Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Ключевые проблемы в сфере сотрудничества автономного
округа с иностранными государствами и субъектами
Российской Федерации
Анализ внешних связей автономного округа позволяет выявить проблемы, существенно снижающие эффективность внешних связей для экономики автономного округа.
1. Мероприятия автономного округа в сфере внешних связей не всегда согласованы с ключевыми задачами социально-экономического развития, такими как расширение видов экономической деятельности, укрепление инновационности экономики и социальной сферы автономного округа.
Причины возникновения проблемы:
органы государственной власти автономного округа при осуществлении международного и межрегионального сотрудничества вынуждены реализовывать избыточные функции организационного характера, в связи с чем задачи экономического развития не могут эффективно решаться;
неэффективное участие бизнес-сообщества автономного округа в формировании и реализации государственной политики автономного округа в сфере внешних связей;
в связи с отсутствием развитой инфраструктуры не создано стимулов для негосударственного, рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности, при этом главной задачей каждого соглашения и мероприятия в сфере внешних связей является создание новых или расширение действующих предприятий автономного округа в результате работы на новых рынках;
политика автономного округа по поддержке бизнеса слабо связана с политикой автономного округа в сфере внешних связей и не согласована с действующими соглашениями автономного округа.
2. Объем иностранных инвестиций не соответствует высокому международному рейтингу инвестиционной привлекательности автономного округа.
Причины возникновения проблемы:
отсутствует единый регламент взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с международными финансовыми организациями. На сегодняшний день этот процесс происходит спонтанно: процедура выбора партнера, определение проектов, по финансированию которых ведутся переговоры, официально не осуществляются совещательными органами, созданными Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
отсутствует единый государственный реестр документов, подписанных с международными финансовыми организациями;
отсутствует диверсификация форм привлечения иностранных инвестиций: слабо используются международное инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация, сотрудничество на компенсационной основе, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг;
отсутствует система продвижения приоритетных инвестиционных проектов к потенциальным инвесторам в России и за рубежом;
отсутствуют стимулы сертификации товаров (работ, услуг), производимых в автономном округе в соответствии с международными стандартами качества, что является важнейшим фактором повышения инвестиционной привлекательности;
осуществляется сотрудничество преимущественно с инвесторами стран Европы, Соединенных Штатов Америки и международными финансовыми организациями, при этом не ведется работа по сотрудничеству с инвесторами Бразилии, Индии и Китая (страны группы БРИК), стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур);
не задействованы в привлечении внешних инвесторов немецкие, азербайджанские, белорусские, украинские, башкирские, татарские общественные объединения, партнеры в рамках финно-угорского сотрудничества.
3. При осуществлении международного и межрегионального сотрудничества по различным направлениям отсутствуют приоритеты улучшения качества человеческих ресурсов автономного округа (путем осуществления эффективной иммиграционной политики, реализации программ переобучения, повышения квалификации, передачи опыта и так далее), при этом динамика развития автономного округа в большой степени зависит от квалифицированных кадров.
4. Недостаточно оценивается экономическая эффективность заключаемых соглашений автономного округа с иностранными партнерами и субъектами Российской Федерации. Соглашения не нацелены на решение актуальных социальных и экономических проблем автономного округа, не согласованы с приоритетами программ автономного округа.
Причины возникновения проблемы:
наибольшее количество соглашений автономного округа имеют протокольный характер, лишены предметного наполнения, не отражают происходящие процессы международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества, не учитывают интересы местного бизнеса;
при подготовке международных, внешнеэкономических и межрегиональных соглашений автономного округа не принимают участие высшие учебные заведения автономного округа, часто не привлекаются отдельные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, при этом являющиеся впоследствии исполнителями мероприятий по реализации соглашений;
в предметах соглашений автономного округа практически отсутствуют тема инвестиций и миграции квалифицированных кадров, предложения по конкретным проектам международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества автономного округа.
5. Масштабное международное и межрегиональное сотрудничество автономного округа по социальным и гуманитарным вопросам, вопросам в сфере культуры не несет экономическую составляющую (эффективность) и календарно не связано с презентационно-выставочной деятельностью автономного округа.
6. В автономном округе недостаточно эффективна система государственного регулирования и координации субъектов внешних связей.
Причины возникновения проблемы:
отсутствие приоритета мероприятий, способствующих устойчивому развитию автономного округа, которые могут сразу или со временем реализовываться без бюджетной поддержки;
внешние связи муниципальных образований слабо взаимосвязаны с приоритетами политики автономного округа в сфере внешних связей;
Комитет по внешним связям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий координацию внешних связей, вовлечен в реализацию широкого перечня текущих мероприятий, которые в малой степени содействуют решению важнейших стратегических и экономических задач автономного округа;
слабая интеграция политики автономного округа в отдельных отраслях и политики в сфере внешних связей: не взаимосвязаны приоритеты программ автономного округа и приоритеты мероприятий в сфере внешних связей;
отсутствие представителей исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего координацию внешних связей, в составе коллегиальных органов, образуемых Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, координирующих вопросы, в рамках которых могут осуществляться внешние связи (например, представители Комитета по внешним связям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не входят в состав Координационного совета по инвестиционной политике при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).
7. При значительных масштабах внешних связей автономного округа проявляется дефицит квалифицированных специалистов в данной области, в частности имеющих практический опыт работы.
В автономном округе подготовка специалистов в сфере внешних связей не ведется, они привлекаются из других регионов.
8. В автономном округе недостаточно развита инфраструктура содействия развитию внешних связей:
отсутствуют консалтинговые и инжиниринговые компании, специализированные службы на предприятиях по разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов, инфраструктура транспортно-логистических фирм (организаций, осуществляющих весь спектр транспортно-экспедиторских услуг, услуг по таможенному оформлению товаров, услуг в области экспортно-импортных операций, хранения и складирования);
не развита система сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам, к безопасности продукции, реализуемой на рынках развитых стран.
9. Информация об участниках внешнеэкономической деятельности, межрегионального экономического сотрудничества фрагментарна, базы данных различных ведомств и служб (например, о предприятиях с участием иностранного капитала, экспортерах из числа малого бизнеса) не взаимосвязаны. Участники внешних связей автономного округа не имеют достаточной информации о деятельности других участников и не координируют с ними свои действия.
10. В структуре мероприятий автономного округа в сфере внешних связей доминируют мероприятия социального характера, с этим связана низкая доля экономической составляющей внешних связей автономного округа. В муниципальных образованиях автономного округа доля экономической составляющей внешних связей ниже региональной.
11. Отдельные части оперативной работы в сфере внешних связей не включены в единую стратегию. Например, работа в области заключения государственных внешнеторговых контрактов понимается как техническая процедура и не связывается с задачей обеспечения экономической безопасности автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.