Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 1 февраля 2001 г. N 14-п
Положение
о Департаменте образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа
4 марта 2002 г.
1. Основные положения
1.1. Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим управление в области образования, научной деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Департамент является правопреемником Главного управления по общему и профессиональному образованию Администрации Ханты-Мансийского автономного округа (постановление Губернатора автономного округа от 09.12.1998 N 541) по его правам и обязательствам в отношении кредиторов и должников.
1.2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструктивными указаниями Министерства образования Российской Федерации, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, законами Ханты-Мансийского автономного округа, постановлениями Думы Ханты-Мансийского автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа, а также настоящим Положением.
1.3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством образования Российской Федерации, иными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими организациями.
1.4. Департамент подчинен Правительству Ханты-Мансийского автономного округа, непосредственно курируется заместителем Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам социальной политики.
1.5. Департамент является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба Ханты-Мансийского автономного округа, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием, счета в банках, открываемые в установленном порядке.
1.6. Юридический адрес Департамента: 628006, г.Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, ул. Мира, д.5.
Местонахождение Департамента: 628011, г.Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, ул. Коминтерна, д.6
2. Основные задачи Департамента
Основными задачами Департамента являются:
2.1. Реализация на территории Ханты-Мансийского автономного округа государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на получение образования.
2.2. Определение стратегии развития государственной политики в области образования в целях обеспечения непрерывности и преемственности процесса образования.
2.3. Разработка прогнозов развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе на основе анализа состояния сложившейся системы образования и тенденций развития автономного округа.
2.4. Разработка проектов целевых программ развития образования Ханты-Мансийского автономного округа, решения задач, вытекающих из федеральных целевых программ, предусматривающих повышение уровня образования, а также социального и научно-технического уровня развития автономного округа.
2.5. Определение и осуществление комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие системы образования автономного округа, с учетом региональных особенностей, национально-культурных и исторических традиций.
2.6. Содействие активизации и развитию международного сотрудничества образовательных и научных учреждений округа и муниципальных органов управления образованием.
3. Предметы ведения (функции) Департамента
Предметами ведения Департамента являются:
3.1. В области государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на получение образования:
- реализация в пределах своей компетенции государственной и региональной политики в области образования, в том числе совместно с другими государственными и местными (муниципальными) органами управления образованием;
- установление правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- обеспечение развития научной деятельности и внедрение научных разработок в регионе в целях совершенствования единой системы непрерывного образования педагогических кадров, качества их профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- подготовка предложений об особенностях порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования учреждений дошкольного, общего, дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- разработка нормативно-правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- подготовка проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
- осуществление совместно с органами управления образованием муниципальных образований автономного округа государственного контроля за качеством образования.
3.2. В области определения стратегии развития государственной политики в области образования:
- определение приоритетов в развитии образования Ханты-Мансийского автономного округа в целом и его муниципальных образований;
- обоснование образовательной политики в Ханты-Мансийском автономном округе, направленной на развитие общечеловеческих ценностей, гуманистический характер образования;
- определение форм, методов воздействия на систему образования Ханты-Мансийского округа, обеспечивающих эффективное использование производственного и научного потенциала, трудовых, материальных ресурсов автономного округа в целях адаптивности системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, повышения уровня жизни и здоровья населения;
- определение совместно с исполнительными органами государственной власти форм государственной поддержки муниципальных управлений образованием;
- осуществление комплексного анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования автономного округа, обоснование ее целей и приоритетов с учетом социокультурных особенностей;
- осуществление совместно с органами управления здравоохранением округа контроля за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и обучающейся молодежи;
- разработка и реализация программ формирования и развития системы непрерывного образования с учетом потребности рынка труда, решение вопросов целевой подготовки и переподготовки, участие в формировании планов приема в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждения переподготовки рабочих и других кадров.
3.3. В области разработки прогнозов развития образования Ханты-Мансийского автономного округа:
- на основе анализа состояния сложившейся системы образования и тенденций развития автономного округа с участием органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, Института повышения квалификации педагогических кадров и развития регионального образования и различных научных обществ, расположенных на территории округа, разработка прогноза развития системы образования на ближайшую перспективу с учетом запросов населения автономного округа;
- осуществление мониторинга развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа с подготовкой обзоров тенденций и динамики развития отдельных направлений образовательной политики;
- установление приоритетов в образовании и научной деятельности; разработка вопросов перспективного планирования и прогнозирования образования на основе результатов экспертизы, диагностики и определения альтернативных путей развития.
3.4. В области разработки проектов планов и целевых программ развития образования Ханты-Мансийского автономного округа:
- разработка и реализация окружной финансовой и инновационной политики в сфере образования;
- разработка с участием органов исполнительной власти округа, органов местного самоуправления целевых программ развития образования автономного округа;
- разработка окружной программы развития материально-технической базы образования и науки;
- лицензирование, аттестация и государственная аккредитация государственных образовательных учреждений, а также аккредитация научно-исследовательских организаций в соответствии с действующим законодательством;
- государственное инспектирование системы общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- взаимодействие деятельности научно-исследовательских организаций с предприятиями и учреждениями в разработке совместных инновационных целевых программ в области образования;
- разработка планов капитальных вложений на очередной финансовый год по соответствующему разделу расходов бюджета автономного округа на образование;
- анализ выполнения планов и программ, осуществление проверок целевого использования капитальных вложений;
- совершенствование подходов к финансовому и материальному обеспечению системы образования за счет оптимизации расходов бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных источников, организации фондов развития образования.
3.5. В области определения и осуществления комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие системы образования автономного округа с учетом региональных особенностей, национально-культурных и исторических традиций:
- осуществление защиты системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;
- разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и в рамках своей компетенции создание условий для его реализации;
- обеспечение сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- обеспечение гармонизации национальных и этнокультурных отношений;
- обеспечение сохранения языков и культур всех народов Российской Федерации;
- обеспечение сохранения и развития значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства;
- обеспечение развития отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
3.6. В области содействия активизации и развитию международного сотрудничества образовательных и научных учреждений округа и муниципальных органов управления образованием:
- разработка основных направлений международного сотрудничества подведомственных образовательных учреждений, организация обмена опытом их международной деятельности, реализации международных программ и проектов по направлениям развития системы образования;
- содействие активизации и развитию международного отрудничества образовательных и научных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
4. Полномочия Департамента
Департамент для осуществления предметов ведения обладает следующими полномочиями:
4.1. Осуществление лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их организационно- правовых форм, а также аккредитация научно-исследовательских организаций в соответствии с действующим законодательством, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
4.2. Участие в формировании бюджета округа в части расходов на образование и науку, а также соответствующих фондов развития образования.
4.3. Разработка нормативов финансирования образования, предложений по совершенствованию финансирования и налогообложения организаций, оплаты труда, хозяйственного механизма в сфере образования.
4.4. Финансирование непосредственно подчиненных Департаменту образовательных и иных учреждений, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью.
4.5. Обеспечение разработки прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы сферы образования и их реализация, содействие удовлетворению потребностей образовательных учреждений в материально-технических ресурсах.
4.6. Издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
4.7. Установление национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
4.8. Обеспечение выполнения законодательных требований к содержанию образования, учебным планам, программам.
4.9. Непосредственное руководство работой образовательных учреждений окружного подчинения.
4.10. Инспектирование образовательных и иных учреждений, в пределах своей компетенции.
4.11. Внесение предложений в Министерство образования Российской Федерации по:
- совершенствованию сети учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, установлению форм обучения, номенклатуры направлений (специальностей), уровней подготовки, переподготовки, предельного контингента обучающихся;
- контрольным цифрам приема и выпуска квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
4.12. Организация работы с участием заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления округа с детьми и подростками с девиантным поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии; обеспечение разработки структуры и содержания работы реабилитационной и психологической службы в районах округа, принятие мер по ее внедрению.
4.13. Организация методической помощи и оказание содействия органам, осуществляющим функции опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, защиты прав детей, нуждающихся в государственной поддержке.
4.14. Обеспечение научной деятельности различных учреждений и отдельных граждан; координация их деятельности в целях развития науки, техники, культуры в области образования; использование и внедрение научных разработок, достижений.
4.15. Создание окружной комиссии для рассмотрения материалов по награждению выпускников общеобразовательных учреждений золотыми и серебряными медалями в соответствии с Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении", утвержденным приказом Минобразования России.
4.16. Подготовка в установленном порядке предложений по награждению работников образования и науки государственными наградами и присвоению почетных званий, поощрение обучающихся, воспитанников, работников сферы, отнесенной к компетенции Департамента.
4.17. Информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы.
4.18. Осуществление взаимосвязи округа с Министерством образования Российской Федерации по вопросам образования и науки.
4.19. Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников.
4.20. Организация исполнения собственных решений, нормативных правовых актов, программ в сфере образования, осуществление контроля за исполнением правовых актов, в том числе исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.
4.21. Департаменту подведомственны учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, финансируемым из окружного бюджета, школы-интернаты для детей с недостатками физического развития, спецшколы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, окружные внешкольные учреждения, Ханты-Мансийский окружной институт повышения квалификации педагогических кадров и развития регионального образования.
4.22. Департамент устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств окружного бюджета.
4.23. Создает и организует работу Главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.
4.24. Обеспечивает формирование и развитие современной информационной базы системы образования на основе компьютерных коммуникаций.
4.25. Согласовывает назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных органов управления образованием.
4.26. Присваивает статус окружной экспериментальной площадки образовательным учреждениям округа.
5. Права Департамента
Для выполнения возложенных на него задач и реализации функций в пределах своей компетенции Департамент имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном действующим законодательством порядке от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности материалы, необходимые для осуществления возложенных на Департамент задач и полномочий.
5.2. Издавать в пределах своей компетенции приказы, инструкции и т.п., подлежащие обязательному исполнению всеми органами управления и структурными подразделениями, находящимися в подчинении Департамента, и контролировать их исполнение.
5.3. Представлять по поручению Губернатора и Правительства автономного округа интересы на международном, федеральном, региональном и местном уровнях в части вопросов, входящих в компетенцию Департамента.
5.4. Проводить аттестацию педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования.
5.5. Проводить экспертизу документов на международное усыновление и давать заключение в каждом конкретном случае для судебных органов.
5.6. Представлять Губернатору и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа предложения о целесообразности создания специальных образовательных учреждений (классов, групп) коррекционного характера для обучающихся с отклонениями в развитии и направлять детей и подростков в эти учреждения.
5.7. Инспектировать любое образовательное учреждение округа и местные (муниципальные) органы управления образованием, проводить в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществлять внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из окружного бюджета.
5.8. Устанавливать прямые связи, заключать договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.
5.9. Организовывать и проводить окружные олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали, семинары и другие мероприятия.
5.10. Обеспечивать получение образования и профессиональной подготовки для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждений округа, совместно с администрацией этих учреждений.
5.11. Вносить предложения в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа по установлению дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
5.13. Осуществлять иные права для решения задач и функций Департамента.
6. Управление Департаментом
6.1. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа по согласованию с заместителем Председателя Правительства по вопросам социальной политики.
Директор Департамента осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
Директор Департамента имеет первого заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности директором Департамента по согласованию с Губернатором автономного округа, и двух заместителей.
6.2. Директор Департамента в соответствии с действующим законодательством:
- руководит деятельностью Департамента;
- назначает и освобождает от должности своих заместителей, начальников управлений, председателей комитетов, заведующих и руководителей отделами, работников Департамента;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- утверждает должностные инструкции, положения о подразделениях Департамента, согласует уставы подведомственных образовательных учреждений, положения об учреждениях и организациях, подведомственных Департаменту;
- утверждает структуру и штатную численность подразделений Департамента в пределах установленной численности и фонда оплаты труда;
- вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора и Правительства автономного округа проекты постановлений и распоряжений по вопросам ведения Департамента;
- издает приказы, инструкции, относящиеся к его компетенции, подлежащие обязательному исполнению работниками Департамента;
- заключает соглашения и договоры от имени Департамента в пределах его ведения;
- открывает и закрывает в кредитных организациях текущие и иные счета, совершает по ним операции, утверждает финансовые документы;
- обеспечивает соблюдение финансово-штатной дисциплины, сохранность денежных средств и материальных ценностей;
- принимает на работу и увольняет работников Департамента, применяет меры взыскания и поощрения к работникам Департамента в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе;
- отвечает за организацию работы по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также за соблюдение требований действующего законодательства по обеспечению сохранности этих сведений.
7. Коллегия Департамента
7.1. При Департаменте образуются коллегия и научный совет под председательством директора Департамента.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО от 4 марта 2002 г. N 119-п пункт 7.2. приложения 1 к настоящему постановлению изложен в новой редакции
7.2. Персональный состав членов коллегии утверждается, а их замена осуществляется приказом директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа. Положения о коллегии и научном совете утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа.
7.3. К работе коллегии и научного совета Департамента могут привлекаться представители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности по согласованию с ними.
7.4. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности Департамента.
7.5. Решения коллегии и научного совета Департамента в соответствии с регламентом оформляются протоколами.
7.6. Регламенты коллегии и научного совета Департамента принимаются простым большинством голосов коллегии и научного совета.
7.7. Планирование работы Департамента, сроки исполнения документов, формы контроля за выполнением принятых решений определяются регламентом работы Департамента.
7.8. Решения коллегии принимаются большинством голосов и проводятся в жизнь, как правило, приказами директора Департамента. В случае разногласий между директором и коллегией директор проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Губернатору автономного округа; члены коллегии, в свою очередь, могут также сообщить ему свое мнение.
8. Финансирование
8.1. Финансирование деятельности Департамента, оплата труда его аппарата осуществляется за счет средств бюджета округа в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, а также утвержденной сметы расходов.
8.2. Финансирование деятельности образовательных учреждений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.
9. Имущество
9.1. Департамент наделяется государственным имуществом Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления.
9.2. Департамент в установленном законом порядке осуществляет владение обособленным государственным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления.
9.3. Источником финансирования имущества Департамента являются:
- государственные бюджетные и внебюджетные средства;
- государственное имущество, переданное в оперативное управление;
- кредиты кредитных учреждений;
- иные источники, не противоречащие действующему законодательству.
10. Ответственность
Работники Департамента несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, установленную законодательствами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа за:
- искажение государственной отчетности;
- сохранность документов (управленческих, финансовых и других), своевременную их передачу в архив в установленном порядке;
- соблюдение трудовой дисциплины, сохранение в тайне служебной и иной конфиденциальной информации, соблюдение штатно-финансовой дисциплины;
- ненадлежащее исполнение законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Ханты-Мансийского автономного округа, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа, директора Департамента и своих непосредственных начальников.
11. Прекращение деятельности Департамента
11.1. Департамент может быть реорганизован и ликвидирован в установленном порядке.
11.2. Решение о ликвидации Департамента принимается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа.
11.3. При реорганизации Департамента имущество и документы передаются в установленном порядке организации-правопреемнику.
11.4. Ликвидация Департамента осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При ликвидации средства, оставшиеся после расчетов по налогам и обязательным платежам с кредиторами, работниками Департамента, передаются в государственную казну Ханты-Мансийского автономного округа; имущество передается в Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, а документация - на хранение в архив Ханты-Мансийского автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.