков, лизинговых компаний) на приобретение высокотехнологичного оборудования для производства продукции, отвечающей современным стандартам качества 3. Формирование кластерных инициатив (трансферт технологий, разделение производств, аутсорсинг) |
Отраслевые органы власти, Фонд развития Югры, Фонд поддержки предпринимательства |
Необходимыми базисными условиями для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности должны быть:
1. Ресурсное обеспечение государственной поддержки предпринимателей в сфере промышленности должно быть обособленно от действующих мер государственной поддержки предпринимательства.
2. Жизненный цикл мер поддержки предпринимательства в сфере промышленности должен быть основан на четком взаимодействии институтов развития.
3. Предприниматели, обладающие статусом "резидент промышленного парка" имеют приоритет в получении мер государственной поддержки (финансовая, имущественная).
7. Мониторинг факторов конкурентоспособности и целевых показателей развития промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Для достижения целей и задач промышленной политики и разработки мер оперативного реагирования необходим мониторинг факторов конкурентоспособности и целевых показателей развития промышленности автономного округа.
В части мониторинга показателей зарубежных юрисдикций существует значительная база данных по всем основным инвестиционным показателям. Отдельные затруднения могут возникнуть по мониторингу показателей российских (окружных) компаний. Для этих целей предлагается возложить задачи мониторинга таких показателей на отраслевые союзы и саморегулирующие организации. Это существенно облегчит мониторинг и позволит отраслевым объединениям самим принимать участие в формировании механизмов поддержки промышленного сектора.
Мониторинг состоит из комплекса следующих мероприятий:
сбор и анализ отраслевых показателей развития промышленности;
анкетирование окружных предприятий;
подготовка ежегодного отчета о состоянии отрасли, включающего: обзор инновационных технологий и производственных тенденций, мониторинг тенденций на российском и международном рынке.
8. Целевые показатели Концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Целевые показатели Концепции промышленной политики автономного округа в период с 2017 по 2025 годы представлены в таблице 13.
Таблица 13
Целевые показатели Концепции промышленной политики автономного округа
N показателя |
Наименование показателей результатов |
Базовый показатель на начало реализации государственной программы |
Значения показателя по годам |
Целевое значение показателя на момент окончания действия государственной программы |
||||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, млн. рублей |
3 009,1 |
3 627,5 |
3 769,43 |
3 741,23 |
3 904,2 |
4 078,83 |
4 251,0 |
4 402,3 |
4 517,0 |
4 647,5 |
4 647,5 |
2 |
Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, % |
25,0 |
25,4 |
26,4 |
29,6 |
28,9 |
28,9 |
29,0 |
29,1 |
29,1 |
29,1 |
29,1 |
3 |
Индекс производительности труда относительно уровня 2011 года, % |
105,6 |
137,5 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
4 |
Удельный вес инновационных товаров работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
2,6 |
2,8, |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.