Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Требования к обеспечению радиационной безопасности
на территории автономного округа
Статья 19. Оценка состояния радиационной безопасности
Оценка состояния радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика фонового состояния радиационного излучения;
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения эффективности мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных дозовых пределов.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, порядок разработки которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 20. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения
При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
соблюдать требования федерального законодательства, норм радиационной безопасности, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов автономного округа в области обеспечения радиационной безопасности;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросами и сбросом радиоактивных веществ;
проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты;
своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти автономного округа об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
выполнять постановления, предписания должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;
обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 21. Обеспечение радиационной безопасности при размещении и сооружении ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения
Решение о месте размещения ядерных установок, радиационных источников ионизирующего излучения и пунктов хранения, имеющих оборонное значение, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, принимается Правительством Российской Федерации совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение о сооружении и месте размещения других пунктов хранения, а также объектов, использующих источники ионизирующего излучения и имеющих окружное значение, принимают органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при участии органов местного самоуправления соответствующей территории.
Решения о сооружении и размещении иных источников ионизирующего излучения принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующих организаций.
Решения о сооружении и размещении ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы с учетом результатов экспертиз, проводившихся общественными организациями.
Государственный орган, принявший решение о сооружении ядерной установки, источника ионизирующего излучения или пункта хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия.
Предложения по пересмотру принятого решения могут быть приняты органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Размещение и сооружение ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии, радиационной безопасности и охраны окружающей среды.
Решение о размещении указанных объектов принимается с учетом:
наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности;
отсутствия угрозы безопасности объектам с источниками ионизирующего излучения со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов;
влияния природных условий района размещения ядерной установки на ее безопасность;
возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.
Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, источника ионизирующего излучения, пункта хранения на окружающую среду вместе с другими проектными документами указанных объектов представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией на государственную экологическую экспертизу.
Статья 22. Установление санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения
В целях защиты населения в районе размещения радиационно-опасного объекта устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, норм и правил радиационной безопасности. Проект санитарно-защитной зоны согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления.
В санитарно-защитной зоне запрещается размещение водозаборов грунтовых и поверхностных вод, жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к радиационно опасному объекту лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных проектом санитарно-защитной зоны.
Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности радиационно опасных объектов, согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждаются органами местного самоуправления.
В случае изменения характеристик безопасности радиационно опасных объектов утверждаются скорректированные границы зоны наблюдения.
В зоне наблюдения органами санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения эксплуатирующей организацией и органами государственного надзора и контроля должен осуществляться постоянный контроль за радиационной обстановкой.
Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.
В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также распространяется действие мер по аварийному планированию.
Статья 23. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также долгоживущими природными радионуклидами в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормами радиационной безопасности и федеральным законодательством нормативы.
В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:
выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона из почвы и гамма-излучения;
проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;
проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения других природных радионуклидов;
эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения других природных радионуклидов.
При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 25. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).
Руководители лечебно-профилактических учреждений обязаны оснащать эти учреждения аппаратурой для определения доз облучения, получаемых пациентами при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности, устанавливаемым федеральным законодательством.
По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенологических процедур.
Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Статья 26. Обеспечение радиационной безопасности при прекращении деятельности радиационно опасных объектов и их последующем обслуживании
Порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации радиационно опасного объекта должны быть предусмотрены в проекте объекта в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и радиационной безопасности.
Ликвидация организаций, эксплуатирующих радиационно опасные объекты, допускается только после сдачи источников ионизирующего излучения на захоронение в специализированную организацию либо после передачи их правопреемнику.
Эксплуатирующая организация или ее правопреемник несут всю полноту ответственности за радиационную безопасность выведенного из эксплуатации радиационно опасного объекта. После снятия с эксплуатации радиационно опасного объекта эксплуатирующая организация или ее правопреемник проводят последующее техническое обслуживание объекта, радиационный контроль объекта и окружающей среды, дезактивацию территории радиационно опасного объекта до уровней, обеспечивающих безопасное неограниченное использование территории и ее рекультивацию.
Статья 28. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающей, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом
При оценке воздействия на окружающую среду и население вводимых в эксплуатацию предприятий добывающей, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом, учитывать возможность обогащения отходов этих организаций естественными радионуклидами.
Для действующих организаций добывающей, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом, должна быть проведена экспертиза технологий, используемого и добываемого сырья, образующихся отходов на наличие радиационного фактора. При возможности радиационного воздействия сверх установленных пределов данная организация ставится на учет органами государственного контроля.
Указанные организации несут всю полноту ответственности за радиационную безопасность добываемой продукции, шламонакопителей, шламовых амбаров, отработанных труб, отвалов, участков земель, загрязненных добываемой продукцией, нефтепромысловыми водами, отходами бурения, а также спецодежды работников, непосредственно соприкасающихся с добываемой продукцией и отходами, содержащими накопления природных и техногенных радионуклидов.
Ликвидация организаций, эксплуатирующих радиационно опасные объекты, допускается только после сдачи источников ионизирующего излучения на захоронение в специализированную организацию либо после передачи их правопреемнику.
Статья 29. Учет радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения
Учет радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения проводится эксплуатирующей организацией. Правильность ведения учета контролируется органами государственного надзора и контроля.
Для определения наличного количества радиоактивных материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь и поступления в окружающую среду, несанкционированного использования и хищений, а также для предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования, надзора и контроля радиационной безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов вплоть до захоронения, формах их нахождения, а также об экспорте и импорте составляется единый регистр источников ионизирующего излучения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 30. Оценка фонового состояния радиационного излучения на территории автономного округа
Оценка фонового состояния радиационного излучения на территории автономного округа осуществляется специально уполномоченным государственным органом.
Статья 31. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании различных источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.