Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 30 марта 2001 г. N 137-п
Положение
о службе медицины катастроф Ханты-Мансийского
автономного округа
1. Служба медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Служба) - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения, которая на функциональной основе объединяет в единую систему управления имеющиеся на территории автономного округа силы и средства здравоохранения (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) для проведения комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. Служба является функциональной подсистемой Всероссийской службы медицины катастроф и окружной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями Федеральной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф, законами Ханты-Мансийского автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа и комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа, иными нормативными актами, а также настоящим Положением.
3. Задачи Службы, организационные основы ее создания и деятельности определяются Положением о Всероссийской службе медицины катастроф, имеющим приоритетное законодательное значение.
Основными задачами Службы являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления лечебных, санитарно-профилактических и других учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях;
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и организация работы межведомственной координационной комиссии медицины катастроф;
- сбор и обработка информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий о медико-санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций и их ликвидации; обмен и представление такой информации заинтересованным организациям (инстанциям);
- организация мероприятий по поддержанию санитарно - эпидемиологического благополучия населения в зоне чрезвычайных ситуаций;
- организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, независимо от ведомственной принадлежности, координация их деятельности;
- разработка основ подготовки Службы, принципов и организации ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
- постоянное совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;
- разработка научно-методических основ подготовки и повышения квалификации специалистов Службы и организация их аттестации;
- разработка методических основ и участие в подготовке населения, спасателей и парамедиков к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- создание и рациональное использование резервов медицинского имущества для Службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие (в сфере ответственности органов здравоохранения) в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы.
4. Организационная структура Службы
Служба имеет окружной, местный (муниципальный) и объектовый (объекта экономики) уровни.
4.1. На окружном уровне Служба представлена:
Центром медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа и его формированиями; клиническими базами государственных лечебно-профилактических учреждений с внештатными формированиями, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; Центром госсанэпиднадзора в Ханты-Мансийском автономном округе; Ханты-Мансийским государственным медицинским институтом; другими входящими в структуру Службы учреждениями государственной системы здравоохранения, Управления внутренних дел, отделения Свердловской железной дороги, военно-медицинских учреждений, лечебных учреждений на водном транспорте; лечебно-профилактическими учреждениями других ведомств, участвующих в соответствии с возложенными на них задачами в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
4.2. На местном (муниципальном) уровне Служба представлена:
Центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются), отделениями санитарной авиации, станциями скорой медицинской помощи, клиническими базами с внештатными медицинскими формированиями, центрами госсанэпиднадзора, другими имеющимися на данной территории учреждениями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемыми для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
4.3. На объектовом уровне (объекте экономики) Служба представлена:
должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта в чрезвычайных ситуациях; специально созданными внештатными медицинскими формированиями (бригады доврачебной помощи, санитарные посты); лечебно-профилактическими учреждениями объектов экономики (медико-санитарные части, поликлиники, медицинские пункты).
5. Руководящим органом Службы является межведомственная координационная комиссия службы медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа.
6. Начальником службы медицины катастроф является руководитель органа управления здравоохранением Ханты-Мансийского автономного округа. Непосредственное руководство Службой осуществляет директор Центра медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа, который является начальником штаба службы медицины катастроф, заместителем руководителя органа управления здравоохранением автономного округа. Начальник службы медицины катастроф и директор Центра медицины катастроф автономного округа являются постоянными членами комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.
6.1. Начальниками служб медицины катастроф на местном и объектовом уровнях являются руководители соответствующих органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований и объектов экономики.
6.2. Центр медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа - орган повседневного управления службой медицины катастроф, штаб службы медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа.
6.3. На местном уровне по решению руководителя муниципального образования функции штаба Службы возлагаются на станции (отделения) скорой медицинской помощи либо осуществляются штабами медицинской службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (при создании Центра медицины катастроф местного уровня на него возлагаются функции штаба Службы); на объектовом уровне - специально назначенными должностными лицами по делам ГО и ЧС. Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.
6.4. По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач Служба руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
6.5. Руководство подготовкой к работе в чрезвычайных ситуациях объектов здравоохранения (больница, поликлиника, диспансер, центр госсанэпиднадзора и др.) возлагается на начальника ГО объекта - руководителя данного учреждения.
7. Подготовка Службы к ликвидации медико-санитарных последствий при различных чрезвычайных ситуациях, содержание и организация конкретных мероприятий по медико-санитарному обеспечению регламентируются соответствующими руководствами.
8. Основным документом управления Службой является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается на всех уровнях соответствующими штабами Служб. План подписывается начальником Службы и начальником штаба Службы, утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Планы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, разрабатываемые службой медицины катастроф муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с Центром медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа.
8.1. План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод Службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Основные разделы плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях разрабатываются в соответствии с Положением о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8.2. Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Центр медицины катастроф автономного округа в соответствии с организационными указаниями по подготовке Службы и рекомендациями Всероссийского центра медицины катастроф "Защита".
8.3. На всех уровнях Службы согласно организационно-методическим указаниям вышестоящего органа управления Службой или штаба на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются внештатные формирования (специализированные отряды, бригады, группы), оснащенные необходимым оборудованием, укладками с лекарственными средствами и медицинским инструментарием, медико-хозяйственным имуществом по профилю и соответственно предназначенному объему оказываемой медицинской помощи, противоэпидемических и других мероприятий.
Обеспечение их готовности возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
9. В зависимости от обстановки различают следующие режимы функционирования Службы:
- повседневная деятельность,
- повышенная готовность,
- чрезвычайная ситуация.
Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимает Губернатор, Правительство автономного округа, органы местного самоуправления, руководители объектов.
В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:
9.1. В режиме повседневной деятельности:
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных стихийных бедствий в плане предупреждения или уменьшения медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в мероприятиях по повышению уровня защиты населения, его обучению правилам оказания первой медицинской помощи;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- организация и обеспечение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;
- организация и проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемиологических очагов;
- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
- создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;
- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС;
- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
9.2. В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф по организации работы Службы;
- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
- создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастроф (органа управления здравоохранения) в органы управления ГО и ЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
- организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении деятельности Службы;
- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала Центра медицины катастроф автономного округа, создание дополнительных оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
- усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.
9.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
- введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф, органов управления здравоохранения, формирований и учреждений Службы;
- создание системы связи Службы, ее координация с системами связи ГО и ЧС, органов МВД, органов военного управления, других ведомств и служб;
- участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями ГО и ЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (во взаимодействии с органами МВД и прокуратуры);
- организация и осуществление санитарно - гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
10. На территории Ханты-Мансийского автономного округа ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей окружной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для решения этой задачи, в интересах Службы, в планах ее взаимодействия с другими органами управления, частями, подразделениями и формированиями предусматривается постоянная помощь Службе в повышении ее готовности к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций:
- немедленное информирование органов управления Службы о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, о возникновении и обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;
- обеспечение первоочередного выдвижения сил и средств Службы в зону чрезвычайной ситуации;
- создание благоприятных условий для работы сил и средств Службы в зоне чрезвычайной ситуации, при этом основное внимание взаимодействующих органов и служб должно быть обращено: на организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности, зараженной радиоактивными и химически опасными веществами; оказание на месте поражения первой медицинской помощи; вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи; выделение помещений для развертывания медицинских формирований и расширения коечной сети лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами; организация охраны медицинских формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию пораженных.
11. Лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориальных звеньев Службы, на территории и объектах которых возникла чрезвычайная ситуация.
В случаях, когда силы и средства территориальных звеньев Службы не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, по их просьбе или по инициативе вышестоящей межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф и решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.