Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 29 июля 2003 г. N 302-п
Требования
к проектированию и ведению системы локального экологического
мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории
Ханты-Мансийского автономного округа
I. Общие положения
1.1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа и применяются к проектированию и ведению системы локального мониторинга (наблюдательной сети) в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Требования).
1.2. Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков.
1.3. Проектирование локальных систем экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом Требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа (приложение 1 к настоящему постановлению).
1.4. В результате проектирования на основе анализа данных об источниках и масштабах техногенного воздействия на природную среду (включая количественные и качественные показатели загрязнения почв и пород зоны аэрации, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха) подлежат определению оптимальные (необходимые и достаточные):
- количество и местоположение пунктов наблюдения за компонентами природной среды;
- перечень определяемых показателей качества компонентов природной среды;
- периодичность проведения наблюдения за состоянием компонентов природной среды и их показателей.
1.5. Набор ингредиентов и частота проведения наблюдений (отбора проб) для разных пунктов сети наблюдения могут быть различными, в каждом конкретном случае должны быть обоснованы результатами предварительного исследования исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка. Систематическое (в соответствии с настоящими Требованиями) наблюдение обязательно для всех загрязняющих веществ, содержание которых в природной среде превышает установленные нормативы.
1.6. Функционирование наблюдательной сети должно обеспечивать возможность комплексной оценки загрязнения всех компонентов природной среды.
1.7. Проект наблюдательной сети согласовывается с уполномоченными органами в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
1.8. Проект наблюдательной сети, включающий размещение пунктов отбора проб и экспресс-анализов, перечень контролируемых ингредиентов и периодичность проведения наблюдений, подлежат обязательному согласованию с Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
1.9. Прекращение наблюдений в пункте мониторинга, изменение местоположения действующих пунктов наблюдений, организация новых пунктов, изменение списка измеряемых ингредиентов, показателей, периодичности наблюдений подлежат обязательному согласованию с Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
1.10. Несанкционированная смена места расположения точек отбора проб и изменение периодичности наблюдений и набора контролируемых параметров не допускаются.
1.11. Отбор проб должен производиться в соответствии с законодательством, государственными стандартами и иными соответствующими нормативно-техническими документами.
1.12. Проектирование и ведение систем локального экологического мониторинга осуществляются отдельно по каждому лицензионному участку.
II. Требования к проведению мониторинга состояния
атмосферного воздуха
2.1. Места расположения точек наблюдения выбираются с учетом преобладающих направлений движения воздушных масс и зон разгрузки загрязняющих веществ. Пункты мониторинга атмосферного воздуха организуются на участках месторождений, где воздушная среда испытывает воздействие техногенных выбросов и подвержена загрязнению; кроме этого, с учетом розы ветров должны быть созданы пункты фоновых наблюдений на территориях с относительно незагрязненным атмосферным воздухом.
2.2. Расположение пунктов отбора проб и экспресс-анализа, частота определений должны обеспечивать получение данных, необходимых для характеристики состояния воздушной среды на территории лицензионного участка, влияние источников смежных участков и трансграничного переноса загрязняющих веществ.
2.3. Минимальная периодичность отбора проб - один раз в месяц. По каждому отбору проб фиксируется точная дата и время.
2.4. Перечень веществ, подлежащих обязательному замеру в пробах воздуха, приводится в таблице N 5 (приложение 3 к настоящему постановлению).
2.5. Геохимическое опробование атмосферных выпадений осуществляется путем отбора проб снега в период максимального накопления влагозапаса - в марте (не менее 2 дм талой воды в точке отбора). Отбор проб производится ежегодно по профилям, спроектированным на основании предварительного изучения исходного (фонового) загрязнения компонентов природной среды в границах лицензионного участка.
III. Требования к ведению мониторинга поверхностных вод
3.1. Пункты мониторинга поверхностных вод организуются на водоемах и водотоках, подверженных техногенному загрязнению; кроме того, создаются пункты фоновых наблюдений на относительно незагрязненных водоемах и водотоках.
3.2. Закрепление на местности гидропостов осуществляется опознавательными знаками.
3.3. Количество и расположение пунктов наблюдения за качеством поверхностных вод должны обеспечивать получение информации, необходимой для характеристики состояния водной среды территории лицензионного участка и миграции загрязнений.
3.4. Наблюдением должны быть охвачены все крупные водоемы и водотоки. При определении местоположения пунктов наблюдения поверхностных вод следует учитывать возможность миграции загрязнений, существующие и планируемые водозаборы, расположение:
- замыкающих створов рек на выходе за пределы лицензионного участка;
- территорий с высокой вероятностью аварийных сбросов загрязняющих веществ и повышенной загрязненности поверхностных вод;
- устьев загрязненных притоков;
- мест сброса сточных вод;
- участков заморных явлений, мест нереста и зимовья рыб и прочее.
3.5. При наличии на водотоке множественных источников загрязнения створ контроля качества речных вод должен располагаться ниже последнего из них. При наличии на водотоке нескольких рукавов створ размещается на том из них, где наблюдаются наибольшие расходы воды или фиксируются наиболее существенные нарушения норм качества воды. На каждом створе должны быть однозначно определены вертикали и горизонты опробования.
3.6. Периодичность наблюдений на разных пунктах мониторинга поверхностных вод при нормальной экологической ситуации может быть ежедекадной, ежемесячной, в основные фазы водного режима; должна быть обоснована проектированием по результатам предварительного исследования исходного загрязнения поверхностных вод и с учетом имеющейся техногенной нагрузки. Отбор проб воды должен производиться:
- для водотоков - не менее семи раз в год (во время половодья на подъеме, пике, спаде;
- во время летней межени - при наименьшем расходе и при прохождении дождевого паводка;
- осенью - перед ледоставом; во время зимней межени);
- на водоемах - не менее четырех раз в год (зимой при наиболее низком уровне и максимальной толщине ледяного покрова;
- в начале весеннего наполнения водоемов;
- в период максимального наполнения (при наибольшем уровне);
- при наиболее низком уровне в летне-осенний период).
3.7. Наблюдения за расходом воды (на водотоках) и уровнем (на водоемах) должны производиться с периодичностью, указанной в пункте 3.6. настоящих Требований.
3.8. При обострении экологической ситуации в границах лицензионного участка частота инструментального контроля должна увеличиваться (при региональной аварии - несколько определений в сутки, при территориальной - ежедневные наблюдения, при местной - один раз в пять суток). Регламент аномальной периодичности проведения контроля качества воды должен быть разработан при проектировании локальной сети экологического мониторинга территории лицензионного участка.
3.9. Для территорий интенсивного техногенного воздействия на природную среду и частых углеводородных загрязнений водных объектов в целях оперативного контроля содержания нефти в водотоках и своевременного информирования как пользователей недр, так и природоохранных органов о наличии превышений ее массовой концентрации обязательным является размещение ниже по течению от нефтепромыслов автоматических постов индикации нефти (АПИН).
IV. Требования к ведению мониторинга подземных вод
4.1. Мониторинг подземных вод в пределах месторождений подземных вод и водозаборов, эксплуатируемых на неутвержденных запасах, расположенных в границах лицензионных участков, осуществляют владельцы лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод.
4.2. Основными объектами наблюдений на месторождениях и участках водозаборов подземных вод являются эксплуатируемый и смежный с ним водоносные горизонты. По эксплуатируемому горизонту наблюдения проводятся по водозаборным сооружениям и наблюдательным пунктам, а по смежным горизонтам - только по наблюдательным пунктам. Наблюдаемыми показателями являются величина забора подземных вод, дебиты водозаборных сооружений (эксплуатируемый горизонт), уровни, пластовые давления, химический состав, физические свойства и температура подземных вод.
4.3. Состав наблюдательной сети, методика и частота наблюдений определяются масштабом водозабора, типом месторождения подземных вод, особенностями его геологического строения и гидрогеологических условий, наличием выявленных и потенциальных источников и очагов загрязнения. На крупных групповых водозаборах, где возможно влияние на другие компоненты природной среды, в общий комплекс могут быть включены наблюдения за поверхностными водными объектами, ландшафтами (растительностью), экзогенными и эндогенными геологическими процессами.
4.4. Для проведения наблюдений предварительно производится откачка воды из скважины, после чего осуществляется отбор проб воды на химический и бактериологический анализы.
4.5. На небольших водозаборах (одиночные скважины и водозаборы из 2-3 скважин) наблюдения могут проводиться только на эксплуатационных скважинах. Специальные наблюдательные сети должны создаваться только на участках эксплуатации подземных вод хозяйственно-питьевого водоснабжения (верхний гидрогеологический этаж). На водозаборах минеральных вод аптсеноманского водоносного комплекса в качестве наблюдательных следует использовать выведенные из эксплуатации скважины.
4.6. На участках закачки вод для поддержания пластового давления наблюдения осуществляются за объемом закачки и изменением пластового давления в наблюдательных скважинах, в качестве которых следует использовать неэксплуатируемые, а также разведочные и поисковые скважины.
4.7. На остальной территории лицензионных участков наблюдения проводятся за уровнем подземных вод и качеством воды на площадях выявленного и потенциально возможного загрязнения подземных вод.
4.8. Система размещения наблюдательных пунктов, наблюдаемые показатели, методика и частота наблюдений определяется программой (проектом) работ по локальному мониторингу. При ее подготовке рекомендуется использовать методические рекомендации "Мониторинг месторождений и участков водозаборов питьевых подземных вод" (ГИДЭК, 1998), утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
V. Требования к ведению мониторинга земель
5.1. Система экологических наблюдений за состоянием почвогрунтов (и горных пород зоны аэрации) должна проектироваться на основе ландшафтно-геохимической дифференциации территории с учетом геохимических барьеров и наиболее вероятных путей поверхностной и грунтовой (подпочвенной) миграции поллютантов.
5.2. Ежегодно по ранее спланированным на местности точкам или профилям производится опробование почвогрунтов и выявляется распределение концентраций основных загрязняющих веществ на территории лицензионного участка. Наблюдения должны вестись и на незагрязненных территориях для определения фонового состояния.
5.3. Наряду с химическим анализом контроль за экологически опасными источниками загрязнения земель рекомендуется проводить с помощью биотестирования. Выбор биологических тест-объектов проводится с учетом природно-климатических условий.
5.4. В рамках проведения экологического мониторинга не реже одного раза в три года проводится дистанционное зондирование всей территории лицензионного участка (аэросъемка или спектрозональная космосъемка высокого разрешения) с целью определения пространственно-дифференцированного техногенного воздействия на природную среду при интенсивном промышленном освоении, в остальных случаях - через 5 лет.
5.5. В случае региональных и территориальных аварий недропользователи обязаны оперативно провести аэро- или космосъемку места аварии и прилегающей территории.
VI. Информация о результатах локального экологического
мониторинга в границах лицензионного участка
6.1. Результаты исследований, наблюдений, замеров параметров и показателей по каждому замеру, исследованию, наблюдению в соответствии со сроками и по формам, определенными таблицами N 2-7 (приложение 3 к настоящему постановлению), на электронных носителях представляются в Управление по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
6.2. Кроме материалов, указанных в пункте 6.1. настоящих Требований, пользователь недр ежегодно предоставляет в Управление по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа на электронных носителях информацию о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка, которая должна содержать:
6.2.1. Наименование лицензионного участка с указанием владельца лицензии и номера лицензии.
6.2.2. Карту лицензионного участка масштаба не менее 1:50000, на которую наносятся, в том числе и новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие стационарные источники выбросов в атмосферу, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на окружающую среду, а также пункты наблюдения (точки отбора проб).
6.2.3. Краткую характеристику экологического состояния территории лицензионного участка.
6.2.4. Сводную информацию по техногенной нагрузке на окружающую среду (таблица N 1 приложения 3 к настоящему постановлению).
6.2.5. Информацию о местоположении аварий, их экологических последствиях, мерах, принятых по их устранению.
6.2.6. Основные результаты проведения локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка с указанием исполнителей работ, наличия лицензии на данный вид деятельности; аккредитованных лабораторий, выполнявших анализы проб воздуха, воды, донных осадков, почв. Все места отбора проб должны быть вынесены на прилагаемые к отчету карты. По всем точкам опробования должны быть указаны географические (или плановые) координаты в виде таблицы координат (по системе координат 1942 года).
7. Для целей обработки, систематизации, хранения и учета результаты исследований, наблюдений, замеров параметров и показателей информация о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков, сводные данные о состоянии почв, воздушной среды, поверхностных и подземных вод предоставляется Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа "Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей среды и кадастра природных ресурсов".
8. Информация об аварийных сбросах и выбросах в окружающую среду загрязняющих веществ предоставляется в установленном законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.