Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Обзор образовательных запросов школьников и соответствующих возрасту культурно-образовательных форм
Рассмотрим задачи дополнительного образования с точки зрения осознаваемых потребностей, желаний, намерений школьников разных возрастов.
1. Младший школьный возраст:
Хочется ещё играть, прежде всего, в ролевом залоге и ролевой форме. Но, с другой стороны, хочется, чтобы эти игры приобретали более "взрослое" содержание, "облик" и контекст - например, чтобы это была игра по мотивам интересного литературного или кинематографического сюжета, или чтобы она воспроизводила какие-то тонкости той или иной профессии, увиденные в сериале или увиденные в жизни (например, на работе у родителей). Собственно, сюжеты для таких игр появляются самостоятельно (если они не появляются, значит, скорее всего, не так уж они и нужны, во всяком случае, нужно отдельно понимать, насколько нужно инициировать для детей подобные игры и втягивать в них детей). Но вот создавать пространства и возможности для подобных ролевых игр - начиная от сложных игрушек и игр, требующих ролевого подхода и управляющего действия, заканчивая специальными антуражными пространствами для игр и всевозможными символическими аксессуарами, вроде костюмов и реквизита - крайне важно.
Далее - хочется быть модными и стильными. В этом возрасте, "приближение к взрослым", как и в старшем дошкольном, идёт по линии антуража и ритуалов, по крайней мере, так зачастую есть по факту. Возможность быть такими модными и стильными, с точки зрения манер, умения сформировать свой стиль хотя бы на наивно-детском уровне, умения выделяться из толпы и при этом не казаться странным - очень важна в этом возраст и может быть предметом особых занятий, Кроме того, это желание быть модными и стильными распространяется не только на материальную сферу, но и на разные аспекты сферы духовной - на виды доступных игрушек и игр, на формы совместного проведения времени со сверстниками, и т.д. - следовательно, стоит создавать специальные игротеки, коммуникационные площадки для младших школьников.
Далее - хочется получать яркие художественные впечатления, как и до школы, во многом - через сказки и напоминающие сказки реальные истории, данные и в виде книжек, и ещё больше - в виде фильмов и мультфильмов. Но это уже должны быть сказки и подобные сказкам истории - более сложные и более влияющие на рациональную, чем на эмоциональную сферу.
Во-первых, историй из жизни - хоть из прошлого, хоть из настоящего, хоть из фантастического будущего - хочется, чтобы было уже больше в общем круге чтения и просмотра кино, чем сказок с конкретным волшебством.
Во-вторых, те и другие истории должны быть не просто увлекательны и хорошо заканчиваться (хотя это условие остаётся обязательным) - у истории должен быть либо "намёк - добрым молодцам урок", либо, ещё лучше, императив, побуждающий образец, подающийся зрителю или читателю через все основные события и образы; хочется получить образец для подражания, но пока не рядом с собой (это - в следующем возрасте), а в параллельной действительности.
В-третьих - сама увлекательность историй должна быть уже ярче и сложнее, чем раньше; сюжет должен быть максимально связным и логичным, действия персонажей, даже абсолютно сказочных - мотивированными, чтобы увлекало не просто неординарное событие, связанное с тем. что в сказке - не так, как в жизни, но неординарное событие, вполне возможное в жизни, за счёт определённого стечения обстоятельств или определённых целенаправленных действий. В-четвёртых - даже сказка уже должна воспроизводить основные структурные и динамические моменты реальной жизни, с которой на рациональном уровне, уровне познания, ребёнок начинает знакомиться: например, в ней должны воспроизводиться, пусть в упрощённом и обобщённом виде, социальные структуры и социальные закономерности, должны подаваться конкретные обстоятельства, от материальных до ценностных, побуждающие персонажей к тем или иным решениям и действиям.
При этом, сюжеты, коллизии, отношения между персонажами не должны быть усложнены, всё действие должно развиваться по прямой линии, исходя из изначальных условий и побудительного момента завязки, максимум с 1-2 боковыми линиями или дополнительными факторами, влияющими на развитие событий.
Образцы сказочных сюжетов, актуальных для данного возраста - "Королевство кривых зеркал" В. Губарева, "Приключения Чиполлино" Дж. Родари, "Кольца Альманзора" Т. Габбе, повести A.M. Волкова из цикла "Волшебника изумрудного города", начиная или с "УрфинаДжюса" или с "Семи подземных королей" (и, возможно, не затрагивая более подростковую, финальную в цикле "Тайну заброшенного замка"). Образцы не сказочных произведений, актуальных в этом возрасте - исторические повести С. Алексеева и О. Гурьян, повести и рассказы С. Сахарнова и В. Коржикова, отдельные повести А. Гайдара, и т.д. . Большинство классических советских фильмов-сказок рассчитаны, фактически, именно на этот возраст, и отчасти на старший дошкольный (не считая философских сказок, заведомо "взрослых" по содержанию). То же самое - большинство мультсериалов компании Диснея ("Утиные истории", "Чип и Дейл", и др.).
Далее - в этом возрасте очень хочется творить, даже, наверное, сильнее, чем в старшем дошкольном возрасте. Хочется показать, что уже в чём-то ты приближаешься или можешь приблизиться к тем взрослым, которые создают для тебя литературные и кинематографические сказки, или - что часто бывает - ты готов придумать продолжение к этим историям, чтобы продолжить "общение" с любимыми героями. С другой стороны, хочется начать строить "свой мир", прежде всего, с эстетической, внешней, оформительской стороны: картинки на стенах, аппликации на одежде и сумках, плетёные штучки для развешивания и ношения. Не случайно "детское творчество" рассчитано преимущественно на этот возраст, и одна из его ключевых ошибок состоит в том, что оно "профессионализирует" детей в том или ином направлении искусства, а не обеспечивает их потребность создавать своё знаково-символическое пространство и достраивать любимые художественные сюжеты. А необходимы образовательные и развивающие площадки, обеспечивающие именно данные задачи, данные потребности детей в самостоятельном творчестве, плюс, возможно, формы, позволяющие создать и само-образ, и автопортрет, средствами, опять-таки, разных видов искусства.
Хочется уже осваивать мир, говоря языком "официальной" возрастной психологии - "вести познавательную деятельность", но, в отличие от общепринятой практики, познавать мир, скорее, по сферам и по пространствам, то есть, по целостностям, а не по более или менее искусственно выстроенным предметам. Такое познание хорошо и продуктивно строить в режиме виртуальных и реальных экскурсий (по разным странам, на предприятия, в культурные пространства, вроде музеев или зоопарков, и т.д.); в форме чтения, обсуждения и, возможно, "дописывания" научно-популярных книг, посвящённых сферам познания и деятельности, странам и регионам; в форме придумывания собственных возможных приключений в этих сферах или в этих странах, и по этому поводу - изучения литературы; в форме детских конференций, викторин и прочих познавательных игр.
Хочется строить отношения со сверстниками, но на новом, в сравнении с дошкольным, уровне, в связи с новым основным "нормативным" видом занятости и активности - учёбой в школе. Этот вид деятельности, во-первых, даёт новые знакомства, не так жёстко привязанные к своему двору и своей песочнице, во-вторых, предполагает, что у сверстников есть не просто общая тема для общения, но общий интерес для взаимодействия, в-третьих, предполагает отрыв от родителей и при этом, отличие от садика, неполный контроль со стороны надзирающего педагога, а значит, расширение пространства свободы.
С этим связано и относительно приподнятое настроение большинства младших школьников (правда, улетучивающееся к третьему классу), и их начинающиеся "вольности" в поведении, и расширение возможностей ненормативного поведения - можно же с уроков сбегать! - и расширение пространства не нормируемого взрослыми общения. Какие специальные образовательные формы могут удовлетворять потребность школьников в построении новых, "более взрослых" отношений в этом возрасте - необходимо понимать и разрабатывать. Пока можно говорить лишь о специальном гувернёрстве, перерастающем в тьюторство, которое позволит сравнительно легко и с большим эмоциональным удовольствием построить такие отношения и новый образ жизни в автономном от взрослых (кроме тьютора) пространстве, которые будут соответствовать ощущению новой ответственности и нового уровня самостоятельности у младших школьников.
В целом - хочется уже быть взрослыми, подтверждать и доказывать свою "взрослость", как на уровне статуса, так и на уровне деятельности. Поэтому, необходимы добровольческие объединения, в которых можно получать статус и сопряжённую с ним реальную, основанную на деятельности, ответственность; необходимы игровые и тренажёрные формы профессиональной (конечно, в основном квази-профессиональной) деятельности, также сопряжённой с взрослыми статусами: "детские" транспортные учреждения, вроде пароходства или железной дороги, "детские" производства, "детские" сферы обслуживания, и т.д. .
Ну и - хочется проявить себя в своём новом "нормативном" виде деятельности - в школьной учёбе (оговорим, что именно в ней, а не в "учебной деятельности"). Для этого необходимы конкурсы, олимпиады, викторины, детские конференции, соревновательные интеллектуальные игры. Но они должны быть такими, какие смогут удовлетворить иным потребностям младшего школьного возраста, перечисленным выше: в серьёзных играх, реалистических сказках, ощущении себя взрослыми, творчестве.
2. Подростковый возраст:
Хочется демонстративной самостоятельности и независимости от "предков" и вообще от контролирующих взрослых, хочется уйти в абсолютный отрыв от них, но не в качестве изгоя, а в качестве самодостаточной и гордой человеко-единицы. - Достигается за счёт специальных образовательных форм, организующих "приключения" (связанные с предельными переживаниями и напряжением эмоциональных сил, а не с риском для жизни), путешествия, социальные эксперименты, сопровождающиеся рефлексивными формами, которые позволят каждому участнику зафиксировать свою реальную способность к самостоятельному и автономному существованию, прежде всего, с точки зрения обеспечения себя необходимыми ресурсами для жизни и принятия решений. Примеры: школьные поисковые отряды, клубы судомоделирования, клубы конных путешествий, туристические и краеведческие объединения, добровольческие объединения и объединения социального творчества.
Хочется преодолеть ощущение собственной неуместности, неуклюжести, неловкости, реальной или надуманной, но всё равно мучительной. - Достигается, с одной стороны, за счёт специализированных тренингов по управлению собственным телом, кинестетическими и психосоматическими проявлениями; тренингов ориентирования в ситуации и корректного поведения, и т.п. - а с другой стороны, за счёт реализации индивидуальных проектов или участие в коллективных проектах, таких, в которых самообладание выступает критическим ресурсом, а внешние проявления, напротив, не привлекают к себе особого внимания, следовательно, в которых самообладание может организовать и повлечь за собой способность позиционироваться в разных типах коммуникации, управлять собственным телом, и т.д..
Хочется быть самым лучшим среди сверстников и при этом поддерживать с ними ровные, эмоционально приятные, взаимовыгодные отношения, с избранными - отношения близкие; в конечном счёте, возникает потребность в таком сообществе, где каждый будет считать себя "самым лучшим". - Достигается за счёт функционирования подростковых сообществ (как правило, вокруг исследовательской, проектной или добровольческой деятельности), построенных по принципам "военной демократии", в которых управление общей работой распределяется, и каждый, в соответствии со своими интересами и способностями, может стать "главным" по своему направлению, или, по крайней мере, получить возможность максимального проявления себя, помощи товарищам и соответствующего признания (много образцов такого рода специально создаваемых и педагогически сопровождаемых образовательно-воспитательных сообществ дало "коммунарское" движение).
Хочется видеть прямые результаты своего труда и тем самым подкреплять сознание своей уместности, ощущение уверенности и превосходства. - Достигается за счёт организации проектной деятельности школьников - как в форме постоянно действующих проектных объединений различной предметной направленности, так и в форме проектных конкурсов и игр. организованных за счёт специальных проблемных заданий как "поля" развивающего действия - развивающего, прежде всего, своих авторов; для педагогов здесь важно, с одной стороны, не гнаться за реальной значимостью и применимостью результата проекта, с другой стороны, за достижением учеником какого-либо статуса за счёт реализации этого проекта, а важно обеспечивать оформление и позиционирования учеником тех зримых изменений действительности, которые становятся результатом его личных усилий.
Хочется осваивать мир - но не для того, чтобы просто получить удовольствие от нового знания и новых эмоций (хотя и для этого тоже, особенно - для эмоционального наслаждения), а для того, чтобы понять его масштабы и почувствовать себя сопричастным этим масштабам (если не господином этого мира, то хотя бы человеком, побывавшим в разных его уголках и увидевшим там разные разности, от катания на слонах в Таиланде и морского прибоя в Австралии до столбов выветривания на Северном Урале и северного сияния над городами тундры). - Достигается за счёт специально организованных программ образовательного туризма (в том числе, "виртуального"); за счёт проектно-исследовательских занятий, построенных вокруг относительно практически значимых (это важно, что в этом возрасте конкретная новизна полученных и оформленных знаний не настолько принципиальна, сколько возможность за счёт работы с этими знаниями оформить представление о собственных силах, интересах и намерениях!), но абсолютно представительных с точки зрения научного содержания и ярких с точки зрения внешнего антуража явлений; за счёт организованного чтения соответствующей научно-популярной и художественной литературы, с последующим практически обязательным личным проигрыванием основных проблем и интриг прочитанного материала, в рамках театрализованных учебных ролевых игр; за счёт специальных репрезентирующих пространств (современных "деятельностных" вариантов музеев, зоопарков, планетариев, и т.д.).
Хочется строить отношения как комфортные. В частности - впервые реально хочется любить и быть любимым(ой). В связи с тем, что прочные отношения строить рановато, эти любови всё равно заканчиваются, и довольно быстро, и поэтому - хочется быстро выходить из депрессии, или уж, в крайнем случае, извлекать для себя из этой депрессии максимальную пользу, в том числе, эмоциональную. Формы, обеспечивающие достижение данного желания, требуют продумывания и разработки; на сегодняшний день, можно говорить о специализированных психологических тренингах, позволяющих строить такие отношения с товарищами и с любимым человеком противоположного пола, которые будут продуктивными именно в подростковом возрасте (такие тренинги эффективнее всего строить в форме сюжетно-ролевых игр), а также - о специальном тьюторском сопровождении процесса формирования дружеских и "любовных" отношений на интенсивных образовательных программах какой бы то ни было тематики.
Хочется быть не таким(ой), как все, хочется оригинальности в стиле и поведении - вплоть до того, чтобы называли "чудиком". - С одной стороны - специализированные тренинги по работе с индивидуальным стилем и имиджем, с другой стороны - организация "экскурсий" в различные субкультуры и проб себя в соответствующем им образе жизни, посредством фестивалей, конвентов субкультур, а также создания общедоступной карты субкультур. Кроме того, исполнению этого желания способствует создание и поддержание особых клубов по интересам, позволяющих не просто активно узнавать новое, но и "практиковать" новые знания и умения, реализовывать свой интерес в деятельности (например, клуб юных экологов, клуб исторической реконструкции, клуб восточных культур, клуб традиционных культур народов Севера, и т.д.).
Хочется оригинальности, яркости, всего необычного и удивительного - просто в силу возрастной потребности в острых и жгучих эмоциях. - Здесь необходим ранее упоминавшийся экстремальный образовательный туризм (в том числе, виртуальный) и также упоминавшиеся клубы по интересам, "привязанные" к как можно более ярким по своему содержанию и облику темам и предметностям. Но кроме этого, необходимо инициирование подростковых проектов и/или вовлечение подростков в такие проекты, которые бы прямо требовали оказываться в ситуациях, сопряжённых с яркими впечатлениями, новыми знакомствами, борьбой за реализацию своих идей и интересов (например, хорошо поставленная журналистская лаборатория, чья работа была бы посвящена конкретному кластеру тематик; проектирование местных коммунальных инфраструктур, в том числе, исследование инфраструктурно неблагополучных микрорайонов, и т.п.). Необходимы также открытые для подростков формы деятельности, в которых они смогут субъективно чувствовать опасность и/или необходимость принять выверенное, эффективное решение, которые будут сопряжены с яркими эмоциональными переживаниями - например, занятия экстремальными видами спорта.
Хочется выходить за рамки и нарушать! Ну прямо иногда хочется. - Точно также, как и в предыдущем пункте, необходимо создавать открытые и доступные для подростков площадки, в которых они смогут относительно безопасно заниматься "опасной" деятельностью или просто деятельностью, требующей мобилизовать физические и эмоциональные силы, предполагающей сублимацию агрессии и превращение её в энергию прямого действия со зримым, отслеживаемым результатом. Так же, как и для одного из более ранних пунктов, необходима возможность пробного включения в субкультуры (правда, с возможностью относительно лёгкого выхода из них, в случае чего; эта возможность может быть обеспечена тьюторским сопровождением). Необходимы игры и состязания, позволяющие в приемлемой форме сублимировать протестные установки и эмоциональную агрессию (например, имитация военных манёвров в безопасных условиях). Необходима организация таких типов молодёжного творчества, которые позволяли бы сублимировать вандализм, желание "отметиться" посредством порчи окружающего пространства (самый яркий образец такого творчества - это граффити, но можно подобрать или даже специально разработать другие схожие направления).
Хочется признания не только за свои дела, но и за свои чувства, за то что я - такой, какой(ая) я есть!
Хочется читать книги и смотреть фильмы, в которых демонстрируются, так или иначе, проблемы окружающего мира, желательно, в максимально обострённой, болезненной форме, и способы преодоления этих проблем. Именно такие сюжеты подросток соотносит со своими переживаниями, за счёт них эти переживания усиливает и либо доводит их до катарсиса, либо, наоборот, вводит в конструктивное русло за счёт того, что видит: самые сложные проблемы находили решение. Подобных текстов масса, почему-то сразу вспоминается "Белый Бим, чёрное ухо", с другой стороны - ряд произведений Коэльо, "Маленький принц", которого подросток, конечно, читает не столько как философский трактат в форме сказки, сколько как историю о личностных переживаниях и поисках главного героя.
Другой очень важный блок книг и фильмов, востребованных подростками - сюжеты, связанные с напряжением сил, решением невозможных задач за счёт мобилизации личностных ресурсов, победа над обстоятельствами, начиная от личных, заканчивая природными и историческими. Это сюжеты про сильных, смелых и умелых людей, у которых всё получается, благодаря им самим, про героев-одиночек (в процессе личностного становления это принципиально важно) - но зачастую и про героев, действующих небольшой командой друзей. В этом смысле, подростковая литература - даже в большей степени романтическая, в изначальном смысле этого слова, чем литература юношеская. Образцы здесь - книги Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, "Овод" Э.Л. Войнич, романы Ж. Верна и А. Беляева.
Дополнительные блоки книг и фильмов, позволяющих подросткам осуществить своё становление - это:
а) книги и фильмы, демонстрирующие яркие и красочные события, позволяющие обострить и усилить эмоциональные переживания (в этом смысле, современный кинематограф, основанный на тотальной эксплуатации спецэффектов -- принципиально подростковый); сюда можно отнести и книги, посвященные масштабным историческим событиям и ярко написанные (например, знаменитая трилогия В. Яна: "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю" - именно в связи с этим активно читается подростками, хотя писалась в расчёте на взрослых).
б) книги и фильмы, посвященные протесту, борьбе против существующего положения дел, утверждению своего мнения и своей правды (но и здесь на первом месте протест) - это тот же самый "Овод", это многочисленные исторические романы о народных мстителях и революционерах, это сюжеты, связанные с великими "брутальными" преобразователями, прежде всего, с Петром Первым;
в) книги и фильмы, посвященные выходу за существующие горизонты, как натурально-географические, так и горизонты познания, представлений о мире; примером является всевозможная фантастика, связанная с космосом, а до неё - всевозможные книги и фильмы про путешествия и приключения (уже упоминавшиеся Жюль Верн, Джек Лондон, кроме них - целая плеяда авторов приключенческих романов на географической подкладке, как зарубежных, так и отечественных: В. Обручев, Г. Федосеев, В. Арсеньев);
г) сюжеты, посвященные личным отношениям, прежде всего -- с противоположным полом.
Хорошая подростковая книга или фильм, как правило, может быть отнесена сразу к нескольким из перечисленных кластеров. По этому же признаку, "Три мушкетёра" А. Дюма-отца или "Властелин колец" Дж. Толкиена являются вполне подростковыми книгами, что подтверждается практикой, хотя писались они совсем не в расчёте на подростков, особенно "Властелин колец".
Формы досуга, значимые для подростков с точки зрения их развития, трудно свести к каким-то определённым типам. Можно лишь отметить, что досуг, свободное время именно в подростковом возрасте становится принципиально важным аспектом жизни, одним из основных "легальных" пространств автономии и от старших родственников, и от школы как нормативной системы, принуждающей к определённому образу жизни и деятельности. Возможность "быть собой", критически важная в этом возрасте, открывается для подростка преимущественно в сфере досуга и в коммуникациях со сверстниками. Именно поэтому сферу подросткового досуга нужно обустраивать как образовательное пространство, но ни в коем случае не делать его образовательную компоненту (да и вообще никакую компоненту!) нормативной, иначе значение для подростка досуговой сферы автоматически нивелируется, это пространство станет "филиалом" школы.
Важные требования к подростковому досугу:
- обеспечение как можно более разнообразных и эмоционально сильных впечатлений;
- возможность проявить и. главное, показать себя, свои способности, свой неповторимый облик и стиль;
- возможность реализовать свою физическую и эмоциональную энергию, в том числе, агрессию.
Поэтому для подростков важны как можно более динамичные дискотеки, экстремальный спорт, командные игры, историческая реконструкция и ролевое моделирование (турниры, балы, и т.д.). И у всего этого очень яркий, красочный, даже, возможно, "кричащий" антураж. Педагогизация всех этих форм досуга необходима, но должна реализовываться либо косвенно, через сопутствующие, не основные компоненты, либо задаваться через сюжеты и темы коммуникации в рамках данных досуговых форм.
3. Младший юношеский возраст:
Хочется прочной и обоснованной независимости от взрослых, в том числе, материальной.
Хочется определить и осознать: а) кто такой(ая) я; б) чем я замечателен(льна); в) в чём я точно буду успешен(а) и получу признание.
Хочется утвердиться в сфере деятельности: как минимум, получить признание, как максимум, именно утвердиться, обозначить эту сферу как свою и начать в ней продвижение к успеху.
Хочется получать знания, которые расширят возможности, приблизят к успеху, доставят эмоциональное удовольствие или своим содержанием, или самим фактом получения.
Хочется своего конкретного дела, доведённого до конца, притом, не просто признания, а именно результата этого дела как самостоятельной ценности.
Хочется определить свой жизненный путь на ближайший период и быть уверенным(ой), что этот жизненный путь будет реализован, или, по крайней мере, его реализация зависит только от тебя самого(ой).
Хочется быть эксклюзивным в личном стиле.
Хочется быть эксклюзивным(ой) в своей деятельности.
Хочется пробовать себя и побеждать в тех сферах, за которые ещё никто не брался, победа в которых наиболее престижна.
Хочется прочных и надёжных дружеских отношений (дружеского круга).
Хочется как можно более прочных, эмоционально приятных и гармоничных отношений с представителями противоположного пола, желательно - с видами на брак после того, как "встанем на ноги".
Хочется красоты, эстетизма - просто как самоценности.
Хочется быть причастным(ой) к миру как целостности.
Круг чтения в юношеском возрасте или остаётся предельно узким, если он и в предыдущих возрастах у конкретного человека был "не широк", или значительно расширяется. В принципе, уже у младших юношей круг чтения вполне может не отличаться по своему содержанию от круга чтения взрослого человека, особенно, если старшеклассник вполне определился с будущей профессией - тогда он уже начинает читать специальную литературу по её вопросам.
Важная отличительная особенность книг для младшего юношеского возраста - в том, что в этом возрасте объективно человек только входит в круг понятий, в систему языка и категорий, в основной набор знаний и представлений какой бы то ни было сферы знаний или деятельности. Даже если она была представлена ему в виде школьного предмета, всерьёз, по-взрослому к этой сфере человек начинает относиться только сейчас.
Да и по отношению к целостной научной картине мира, описываемой уже не разрозненными предметами и зачастую столь же разрозненными темами внутри предметов, а взятой как целостность, на основании внутренне стройных методологических подходов, базирующихся на определённых содержательных основаниях и принципах - юноша находится на стадии введения, рассматривая все ранее полученные знания лишь как материал для конструирования целостности.
Поэтому, младший юношеский возраст требует большого количества "Введений", "Начальных пособий" и тому подобных базисных описаний какой-либо проблематики, или же какой-либо научной или практической сферы в её целостности.
Эти "Введения" должны одновременно быть написаны общедоступным языком, понятным человеку, ещё не знакомому со специализированной терминологией какой-либо отрасли - и одновременно как раз знакомить читателя с этой терминологией, постепенно вводить новые слова и фиксировать их в актуальном речевом инструментарии человека. Точно так же, они должны вводить в круг основных проблем, исходя из того, что человек может даже не понимать, исходя из каких оснований та или иная ситуация обозначается как проблемная. В плане кино - именно старшеклассники начинают активно смотреть документальные фильмы сначала про "тайны окружающего мира" ("тайны" - это ещё рудимент подросткового запроса на яркие эмоциональные переживания и острые ощущения), потом про целостные научные проблемы и целые сферы знания. Отечественный кинематограф пока только приступает к освоению этого жанра и этой тематики, так что старшекласснику предоставлены в основном американские и особенно британские научные фильмы.
Другое принципиальное требование, которое осознанно или бессознательно предъявляет юноша к книгам и к фильмам - это возможность составить представление о принципах, на которых основано существование мироздания и человека в нём.
Докопаться до сути вещей, найти смысл жизни - это уже юношеские паттерны, следующие за подростковыми эмоциональными переживаниями о том, что "в мире что-то не так", основанными на сугубо эмпирическом и поэтому с необходимостью неполном личном опыте. Иными словами, в этом возрасте у человека впервые (а у кого-то и единственный раз в жизни) появляется запрос на философскую литературу в её собственном смысле. Здесь возникает "разрыв", связанный с тем. что философская литература, в большинстве образцов - очень сложный для освоения материал, заведомо непосильный для тех, кто только начинает всерьёз осваивать какую бы то ни было терминологию, специализированную систему понятий, и т.п..
А "популяризированная" философия перестаёт нести собственно мировоззренческий заряд, поскольку, становится пересказом, часто вольным, принципиальных текстов, и этот пересказ нередко делает человек, сам не способный выделить и обосновать какой бы то ни было фундаментальный принцип и сделать какое бы то ни было полагание относительно картины мира. Положение отчасти спасается художественной литературой, посвящённой мировоззренческим проблемам, разным представлениям о структуре мира и его законах, разным основаниям для понимания мира, структурирования его и управления им. Кроме того, имеются достаточно популярные тексты собственно философского характера (преимущественно, связанные с антропологической, социальной, нравственной проблематикой).
Именно такие тексты, художественные или популярно-философские, становятся объектом пристального внимания старшеклассников. Правда, именно в связи с этим старшеклассники, как и вообще молодёжь, оказываются падки на псевдофилософские тексты, на изречения и поучения самозваных "учителей жизни", на эзотерику и оккультизм. Даже хорошие художественные тексты, популяризирующие разные типы мировоззрения и объяснения мира - например. Р. Баха, П. Коэльо - активно читаемые старшеклассниками, представляют собой вторичное, а то и прямо вульгарное изложение определённого подхода к структурированию и объяснению действительности, притом, позиционирующее этот подход как главный и единственный. Точно так же, как к чему-то единственному и объясняющему всё, старшеклассники подходят к роману "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. Эта проблема остаётся актуальной для культурного поля всей России, но решать её можно начать и на местном уровне, за счёт организации читательских клубов и их квалифицированного тьюторского сопровождения.
От чтения, да и от просмотра фильмов, художественных и документальных, старшеклассники хотят получать также фундаментальную информацию обо всём, что читалось в подростковом возрасте - и возможность оценить с нравственных позиций и с точки зрения эффективности, результативности действий то или иное явление, того или иного деятеля. В подростковом возрасте такая оценка была либо не обязательна, либо осуществлялась спонтанно и заведомо эмоционально, с точки зрения примерки на себя. Фундаментальность, возможность использовать материал и сюжет для мировоззрения, возможность оценки - вот принципиальные требования старшеклассников к кругу чтения и к фильмам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.