Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 14 января 2009 г. N 4-п
Программа
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации
на рынке труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на 2009 год (далее - Программа)
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по стабилизации ситуации на рынке труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год |
Наименование решения о разработке Программы |
|
статьи 7.1, 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Государственный Заказчик Программы |
|
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Основные разработчики Программы |
|
Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цель Программы |
|
стабилизация ситуации и смягчение социальной напряженности на рынке труда автономного округа |
Задачи Программы |
|
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения; 2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест в организациях, расположенных на территории автономного округа, планирующих высвобождение работников; 3) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; 4) повышение территориальной трудовой мобильности |
Срок реализации Программы |
|
2009 год |
Основные направления Программы
|
|
1) организация опережающего профессионального обучения и переподготовки работников предприятий в случае угрозы массового увольнения, установления неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы; 2) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового высвобождения; 3) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Предполагается оказание финансовой помощи безработным гражданам, желающим зарегистрировать собственный бизнес, организация профобучения безработных основам предпринимательской деятельности, информирование о самозанятости, организационно-консультационных услуг; 4) повышение территориальной трудовой мобильности (предполагается оказание адресной поддержки граждан, включая организацию их переезда в другую местность)
|
Ответственные за исполнение программных мероприятий |
|
Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; бюджетные учреждения автономного округа центры занятости населения |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
средства субсидий из федерального бюджета; средства бюджета автономного округа |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
реализация Программы позволит: сократить объемы высвобождений работников из организаций, расположенных на территории автономного округа; сохранить кадровый потенциал в социально значимых отраслях экономики автономного округа; сдержать рост уровня регистрируемой безработицы |
Система управления и контроля за выполнением Программы |
|
контроль за ходом выполнения Программы осуществляют: Федеральная служба по труду и занятости; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В IV квартале 2008 года наметилось резкое ухудшение ситуации на рынке труда автономного округа, о чем свидетельствуют регистрируемые показатели:
произошло резкое увеличение числа зарегистрированных безработных с 8776 человек на 1 октября 2008 года до 12679 человек на 1 января 2009 года, или на 44,5%;
увеличился показатель уровня регистрируемой безработицы с 1,0% на 1 октября 2008 года до 1,4% на 1 января 2009 года;
увеличилось число незанятых граждан, зарегистрированных центрами занятости на 38,7% (с 9651 человек на 1 октября 2008 года до 13387 на 1 января 2009 года);
почти в три раза увеличился показатель напряженности на контролируемом рынке труда - с 0,5 чел./на 1 раб. место на 1 октября 2008 года до 1,4 чел./на 1 раб. место на 1 января 2009 года;
более чем в два раза снизилось число заявляемых работодателями вакансий (с 18831 на 1 октября 2008 года до 9674 на 1 января 2009 года);
предприятиями автономного округа заявлено к высвобождению в IV квартале 2008 года 5,5 тыс. человек;
прогнозируется высвобождение работников с предприятий строительной отрасли на уровне 25%;
отсутствуют объемы работ для геологоразведочных организаций автономного округа:
1) геологоразведочные предприятия проинформировали либо о снижении либо о полном отсутствии заказов на 2009 год, что связано с тем, что нефтяные компании в недостаточном объеме планируют финансирование геологоразведочных работ на 2009 год. Об этом заявили "Обьнефтегазгеология", "Правдинская НГРЭ", "Назымская НГРЭ", "Славнефть-Мегионнефтегазгеология", "Хантымансийскгеофизика", "Западно-Сибирская буровая компания", заявили о высвобождении 178 человек 4 предприятия,
2) филиал ОАО "Тюменнефтегеофизика" в г. Сургуте (14 человек), ЗАО "Назымская нефтегазоразведочная экспедиция" в г. Ханты-Мансийске (35 человек), ЗАО "ГК ГеоЛад" в г. Радужный (75 человек), ООО "Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" в Нижневартовском районе (54 человека);
отсутствуют объемы работ для сервисных служб предприятий нефтедобывающей отрасли, что также может привести к массовым высвобождениям, заявлено к высвобождению 14 предприятиями 597 человек:
в г. Нижневартовске ЗАО "Нижневартовскбурнефть" (48 человек), ООО "Катобьнефть" (38 человек), ООО "Черногорнефтесервис" (10 человек), ЗАО "Самотлор Фракмастер Сервисиз" (48 человек), ЗАО "Нижневартовскбурнефть" (32 человека);
в г. Нефтеюганске 4 предприятия филиала ЗАО "Сибирская Сервисная Компания "Управление цементирования скважин" (185 человек), ООО "Мамонтовский КРС" (7 человек);
в г. Когалыме ООО "Катконефть" (126 человек);
в г. Радужный ООО "ВарьеганСервис" (17 человек), ООО "Русс-Интеграл "Варьеган-Ремонт" (22 человека);
в Нижневартовском районе: ЗАО "Управление по ремонту труб" (66 человек).
Кроме официально заявленного высвобождения, сервисными службами предприятий нефтедобывающей отрасли прогнозируется высвобождение до 40% (около 6,0 тыс. человек) от среднесписочной численности работников при отсутствии объемов работ. В сфере добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа о высвобождении 1079 человек заявили 18 предприятий, самые значительные высвобождения планируются: в г. Мегионе ОАО "Славнефть-Мегион-нефтегазгеология" (104 человека), в г. Радужный ООО "Белые ночи" (497 человек), г. Нижневартовске ОАО "Мохтикнефть" (145 человек), ОАО "Самотлорнефтегаз" (150 человек).
В сфере строительства по информации, полученной от Союза строителей Югры (всего Союз объединяет 146 строительных организаций), в октябре - декабре отмечается значительный рост дебиторской задолженности (задержка расчетов нефтяных компаний и прочих организаций за оказанные услуги) и, как следствие, организации вынуждены снижать заработную плату и сокращать штатную численность. Уже в I квартале 2009 года предполагается высвобождение 6 000 работников.
В сфере предоставления коммунальных и прочих социальных услуг заявлено о высвобождении 509 человек 23 предприятиями.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2007 года N 141-оз принята программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения на 2008-2010 годы. Реализация программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы" позволит в 2009 году:
1) трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию общественных оплачиваемых работ 3794 чел. и осуществить выплату материальной поддержки участникам оплачиваемых общественных работ на сумму 19 606 тыс.руб.;
2) трудоустроить по направлению центров занятости населения в рамках заключенных договоров с работодателями на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, впервые получивших профессиональное образование соответствующего уровня и обратившихся в поиске работы по полученной специальности в органы службы занятости населения автономного округа в течение календарного года после получения документов о соответствующем образовании, 327 чел. и осуществить выплаты материальной поддержки участникам мероприятия на 14 566 тыс.руб.;
3) направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и граждан, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, - 740 чел. и направить на эти цели 8 013 тыс.руб. средств бюджета автономного округа.
Вместе с тем, в условиях финансового кризиса реализация мероприятий программы автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы не позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда в случае исполнения прогнозного варианта высвобождений с предприятий строительной и нефтяной отраслей. Большинство предприятий нефтяной отрасли являются градообразующими, и высвобождение работников этих предприятий дестабилизирует обстановку в муниципальных образованиях автономного округа.
Этим обуславливается необходимость принятия превентивных дополнительных мер с целью сохранения кадрового потенциала в организациях, расположенных на территории автономного округа:
1) организация опережающего обучения и переподготовки работников организаций, находящихся под риском увольнения;
2) стимулирование работодателей к сохранению имеющихся и созданию временных рабочих мест;
3) стимулирование внутриокружной трудовой мобильности кадров.
В автономном округе реализуется мегапроект "Урал промышленный - Урал полярный", в связи с этим в ближайшей перспективе потребуются квалифицированные работники в строительной отрасли и квалифицированные кадры при проведении геологоразведочных работ, машинисты спецтехники, машинисты горнодобывающих и горно-обогатительных установок, в связи с чем существует необходимость сохранения кадрового потенциала.
Дополнительные меры позволят соблюсти приоритет использования местных трудовых ресурсов и сократить привлечение иностранной рабочей силы на 21,1 тыс. человек.
На начало 2009 года запланированный объем высвобождения составил 5507 человек, сведения о предстоящем высвобождении заявили 232 предприятия со среднесписочной численностью работников 95400 человек (12,3% от среднесписочной численности занятых на всех предприятиях автономного округа). Еженедельный прирост числа предприятий, заявляющих о высвобождении, увеличивался с 10 предприятий в октябре до 40 в декабре.
Наиболее значительные высвобождения, запланированные предприятиями автономного округа, охватывают такие виды экономической деятельности как добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, предоставление услуг по добыче нефти и газа, строительство, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В общем числе предприятий, запланировавших высвобождение, 13 предприятий являются градообразующими.
III. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 1 к Программе.
Произведен расчет трех вариантов развития кризисных явлений и высвобождений в автономном округе.
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения":
организация опережающего профессионального обучения и переподготовки работников предприятий в случае угрозы массового увольнения, установления неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы;
перечень предприятий и организаций, на которых предусматривается организация опережающего профессионального обучения и переподготовки работников приведен в приложении 2 к Программе.
По задаче 2 "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест на предприятиях автономного округа, планирующих высвобождение работников":
организация общественных работ, временного трудоустройства, безработных граждан, граждан, ищущих работу, и для работников, находящихся под риском увольнения;
организация стажировки выпускников образовательных учреждений;
перечень предприятий и организаций, на которых предусматривается организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового высвобождения, приведен в приложении 3 к Программе.
По задаче 3 "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан": оказание финансовой помощи безработным гражданам, желающим зарегистрировать собственный бизнес, организация профобучения безработных основам предпринимательской деятельности, информирование о самозанятости, оказание организационно-консультационных услуг.
По задаче 4 "Повышение территориальной трудовой мобильности":
оказание адресной поддержки граждан, включая организацию их переезда в другую местность;
формирование реестра граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другой населенный пункт.
IV. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее исполнения
Исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственным за реализацию Программы, является Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент занятости населения).
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, открытый в Управлении Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Департамент финансов автономного округа зачисляет субсидии на лицевые счета уполномоченного органа - Департамента занятости населения автономного округа и получателей средств - бюджетных учреждений автономного округа центров занятости населения в соответствии с бюджетной росписью.
Порядок расходования средств на реализацию Программы устанавливается Правительством автономного округа.
Распределение средств по получателям в разрезе муниципальных образований автономного округа утверждается Правительством автономного округа на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совместно с бюджетными учреждениями автономного округа - центрами занятости населения, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ.
Департамент занятости населения автономного округа осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделенных на реализацию Программы, своевременным выполнением мероприятий, своевременной подготовкой предложений по корректировке объемов финансирования мероприятий Программы.
Департамент занятости населения автономного округа ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета автономного округа, источником финансового обеспечения которого является субсидия федерального бюджета, по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Контроль за осуществлением расходов бюджета автономного округа источником финансового обеспечения, которых являются субсидии федерального бюджета, осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
V. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидий Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на реализацию мероприятий настоящей Программы, средства бюджета автономного округа.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 151 216,2 тысяч рублей, в том числе согласно приложению 4 к Программе:
субсидия федерального бюджета - 145 216,2 тысяч рублей (96% от общего объема финансирования);
средства бюджета автономного округа - 6 000,0 тысяч рублей (4% от общего объема финансирования).
В рамках реализации программы автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы предусмотрены мероприятия на организацию общественных работ, временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы, временного трудоустройства выпускников с объемом финансирования 34 172,0 тыс. рублей за счет средств бюджета автономного округа.
Таким образом, в целом на стабилизацию ситуации на рынке труда будет направлено финансирование в объеме 185 388,2 тыс. рублей и софинансирование за счет средств бюджета автономного округа составит 21,7%.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
сократить объемы высвобождений работников из организаций, расположенных на территории автономного округа;
сохранить кадровый потенциал в социально-значимых отраслях экономики автономного округа;
сдержать рост уровня регистрируемой безработицы, не допустить его рост свыше 3,2%. Численность зарегистрированных безработных на конец 2009 года не превысит 28,0 тысяч человек.
В результате реализации Программы:
3 000 работников будут трудоустроены после профессионального обучения и переподготовки;
3 500 человек будут трудоустроены на общественные работы и дополнительно созданные временные рабочие места;
500 человек из числа выпускников пройдут стажировку на рабочих местах, предоставленных организациями, расположенными на территории автономного округа;
300 человек организуют собственный бизнес;
100 человек будут трудоустроены за пределами мест их постоянного проживания.
<< Назад |
Приложение 1. >> Система мероприятий Программы |
|
Содержание Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 14 января 2009 г. N 4-п "О Программе Ханты-Мансийского автономного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.