Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 февраля 2007 г. N 31-п приложение 2 к настоящему постановлению изложено в новой редакции
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 29 июля 2003 г. N 302-п
Требования
к проектированию и ведению локального экологического мониторинга
в границах лицензионных участков недр на территории
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
8 февраля 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 4 и 6 статьи 6, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и применяются к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования).
1.2. Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков.
1.3. Проектирование и ведение локального экологического мониторинга осуществляется отдельно по каждому лицензионному участку.
1.4. Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений.
1.5. Проектирование локального экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом Требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1 к настоящему постановлению).
При проектировании систем локального экологического мониторинга на территориях длительно эксплуатируемых месторождений в границах лицензионных участков в качестве исходных концентраций загрязняющих веществ допустимо использовать результаты исследований компонентов природной среды, проводившихся ранее в рамках ведомственного контроля и научно-производственных работ. Материалы должны быть представлены в виде отчета или отдельной главы проекта системы локального экологического мониторинга и содержать следующую информацию в кратком объеме:
физико-географическое описание территории лицензионного участка;
сведения о техногенной нагрузке на момент проведения исследований по форме, приведенной в таблице 1 (приложение 3 к настоящему постановлению);
информацию о загрязнении территории с начала освоения месторождения (общее количество аварий, в том числе с попаданием загрязняющих веществ в водные объекты, площадь загрязненных и рекультивированных земель);
характеристику выполненных работ по обследованию, включая использованные методы анализа и отбора проб, обработки полученной информации;
фактические данные в виде таблиц, графиков, карт-схем;
оценку уровней загрязнения природных сред на основе нормативных и/или интегральных показателей с выделением наиболее загрязненных сред;
оценку масштабов распространения зон загрязнения компонентов природной среды, в том числе аварийных зон загрязнения, карты-схемы с выделением наиболее загрязненных участков;
рекомендации по организации сети наблюдений;
рекомендации по проведению приоритетных природоохранных мероприятий.
1.6. В проекте локального экологического мониторинга на основе анализа данных об источниках и масштабах техногенного воздействия на природную среду и исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка должны быть определены оптимальные (необходимые и достаточные):
количество и местоположение пунктов наблюдения за компонентами природной среды с учетом реальной доступности;
периодичность проведения наблюдения за компонентами природной среды с учетом природно-климатических особенностей территории лицензионного участка;
перечень определяемых показателей качества компонентов природной среды.
1.7. Перечень показателей и периодичность отбора проб для разных пунктов наблюдательной сети могут быть различными, в каждом конкретном случае должны быть обоснованы результатами предварительного исследования исходной загрязненности компонентов природной среды, производственного экологического контроля и техногенной нагрузкой в границах лицензионного участка.
1.8. Функционирование наблюдательной сети должно обеспечивать оценку текущей загрязненности компонентов природной среды.
1.9. Проект локального экологического мониторинга согласовывается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и подлежит обязательному согласованию в Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
1.10. Организация и ведение локального экологического мониторинга осуществляются в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом.
1.11. Прекращение наблюдений в пунктах наблюдательной сети локального экологического мониторинга, изменение местоположения действующих пунктов наблюдений, организация новых пунктов, изменение списка определяемых веществ и параметров, периодичности наблюдений подлежат обязательному согласованию с Департаментом.
1.12. Несанкционированная смена места расположения точек отбора проб и изменение периодичности наблюдений и набора контролируемых параметров не допускаются.
1.13. Пункты мониторинга закрепляются на местности опознавательными знаками. Отбор проб компонентов природной среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами, с учетом настоящих Требований. Лабораторный анализ проб проводится по методикам, внесенным в Государственный реестр методик количественного химического анализа и позволяющим получать объективные и сопоставимые данные о состоянии окружающей среды на территории автономного округа.
1.14. Определение текущей загрязненности компонентов природной среды при ведении локального экологического мониторинга могут проводить организации, имеющие лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Требования к ведению мониторинга атмосферного воздуха
и снежного покрова
2.1. Пункты наблюдений за атмосферным воздухом и снежным покровом организуются с учетом РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", РД 52.4.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". Места расположения пунктов наблюдения выбираются с учетом преобладающих направлений движения воздушных масс и зон разгрузки загрязняющих веществ.
2.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о состоянии воздушной среды на территории лицензионного участка, воздействии на атмосферный воздух крупных источников выбросов и трансграничном переносе загрязняющих веществ. Подфакельные наблюдения организуются с подветренной стороны от факела в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10-40 высот трубы факела.
2.3. Периодичность опробования атмосферного воздуха - 2 раза в год в бесснежный период (июнь, сентябрь). Периодичность подфакельных наблюдений - 2 раза в год (июнь, сентябрь) при условии, что выбросы от факела пронормированы в действующем томе предельно-допустимых выбросов и соблюдается технологический режим эксплуатации. В противном случае периодичность ежеквартальная.
2.4. Геохимическое опробование снежного покрова осуществляется в пунктах наблюдения атмосферного воздуха и в районах расположения крупных промышленных площадок, имеющих стационарные источники выбросов. Опробование осуществляется один раз в год в период максимального влагозапаса (март-апрель). В районе промплощадок пункты отбора проб снежного покрова располагаются с подветренной стороны с учетом преобладающего направления ветра в зимний период в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10-40 высот трубы источника выбросов.
2.5. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах атмосферного воздуха, снежного покрова, приводится соответственно в таблицах 2, 3 (приложение 3 к настоящему постановлению).
3. Требования к ведению мониторинга поверхностных вод
и донных отложений
3.1. Пункты мониторинга поверхностных вод организуются на водоемах и водотоках, подверженных техногенному загрязнению; кроме того, создаются пункты наблюдений на относительно незагрязненных водоемах и водотоках.
3.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в поверхностных водах и донных отложениях на территории лицензионного участка и их трансграничном переносе.
3.3. Параметры наблюдательной сети устанавливаются на основе выбранной программы исследований в зависимости от категории поста и с учетом требований ГОСТ 17.1.3.07.-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков".
3.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах поверхностных вод, и периодичность наблюдений приводятся в таблице 4 (приложение 3 к настоящему постановлению).
3.5. Отбор проб для определения хлоридов и нефтепродуктов как приоритетных загрязняющих веществ проводится ежемесячно с учетом гидрологических особенностей водных объектов и техники безопасности.
3.6. Обязательное опробование донных отложений осуществляется в пунктах отбора проб поверхностных вод 1 раз в год в летне-осеннюю межень.
3.7. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах донных отложений, приводится в таблице 5 (приложение 3 к постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно.
4. Требования к ведению мониторинга почв
4.1. Пункты мониторинга почв организуются в подфакельных зонах и зонах воздействия промышленных площадок с учетом ландшафтной дифференциации и направлений поверхностного стока. Кроме того, создаются пункты наблюдений на основных типах (подтипах) почв, не подверженных техногенному влиянию.
4.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в почвах на территории лицензионного участка.
4.3. Периодичность обязательного отбора проб почв - 1 раз в год (сентябрь), в период относительного покоя биоты.
4.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах почв, приводится в таблице 6 (приложение 3 к настоящему постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно.
4.5. В случае аварийных разливов загрязняющих веществ мониторинг состояния нефтезагрязненных земель проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и автономного округа.
5. Требования к ведению мониторинга ландшафтов
5.1. Мониторинг ландшафтов организуется для наблюдения за изменением состояния природных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.