Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Правотворческий процесс в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре
Статья 23. Правотворческий процесс и его виды
1. Правотворческий процесс - урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий разработку проекта нормативного правового акта, внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов.
2. Основными видами правотворческого процесса в автономном округе являются:
1) законодательный процесс - процесс принятия законов автономного округа;
2) процесс принятия иных нормативных правовых актов (постановлений Думы автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа, постановлений Правительства автономного округа).
Статья 24. Стадии правотворческого процесса
1. Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных этапов издания нормативного правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
2. Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1) разработка проекта нормативного правового акта;
2) внесение проекта нормативного правового акта в правотворческий орган;
3) предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта и его принятие;
4) подписание и официальное опубликование нормативного правового акта;
5) вступление в силу нормативного правового акта.
Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное количество основных стадий в соответствии с Уставом автономного округа, настоящим Законом, регламентами соответствующих правотворческих органов.
Статья 25. Планирование правотворческой деятельности
1. Дума и Правительство автономного округа осуществляют текущее и перспективное планирование правотворческой деятельности в пределах собственной компетенции.
2. Текущие планы законопроектных работ составляются на один год.
В случае необходимости разрабатываются перспективные планы законопроектных работ сроком на два года и более, в которых определяются основные направления развития законодательства автономного округа, а также мероприятия по систематизации законов автономного округа. Положения, включенные в перспективные планы законопроектных работ, учитываются и конкретизируются при подготовке текущих планов.
3. Предложения для включения в текущие и перспективные планы законопроектных работ разрабатываются депутатами, комиссиями и Ассамблеей представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа, Губернатором и Правительством автономного округа, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Планирование правотворческой деятельности не исключает принятия нормативных правовых актов, не содержащихся в утвержденных планах.
Статья 26. Согласованное осуществление правотворческой деятельности
1. Органы государственной власти автономного округа осуществляют согласованную правотворческую деятельность и координируют ее с правотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти.
2. Губернатор автономного округа и Председатель Думы автономного округа обеспечивают согласованность правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа.
3. Губернатор и Правительство автономного округа могут направлять в Думу автономного округа своего полномочного представителя.
Представитель Губернатора и Правительства автономного округа в Думе вправе беспрепятственно в приоритетном порядке излагать позицию представляемых правотворческих органов автономного округа при рассмотрении законопроектов в комиссиях Думы автономного округа.
Статья 27. Предложения о разработке нормативных правовых актов автономного округа
1. Субъекты правотворческой, в том числе законодательной, инициативы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о разработке нормативных правовых актов.
2. Письменное предложение субъекта правотворческой (законодательной) инициативы автономного округа о разработке нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего правотворческого органа.
3. Письменное предложение должно содержать:
1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного правового акта;
2) обоснование необходимости принятия данного нормативного правового акта с указанием предмета правового регулирования, а также концепции нормативного правового акта, в которой дается характеристика и указываются цели будущего акта, излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия проектируемых норм, приводится примерная структура акта.
Статья 28. Создание рабочих групп по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа
1. Правотворческие органы могут создавать рабочие группы по подготовке проектов нормативных правовых актов автономного округа.
2. Рабочая группа по подготовке проекта закона автономного округа может быть создана по совместному решению Думы автономного округа и Правительства автономного округа и включать в себя депутатов Думы автономного округа, членов Правительства автономного округа, представителей исполнительных органов государственной власти, квалифицированных специалистов.
3. Разработка проектов нормативных правовых актов организуется на основе сбора и анализа информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов и выбора лучшего.
Статья 29. Подготовка проектов нормативных правовых актов специалистами
1. Правотворческий орган может заключить договор о подготовке первоначального проекта нормативного правового акта с научными учреждениями, отдельными учеными, специалистами или их творческими коллективами.
2. Правотворческий орган вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям, отдельным лицам, а также объявлять конкурсы на лучший проект.
3. Финансирование правотворческой деятельности осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
Статья 30. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов
При разработке проектов нормативных правовых актов правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по данным проектам с привлечением заинтересованных организаций и лиц, а также соответствующих специалистов и экспертов. Замечания и предложения по итогам публичных слушаний учитываются при доработке проектов.
Статья 31. Обсуждение проектов нормативных правовых актов через средства массовой информации
1. Проекты нормативных правовых актов могут выноситься соответствующими правотворческими органами на обсуждение через средства массовой информации автономного округа.
2. Поступившие письменные предложения и замечания в адрес соответствующего нормотворческого органа учитываются при доработке проекта.
Статья 32. Условия внесения проектов нормативных правовых актов
1. Необходимым условием внесения проектов в правотворческий орган в качестве правотворческой инициативы является представление:
1) текста проекта нормативного правового акта;
2) пояснительной записки к проекту, в которой раскрывается состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и обосновывается необходимость его принятия; дается развернутая характеристика целей (задач), основных положений проекта, его места в системе законодательства; приводятся финансово - экономическое обоснование законопроекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, и прогноз социально - экономических и иных последствий его принятия; формулируются предложения по подготовке и принятию нормативных правовых актов, необходимых для осуществления данного проекта; указываются нормативные правовые акты автономного округа, требующие признания утратившими силу, изменения, дополнения в связи с принятием вносимого проекта; а также включаются другие сведения, необходимость которых предусматривается законодательством либо субъектом правотворческой инициативы;
3) документа, выражающего решение субъекта правотворческой инициативы о внесении проекта нормативного правового акта;
4) иных документов, если их представление предусмотрено законодательством автономного округа или иными нормативными правовыми актами, обязательными для субъектов правотворческой инициативы.
2. Вносимые в качестве правотворческой инициативы проекты нормативных правовых актов должны соответствовать требованиям к нормативным правовым актам, содержащимся в настоящем Законе.
В проект нормативного правового акта могут быть включены положения, устанавливающие сроки и порядок вступления его в силу, а также предложение органам государственной власти автономного округа привести в соответствие с принимаемым проектом изданные ими нормативные правовые акты.
3. Положения, предусматривающие изменение, дополнение, признание утратившими силу или особенности применения ранее принятых нормативных правовых актов, включаются непосредственно в текст проекта нормативного правового акта автономного округа, проекта нормативного правового акта о введении его в действие либо оформляются в виде отдельных проектов нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты.
4. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств автономного округа, выпуске ценных бумаг под обязательства автономного округа, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета автономного округа, рассматриваются Думой автономного округа по представлению Губернатора автономного округа либо при наличии заключения Губернатора автономного округа.
5. Не допускается возвращение проектов нормативных правовых актов по мотивам необоснованности их положений или нецелесообразности их принятия.
6. Проект, внесенный с нарушением требований настоящего Закона, рассмотрению не подлежит и возвращается внесшему его субъекту правотворческой инициативы для выполнения соответствующих требований. После выполнения этих требований субъект правотворческой инициативы вправе вновь внести проект на рассмотрение правотворческого органа.
7. Субъект правотворческой инициативы вправе отозвать проект нормативного правового акта, внесенный им.
Статья 33. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов автономного округа юридическое и (или) специализированное исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа с целью оценки качества проектов нормативных актов и выявления возможных последствий их принятия и действия.
Экспертиза принятых нормативных правовых актов автономного округа может проводиться в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а при необходимости - по решению органов государственной власти автономного округа, в том числе по предложению органов местного самоуправления, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Проекты нормативных правовых актов, вносимые на рассмотрение Думы автономного округа, подлежат обязательной юридической, а также специализированной экспертизе в зависимости от профиля проекта, а также иной экспертизе, если это предусмотрено федеральным законодательством.
3. Проекты нормативных правовых актов не могут быть приняты правотворческими органами к рассмотрению без визы юридической службы соответствующего органа.
4. Органы государственной власти автономного округа в пределах их полномочий организуют и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу нормативных правовых актов, а также проектов нормативных правовых актов.
Внутренняя (служебная) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов осуществляется органами государственной власти автономного округа, их подразделениями или специалистами.
5. Для оценки качества нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.
Независимая научная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами по поручению правотворческих органов.
6. Органы государственной власти автономного округа вправе создавать специальные экспертные организации для проведения научной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также придавать статус уполномоченной экспертной организации действующей научной организации или высшему учебному заведению.
7. В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке направляемого на экспертизу нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Думы автономного округа, члены Правительства автономного округа.
8. Организации и лица, осуществляющие независимую научную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, обеспечиваются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимыми для проведения экспертизы материалами и документами, а также могут принимать участие в обсуждении нормативных правовых актов и их проектов.
9. Внутренняя (служебная) и независимая научная экспертизы проектов нормативных правовых актов могут осуществляться на любых стадиях правотворческого процесса.
По результатам внутренней (служебной) или независимой научной экспертизы проектов нормативных правовых актов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению правотворческим органом.
Статья 37. Принятие нормативных правовых актов
Принятие нормативных правовых актов автономного округа осуществляется в порядке, установленном Уставом автономного округа, законами автономного округа и регламентами соответствующих правотворческих органов.
Статья 38. Подписание Губернатором автономного округа принятых законов автономного округа
1. Принятый Думой автономного округа закон автономного округа в течение семи дней со дня его принятия передается в официальном порядке Председателем Думы автономного округа Губернатору автономного округа для подписания и обнародования.
Текст закона автономного округа, принятого Думой автономного округа, исполняется в двух экземплярах на специальном бланке с указанием реквизитов, установленных настоящим Законом. Оба экземпляра в официальном порядке направляются Губернатору автономного округа.
2. Губернатор автономного округа в течение 14 дней с момента поступления закона автономного округа подписывает закон и обнародует его.
3. До истечения срока, установленного для подписания и обнародования закона, Губернатор автономного округа может возвратить закон в Думу автономного округа со своими предложениями. Возврат должен быть мотивирован. При возвращении закона Губернатор либо предлагает новую редакцию закона в целом или отдельных его частей, либо сообщает о незаконности принятия данного закона.
Губернатор автономного округа в течение трех дней с момента поступления подписывает и обнародует отклоненный им ранее закон автономного округа в случае его принятия Думой автономного округа в прежней редакции большинством голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
Губернатор автономного округа подписывает каждый из полученных экземпляров текста закона автономного округа, при этом указываются место и дата подписания. Один экземпляр в официальном порядке направляется в Думу автономного округа.
Статья 39. Обязательность опубликования нормативных правовых актов
1. Законы и иные нормативные правовые акты, составляющие нормативную правовую систему автономного округа, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 июля 2005 г. N 55-оз статья 39 настоящего Закона дополнена пунктом 3
3. Официальное опубликование нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 40. Официальное опубликование нормативных правовых актов
1. Официальным опубликованием законов автономного округа или иных нормативных правовых актов, составляющих правовую систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, считается публикация их полного текста в официальном печатном издании Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 июля 2005 г. N 55-оз в пункт 2 статьи 40 настоящего Закона внесены изменения
2. Официальное опубликование нормативных правовых актов автономного округа частично либо в изложении не допускается, за исключением случаев, когда в нормативном правовом акте содержатся сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 июля 2005 г. N 55-оз статья 40 настоящего Закона дополнена пунктом 3
3. Нормативный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального печатного издания. В случае, если значительный по объему нормативный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован в одном номере официального печатного издания, часть неопубликованного нормативного правового акта может быть опубликована в следующем номере официального печатного издания. В этом случае днем официального опубликования нормативного правового акта является день выхода номера официального печатного издания, в котором завершена публикация его полного текста.
Статья 41. Исправление неточностей, допущенных при официальном опубликовании правового акта
1. В случае, если при официальном опубликовании нормативного правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником правового акта, то в десятидневный срок со дня обнаружения ошибки, опечатки, иной неточности в том же издании должно быть опубликовано официальное извещение органа, принявшего правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.
2. Исправление ошибок, опечаток и иных неточностей в оригиналах нормативных правовых актов после их вступления в силу осуществляется исключительно путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт, в котором имеются неточности.
Статья 42. Официальные печатные издания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Официальными печатными изданиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых публикуются законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и газета "Новости Югры".
2. При официальном опубликовании нормативного правового акта указываются его реквизиты, не допускается изменение и сокращение его текста.
Статья 43. Неофициальное опубликование текста нормативного правового акта автономного округа
Тексты нормативных правовых актов автономного округа могут быть опубликованы без согласия правотворческого органа автономного округа при условии обязательной ссылки на официальное печатное издание.
Статья 44. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
1. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа вступают в силу со дня их первого официального опубликования, если иное не установлено федеральными законами или не указано в самом акте.
2. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 45. Дата принятия нормативных правовых актов
1. Датой принятия закона автономного округа считается день принятия его Думой в окончательной редакции, что подтверждается контрольным экземпляром данного акта с подписью должностного лица.
2. Датой принятия иного нормативного правового акта считается день его принятия правотворческим органом и (или) день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа.
Статья 46. Действие правовых актов во времени
1. Действие правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.
2. Нормативные правовые акты автономного округа действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься и на определенный период.
Действие отдельных положений нормативных правовых актов может быть ограничено определенным временем.
3. В случае принятия нормативного правового акта, полностью или частично заменяющего по предмету правового регулирования ранее принятый нормативный правовой акт той же юридической силы, действует нормативный правовой акт (его отдельные положения), принятый позднее.
4. Действие нормативного правового акта, не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное прямо не установлено федеральным законодательством либо в самом акте.
Статья 47. Приостановление действия правового акта
1. Действие нормативного правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
2. Действие нормативного правового акта приостанавливается актом той же юридической силы.
3. Действие нормативного правового акта может быть также приостановлено актом, изданным органом, наделенным такими правами законодательством Российской Федерации или автономного округа.
Статья 48. Прекращение действия нормативного правового акта
1. Нормативный правовой акт или его отдельные положения прекращают действие в результате:
1) истечения срока действия нормативного правового акта или его отдельных положений;
2) принятия уполномоченным органом нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
3) признания акта или его отдельных положений утратившими силу принявшим его органом;
4) признания правового акта или его отдельных положений утратившими юридическую силу по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами автономного округа.
2. Нормативный правовой акт, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено законом, судебным решением или соответствующим правотворческим органом.
Статья 49. Действие нормативного правового акта в пространстве и по кругу лиц
1. Действие нормативного правового акта автономного округа распространяется на всю территорию автономного округа, если в самом акте или в акте о введении его в действие не установлено иное.
В случаях, установленных федеральным законодательством, нормативные правовые акты автономного округа могут применяться за его пределами.
2. Если иное не установлено нормативным правовым актом автономного округа, его действие распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.